О реформировании селекционной, сортоиспытательной и семеноводческой системы в России
18.12.2015
Реформирование селекционной, сортоиспытательной и семеноводческой системы в условиях перехода России к рыночной экономике - естественный и необходимый процесс. В соответствии с действующим Законом РФ «О селекционных достижениях», патентообладатели новых сортов и гибридов (научные учреждения и селекционеры) имеют исключительные права по их использованию. В Федеральном Законе «О семеноводстве» (принятом в 1997 г.) четко сформулированы права оригинатора сорта (статьи 6,7 и 18), а также указаны меры государственной поддержки и регулирования рынка семян, в частности, предоставление налоговых льгот, компенсации затрат на производство оригинальных и элитных семян, государственного регулирования цен и др. В соответствии с Постановлением Правительства РФ (№ 1577 от 18.12.97 г.), наша страна присоединилась к Международной конвенции по охране новых сортов растений и вступила в соответствующий международный союз. Переход к качественно новой организационно-правовой системе позволяет обеспечить не только интеллектуальную и экономическую защиту прав создателей новых сортов и гибридов, но и пользователей селекционных достижений (хозяйств, фермеров и др.).
Между тем функционирующие в настоящее время в России семеноводческие фирмы в большинстве случаев используют новые сорта и гибриды отечественной селекции бесплатно, не заказывая и не возмещая затраты даже на производство элитных семян. Однако производство элиты - не только конечный этап селекционной работы и первичного семеноводства, но и основа получения высококачественных репродуцированных семян нового сорта. Грубые нарушения системы сортообновления из-за безлицензионного производства и продажи семян привели к наводнению российского рынка низкокачественными по сортовым и посевным показателям семенами, что крайне негативно сказывается на всей системе сельскохозяйственного производства.
Основными производителями новых сортов и семян высших репродукций в России в настоящее время являются научные учреждения Россельхозакадемии и сельскохозяйственные вузы. Так, из принимаемых на государственное испытание сортов и гибридов здесь создается свыше 70%; им же принадлежит и большая часть сортов и гибридов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. Несмотря на всевозрастающее число включаемых в Госреестр сортов и гибридов зарубежной селекции, основные посевные площади в России заняты отечественными сортами, которые по показателям урожайности и качества в большинстве случаев не уступают зарубежным, а по комплексной устойчивости к наиболее распространенным абиотическим и биотическим стрессорам существенно превосходят их.
В научно-исследовательских учреждениях Россельхозакадемии и их опытно-производственных хозяйствах (их более 300) ежегодно производится практически весь объем семян высших репродукций, в т.ч. 250 тыс. т элитных семян зерновых культур, 21 тыс. т семян линий и родительских форм гибридов кукурузы и подсолнечника, 1,7 тыс. т семян элиты многолетних трав, 500 тыс. саженцев новых сортов плодово-ягодных культур и т.д.
В последние годы в научных учреждениях селекционного профиля проведена реструктуризация научных и производственных подразделений, укреплена система маркетинга и торговли семенами, объемы производства элитных семян увязаны с востребованностью соответствующих сортов и гибридов рынком, усилена кооперация с отечественными и зарубежными селекцентрами. Созданы и успешно функционируют свыше 50 селекционно-семеноводческих ассоциаций и других коммерческих структур, обеспечивающих реализацию семян и посадочного материала. В целом в НИУ Россельхозакадемии за счет продажи семян, хоздоговоров и коммерческой деятельности покрывается 60-70% расходов. Так, в Краснодарском НИИСХ им. П.П. Лукьяненко, свыше 60 новых сортов и гибридов которого были районированы, бюджетные ассигнования составили 27%, тогда как в результате селекционно-семеноводческой работы получено 73% средств.
Между тем в селекционно-семеноводческой работе отечественных научных учреждений и опытных хозяйств имеется немало трудностей и нерешенных проблем. Убыточность большей части сельскохозяйственных предприятий обусловливает неплатежеспособность спроса на высококачественные семена вообще, а на семена высших репродукций - в особенности. Сегодняшний стихийный рынок производства и продажи семян, характеризующийся неустоявшейся законодательной базой и неплатежеспособностью абсолютного большинства хозяйств, не может быть принят за основу предлагаемой реорганизации селекционно-семеноводческой сети, а тем более российской селекционносеменоводческой науки в целом.
Анализ инфраструктуры даже самых крупных российских семеноводческих фирм показывает, что свои капиталы они вкладывают не в сферу селекции и производства семян, а в торговлю ими. При вступлении в полную силу закона об исключительном праве патентообладателя (селекцентра и селекционеров) на производство и продажу семян новых сортов и гибридов, фирмам придется не только оплачивать затраты на создание новых сортов, но и обеспечивать необходимую схему их сортообновления, т.е. регулярно закупать у оригинаторов элитные семена. Неслучайно в последние годы российские фирмы все больше рекламируют и продают семена зарубежных партнеров. При сплошном акционировании селекционных центров эти фирмы, не обладая достаточным собственным капиталом, вольно или невольно будут помогать иностранным корпорациям выигрывать в конкурентной борьбе на обширном российском рынке семян.
В условиях перехода России к рыночной экономике частные и государственные селекционно-семеноводческие структуры должны развиваться параллельно, а реформирование в этой области следует проводить поэтапно. Становление таких крупных селекционно-семеноводческих фирм, как Дюпон, Пионер, Холден, Де-Каб, Лимогрен и других, происходило в течение 50 и более лет. В настоящее время права по сбору «роялти», «реализации лицензий», «выдаче разрешений на завоз семян по импорту», т.е. функции государственного регулирования селекционносеменоводческой работы, в соответствии с Законом «О семеноводстве», находятся в ведении Минсельхоза РФ и должны там оставаться.
Утверждения о том, что положение о необходимости иметь в каждой почвенно-климатической зоне селекционный центр якобы давно устарело, а в подавляющем большинстве стран мира селекция и семеноводство перешли на самоокупаемость, не соответствуют действительности. Высказываются также мнения, что «принятая в стране зональность в селекции - не самое лучшее и эффективное приобретение в сельскохозяйственной и биологической науке». Однако подобные заявления - лишь эхо «битв» прошлых поколений.
Предложения о целесообразности выделения селекцентров из состава многопрофильных НИИ противоречат тенденции мирового научного знания к усилению системности, комплексности и интеграции. Совместная работа селекционеров, технологов, экономистов, биохимиков, физиологов, генетиков, цитологов, фитопатологов и других специалистов только повышает эффективность селекции и семеноводства. Исторически сложившаяся в нашей стране система комплексности селекционных работ уже многократно доказала свою эффективность. Подражательство странам, где широко развита частная селекция, ничего, кроме вреда, нам не принесет. Тем более что при оценке перспектив развития и финансирования селекционно-семеноводческих программ в долговременной перспективе следует учитывать геополитическое и географическое положение России, требующее всемерного укрепления ее продовольственной, а следовательно, и национальной безопасности. Важно и то, что основные селекционные центры бывшего СССР расположены на территории Российской Федерации, тогда как значительная часть сельхозугодий и населения в настоящее время находится на территории других стран. Поэтому последние представляют потенциально важный рынок для продажи семян отечественных сортов и гибридов. Необходимость масштабной государственной поддержки селекционносеменоводческих программ в России обусловлена и тем, что большая часть ее земледельческой территории характеризуется не только крайне разнообразными, но и неблагоприятными почвенно-климатическими и погодными условиями. Между тем повышение морозо-, холодо- и засухоустойчивости культивируемых видов растений за счет селекции относится к числу наиболее сложных фундаментальных проблем, решение которых без мощной государственной поддержки невозможно. Развитие частных и государственных селекционно-семеноводческих предприятий может происходить параллельно и поэтапно при правовой и экономической помощи государства.