Новости

Приоритеты и критерии развития селекции в XXI веке

15.12.2015

Можно предположить, что в XXI в. доля сорта в формировании величины и качества урожая возрастет до 70% и более, т.к. применение удобрений и пестицидов уже достигло порога «антропогенного насыщения» агробиоценозов. Одновременно увеличится и роль сортовой агротехники, т.е. приемов реализации потенциальной продуктивности, экологической устойчивости сорта. К числу приоритетов и критериев развития селекции в предстоящий период следует отнести:
1. Сочетание потенциальной урожайности с высокими показателями качества и устойчивости к действию абиотических и биотических стрессоров. При этом произойдет и смена приоритетов - от максимальной урожайности к устойчивому получению высококачественного урожая, повышению ресурсоэнергосберегающей и природоохранной функции новых сортов и гибридов за счет их большей приспособленности к эдафическим стрессорам (ионной токсичности, переувлажнению, плотности грунта и пр.) и вредным видам (болезням, вредителям, сорнякам), увеличению не только продукционной, но средоулучшающей функции (почвозащитной, ресурсовосстанавливающей, фитосанитарной, фитомелиоративной и пр.) и т.д.
2. Рентообразующую роль сорта, включая способность «улавливать» различия в физико-химических особенностях почвы, микроклимате, экспозиции склона, дозах и видах минеральных удобрений, близости к рынку, скороспелости и других факторов формирования земельной дифренты I и II. Причем только сорт, наилучшим образом приспособленный к местным условиям (почве, климату, погоде, требованиям рынка и пр.), позволяет «уловить» различия между почвой и климатом, месторасположением относительно рынка и пр. в показателях величины и качества урожая, сроков его поступления, а следовательно, рентабельности и конкурентоспособности соответствующего производства. Вот почему особенно велика роль агроэкологически адресных сортов, способных с наибольшей эффективностью использовать благоприятные для них местные факторы и противостоять экстремальным (в т.ч. местным расам и штаммам патогенов, наиболее вредоносным фитофагам и сорнякам и т.д.). Исключительно большое значение таких сортов и в формировании их горизонтальной устойчивости, которая практически всегда агроэкологически адресна, а ее поддержание требует создания специальных фонов отбора в первичном семеноводстве. К числу рентообразующих признаков следует отнести показатели качества урожая (см. география накопления белка, клейковины, сахаров и других биологически и технологически ценных веществ), а также способность обеспечивать устойчивость к действию абиотических и биотических стрессоров, в первую очередь, за счет механизмов избежания. Так, в условиях России благодаря скороспелости сортов удается не только избежать действия летних засух, но и значительно сократить затраты техногенных и трудовых ресурсов на уборку, а главное, на доработку урожая. Известно, что в структуре затрат сушка зерна и другой продукции достигает 20% и более.
3. Повышение роли сорта в системе «здоровье, питание, ресурсы», в т.ч. в экономике полноценного питания беднейших слоев населения. Заметим, что местные сорта - это и основа «здоровой пищи», включая содержание витаминов, незаменимых аминокислот и других биологически ценных веществ. Специально проведенные в 2000-2007 гг. анализы показали, что по содержанию витаминов, антиоксидантов и вкусовым показателям отечественные фрукты, ягоды и овощи значительно лучше импортных. Основной причиной такой ситуации считаются специфические почвенно-климатические и погодные условия и, в частности, значительно больший перепад между ночными и дневными температурами в течение вегетации по сравнению со странами Западной и Центральной Европы. В частности, именно этим объясняют необыкновенно высокие вкусовые показатели (в т.ч. по содержанию сахара) арбузов, выращенных в Астраханской и Волгоградской областях. Напомним, что особенности почвенно-климатических и погодных условий в Юго-Восточном и Западно-Сибирском регионах России предопределяют формирование уникальных зон высокобелковой пшеницы, тогда как в Западной Европе получение таковой в обычных условиях оказывается невозможным. К числу других причин, обусловливающих высокое качество отечественной растениеводческой продукции, включая ее большую конкурентоспособность на мировом рынке продовольствия, следует отнести наличие соответствующих генетических доноров, а также низкое содержание в урожае остаточного количества поллютантов.
4. Ориентацию особенностей сорта на определенную систему государственных дотаций в случаях необходимости использования «худших» земель и «уменьшающихся пропорциональных прибавок» в системе «фактор-продукт» для обеспечения госзаказа. Особо учитывают доходообразующие в условиях рыночного спроса признаки.
5. Различие требований к сортам и технологиям в товарном и приусадебном (дачном) хозяйстве (вкус, эстетичность, беспестицидность, сроки поступления и др.).
6. Необходимость «осеверения» сельского хозяйства в России, что связано с целесообразностью его перемещения из зон рискованного и экстремального земледелия в зоны гарантированного и экономически оправданного производства (вероятность засух 2-10%). При этом расширение зоны производства как бы «идет» за новыми сортами и гибридами. Об этом в частности, свидетельствуют более северные границы не только биологически возможного, но и экономически оправданного возделывания многих овощных культур, подсолнечника, кукурузы, озимой пшеницы, гороха, многолетних плодовых и ягодных культур, а также бобовых и злаковых трав. В этом отношении Российская агрономия и селекция обладают уникальным, не имеющим аналогов в мире опытом.
7. Использование большего разнообразия агроэкологически адресных сортов и гибридов (многоэшелонированный набор) с учетом громадной вариабельности почвенно-климатических и погодных условий в России. Отсюда важность создания широкой эколого-географической селекционной и сортоиспытательной сети, позволяющей, в конечном счете, обеспечить дифференцированное (высокоточное) использование природных, биологических, техногенных, трудовых и других ресурсов, достигая на этой основе эффективности, в т.ч. конкурентоспособности и рентабельности растениеводства. Исключительно важная роль селекционно-географической сети вытекает также из современных представлений о «формирующем» влиянии факторов внешней среды на мейотическом и постмейотическом этапах появления доступных искусственному и естественному отбору рекомбинантов, значительно большего давления естественного отбора и, наконец, возможности распознать искомый генотип за «фасадом» фитотипа. Известно также, что естественный отбор, в отличие от искусственного, оперирует не отдельными преимущественно моногенными признаками, а идиотипом в целом и даже популяциями. В связи с этим именно в процессе естественного отбора формируются такие полигенные по своей природе признаки, как засухоустойчивость и зимостойкость, являющиеся свойством интегрированности генетических детерминантов всего идиотипа, а не отдельных генов. При этом указанные признаки проявляются только на организменном, т.е. функционально целостном уровне, в формировании которого решающая роль принадлежит коадаптации генов и эпигенетическому отбору.
8. Понимание главной роли сорта в биологизации и экологизации интенсификационных процессов в растениеводстве как основы мобилизации продукционных и средоулучшающих функций биологического разнообразия мировых растительных ресурсов. В т.ч. возможность использования новых сортов при конструировании адаптивных агроэкосистем и агроландшафтов, обеспечении географического и сезонного их видового и сортового взаимострахования (эффект биокомпенсации), целенаправленной фитоценотической селекции, формировании многокомпонентных, смешанных, в т.ч. многоярусных (на видовом и сортовом уровнях) агроценозов, сохранении и создании новых механизмов и структур биоценотической саморегуляции. В числе последних - поддержание экологического равновесия в системе «хозяин - паразит», «растение - опылитель» и др.
9. Развитие «адаптивных направлений» в селекции растений, включая эдафическую, симбиотическую, экотипическую, биоценотическую, биоэнергетическую и экологическую селекцию. С учетом громадного видового и экотипического разнообразия овощных, кормовых, лекарственных и других потенциально хозяйственно ценных культур в генофонде растений России особого внимания заслуживает направление экологической системы селекции кормовых культур. Оно особенно актуально в связи с перспективами развития травосеяния с целью повышения продуктивности сенокосов и пастбищ, перехода к зерно-травяным и травопольным севооборотам.
10. Повышение преадаптивного потенциала сортового набора в связи с возможностью разных сценариев глобального и локального изменения климата. Чем менее предсказуемы условия, тем выше должна быть преадаптивность агроценозов и агроландшафтов. Известно, что в зависимости от «капризов» погоды проявляются годы луковые, капустные, масличные, пшеничные, ячменные и пр. Поэтому в условиях рынка действует правило: «лучше меньший, но устойчивый по величине и качеству урожай».
Как уже отмечалось, в течение XX в. в Юго-Восточной зоне Европейской территории страны средняя температура повысилась с 4,8 до 6,3°С, т.е. на 1,5°С, а количество осадков - с 380 до 500 мм. При этом средняя урожайность озимой пшеницы оказалась в 2 раза выше по сравнению с яровой. В результате зона традиционно яровой пшеницы превратилась в зону озимой пшеницы. Если в 1960 г. яровая пшеница занимала здесь 2,5 млн га, то в 2000 г. - лишь 750 тыс. га. Площадь Tritiсиm durum (яровой твердой пшеницы) в Заволжье с 1,2 млн га в 1950 г. уменьшилась до 80-100 тыс. га. Между тем яровая твердая пшеница значительно устойчивее к ржавчине, чем яровая мягкая (потери которой в эпифитотийные годы достигают 20 ц/га). Мировое производство твердой пшеницы в последний период растет, что связано в первую очередь с увеличивающимся спросом на нее на мировом рынке зерна (рис. 4.12). Заметим, что в экстремальном 1998 г. урожайность озимой ржи в Саратовской области составила 7,6 ц/га, озимой пшеницы - 6,5 ц/га, а яровой пшеницы - 4,4 ц/га.

Приоритеты и критерии развития селекции в XXI веке

11. Первостепенное внимание генетически обусловленной устойчивости сортов и гибридов к болезням и вредителям, которую следует рассматривать в качестве составляющей общей их устойчивости к действию абиотических и биотических стрессоров. В условиях России катастрофические последствия имеет широкое (нередко эпифитотийное) распространение таких заболеваний, как листовая ржавчина пшеницы (потери урожая в отдельные годы достигают 60% и более), фузариоз колоса (полная непригодность зерна из-за высокого содержания фузариотоксинов), фомопсис подсолнечника (средняя урожайность этой культуры на Северном Кавказе из-за эпифитотий фомопсиса уменьшилась до 6-8 ц/га, т.е. более чем в 3 раза), антракноз желтого люпина (площадь которого снизилась с 1 млн до 30 тыс. га) и др. Заметим, что в экстремальные годы резко изменяется иерархия вредоносности патогенов и вредителей.
12. Развитие адаптивной системы селекции, наиболее характерной особенностью которой является взаимосвязь всех этапов селекционного (сбор, хранение и использование генофонда; комбинационная и гетерозисная селекция; отбор искомых генотипов), сортоиспытательного и семеноводческого процессов, что связано с опасностью потери адаптивных свойств сортов и гибридов на любом из указанных этапов.
13. Разработку агроэкологических паспортов (каждому сорту свой участок и своя агротехника). Известно, что обычно реализуется 15-40% потенциальной урожайности сорта и гибрида. Причем эта величина тем больше, чем выше генетическая защищенность ее от «капризов» погоды и уровень агротехники, за счет которой должно быть обеспечено совпадение этапа максимальной величины фотосинтетической производительности агрофитоценоза с наиболее благоприятными условиями внешней среды в период вегетации. В агроэкологическом паспорте сорта должны быть также отражены возможности избежания действия стрессовых факторов (за счет большой скороспелости, способности к регенерации и др.), а также биоэнергетическая «цена» защитно-компенсаторных реакций или формирования защитных морфоанатомических структур. Одновременно дается характеристика уровню техногенной (отзывчивость на внесение минеральных удобрений, мелиорантов, орошение, использование пестицидов и высокопроизводительной техники и т.д.) и биологической (устойчивость к действию абиотических и биотических стрессоров) интенсивности, а также основным доходообразующим (для условий местного и мирового рынка при разном уровне государственных и рентных дотаций) признакам.
14. Повышение роли региональных моделей сортов (гибридов) как основы в работе селекцентров и эколого-географической селекционной и сортоиспытательной сети. В таких моделях должны быть учтены особенности природных условий; уровень техногенной обеспеченности и государственных дотаций; требования местного и мирового рынка; действие лимитирующих факторов внешней среды, периодичность и частота их проявления; специфика требований к предшественнику в севообороте и др.; пригодность сортов как к крупномасштабному, т.е. товарному, так и приусадебному (мелкофермерскому) производству. Очевидно, что в условиях любительского (дачного) и приусадебного производства особую роль играют такие показатели сорта, как скороспелость (внесезонность созревания), вкус, внешний вид, пригодность к беспестицидному выращиванию и пр.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: