Новости

Экономическая и правовая защищенность создания новых сортов (гибридов) и производства их семян

16.12.2015

Далеко не всегда в цене «озвучивается» и содержание в урожае биологически ценных, в т.ч. незаменимых ингредиентов. Между тем проблемы здоровья, питания и ресурсов всегда взаимосвязаны, а качество пищи и лекарства справедливо считаются двумя сторонами одной и той же медали, именуемой здоровье. С учетом решающего значения сорта в определении показателей «качества пищи», а следовательно, и «качества жизни» людей рентообразующим свойствам сорта и семян, связанным с высоким содержанием биологически и технологически ценных веществ в урожае (углеводов, аминокислот, жиров, витаминов, минеральных солей и др.), вкусом, эстетичностью, безопасностью для здоровья (отсутствие нитритов и нитрозоаминов, тяжелых металлов, радионуклидов, микотоксинов и пр.), на этапах селекции, сортоиспытания и семеноводства необходимо уделять особое внимание. Так, энергетическая и протеиновая ценность кормовых культур и соответствующих сортов должна формироваться в строгом соответствии с технологией их возделывания, транспортировки, хранения и переработки, а также условиями содержания животных, более того, особенностями производства той или иной животноводческой продукции. Так, важную роль приобретает создание сортов клевера с высокой растворимостью протеина (разброс данного показателя по 10 сортам от 20 до 70%), что позволило бы приблизить эту культуру по питательной ценности к люцерне. Поэтому в селекционном процессе, а также при нормировании кормов необходимо учитывать не только валовое содержание, но и все большее число составляющих их биологически ценных веществ, определяющих, в конечном счете, питательную ценность кормов по обменной энергии и переваримому протеину В этой связи должны быть разработаны соответствующие коэффициенты биоконверсии не только для каждой кормовой культуры и сорта, вида животного и технологии его содержания, но и для определенного типа (лугового или полевого) фитоценоза и т.д.
Очевидно, что приспособленные к местным условиям (почве, климату, погоде, рельефу, уровню техногенной обеспеченности, требованиям рынка и пр.) сорта и соответствующие семеноводческие посевы позволяют наилучшим образом «уловить» рентные различия между почвой и климатом, месторасположением участка относительно рынка и уровнем агротехники в показателях количества и качества товарного урожая и семян, а следовательно, рентабельности и конкурентоспособности их производства. Отсюда первостепенная роль агроэкологически адресных сортов, способных с наибольшей эффективностью использовать благоприятные местные условия внешней среды и одновременно противостоять наиболее вирулентным расам и штаммам болезней, наиболее вредоносным фитофагам и сорнякам и т.д. Особенно велика роль местных сортов в формировании генофонда растений, обладающих горизонтальной устойчивостью к патогенам, которая практически всегда агроэкологически адресна, а ее поддержание требует создания специальных фонов отбора в первичном семеноводстве. К числу важнейших «рентообразующих» признаков следует отнести также способность сортов и гибридов обеспечивать устойчивость агроценозов за счет избежания действия абиотических и биотических стрессоров. Так, скороспелые сорта и гибриды позволяют не только избежать действия летних засух и суховеев в южных районах России, но и существенно сократить техногенные и трудовые затраты на уборку, а главное, на доработку урожая в северных регионах, где в общей структуре затрат издержки на сушку зерна и другой продукции достигают 20% и более. Между тем, как показывает многолетний опыт, пространственная и временная нерепрезентативность участков сортоиспытания, ошибки в выборе стандартов, а также нарушения в первичном семеноводстве и неадаптивном размещении товарных семеноводческих посевов неизбежно приводят к «сползанию» в позднеспелость не только первоначально скороспелых сортов, но и соответствующих культур в целом.
Для большинства зерновых колосовых, зернобобовых, масличных и крупяных культур при высоких дозах минеральных удобрений и мелиорантов переход к пропорционально уменьшающимся прибавкам урожайности наступает при сравнительно низкой ее абсолютной величине. Экспоненциальный рост затрат техногенных ресурсов на каждую дополнительную единицу урожая в этой ситуации обусловлен низким значением соответствующих коэффициентов энергетической и ресурсной эффективности. Как уже отмечалось, если растения льна и пшеницы обычно используют 31-35% внесенного азота, то кукуруза и картофель - 37-40%, овес, просо, ячмень, сахарная свекла - 44-45%, а кормовые травы и зернобобовые культуры - 48-53%. Очевидно, что эти особенности необходимо учитывать и в семеноводстве.
Чем хуже почвенно-климатические и погодные условия, чем ниже уровень государственных дотаций, тем ниже экономическая надежность и эффективность техногенных затрат. Так, в аридных зонах (менее 300 мм осадков) и в засушливые годы абсолютная прибавка урожая зерновых колосовых культур от внесения азотных удобрений минимальна. При этом азотные удобрения используются лишь на 30-40%, тогда как при достаточной влагообеспеченности на 60-80%. Именно тесная связь эффективности удобрений с влагообеспеченностью почвы и обусловливает, в свою очередь, целесообразность применения их средних доз, более или менее подходящих для отдельных лет. В целом же дозы вносимых удобрений, как неоднократно подчеркивал Д.Н. Прянишников, в товарном семеноводстве должны быть экономически оправданными. В этой связи в селекционной и агрономической, в т.ч. семеноводческой, практике необходимо говорить об «интенсивности» сорта или гибрида не вообще, а относительно их отзывчивости на применение тех или иных техногенных факторов (минеральных удобрений, мелиорантов, орошения, пестицидов, биологически активных веществ, техники и пр.), т.е. «техногенной интенсивности», используя показатели Кээ и Крэ. Следует учитывать и оценки «биологической интенсивности» сортов, характеризующей степень генетической детерминированности их признаков потенциальной продуктивности, экологической устойчивости и средообразования.
Выводы Д. Ацци о том, что в благоприятных почвенно-климатических и погодных условиях (достаточные влагообеспеченность и сумма температур) преимущество должно быть отдано потенциально высокопродуктивным и техногенно интенсивным сортам, тогда как в неблагоприятных первостепенную роль играет большая устойчивость новых сортов к основным лимитирующим величину и качество урожая факторам внешней среды, остаются справедливыми до сих пор. Стремление к повсеместному распространению техногенно-интенсивных сортов (гибридов) и их семян, в т.ч. и в результате необоснованных рекомендаций государственной системы сортоиспытания, является одной из причин неадаптивного размещения сортов и гибридов, потенциально высокая продуктивность которых оборачивается в нашей стране беспрецедентно высокой вариабельностью валовых сборов урожая важнейших сельскохозяйственных культур по годам и агроклиматическим зонам.
Агротехнические приемы и особенности сорта, обеспечивающие высокую потенциальную урожайность товарных и семенных агроценозов, могут одновременно снижать их экологическую устойчивость. Так, загущение посева, высокие дозы азотных удобрений, сорта с высокой потенциальной продуктивностью способствуют росту урожайности в благоприятные по погодным условиям годы и в то же время могут снижать устойчивость растений к засухам и суховеям, заморозкам и морозам, поражению болезнями, вредителями, сорняками. Коэффициенты межгодовой вариабельности урожайности в одной и той же зоне различны для разных культур, а для одной и той же культуры - неодинаковы в разных регионах. Связано это со спецификой действия «критических» факторов внешней среды (засухи, температуры, освещения и др.) на разные признаки (число колосьев и колосков, число зерен и пр.), определяющих, в конечном счете, величину и качество урожая.
Поскольку с ростом потенциальной продуктивности сортов их устойчивость к действию абиотических и биотических стрессоров, как правило, снижается, в неблагоприятных и экстремальных условиях внешней среды и/или при низкой обеспеченности удобрениями и пестицидами предпочтение следует отдавать сортам с высокой экологической устойчивостью, хотя и более низкой потенциальной урожайностью. Во всяком случае наиболее важные рентообразующие признаки сорта и гибрида должны быть и более надежно защищены. Причем чем выше потенциальная продуктивность сорта, тем большую роль в ее реализации играет конститутивная, т.е. свойственная каждому виду общая и специфическая, устойчивость к действию определенных экологических стрессоров. Так, если различия между низкоурожайными сортами озимой пшеницы и ржи по устойчивости к морозам и грибным болезням относительно невелики, то они существенно возрастают для сортов с урожайностью свыше 50-60 ц/га. Поэтому по мере ухудшения условий внешней среды (засушливости, морозоопасности и пр.) все большее значение приобретает адаптивный подбор и размещение культур, тогда как роль сорта оказывается производной реализуемых особенностей потенциала онтогенетической и филогенетической адаптации соответствующего вида, в т.ч. масштабов селекционной и семеноводческой работы с, ним. И наоборот, в благоприятных условиях внешней среды, в т.ч. высоком уровне агротехники, высокая потенциальная урожайность сортов и гибридов играет первостепенную роль. А это, в свою очередь, предопределяет необходимость (но не потенциальную возможность) возделывания большего разнообразия культур-взаимострахователей в неблагрприятных почвенно-климатических зонах. В селекционной работе и при подборе сортов следует также учитывать, что потенциальная продуктивность техногенно интенсивных сортов обычно реализуется лишь на 15-30%. И чем выше техногенная интенсивность сорта или гибрида, чем больше их индекс урожая (0,5-0,8), тем сильнее зависимость величины и качества урожая от «капризов» погоды, а также применения техногенных факторов.
Высокий уровень техногенной интенсификации сорта должен быть обеспечен, в первую очередь, для овощных, плодовых, ягодных и других культур, возделывание которых связано с высокими капитальными вложениями (строительством оросительных и/или осушительных систем, теплиц, капитальной планировкой территории, подготовкой дорогостоящего посадочного материала, закладкой многолетних насаждений и пр.), а следовательно, и необходимостью ускорения окупаемости базовых затрат. Одновременно особого внимания заслуживает устойчивость указанных экосистем к экстремальным условиям внешней среды (морозам, заморозкам, засухам, суховеям), которые способны не только резко снизить величину и качество урожая, но и привести к гибели насаждений. Процессы биологизации и экологизации капиталоемких агроэкосистем должны базироваться на повышении отзывчивости сортов и гибридов на внесение минеральных удобрений, мелиорантов и орошение, увеличении фотосинтетической производительности агрофитоценозов, поддержании в них экологического равновесия за счет эффективного функционирования механизмов и структур саморегуляции, т.е. конструирования соответствующих агроэкосистем и агроландшафтов, адаптивного размещения культур и сортов во времени и пространстве (агроэкологическое макро-, мезо- и микрорайонирование) и т.д., путем подбора культур и сортов-взаимострахователей.
Создание новых сортов и гибридов, устойчивых к кислым, засоленным и переувлажненным почвам, короткому вегетационному периоду, поздневесенним и раннеосенним морозам и заморозкам, а также другим неблагоприятным почвенно-климатическим и погодным условиям, играет решающую роль в «осеверении» земледелия в России, т.е. в продвижении в более северные широты не только биологически возможного, но и экономически оправданного возделывания культивируемых видов растений. Благодаря новым сортам и гибридам были значительно расширены ареалы эффективного выращивания подсолнечника, картофеля, кукурузы, многолетних трав, зернобобовых и других культур. Разумеется, по мере достижения биологических границ степень риска экономически оправданного выращивания того или иного вида, а также его семеноводства значительно возрастает. Однако именно высокая устойчивость сорта к действию абиотических и биотических стрессоров оказывается лучшим гарантом рентабельного возделывания культуры и производства семян.
С учетом того, что сорт является важнейшим фактором успешной реализации комплексных программ «здоровье, рациональное питание, ресурсы» в специфичных (природных, демографических, этнических, социально-экономических) условиях каждой страны, особого внимания заслуживают селекция и семеноводство тех культур, которые могут обеспечить полноценное питание всех слоев населения, а соответственно и продовольственную безопасность государства. При этом в соответствии со стратегией адаптивной интенсификации сельского хозяйства формирование полноценной и дешевой «продовольственной корзины» должно базироваться на производстве и переработке продукции тех культур, которые в наибольшей степени приспособлены к почвенно-климатическим и погодным условиям основных земледельческих регионов России.
Таким образом, новый сорт и производство семян должны обеспечивать доходы тем, кто их создает и воспроизводит. Очевидно, что адаптивная система селекции и семеноводства, базирующаяся на комплексном подходе к повышению продукционных, ресурсоэнергоэкономных и средоулучшающих функций агроэкосистем на этапах селекционного процесса, сортоиспытания и семеноводства, выступает в качестве важнейшей составляющей адаптивного растениеводства и сельскохозяйственного производства в целом.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: