Новости

Функциональное содержание процесса обеспечения населения продукцией

20.05.2015

Функционирование предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности призвано обеспечивать население страны продуктами питания высокого качества, расширенного ассортимента в объеме, достаточном для удовлетворения его всевозможных потребностей. Количественно-качественный уровень развития сельскохозяйственного производства в России, как основной источник сырьевых ресурсов, не обеспечивает в полной мере потребности страны в продовольствии. Это обусловлено в основном спадом производства сельскохозяйственной продукции, низким качеством семенного материала, сокращением плодородия почв, снижением численности поголовья скота, неразвитостью инфраструктуры агрорынка и низким уровнем государственного регулирования экономических процессов.
Имеющее место снижение объемов производства отечественной продукции восполняется за счет ввоза в страну таких продуктов питания, как: мясо и мясопродукты различных видов, животное и растительное масло, кондитерские изделия. Доля импортного продовольствия в каждой стране устанавливается, исходя из её природно-климатических, исторических, культурных, политических и экономических условий.
Ввозимое в Россию из-за рубежа продовольствие зачастую низкого качества составляет серьезную конкуренцию отечественным товаропроизводителям, затраты которых на производство продуктов питания значительно выше, чем в других странах в силу неблагоприятных природно-климатических условий для сельскохозяйственного производства. В последние годы отмечается низкий уровень потребления населением качественных продуктов питания, необходимых для нормальной его жизнедеятельности. Физическая доступность продовольствия не означает её экономической доступности для всех слоев населения, что связано со снижением их жизненного уровня, увеличением количества безработных, социальной незащищенностью основных слоев граждан страны.
Таким образом имеется настоятельная необходимость в реструктуризации процессов удовлетворения нужд населения страны в продовольствии, высокого качества и необходимого ассортимента. На основании вышесказанного можно отметить, что выбор темы данного исследования является для дальнейшего интенсивного развития России своевременным и актуальным.
Проблема продовольственного обеспечения населения является важнейшим приоритетом экономической стратегии политического руководства самых передовых в экономическом отношении государств: США, Японии, стран ЕС. От эффективности решения данной проблемы зависит не только социальная, но политическая и межнациональная стабильность в обществе. Ухудшение продовольственного обеспечения населения способно деформировать процесс политических и экономических преобразований.
Сам HO себе продовольственный фактор играет важную роль на протяжении всей истории развития цивилизации. Первым законченным этапом формирования глобального продовольственного порядка является период, охватывающий последнюю треть XIX века и закончившийся во время мирового экономического кризиса 1929-1933 годов и последовавшей за ним Великой Депрессии. Начало этому этапу положило переселение миллионов эмигрантов, покинувших Европу (часто по причине голода) и расселившихся на плодородных землях Великих Равнин США, Прерий Канады и Пампас Аргентины. Дешевое зерно из Атлантики позволило Европе поддерживать высокие темпы индустриализации и урбанизации. В последней четверти XIX века Россия также быстро наращивала экспортный зерновой потенциал.
Распад сложившегося международного продовольственного порядка начался в 1929 г, когда составной частью мировой экономической депрессии стал сельскохозяйственный кризис. В этот период в США и европейских странах были приняты программы федеральной поддержки фермеров с целью самообеспечения населения продуктами питания расширенного ассортимента.
Следующий этап развития глобального продовольственного порядка начался с первыми поставками американского продовольствия в Европу по «Плану Маршалла» и закончился мировым зерновым кризисом 1972-1973 годов. После реализации «Плана Маршалла» (за 1948-1952 годы из 4 млрд. долл. 29 % составляли продовольственные поставки) США приняли ряд программ продовольственной помощи, которая явилась фундаментом послевоенного международного продовольственного режима. Он обеспечивался фактически аграрной политикой США, на которые приходилось около 2/3 мирового экспорта зерновых.
Международный зерновой кризис 1972-1974 годов, когда цены на пшеницу, рис, кукурузу и другие виды зерновых, а также продукцию земледелия, в целом возросли примерно в 3 раза, поставил многие страны, зависевшие от импорта кормов и продовольствия, в трудное экономическое положение. В ряде государств как следствие обострилась внутриполитическая обстановка. Именно к этому времени относится появление первых программ продовольственной безопасности в отдельных зарубежных странах и их региональных объединениях. В связи с резким возрастанием внутренних и международных цен на сельскохозяйственную продукцию и базовые виды продовольствия (хлеб, молоко, растительное масло, сахар, мясо) проблеме национальной и международной продовольственной безопасности еще большее внимание стало уделять политическое руководство самых передовых в экономическом отношении государств: США, Японии, стран ЕС. Вопросы коллективной продовольственной безопасности мира встали на повестку дня у авторитетных международных организаций: Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Мирового Банка, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др.
О том, что вопросы развития сельского хозяйства и производства продовольствия в мире заняли в последние 10-15 лет одно из приоритетных по своему значению для международного сообщества мест, свидетельствует их постоянное обсуждение на таких высокоавторитетных форумах, как ежегодные совещания руководителей «семерки» промышленно развитых стран, встречи министров стран ОЭСР, Генеральное соглашение по тарифам и торговле / Всемирная торговая организация (ГАТТ / ВТО). Применительно к экономике России проблема продовольственной безопасности исследовалась с начала XX века вплоть до 30-х годов Н. Бухариным, Н.Д. Кондратьевым, А.В. Чаяновым. Их теоретические исследования касались закономерностей развития различных форм хозяйствования с использованием экономических методов управления.
Изучение процессов стабильного продовольственного обеспечения населения были предметом пристального внимания правительств различных стран на протяжении всей истории человечества. В конце XX и начале XXI века человечество столкнулось, с одной стороны, с проблемой ограниченных возможностей вовлечения в сельскохозяйственное производство дополнительных ресурсов плодородной земли, чистой воды и чистого воздуха, а с другой - с темпами роста населения планеты, опережающего все делавшиеся ранее прогнозы. В настоящее время в мире сейчас производится больше продовольствия, чем требуется для удовлетворения необходимых потребностей в пище всего населения мира. В тоже время до сих пор наблюдается голод сотен миллионов людей в странах Азии, Африки, Латинской Америки и др. Ухудшение продовольственного обеспечения населения способно деформировать процесс политических и экономических преобразований и стать самой значительной угрозой внутренней безопасности государства.
Функции наблюдения и сбора информации по данной проблеме возложены на Комитет по продовольственной безопасности Совета ФАО при ООН. В декабре 1974 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила разработанные на основе рекомендаций ФАО «Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире». ФАО при выработке концепции продовольственного обеспечения различает три основные формы продовольственного дефицита, создающие угрозу национальной продовольственной безонасности:
1. Голод (физическая нехватка пищи).
2. Хроническое недоедание (причины его всегда лежат в бедности и низких доходах населения).
3. Несбалансированное питание (выражается в недостаточном количестве пищи или дисбалансе питательных элементов, в результате чего потребность в продуктах питания фактически не удовлетворяется).
Голод, недоедание и несбалансированное питание - негативный результат функционирования всей экономики страны, где наблюдаются эти явления, а не только производства продовольствия и сельскохозяйственной деятельности.
Термин «продовольственная безопасность» был официально введен в международную практику в 70-е годы после глубокого зернового кризиса 1972-1973 годов. Он использовался для характеристики состояния продовольственного рынка и в целом экономики страны или группы интегрированных стран.
ФАО определяет национальную продовольственную стратегию как политику, которая позволяет стране достичь наиболее высокой степени самообеспеченности в продовольствии в результате интегрированных усилий по увеличению производства жизненно-необходимых продуктов, улучшения системы снабжения и потребления продовольствия, ликвидации недоедания и голода.
В свою очередь. Мировой банк ввел различия между хронической и временной продовольственной зависимостью. Согласно его подходу страна, район, группа населения, семья испытывают хроническую продовольственную зависимость, если в течение длительного времени потребление пищевых продуктов недостаточно из-за невозможности их приобретения по причине нехватки денежных доходов или из-за недопроизводства необходимого количества продовольствия. Временная продовольственная зависимость наступает периодически при нарушениях стабильности доступа населения к продовольствию ввиду роста цен на продукты питания, неурожаев, падения уровня доходов населения.
К определениям хронической и временной необеспеченности продовольствием Ю.С. Хромов и В.П. Зволинский предлагают добавить категорию «потенциальной продовольственной зависимости», при которой то или иное государство уязвимо к внешним кризисным явлениям и потрясениям, таким как международные экономические кризисы, ухудшение конъюнктуры продовольственных рынков, торговые войны между главными конкурентами в мире. В этих случаях продовольственная зависимость, по мнению некоторых ученых, может из потенциальной превратиться во временную или даже хроническую. Этих же взглядов придерживается Н. Радугин.
Точка зрения Ю.С. Хромова на определение понятия продовольственная безопасность заслуживает особого внимания. Он считает продовольственную безопасность понятием двойственным: одно связано с экономическим процессом продовольственного обеспечения, другое - с важностью продовольственного обеспечения в национальной безопасности. По его мнению, стратегия продовольственной безопасности любого государства сводится к достижению оптимальной для национальных условий комбинаций политических, экономических, социальных, культурных, психологических и других факторов, направленных на наиболее полное снабжение населения продуктами питания.
Известные исследователи продовольственной проблемы в странах третьего мира Г. Конуэй и Э. Барбер дали ее следующее определение: «Продовольственная безопасность - это постоянное гарантирование доступа населения к необходимому количеству продовольствия для поддержания активной и здоровой жизни». Она становится необеспеченной, по их мнению, в развивающихся странах, к которым отнесена и Россия скорее из-за недостатка покупательной способности потребителей, чем в силу длительного недостаточного собственного производства продуктов питания.
С ними согласны некоторые российские ученые, считающие, что продовольствием недостаточно обеспечить. Требуется создание таких условий, достижение такого уровня доходов населения, таких цен на продовольствие и т.д., при которых гарантировалась бы его доступность для населения. Так, например, Н. Харитонов дает следующее определение продовольственной безопасности: «Продовольственная безопасность - это обеспеченная соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями способность государства вне зависимости от внешних и внутренних условий (угроз) удовлетворять потребности населения страны в целом и каждого гражданина в отдельности в продуктах питания, питьевой воде и других пищевых продуктах в объемах, качестве и ассортименте, необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения».
Бажена Гульбицка трактует продовольственную безопасность как возможность для всего населения страны постоянно получать продовольствие в достаточном количестве для обеспечения активного и здорового образа жизни.
Американский экономист УМ. Лиферт продовольственную безопасность определяет «как обеспечение снабжения продуктами питания (либо за счет отечественного производства, либо за счет импорта) на уровне, достаточном для сохранения жизни и здоровья населения».
Гордеев А.В. дополняет данное определение тем, что продовольственная безопасность характеризуется также уровнем платежеспособного спроса всех слоев населения, достаточным для приобретения необходимых продуктов питания. Он считает, что продовольственную безопасность страны характеризуют: уровень потребления продовольствия; состояние агропромышленного комплекса; продовольственная независимость страны; устойчивость системы продовольственного обеспечения.
По мнению отечественных ученых-аграрников продовольственную безопасность нужно определять как обеспечение бесперебойного снабжения населения продуктами питания за счет собственного производства на уровне, достаточном для сохранения его жизни и здоровья.
Необходимо отметить особый подход к определению понятия продовольственной безопасности А.И. Алтухова и Е.Е. Жоголевой. Под продовольственной безопасностью, по их мнению, понимается устойчивое к отрицательным внутренним и внешним воздействиям и опасностям обеспечение всех слоев населения страны продовольствием в необходимом количестве, ассортименте и качестве.
Несмотря на некоторые различия в подходах ученых к определению продовольственной безопасности, общим требованием для всех стран является поддержание на необходимом уровне таких показателей продовольственного снабжения населения, которые гарантировали бы устойчивое экономическое развитие и социально-политическую стабильность в обществе.
Проведенное автором изучение позволяет сделать вывод о наличии существенных различий в формировании понятия «продовольственное обеспечение населения». Эти различия заключаются в том, что одни авторы ограничивают факторы понятия «продовольственное обеспечение» только продуктовой направленностью, другие - сочетанием последней с социально-экономической и организационно-политической, третьи - добавляют культурные и психологические факторы, четвертые - считают, что задачу надежного продовольственного обеспечения не следует превращать в проблему продовольственной безопасности и предлагают вместо термина «продовольственная безопасность» использовать категорию «надежное продовольственное обеспечение».
Иными словами, в конце XX века в России были широко развернуты исследования, касающиеся обеспечения населения отечественными видами продовольствия. Однако до сих пор среди ученых не выработано единого мнения относительно понятийного аппарата. Исходя из этого, считаем необходимым высказать собственную точку зрения по данному аспекту. На наш взгляд, безопасность системы продовольственного обеспечения или продовольственная безопасность определяет предельные параметры снабжения населения продовольствием, нарушение которых создает угрозы для безопасности страны. Иначе говоря, безопасность - одно из состояний или одна из составляющих системы продовольственного обеспечения. Именно так можно определить различие между понятиями «продовольственное обеспечение» и «продовольственная безопасность».
Исходя из вышеизложенного, можно считать правомерным следующее определение продовольственного обеспечения населения, предлагаемое автором.
Продовольственная обеспеченность - это система мер по удовлетворению количественно-качественных потребностей всех слоев населения страны в высококонкурентоспособных отечественных продуктах питания широкого ассортимента. Продовольственная обеспеченность может считаться достаточной, если кроме производства необходимого количества продукции осуществляется дополнительный ее выпуск в объеме 20 % восполняемого страхового запаса, соответствующего уровню развитых стран мира. В случае, когда определенные виды продовольствия не производятся в стране или их объемы ограничены, уровень обеспеченности в них повышают за счет импорта из-за рубежа. При этом важно не допустить возникновения продовольственной, политической или иной зависимости от стран-импортеров в части недостающего продовольствия.
Продовольственную обеспеченность можно считать гарантированной, если налажено надежное (бесперебойное) и достаточное по медицинским нормам (не менее 3000 ккал/сутки) снабжение населения основными продуктами питания (хлеб, крупы, масло, мясо, молоко). Она обеспечена при отсутствии самой возможности голода или длительного недоедания у большой массы людей.
В ходе изучения выявлено, что одним из важнейших аспектов данной проблемы является производство необходимого количества отечественного продовольствия, достаточного для удовлетворения потребностей всего населения отдельной страны.
По данным исследований американских ученых потенциала США, Канады и Австралии в принципе достаточно для гарантированного обеспечения продовольствием всего мира. Такой подход можно считать глобальным. В отношении России УМ. Лиферт считает, что у неё отсутствует возможность продовольственной независимости, а курс на самообеспечение продуктами питания несет ущерб потребителям. В доказательство он утверждает, что наращивание внутреннего производства в стремлении сохранить самообеспеченность экономики неэффективно потому, что России в этом случае придется затратить денег и ресурсов больше, чем требуется для покупки продовольствия. Кроме того, это приведет к росту потребительских цен на него. Исходя из этого, он предлагает снять государственный контроль над импортом сельскохозяйственной продукции.
С такой точкой зрения вряд ли можно согласиться, так как она противоречит современной аграрной политике многих развитых стран, в том числе и США. Так, Япония, Европейский союз и особенно Швейцария, Швеция, Финляндия придерживаются иной концепции, предусматривающей поддержание определенного уровня национальной продовольственной самообеспеченности с использованием специфических государственных программ поддержки.
Таким образом, надежное продовольственное снабжение населения достигается как достаточным самообеспечением продуктами питания, так и наличием средств для ввоза продуктов в нужных количествах из других стран. Это должно сопровождаться малой степенью потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случае роста цен, нехватки валюты, принятием эмбарго на поставки и другими осложнениями с поступлением пищевых продуктов по импорту.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что процесс обеспечения населения продовольствием в большей степени является макроэкономической проблемой, связанной скорее с платежеспособностью населения, эффективностью общественного производства, уровнем и дифференциацией доходов населения, нежели с проблемой низкой рентабельности агропромышленного сектора.
Снабжение населения продовольствием имеет важное практическое значение для развития всей экономики государства и отнесения его к числу развитых стран мира. Проведенное исследование показало, что от уровня продовольственного обеспечения зависит социально-экономическая обстановка в стране, степень социальной защищенности всех слоев населения и их здоровье, динамика демографических процессов и развитие личности, сбалансированное развитие страны, ее территориальная целостность и независимость, реформирование различных отраслей экономики и равномерное размещение производственных сил, паритет цен и т.д.
Однако для определения уровня продовольственной обеспеченности страны необходимы критерии ее оценки. Подход ФАО к международному продовольственному обеспечению строится на разработке четких критериев, порогов стабильности, а также способов уменьшения напряженности, предотвращения кризисов в области производства, распределения и торговли продуктами питания во всем мире.
Определение сущности и понятия процесса обеспечения населения продовольствием, предопределяет необходимость выявления критериев уровня продовольственного снабжения страны, адаптированных к социально-экономическим, политическим, природно-климатическим и другим ее особенностям.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: