Новости

Основы адаптивного семеноводства

18.12.2015

Потенциальные возможности селекции можно реализовать лишь при правильно организованной системе семеноводства новых сортов и гибридов. В этой связи необходимо обратить внимание на явно неоправданную тенденцию в нашей стране к сокращению числа широко используемых сортов и гибридов, районированных в каждой почвенно-климатической зоне (в основном под предлогом «облегчения» семеноводства). Разумеется, в данном случае речь идет не просто о числе сортов и гибридов как таковом, а о многообразии их адаптивных и средоулучшающих реакций, поскольку реализация в растениеводстве принципа биокомпенсации (по показателям потенциальной урожайности и экологической устойчивости) базируется на подборе культивируемых видов, сортов и гибридов с асинхронными и даже противоположными адаптивными реакциями к непредсказуемо варьирующим в течение вегетации факторам внешней среды. Биокомпенсационный потенциал видового и сортового разнообразия удается использовать лишь при условии, что данный аспект учитывается на этапах селекции, сортоиспытания, семеноводства и конструирования агроэкосистем.
Сокращение сортового разнообразия не только снижает устойчивость агроэкосистем к погодным флуктуациям, но и значительно повышает их генетическую уязвимость. Ранее уже приводились данные о том, что замена генетически разнообразных сортов более высокоурожайными сортами и гибридами с высокой степенью ядерной и цитоплазматической однородности была во многих странах мира главной причиной опустошительных эпифитотий бурой ржавчины пшеницы и овса, южного гельминтоспориоза кукурузы, серой и белой гнили подсолнечника, массового поражения посевов сорго злаковой тлей и т.д.
Особую значимость приобретает вопрос адаптивного размещения семеноводческих посевов. Далеко не всегда посевы, характеризующиеся высокой урожайностью, оказываются лучшими и как семенные. Поэтому весьма спорны предложения по концентрации всех семеноводческих посевов только в зонах с наиболее благоприятными для получения высокого урожая почвенно-климатическими условиями. Такой подход, на наш взгляд, оправдан заведомо лишь для обеспечения семенами регионов, где их производство невозможно (например, семена люцерны в Прибалтике) или в случаях специфичности семеноводства культивируемого вида (семена ранних сортов капусты и др.). Опыт показывает, что чем менее благоприятны почвенно-климатические и погодные условия, тем более важна агроэкологическая адаптивность семеноводческих посевов соответствующей культуры.
В то же время по некоторым культурам, в частности картофелю, замечено, что выращивание семенного материала в иных от места их создания почвенно-климатических и погодных условиях способствует получению более надежного и высокого урожая («экологический гетерозис»). В числе причин этого явления может быть известная зависимость качества семян от фитосанитарного состояния семенных посевов. Установлено, что по меньшей мере 50% из описанных патогенных бактерий способны передаваться через семена, резко снижая их посевные показатели. Более того, систематическое инфицирование, например, растений кукурузы вирусом полосатой мозаики ячменя, повышает интенсивность мутаций в нескольких генах эндосперма кукурузы, приводя даже к смещению менделевского расщепления. По данным Канта, размножение семян пшеницы в самом хозяйстве усиливает (на 5-10%) поражение посевов пыльной головней. Поэтому одним из возможных механизмов проявления «экологического гетерозиса» может быть разрушение приспособленности в триаде «растение-хозяин - паразит - среда». Аналогичную точку зрения высказывает и Rice, по мнению которого устойчивость растения-хозяина можно стабилизировать путем выращивания его в условиях внешней среды, не совпадающих с экологической нишей патогена, т.е. существенно отличающихся по почвенно-климатическим параметрам от условий, в которых проходила их коэволюция. Возможно также, что преимущества инорайонных семян, особенно в прошлом, были связаны с формированием сортосмесей, нередко повышающих адаптивные возможности посевов.
Многие адаптивные свойства семян можно рассматривать как их своеобразную онтогенетическую «память», влияние которой проявляется в изменении не только величины и качества урожая, но даже генотипической структуры расщепляющихся поколений вследствие различий в посевных свойствах семян (всхожесть, энергия прорастания и т.д.). Однако предстоит еще выяснить особенности формирования онтогенетической «памяти» семян у разных культур, ее влияние на устойчивость посевов к экологическим стрессорам, и только с учетом этих данных окончательно решать вопрос о месте наиболее целесообразного размещения семеноводческих посевов.
Особого внимания заслуживает опыт организации семеноводства сельскохозяйственных культур в условиях рыночной экономики в ведущих зарубежных странах. Так, стоимость сортовых семян зерновых культур там в 2-4 раза, а гибридных - в 10-30 раз выше стоимости товарного зерна. По мере увеличения числа репродукций семян рыночные цены на них резко снижаются, благодаря чему семеноводческие фирмы и компании экономически заинтересованы в ускорении сортосмены. Кроме того, по мнению американских исследователей, каждый вложенный фермером в покупку нового сорта или гибрида доллар дает 3 долл. прибыли. В результате крупных инвестиций в селекцию и семеноводство продолжительность выведения и внедрения в производство нового сорта сокращается в 2-2,5 раза, а повышение продуктивности основных сельскохозяйственных культур здесь более чем на 50% связывают с вкладом селекции.
В современных условиях повышение роли селекции обусловливается, с одной стороны, значительным ростом соответствующих расходов, а с другой - определенной долей риска при получении требуемых сортов и гибридов. Иными словами, риск считается неотъемлемым компонентом в определении экономических показателей селекции. При этом в селекционном деле имеется 5 основных видов риска:
- технологический риск, связанный с неудачей в проведении селекционных исследований и невозможностью получения нового сорта с определенными свойствами;
- регистрационный риск: в официальный список (каталог) включается менее 10% новых сортов, прошедших апробацию;
- коммерческий риск: менее 25% сортов, включенных в официальные списки, имеют коммерческий успех;
- риск потери устойчивости нового сорта при широком распространении под действием как биотических, так и абиотических факторов внешней среды. Хотя вероятность появления этого вида риска достаточно низкая, тем не менее он может быть причиной исключения сорта из коммерческой продажи;
- политико-юридический риск связан с неадекватностью защиты сорта, особенно в странах, где отсутствует реальная система защиты прав селекционеров.
По имеющимся оценкам в настоящее время стоимость всех семян, реализуемых через розничную торговлю, превышает 50 млрд долл. Самыми крупными в семеноводческой отрасли являются 12 компаний: Pioneer, Sandoz, Cargill, Ciba-Geigy, Volvo, Vander Have, Dekalb-Pfizer, Upjohn, Limagrain, Librizol, Royal Dutch/Shell, KWS, на долю которых приходится 70% общего мирового коммерческого рынка семян. К примеру, компания Pioneer Hi-Bred International, владеющая 35% доли рынка семян кукурузы в США, имеет собственную научно-исследовательскую программу, охватывающую не только сферу получения новых гибридов, но и совершенствование производственных процессов доработки продукции, ее продажи и услуг. На исследования и разработки компания расходует около 6% годового дохода, что составляет около 50 млн долл. Наряду с кукурузой, здесь существенно расширены исследования и по другим культурам (сорго, подсолнечник, соя, люцерна, пшеница), с выделением на это дополнительных ассигнований.
Французская корпорация Limagrain, приобретая Shissler Seed Co в штате Иллинойс (США) с доходом в 5 млн долл. (гибриды кукурузы и соя), получила дополнительные производственные мощности по доработке семян, а также долю рынка распределения этой продукции. Приобретение этой корпорацией фирмы Picard а Co Ltd (распространение семян полевых культур по всей Великобритании) дало доступ на рынки семян этой страны. Фактически корпорация Limagrain в настоящее время имеет более 48 филиалов по всему миру и помимо селекционных работ участвует в распределении семенной продукции гибридов кукурузы, овощных и фуражных культур, цветочных, сахарной свеклы, газонных трав и подсолнечника.
Членство в Американской ассоциации по торговле семенами (ASTA) гарантирует защиту и пропаганду интересов ее участникам. Ежегодно члены Ассоциации встречаются для обмена мнениями, получения информации о последних достижениях. ASTA организует пропаганду семенной продукции своих членов на международном рынке, поддерживает государственные исследования, в которых заинтересована семеноводческая отрасль, осуществляет тесный контакт с государственными учреждениями на всех уровнях (штат, федерация) для защиты интересов семеноводческой отрасли, проводит семинары и другие программы по совершенствованию опыта управления отраслью и т.д.
В Дании, как и во всех других странах ЕС, запрещена реализация несертифицированных семян. В связи с этим контракт, заключаемый фирмой и фермером-семеноводом, предусматривает сертификацию. Обычно с учетом всех показателей цена на сертифицированные семена на 50% выше продажной цены товарной продукции. В случае если сорт (гибрид) той или иной культуры продается впервые и имеет значительные преимущества перед другими, цена на него может превышать цену товарной продукции в 4 раза и более.
Большинство стран, где действует система защиты прав селекционеров растений (PBR), являются членами межправительственной организации Международного союза по охране селекционных достижений (UPOV), которая была создана в 1961 г. странами, подписавшими Парижскую конвенцию (пересматривалась и совершенствовалась в 1972 и 1978 гг.).
Основная задача UPOV - это осуществление научно-производственного и торгово-экономического сотрудничества его членов при проведении апробаций, правовой охране и практическом использовании сортов растений в разных странах мира. Деятельность UPOV регулируется Парижской конвенцией и охватывает разработку научно-технических и юридических правил, типовых соглашений и др., касающихся порядка применения конвенции, унификации национального законодательства о селекции, регулирования межправительственных отношений в области селекционного дела, поисков новых форм сотрудничества и т.д. Финансирование деятельности UPOV осуществляется, главным образом, за счет ежегодно выплачиваемых взносов членами союза и прибыли от выпускаемых публикаций.
Селекционеры большинства зарубежных стран стараются передавать на государственное испытание только хорошо проверенные ими сорта. К этому их вынуждают не только жестокие условия конкуренции на рынке семян, но и материальная ответственность перед потребителями семян в случае, если будет обнаружено, что семена недоброкачественные. Например, в ФРГ, в случае деградации нового сорта, селекционер обязан начиная с четвертого года его использования выплачивать потребителю более 100 евро за каждый гектар, засеянный такими семенами.
Создание новых сортов требует крупных материальных и интеллектуальных затрат. По данным американских специалистов, для получения нового сорта в среднем требуется 11,1 года с момента скрещивания без учета времени, необходимого для проведения последующих оценок, включая сортоиспытание, маркетинг и т.д. Общие расходы на получение сорта колеблются от 1,5 до 4 млн долл.
Вторая волна слияния семеноводческих фирм с мультинациональными корпорациями, которая началась в начале 1970-х гг., тесно связана как с удорожанием селекционных работ, так и развитием биотехнологии. Кроме того, причинами такой ситуации явились: наличие мощного материально-финансового потенциала и возможности получения дополнительной прибыли за счет применения новых биотехнологий в растениеводстве; появление угрозы сокращения рынка агрохиминдустрии в связи с получением новых сортов растений, не требующих применения удобрений и гербицидов при их возделывании и т.д. При формировании селекционно-семеноводческих программ на долговременную перспективу и организации соответствующих селекционных центров в нашей стране важно учитывать дальнейшее усиление мультинациональных селекционно-семеноводческих корпораций, а также нарастание экспансии их сортов и гибридов на отечественном рынке семян. Этим процессам будут в значительной мере способствовать расширение BTO и усиление ее возможностей, а также тенденция в промышленно развитых странах к сокращению государственных дотаций сельскому хозяйству. Например, в Швеции еще в 1990 г. парламент принял закон, определяющий развитие АПК страны на 1990-2000 гг. Основная идея - отказ от регулирования внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, устранение системы внутренних гарантированных цен и постепенное их наращивание до уровня мировых (однако в настоящее время цены на сельскохозяйственную продукцию в Швеции, как и в других странах ЕС, все еще существенно выше мировых).
Высококачественные семена являются одним из главных факторов получения запрограммированных урожаев. Только при высоком качестве семян могут быть реализованы потенциальные возможности сорта, и наоборот - даже самый высокопродуктивный сорт дает низкий урожай при посеве низкокачественными семенами.
Очевидно, что возможности новых направлений селекции могут быть реализованы лишь при адаптивной системе первичного и товарного семеноводства, обеспечивающей долговременное сохранение хозяйственно и адаптивно значимых признаков, имеющих, как правило, полигенную природу, а следовательно, и высокую гетерогенность даже в фенотипически однородных сортах. «Формирующее» действие селекционного и семенного поля особенно велико при использовании методов массового отбора, а также в селекции на признаки с высокой модификационной изменчивостью и поэтому не поддающихся четкому фенотипическому контролю. Заметим, что при оценке естественного отбора следует различать специфику действия его факторов (абиотических и биотических, межвидовых и внутривидовых), а также уровней отбора (молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционный, видовой, биоценотический). Значение естественного отбора и агроэкологической типичности фона отбора резко возрастает при создании и семеноводстве сортов, сочетающих высокую потенциальную продуктивность с устойчивостью к действию абиотических и биотических стрессоров.
В настоящее время, наряду с географически универсальными сортами (целенаправленное создание которых требует использования широкой эколого-географической селекционной, сортоиспытательной и семеноводческой сети), все большее значение приобретают агроэкологически и технологически специализированные (т.е. адресные в плане размещения, технологии возделывания и использования) сорта и гибриды. В пользу большей агроэкологической адресности сортов и гибридов свидетельствуют многочисленные данные о целесообразности «избежания» действия неблагоприятных факторов внешней среды и, наоборот, «совпадения» периодов максимальной фотосинтетической производительности агрофитоценоза с наиболее благоприятными для данной культуры и даже сорта условиями (освещенности, температуры, влагообеспеченности и т.д.).


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: