Новости
09.12.2016


08.12.2016


08.12.2016


08.12.2016


07.12.2016


20.05.2015

Ростовская область относится к группе субъектов Российской Федерации с развитыми индустриальным и агропромышленным комплексами.
Доля АПК Ростовской области - 4,3 % в валовой продукции сельского хозяйства страны и 19 % в общем объёме валового регионального продукта. В общероссийском объеме производства зерна удельный вес Ростовской области в 2013 году составил 7 % (3 место в России), подсолнечника - 8 % (5 место), овощей - 4 % (5 место).
В сфере животноводства область находится в десятке ведущих регионов страны. По производству яиц область занимает 2-е место в Российской Федерации и 1-е в Южном федеральном округе, молока - 5-е место в Российской Федерации и 2-е в Южном федеральном округе, мяса - 8-е в Российской Федерации и 2-е в Южном федеральном округе.
Предприятия донского региона выпускают разнообразную товарную номенклатуру пищевой продукции, занимая по отдельным видам весомые позиции как в Южном Федеральном округе, так и в целом но России. Среди субъектов Южного Федерального округа область находится на втором месте по производству хлеба и хлебобулочных изделий, растительного масла, мяса, колбасных изделий, на третьем месте по выпуску цельномолочной продукции.
В современной экономике темпы развития агропромышленного комплекса обусловлены государственным регулированием и осуществляются в рамках основных мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Кроме того, государственная поддержка предприятий аграрной сферы области осуществлялась в рамках программных мероприятий Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 годы, и продолжена в формате государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», предусматривающая период реализации 2014-2020 годы.
Государственная поддержка на развитие агропромышленного комплекса с 2008 года по 2013 год составила 33,0 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 24,7 млрд. рублей, областного - 8,3 млрд. рублей. При этом объем господдержки растет от года к году, в 2013 году объем увеличился в 2,9 раза но сравнению с 2008 годом.
В целом укрупненная структура государственной поддержки в разрезе подотраслей следующая: растениеводство - 20 %; животноводство - 10 %; развитие малых форм хозяйствования - 5 %; возмещение части процентной ставки HO кредитам - 50 %; социальное развитие села -15%.
Так, например, на реализацию всех направлений Государственной программы в 2013 году направлено получателям 8,7 млрд. руб. (в т.ч. из федерального бюджета - 6,5 млрд. руб., из областного - 2,2 млрд. руб.). Из них:
- на развитие животноводства - 0,9 млрд. руб.;
- растениеводства - 2,5 млрд. руб.;
- на возмещение процентных ставок по кредитам — 3,6 млрд. руб.;
- на социальное развитие села - 1 млрд. руб.
На рубль затрат сельхозтоваропроизводителей господдержка составила 8,4 копейки. Государственная поддержка предоставлена 9354 сельскохозяйственным товаропроизводителям по 61 направлению.
В разрезе категорий хозяйств доля получателей поддержки составляет 52 % сельскохозяйственных предприятий области, 15 % от всех крестьянских (фермерских) хозяйств, 1,2 % от всех личных подсобны хозяйств, 32 % перерабатывающих предприятий, 8 % сельскохозяйственных кооперативов. Таким образом, господдержкой в области пользуется еще незначительная часть аграриев, поэтому и на общий объем валовой продукции области их влияние невелико.
Однако, несмотря на увеличивающиеся объемы господдержки, доля субсидий в расходах сельхозтоваропроизводителей составляет 6-7 %.
Из общего объема средств, предусмотренных на поддержку растениеводства, 72 % направляется на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства. Мероприятие направлено на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повыщение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур. Данные средства сельхозтоваропроизводители направляют на выполнение агротехнологических работ: приобретение минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, средств защиты растений. В 2013 году в среднем на 1 га по Ростовской области выплачено 615 рублей, HO России - 500,9 рублей. Однако, затраты на 1 га пашни, в целом, при производстве растениеводческой продукции составили 12 тыс. рублей, в том числе, на подготовку и сев 1 га пашни - 2,1 тыс. рублей. Вместе с тем в странах ЕС объем дотаций в пересчете на гектар в среднем составляет 270 евро, при этом минимальная субсидия в Латвии - 95 евро и максимальная в Нидерландах - 475 евро на гектар.
В результате мероприятий по поддержанию плодородия почв, увеличению внесения минеральных удобрений возрастает урожайность и валовые сборы сельскохозяйственных культур. Так, увеличение внесения в почву минеральных удобрений к 2007 г. возросло на 62,6 % (с 146,7 до 238,5 тыс. тонн д.в.).
Кроме того, в 2013 году на областном уровне предоставлялись следующие формы поддержки:
- возмещение части затрат на оплату услуг по подаче воды для орошения и затрат на оплату электроэнергии, потребляемой внутрихозяйственными насосными станциями при подаче воды, для орошения сельскохозяйственных культур, получено сельхозтоваропроизводителями 10,1 млн. рублей из областного бюджета;
- возмещение части затрат на оплату услуг по подаче воды электрифицированными насосными станциями на рисовые оросительные системы - 4,0 млн. руб. из областного бюджета;
- возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений - 50,4 млн. руб.;
- возмещение части затрат на оплату потребляемых энергоресурсов сельскохозяйственным товаропроизводителям, занимающимся производством плодоовощной продукции в защищенном грунте -7,6 млн. руб.;
- возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования сельскохозяйственным товаропроизводителям, занимающимся производством плодоовощной продукции в защищенном грунте - 58,4 млн. руб.
Так как отрасль животноводства является наиболее уязвимой в современных условиях, сформирована соответствующая система господдержки:
- сельскохозяйственные товаропроизводители получают субсидии на возмещение части затрат на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока (получено сельхозтоваропроизводителями из федерального бюджета 233,4 млн. руб., из областного 37,7 млн. руб.);
- на развитие мясного скотоводства получено из федерального бюджета 29,7 млн. руб., из областного - 16,6 млн. руб.
Сельскохозяйственным товаропроизводителям возмещены затрат:
- на производство свинины - 50 млн. рублей;
- на приобретение телок и нетелей для комплектования товарных стад молочного - 6,8 млн. рублей;
- на приобретение оборудования, машин, механизмов для молочного скотоводства - 6,6 млн. рублей.
- на приобретение основных средств и материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям, занимающимся производством птицеводческой продукции - 33,5 млн.руб.
Кроме того, в связи с удорожанием приобретенных кормов для софинансирования субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим производство свинины и яиц, из областного бюджета получено 11,1 млн. рублей. Средства федерального бюджета составили 210,1 млн. рублей.
В области проводится стимулирующая политика по развитию молочного скотоводства. На приобретение племенного скота молочного направления за счет средств областного бюджета в 2013 году направлено 96,2 млн. рублей. Сельскохозяйственными организациями приобретено 1627 голов племенного скота. В результате область получит прибавку в производстве молока в размере 7,5 тыс. тонн.
На развитие субъектов малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета направлено 286,9 млн. руб., из областного бюджета - 71,7 млн.руб., в том числе:
- на гранты главам крестьянских (фермерских) хозяйств на развитие семейных животноводческих ферм из федерального бюджета - 68,7 млн. руб., из областного - 37 млн.руб.;
- на гранты начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременная помощь на их бытовое обустройство из федерального бюджета - 91,1 млн.руб., из областного - 20 млн.руб.
В целом в 2013 году создано 20 семейных животноводческих ферм, получили поддержку на развитие 93 начинающих фермера.
Кроме того, сельскохозяйственные товаропроизводители получили субсидии на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, произведенной в Ростовской области, из областного бюджета в размере 160,0 млн. рублей.
Для повышения конкуренции отечественной продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, повышения технической и технологической оснащенности перерабатывающих предприятий в областном бюджете направляются средства на субсидирование 35 % затрат на приобретение технологического и холодильного оборудования, спецавтотранспорта, внедрение стандартов качества, продвижение продукции, в 2013 объем средств составил 39,8 млн. рублей.
Все обозначенные формы господдержки направлены на увеличение производства сельскохозяйственной продукции в сельхозорганизациях и обеспечение перерабатывающих предприятий сырьем в необходимых объемах и соответствующего качества.
На региональном уровне программными мероприятиями до 2020 года предусмотрена поддержка по переподготовке кадров сельхозтоваропроизводителей и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, внедрению инновационных проектов, обеспечению продвижения продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, внедрению стандартов качества, технического и технологического обновления.
В результате реализации программных мероприятий существенно улучшились основные показатели развития сельского хозяйства, стабилизировалось финансовое состояние сельхозпроизводителей (табл. 4.1).

Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного комплекса на региональном уровне

Кроме того, увеличиваются инвестиционные вложения в отрасли агропромышленного комплекса. Так, например, индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2013 году составил 101,2 процента. В течение этого периода на развитие сельского хозяйства привлечено 16,5 млрд. рублей инвестиций. Завершена реализация 5 крупных инвестиционных проектов на общую сумму 11,9 млрд. рублей:
1-й этап строительства комплекса по выращиванию и переработке мяса утки фирмы «Донстар» в Миллеровском районе мощностью 26,3 тыс. тонн мяса утки в живом весе в год (объем инвестиций 6,8 млрд. рублей);
- строительство «Тепличного комбината «Ростовский» в Неклиновском районе мощностью 10 тыс. тонн овощей в год (объем инвестиций 1,8 млрд. рублей);
- строительство производственно-логистического центра ООО «Пи-щекомбинат «Донской» в Кагальницком районе площадью 13,5 тыс. кв. метров (объем инвестиций 180 млн. рублей);
- строительство «Кондитерской фабрики «Мишкино» в Аксайском районе мощностью 165 тонн изделий в сутки (объем инвестиций 2,4 млрд. рублей);
- увеличение мощностей по производству чипсов и соленых закусок ООО «ФритоЛейМануфактуринг» в городе Азове (объем инвестиций 700 млн. рублей).
В 2014 году в министерстве сельского хозяйства и продовольствия области на сопровождении находятся 25 инвестиционных проектов общим объемом инвестиций - 105,0 млрд. рублей: 8 проектов - в отрасли животноводства, 7 проектов - в отрасли растениеводства, 6 проектов - в отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности, 4 проекта - в прочих смежных с сельским хозяйством отраслях.
Начато строительство:
- проектов группы компаний «Евродон» («Евродон-Юг», «Евродон»);
- завода по глубокой переработке зерна и производству аминокислот ООО «Донские Биотехнологии».
Завершается реализация проекта по строительству комплекса по откорму мясного KPC замкнутого цикла на 1000 голов крупного и 1500 голов мелкорогатого скота и мясохладобойни мощностью 25 тонн в смену в Po-дионово-Несветайском районе.
Введен в эксплуатацию тепличный комбинат «Ростовский» в Неклиновском районе мощностью до 10 тысяч тонн овощей в год. Объем инвестиций в проект составил 1,8 млрд. рублей.
В 2014 году па реализацию государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» предусмотрено 5,7 млрд. руб. (в т.ч. из федерального бюджета - 3,4 млрд. руб., из областного - 2,3 млрд. руб.).
По обобщенным показателям, характеризующим развитие агропромышленного комплекса, динамика развития положительная. Собрано почти 8 млн. тонн зерновых культур. Урожайность составила почти 32 ц/га, что на 42 % выше уровня 2013 г (22,5 ц/га). Растет производство и потребление на душу населения мяса, молока и яиц (табл. 4.2).
Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного комплекса на региональном уровне

В целом, в 2013 году обеспечено потребление населением области в расчете на душу населения мяса на уровне 70,9 кг (норма — 70 кг), яиц - 322,4 шт. (норма - 260 шт.). Потребление молочной продукции на душу населения пока ниже нормы - 279,4 кг (норма - 320 кг).
Обследование потребительского рынка в 2013 году показало представленность донских производителей на прилавках: крупы - 60-86 %; муки - 61 %; мяса - 43 %; масла подсолнечного - 47 %; молока - 19 %. Это свидетельствует о конкурентоспособности донских производителей.
В 2013 году в целях повышения мотивации областных товаропроизводителей, особенно предприятий АПК, к повышению качества и конкурентоспособности производимых товаров, в Ростовской области внедрена Система добровольной сертификации «Сделано на Дону», зарегистрированная Госстандартом России и внесенная в Единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации Российской Федерации.
В целом государственная поддержка способствовала стабилизации финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей (табл. 4.3).
Однако, необходимо отметить, что более половины всей господдержки за годы реализации программы была направлена на возмещение затрат процентной ставки по привлеченным кредитам (косвенные виды поддержки). Это позволяет привлекать больше кредитных средств на развитие.
Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного комплекса на региональном уровне

Результат вложения кредитных ресурсов - рост объемов производства HO результатам реализации инвестиционных проектов, а также приобретения техники. Отдача от реализации проектов получена в предыдущие периоды, а возмещение процентной ставки продолжается еще ряд периодов.
В настоящее время прямые формы поддержки занимают менее 50 %. Положительное влияние на развитие подотраслей сельского хозяйства имеют следующие формы поддержки:
- субсидии на производство молока, введенные в области с 2010 года, способствовали увеличению объемов производства;
- поддержка реконструкции, модернизации и строительства мелиоративных систем позволила ввести в оборот 2,6 тыс. га мелиорируемых земель. Выполнение данных мероприятий дало возможность в засушливом 2012 году, в хозяйствах, где работы были выполнены до начала поливного сезона, получить более 90 ц/га кукурузы на зерно и 400 ц/га картофеля.
Вместе с тем эффект от предоставления господдержки занижается от диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности.
В 2012-2013 годах закупочные цены перерабатывающих предприятий на свинину и KPC снизились по отношению к началу года на 30-35 % при росте затрат на корма более чем на 50 %, ГСМ - на 30 %, электроэнергию -на 15 %. Снижение цен связано со вступлением в ВТО.
В результате снижения закупочных цен на сельхозпродукцию значительная часть господдержки нивелируется, а также идет на покрытие роста цен производителей промышленной продукции, необходимой аграриям. Рост цен на промышленные товары значительно опережает рост цен на сельхозпродукцию, ухудшая финансовое состояние аграриев. Так, в 2013 году отмечался рост цен в производстве запчастей для сельскохозяйственных машин (на 12,9 %), оборудования для приготовления кормов для животных (на 12,4 %), транспортных сеялок (на 3 %).
Зависимость формирования цен на сельхозпродукцию от перерабатывающих предприятий и в этой связи постоянный недостаток оборотных средств у сельхозтоваропроизводителей способствует росту закредитованности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Вступление России в BTO определяет новые направления в развитии сельского хозяйства Ростовской области. Процесс интеграции отрасли может быть осложнен недостаточной устойчивостью и готовностью АПК конкурировать с зарубежными производителями не только на внешних, но и на внутренних рынках. За год членства области в BTO динамика изменения основных показателей социально-экономического развития Ростовской области свидетельствует о реализации благоприятного сценария вхождения большинства основных отраслей АПК и крупных сельскохозяйственных предприятий региона в сферу действия ВТО. Это позволяет сохранить социальную стабильность и возможность маневра ресурсами для нивелирования возможных негативных тенденций.
В то же время вступление в BTO потенциально может негативно сказаться на деятельности большого количества низкоэффективных производств пищевой промышленности, в малом и среднем бизнесе, поддерживаемых усилиями территориальных администраций и сохранением монопольных позиций на поставки для муниципальных нужд.
В среднем по пищевой отрасли доля себестоимости достаточно высокая, что сказывается на рентабельности продаж и может негативно отразиться на финансово-экономическом положении действующих предприятий при возможном снижении цен на продукцию, но пока на потребительском рынке цены только растут.
Итог вступления России в BTO проявится лишь спустя несколько лет, а окончательные итоги, как для сельского хозяйства, так и всей экономики страны будут очевидны по истечении переходного периода, который для сельского хозяйства является наиболее длительным.
Скорректированные импортные пошлины со вступлением в BTO оказывают не однозначное влияние на оборот сельскохозяйственной продукции.
Открытость мировых рынков для зерновой продукции области формирует потенциал для дальнейшего наращивания производства.
Изменения пошлин коснется только по двум культурам - это кукуруза и рис. Снижение пошлины на рис для посевов составит 10 % (с 20 % до 10 %), на зерно кукурузы - 2 %.
Изменение таможенных пошлин коснутся семян подсолнечника для посева (изменение с 5 % до 2,5); на свежие огурцы, томаты, баклажаны, перец сладкий стручковый, лук (изменение с 15 % до 10 %), на консервированную продукцию этих же видов снижение ставки варьируется от 3 % до 5 %. Снижение пошлин для фруктов также не превышает 5 %. Овощеводство и бахчеводство наиболее подверженный влиянию вступления России в BTO сектор. Это связано не только с тем, что изменению пошлин подверглись все группы товаров, но и с тем, что в настоящее время эта отрасль растениеводства недостаточно твердо закрепила свои позиции в области и на данном этапе развития только формируется.
Существует ряд скрытых угроз для развития отрасли животноводства. В частности для молочного животноводства ощутимым изменением является снижение ставок на молочную продукцию (с 19,8 % до 14,9 %).
Свиноводство области наиболее подвержено воздействию условий членства России в ВТО. Это связано со значительным снижением импортных пошлин как на продукцию, изготовленную из свиного мяса (с 65 % до 25 %), так и на ввоз живых свиней с 40 % до 5 % от стоимости килограмма. Подобное снижение пошлин привело и уменьшению оптовых цен в среднем на 25-30 %. В свою очередь ввоз живых свиней может рассматриваться как возможность сохранения поголовья и репродукции поголовья свиней. Возникновение серьезной конкуренции со стороны международных компаний усугубляется периодическими вспышками АЧС в различных районах области.
Вступление в BTO потенциально может негативно сказаться на деятельности большого количества низкоэффективных производств пищевой промышленности, в малом и среднем бизнесе, поддерживаемых усилиями территориальных администраций и сохранением монопольных позиций на поставки для муниципальных нужд. Однако за рассматриваемый период существенных изменений в рассматриваемой отрасли не произошло.
В среднем по пищевой отрасли доля себестоимости достаточно высокая, что сказывается на рентабельности продаж и может негативно отразиться на финансово-экономическом положении действующих предприятий при возможном снижении цен на продукцию.
После присоединения России к BTO для агропромышленного комплекса произошел обратный эффект - снижение объемов поставок за рубеж.
Наибольший удельный вес в экспорте Ростовской области по итогам 2013 года занимает агропродовольственная продукция, доля которой составляет 48 %. В составе этой группы преобладают зерновые культуры - 45 %, растительные масла - 30 %, кроме того, 8 % приходится на жмыхи, включая другие отходы пищевых производств.
Основными импортерами агропродовольствия на территорию Ростовской области являются: Турция (доля 11 %) - поставки цитрусовых плодов, семян подсолнечника; Бразилия (9 %) - табачное сырье; Греция (5 %) - свежие фрукты; Индонезия (4 %) - пальмовое масло; Польша (4 %) - овощи, фрукты; США (4 %) - семена подсолнечника, кукуруза, семена для посева; Франция (4 %) - семена для посева, индюшиные и гусиные яйца; Испания (3 %) - табачное сырье, виноградные вина.
При производстве колбасных изделий используется сырье стран ЕС и США, доля которого существенна и составляет практически 34 %. Сырье для плодоовощной промышленности завозится из Индии (огурцы) и Китая (томатная паста). Сырье для производства чипсов закупается у местных производителей и соседних регионов. И только перед новым урожаем (в июне-июле) в Ливане и Египте. Сырье для хлебопекарной и кондитерской промышленностей (изюм, специи, замороженные фрукты) поставляются из Греции и Турции.
Результаты социального мониторинга в виде анкетирования руководителей сельскохозяйственных организаций и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Ростовской области по выявлению проблемных ситуаций в связи с присоединением России к BTO показал, что основными проблемами в АПК являются:
- повышение цен на энергоносители, удобрения, семена, ГСМ;
- снижение закупочных цен на производимую продукцию;
- исключение из государственной поддержки субсидий на приобретение минеральных удобрений и льготное топливо.
Ограничивает конкурентоспособность отечественной продукции на российском рынке:
- высокая закредитованность сельхозтоваропроизводителей;
- низкий уровень используемых технологий при производстве сельскохозяйственной продукции;
- недостаток навыков современной продажи и маркетинга сельскохозяйственных товаров;
- высокие транспортные издержки и недостаточно развитая сеть реализации сельхозпродукции.
Также предприятия в числе данных факторов указали высокие процентные ставки по кредитам в Российской Федерации, не позволяющие конкурировать с иностранными производителями, проблематичность реализации продукции через крупные розничные сети, отсутствие гарантированной, устойчивой сырьевой базы, отсутствие квалифицированных кадров.
При этом в основном все сельхозтоваронроизводители оценили уровень государственной поддержки в условиях BTO как низкий.
Причинами ограничения конкурентоснособности отечественной продукции на мировом рынке, по мнению субъектов АПК, являются: недостаточная эффективность государственных механизмов поддержки сельскохозяйственного экспорта, высокие транспортные издержки, недостаток перерабатывающих мощностей, высокие заградительные пошлины на внешних рынках, недостаток навыков современной продажи и маркетинга сельскохозяйственных товаров, недостаточная информация о рынках, слабо развитая логистическая инфраструктура экспорта сельхозпродукции, неспособность соответствовать строгим санитарным и фитосанитарным нормам в импортируемых странах, недостаточно развитая транспортная инфраструктура экспорта сельскохозяйственной продукции, низкое качество продукции, дефицит аккредитованных сертификационных центров и лабораторий в Российской Федерации.
Из 56 опрошенных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Ростовской области только 4 организации занимаются внешнеэкономической деятельностью. Экспортируются кондитерские изделия, замороженное мясо, подсолнечное масло рафинированное дезодорированное, а также лимонады и питьевая вода.
Из 380 опрошенных сельскохозяйственных организаций Ростовской области внешнеэкономической деятельностью занимаются только 10 предприятий. Экспортируемые товары: пшеница продовольственная, ячмень, кукуруза, лен, ядохимикаты.
Большинство организаций отметили, что они не получили никаких преимуществ от присоединения России к ВТО.
К вопросам в области государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства, требующим дополнительного изучения, они отнесли: снижение стоимости сельскохозяйственной техники, ГСМ, минеральных удобрений для сельхозпроизводителей, а также процентной ставки по кредитам.
Действительно, очень важной проблемой для адаптации сельхозорганизаций остается низкая прибыльность сельхозтоваропроизводителей. Так за 2013 год сельхозтоваропроизводители получили 1,8 млрд. рублей прибыли или 39 % к уровню 2012 года. Доля убыточных организаций увеличилась до 21,6 % (в 2012 год доля составляла 13,5 %). Это влечет рост задолженности HO кредитам.
Рентабельность по России от всей хозяйственной деятельности в 2012 году составляла без субсидий немногим более 1 %, с субсидиями - 12 %, в 2013 году - соответственно - 1,7 % и 9,3 %. Также необходимо отметить, что в условиях роста цен на основные материально-технические ресурсы, транспортировку и переработку, другие услуги, издержки производства российских сельхозпроизводителей выше, чем в других странах. Так, на сопоставимых по уровню технологии предприятиях но производству свинины себестоимость I кг живого веса свиней в России составляет 52,7 рубля, или на 5 рублей выше, чем в США (48,7 рубля).
В целом HO России объем просроченных кредитов в сельском хозяйстве составляет 145 млрд. рублей, в Ростовской области - 3 млрд. руб. По итогам 2013 года задолженность сельхозтоваропроизводителей по заемным средствам составляет 80 млрд. рублей. Рост задолженности к уровню 2012 года составил около 14 %. Из общей суммы задолженности краткосрочные кредиты и займы составляют 40 %, сумма процентов по заемным средствам, уплачиваемых ежегодно, составляет свыше 10-12 % от годовой выручки. Особо четко данная тенденция прослеживается в предприятиях, входящих в холдинги, а также реализующих инвестиционные проекты в животноводстве. До момента выхода на полную производственную мощность они испытывают недостаток оборотных средств, что приводит к нестабильной финансовой ситуации.
Существенное влияние на конкурентоспособность продукции российских сельхозпроизводителей оказывают система и механизмы кредитования. Так, процентная ставка по кредитам, даже с учетом их частичного субсидирования, в 2012 году для отечественных сельхозтоваропроизводителей (без субсидии) составила 4,6 %, в то время как в США и ЕС - 3 %, в Германии - 1 %. Более того, кредитные ресурсы отечественным сельхозпроизводителям, как правило, предоставляются на срок от 5 до 8 лет. За этот период создаваемое новое производство не может выйти на уровень, позволяющий обеспечить возврат кредитов. В других странах кредиты предоставляются на срок от 10 до 30 лет. В целом задолженность по кредитам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сельском хозяйстве по России за 2013 год по сравнению с 2012 годом увеличилась на 14 % и достигла 1,95 трлн. рублей.
В целях повышения финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей необходимо принятие нового федерального нормативного акта для проведения реструктуризации задолженности сельхозтоваропроизводителей перед кредитными учреждениями - в части предоставления отсрочки или рассрочки возврата кредитов на 15 лет.
Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции и выравнивания условий деятельности с другими странами-участницами BTO необходима поддержка хозяйствующих субъектов со стороны государства в следующем:
- вести переговорные процессы, направленные на создание режима благоприятствования для экспортируемых товаров;
- проработать вопрос снижения процентных ставок по кредитам (средняя ставка по кредитам в России - 12-15 %, в странах других участников BTO 3-4 %).
Учитывая ряд ограничений но объемам и применяемым механизмам государственной поддержки сельхозпроизводства, необходима корректировка мер государственной поддержки по направлениям с целью их адаптации к условиям отнесения к «зеленой корзине».
Важным шагом на пути совершенствования государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей является переориентация поддержки агарного сектора в пользу мер, разрешенных правилами ВТО, но пока еще не используемых в управлении. Речь идет об оптимизации структуры расходов бюджетов различных уровней.
В целом, можно сделать вывод, что меры господдержки приносят положительный эффект, даже, несмотря на небольшой охват ею сельхозпроизводителей области. При этом значительное повышение эффекта от господдержки может принести:
- увеличение числа сельхозпроизводителей, пользующихся господдержкой (разъяснительная работа с аграриями, предоставление определенного вида поддержки не менее 3 лет подряд, упрощение получения поддержки, квалифицированное консультирование и помощь в оформлении документов);
- снижение в общем объеме господдержки такого вида поддержки как субсидирования процентных ставок по кредитам с одновременным увеличением доли прямой поддержки сельхозпроизводителей HO различным направлениям (дающей в результате прирост производимой продукции);
- применение мер регулирования цен (к примеру, установление на федеральном уровне нижнего предела закупочных цен на сельхозпродукцию, ограничение роста цен на промышленную продукцию для сельхозпроизводителей либо возмещение части стоимости).
В Ростовской области разработана система оценки эффективности государственной поддержки АПК. Методика оценки эффективности государственной поддержки агропромышленного комплекса включена в состав государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 592.
Данная методика оценки эффективности включает расчет трех показателей, которые определяют рост или снижение объема субсидий из бюджетов всех уровней в сравнении с предыдущим годом: уровень господдержки на 1 рубль затрат в сельском хозяйстве; объем субсидий в животноводстве в расчете на 1 условную голову сельскохозяйственных животных в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах; объем субсидий в растениеводстве в расчете на 1 гектар посевных площадей в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
При условии положительных значений этих показателей, рассчитываются следующие 10 показателей, базирующихся на данных отчетности о финансово-экономическом состоянии товаронроизводителей АПК - получателей господдержки и отражающих эффективность на уровне хозяйствующего субъекта (производство, финансы) и государства:
1. Рост валовой продукции сельского хозяйства в сельхозорганизациях, получающих субсидии, в сравнении с предыдущим годом;
2. Доля валовой продукции сельского хозяйства сельхозорганизаций, получающих субсидии, в объеме валовой продукции сельхозорганизаций в целом по области;
3. Уровень рентабельности от реализации продукции сельского хозяйства с учетом субсидий из бюджетов всех уровней;
4. Объем прибыли в сельском хозяйстве на 1 рубль господдержки;
5. Отношение кредиторской задолженности к стоимости реализованной сельхозпродукции;
6. Объем прибыли от реализации продукции растениеводства на 1 га посевных площадей с учетом субсидий;
7. Объем прибыли от реализации продукции животноводства (с учетом субсидий) на 1 голову сельскохозяйственных животных;
8. Прирост основных фондов на 1 рубль привлеченных инвестиционных кредитов;
9. Объем налоговых поступлений от сельхозтоваропроизводителей на 1 рубль субсидий;
10. Рост валовой продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) на 1 работника в сельхозорганизациях, получающих субсидии (к предыдущему году).
Итоговая оценка эффективности господдержки АПК формируется общим баллом, который получается суммированием полученных баллов по 10 показателям.
При этом устанавливаются следующие интервалы степени эффективности господдержки:
- высокий уровень эффективности - граница интервала полученного общего балла - от 7 до 9;
- удовлетворительный уровень общего балла - от 5 до 6;
- ниже 5 баллов - неудовлетворительный уровень эффективности господдержки.
В соответствии с методикой был проведен анализ эффективности господдержки агропромышленного комплекса за 2013-2011 годы (табл. 4.4).
Итоговая оценка эффективности в 2012 году составила 8 баллов. Это высокий уровень и для отраслей сельского хозяйства. Однако, в 2013 году итоговая оценка эффективности составила 3 балла, что соответствует неудовлетворительному уровню господдержки. Так в 2013 году ухудшилось финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей Ростовской области в связи с ростом затрат и потерь, связанных с преодолением последствий сложных погодных условий (засух).
Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного комплекса на региональном уровне

Усиливающаяся из года в год засуха в Ростовской области наносит серьезный ущерб экономике Дона. В 2013 году от засухи погибло более 100 тыс. га посевов сельскохозяйственных культур. В 2014 году воздушная засуха отрицательно сказалась на состоянии посевов. Ливневые осадки и град июня привели к гибели более 5,5 тыс. га зерновых культур. По предварительным данным убыток сельхозтоваропроизводителей составляет 66 млн. рублей.
Кроме того, территория области постоянно подвергается выжиганию, а это наносит ущерб экономике, приводит к гибели лесных насаждений, является причиной снижения почвенного плодородия. Только в июле 2014 года HO области сгорело почти 500 га посевов зерновых культур, в том числе 438 га озимой пшеницы. По предварительным данным общий размер ущерба составил около 10 млн. рублей.
Существенное влияние на развитие агропромышленного комплекса в Ростовской области связано с макроэкономическими рисками, те. с усилением конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции в условиях увеличения импорта продовольствия; диспаритетом цен на сельскохозяйственную, промышленную продукцию, энергоносители и готовую продукцию.
Возникающие риски в АПК Ростовской области создают ряд проблем в его развитии.
Рост производства продукции растениеводства в большей степени определялся экстенсивным увеличением посевной площади и изменением ее структуры, при урожайности значительно меньшей от потенциально возможной HO культурам. Это приводит к высоким затратам на единицу продукции и снижает ее конкурентоспособность.
Низкая урожайность сельскохозяйственных культур связана с:
- снижением плодородия почв, вследствие недостаточного внесения органических и минеральных удобрений, несоблюдения научнообоснованной структуры севооборотов;
- низким использованием сельхозтоваропроизводителями высококачественного семенного материала;
- низкими темпами внедрения современных агротехнологий.
В настоящее время отмечается тенденция усиления деградации почв, таких как дегумификация, агроистощение, вторичное засоление, подтопление, опустынивание. В результате водной и ветровой эрозии из оборота выводятся пахотные земли, увеличиваются площади с солонцовыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство. Уменьшается площадь орошаемых земель, что ведет к сокращению объемов производства ряда поливных сельскохозяйственных культур. В целях предотвращения ухудшения экологической и экономической обстановки в отрасли необходимо остановить процессы деградации почв и сохранить потенциал орошаемого земледелия.
Другая проблема - децентрализация животноводческого комплекса, проявляющаяся в значительной доле мелкотоварного сектора. Например, в сельхозорганизациях содержится всего 18,4 процентов от общей численности коров, производящих около 11,5 процентов молока, в то время как в личных подсобных хозяйствах - 70 процентов, дающих почти 80 процентов молока.
Проблемы в свиноводстве связаны с ограничением его развития в связи с наличием угрозы распространения африканской чумы свиней. Методы лечения этой болезни свиней до настоящего времени не разработаны. Проведены мероприятия HO переводу свинотоварных ферм в режим «закрытого типа». Так, например, в 2011 году к уровню 2007 года снижено свинопоголовье в сельхозпредприятиях на 36,5 %, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 67,3 % и в личных подсобных хозяйствах населения - на 49,6 %.
Проблемы в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности включают:
- недостаток собственных финансовых средств (оборотных и инвестиционных), особенно в отраслях с ярко выраженной сезонностью производства;
- изношенная материально-техническая база большинства предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, износ от 30 до 70 %;
- недостаточный парк автотранспортных средств, в том числе специализированных для перевозки сырья и доставки произведенной продукции в торговую сеть;
- сложности в обеспечении производства продукции пищевой и перерабатывающей промышленности основными видами сельскохозяйственного сырья в необходимых объемах и соответствующего качества;
- недостаточная загруженность производственных мощностей, ведущая к высокой себестоимости готовой пищевой продукции;
- недостаточное обеспечение высококвалифицированными кадрами, прежде всего в производственном процессе;
- трудности с продвижением продукции;
- недостаточная конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках;
- недостаточное использование межрегиональных отношений между субъектами Российской Федерации для продвижения готовой пищевой продукции на новые рынки сбыта;
- недостаточное внедрение новых технологий и научных разработок;
- отсутствие или недостаточность опыта поставок продукции на экспорт;
- незащищенность на внутреннем рынке от импорта более дешевой продукции;
- экономические риски, связанные в связи со вступлением России в ВТО.
He сформирована достаточная правовая основа для развития индивидуально-семейного сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики, слабой доступности для малого бизнеса рынка коммерческого кредита, недостаточного развития (несмотря на положительную динамику) сельской кредитной кооперации.
He налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и других малых форм хозяйствования.
Учитывая влияние рисков и кризисов, поддержка производства продукции в сфере агропродовольственного комплекса должна включать:
- повышение доступности краткосрочных и долгосрочных кредитов для сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций как защитной меры от финансово-экономических кризисов, и, соответственно, от значительного удорожания кредитных ресурсов;
- формирование специфических требований для закупок продукции растениеводства и животноводства, продуктов их переработки для государственных нужд региона и нужд муниципальных образований, создающих определенные преимущества для отечественных производителей продукции (например, требование использования при производстве такой продукции парного, а не замороженного мяса; свежего, а не сухого молока и т.п.);
- предоставление гарантий региона и муниципальных образований для закупки сельхозтоваропроизводителями и предприятиями пищевой промышленности современных технологий и лабораторного оборудования для контроля качества продукции;
- введение специальных льготных тарифов на электроэнергию, газ, коммунальные услуги;
- разработка комплекса экстренных мер по энергосбережению, включая формирование при посредстве регионального бюджета специального лизингового фонда для приобретения энергосберегающих технологий и оборудования;
- регулирование цен на сырье для комбикормовой промышленности посредством товарных интервенций на рынке фуражного зерна, позволяющего ввести договорные (предельные цены) на продукцию комбикормовой промышленности на основе трехсторонних соглашений (Администрации региона, предприятий комбикормовой промышленности и животноводческих хозяйств);
- разработка и реализация эффективной рекламной компании (включая представление льготного эфирного времени на региональных теле- и радио-каналах) для рекламы «экологически безопасной» продукции местного производства;
- разработка и выполнение экономически значимых региональных программ;
- содействие повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе;
- осуществление технической и технологической модернизации сельского хозяйства;
- оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;
- создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;
- увеличение поддержки устойчивого развития сельских территорий;
- регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия,
- развитие системы оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией.