Новости

Агроклиматическое и агроэкологическое районирование (суть основных различий)

17.12.2015

Уже в 1920-х гг. в нашей стране наметились два разных подхода к сельскохозяйственному районированию: агроклиматический и агроэкологический. Сторонники первого в качестве главного фактора, определяющего характер размещения различных сельскохозяйственных культур, рассматривали почвенно-климатические особенности территории, включая типы почв, сумму температур, продолжительность безморозного периода, количество и распределение атмосферных осадков и т.д. Так, в 1920 г. Л.И. Прасолов предложил деление территории Европейской части России, основанное на свойствах почвы (35 почвенных областей, 84 района). В соответствии со схемой агроклиматического районирования Шашко, на территории России было выделено 67 провинций для которых дана оценка продуктивности климата в баллах. И хотя при агроклиматическом районировании учитывались некоторые биологические особенности растений, они выступали лишь как дополнительные факторы районирования.
При агроэкологическом подходе возделываемое растение и его специфические требования к условиям окружающей среды выдвигаются в качестве определяющего, центрального фактора сельскохозяйственного районирования территории, тогда как почву, климат и другие условия оценивают только в плане их взаимодействия в системе «растение - среда». Н.И. Вавилов, используя эколого-географический подход, одним из первых разработал агро-экологическую классификацию культурных растений, интегрирующую действие не только всего комплекса естественно-исторических факторов на их дифференциацию, но и особенности потенциальной продуктивности и экологической устойчивости важнейших видов в разрезе их сортовой амплитуды, в т.ч. крайние варианты морфологических, физиологических, химических и других свойств, специфику приспособления к основным абиотическим и биотическим условиям внешней среды и пр. В работах Д. Ацци, Е.Ф. Пальмовой, Ф.Х. Бахтеева и других были даны агроэкологические особенности возделывания таких важнейших сельскохозяйственных культур, как пшеница и ячмень.
Н.М. Тулайков в Саратовской области выделял пять агроэкологических зон: ржано-овсяно-бобовую, картофельную и свиноводческую, которая занимала обыкновенные черноземы западной и северо-западной части области; пшенично-ржаную, подсолнечную и молочно-мясную на обыкновенных черноземах северо-восточной части правобережья реки Волги; пшенично-подсолнечную, мясо-молочную на южных черноземах и частично темно-подсолнечную, кукурузную, мясо-молочную на обычных и южных черноземах северо-восточной части левобережья р. Волги; пшеничную, мясную и мясо-шерстную на всей южной и юго-восточной части левобережья, в основном на темно- и светло-каштановых почвах. Если в первой зоне на долю пашни приходилось 81%, то в пятой зоне всего лишь 58%.
Поскольку дифференцированная реакция видов и сортов растений на действие факторов внешней среды проявляется не только в величине и качестве, но и надежности, а также разных сроках поступления урожая (рис. 5.6), адаптивное агроэкологическое районирование культивируемых видов и сортов играет решающую роль в повышении продуктивности, ресурсоэнергоэкономичности и рентабельности, включая увеличение выхода с каждого гектара биологически ценных веществ (белка, сахаров, жира и пр.). Уже в 1930-х гг. были выявлены закономерности географической изменчивости химического состава культивируемых видов на территории России.
Казалось бы, очевидно, что агроклиматический и агроэкологический подходы должны дополнять друг друга. Однако недооценка доминирующей роли адаптивных особенностей каждого культивируемого вида и даже сорта растений при агроклиматическом подходе привела к ошибкам не только методологического и методического характера, но и значительно снизила его практическую ценность.
Следует подчеркнуть, что важнейшей особенностью агроклиматического подхода к сельскохозяйственному районированию территории уже на первых этапах его развития являлся учет специфичности, отзывчивости каждого культивируемого вида растений на условия внешней среды. Причем П.И. Броунов и Г.Т. Селянинов, положившие начало сельскохозяйственной агрометеорологии, уделяли особое внимание как характеру пространственного и временного распределения климатических факторов, так и способности растений рационально использовать и/или противостоять им. Неслучайно, например, к числу важнейших заслуг П.И. Броунова относят не только организацию во второй половине XIX в. более 100 агрометеорологических станций в России, но и описание у растений «критических» периодов онтогенеза, «в которые они особенно чувствительны к тем или другим факторам, например, к холоду». Будучи признанным специалистом в области метеорологии, П.И. Броунов во всех тонкостях знал особенности реакций сельскохозяйственных растений на факторы среды. «Овес, - писал он, - не требует большого тепла, но требует умеренной влажности почвы, а главное - большой влажности в течение 10-12 дней перед выметыванием ... Рожь не требует много тепла, даже боится избытка его; сравнительно легко переносит и зимние морозы».

Агроклиматическое и агроэкологическое районирование (суть основных различий)

Тщательный учет адаптивных особенностей культивируемых видов и сортов растений характерен и для работ Г.Т. Селянинова, который, считая, что решающее значение для жизни растений имеет температура, в зависимости от необходимой для каждого вида растений суммы активных температур разделил все сельскохозяйственные культуры на 5 групп:
1) северной границы земледелия (сумма активных температур 1000—1500°С): картофель ранний, лен на волокно, репа, салат, редис, лук на перо;
2) устойчивого северного земледелия (1500-2500°С): махорка, овес, яровая пшеница, яровая рожь, капуста ранняя, свекла столовая, огурцы, морковь, ячмень;
3) основных земледельческих районов умеренного пояса (2500-3500°С): сахарная свекла, кукуруза ранняя, подсолнечник, кукуруза средняя, томат, соя ранняя, арбуз;
4) субтропические (3500-6000°С): кукуруза поздняя, сорго, кенаф, бататы и др.;
5) тропические (более 6000°С).
Г.Т. Селянинов неоднократно подчеркивал необходимость вести климатологическую обработку «по отдельным культурам и избегать универсальных климатических характеристик, как не имеющих практического значения». Поэтому наиболее важной задачей при агроклиматическом районировании сельскохозяйственных культур он считал установление климатических минимумов растений, поскольку без таких данных невозможно построить практически ценную сельскохозяйственную климатографию. «... Сельское хозяйство, - писал он, - интересуется климатом постольку, поскольку климатическая характеристика территории дает определенные указания, как построить сельскохозяйственную структуру, чтобы она максимально использовала климатические возможности и минимально страдала от климатических неприятностей». Такое подробное цитирование нами основоположников агроклиматического районирования территории и концентрация внимания читателя на специфике адаптивных реакций каждого вида зерновых растений связаны с тем, что в дальнейшем последователи этого направления сочли возможным объединить указанные и другие колосовые зерновые культуры в одну группу. Заметим, что неправомерность сельскохозяйственной оценки разных земель на основе «их сравнительной производительности на единицу площади за счет одних лишь естественных факторов» отмечал и С.Г. Струмилин.
К настоящему времени сравнительная оценка агроклиматических условий возделывания основных сельскохозяйственных культур в нашей стране и за рубежом обычно включает: 1) анализ влияния метеорологических условий на урожай и темпы развития культуры; 2) разработку на этой основе количественной модели «погода - урожай»; 3) определение границ возможного по климатическим условиям ареала культуры; 4) выделение внутри него зон, различающихся по степени благоприятствования климатических условий формированию урожая. Именно на такой основе были получены данные, приведенные на рис. 5.7 и 5.8.
Агроклиматическое и агроэкологическое районирование (суть основных различий)

Необходимость изучения климата - одного из главных компонентов окружающей среды, в равной мере определяющего динамику процессов органической и неорганической природы, - очевидна. Однако сельскохозяйственную науку и практику не могут удовлетворить только фоновые данные о климате, поскольку вся практическая деятельность человека в области растениеводства, в т.ч. и при сельскохозяйственном районировании территории, осуществляется на основе учета адаптивных и адаптирующих особенностей культивируемых видов и сортов растений, а также на конкретных землях, находящихся между разными точками гидрометеорологической сети. Недооценка специфики адаптивных реакций культивируемых растений, как и экстраполяция локальных метеоданных на большую площадь, особенно расположенную в условиях пересеченного рельефа, обусловливающего неравномерное распределение даже на малых расстояниях агроклиматических ресурсов, лимитирующих величину и качество урожая, приводит к грубым ошибкам. Неслучайно имеющиеся к настоящему времени крупномасштабные и даже мелкомасштабные модели агроклиматического районирования территории России и отдельных регионов все меньше удовлетворяют запросам практики.
Агроклиматическое и агроэкологическое районирование (суть основных различий)

В то же время важно учитывать, что современные достижения в области микроклиматологии и геоморфологии позволяют на основе использования морфометрических, климатических, агроклиматических и агро-экологических параметров разрабатывать качественно новые среднемасштабные и крупномасштабные модели агроклиматического макро-, мезо- и микрорайонирования территории. При этом оказалось возможным определять даже микроклиматические параметры (радиационные и ветровые характеристики, показатели морозо- и заморозкоопасности, режимы увлажнения и температуры почвы и др.), позволяющие уточнять расчетным путем фоновую информацию о климате в конкретной местности, в т.ч. и в условиях холмистого рельефа, составлять комплексные микроклиматические карты для отдельных хозяйств, создавать картографические информационные базы и т.д.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: