Новости
07.12.2016


07.12.2016


07.12.2016


06.12.2016


06.12.2016


20.05.2015

Мировой опыт показывает, что государственное регулирование сельского хозяйства является необходимость и фактической закономерностью развития для большинства зарубежных стран, в которых сложились разнообразные многоканальные системы господдержки.
Для стран ЕС и Северной Америки, то есть стран с развитой рыночной экономикой характерно активное участие государства в воспроизводственном процессе аграрного сектора экономики. По мнению ряда ученых из ФРГ «... аграрный сектор промышленно развитых стран фактически исключен из рыночных отношений. Рыночные отношения в сельском хозяйстве в чистом виде действуют ныне только в странах третьего мира, где эта отрасль находится в полном упадке, и каждые пять лет умирает от голода около 100 миллионов человек».
Обобщая мировой опыт, Н, Радугин и В. Любимов разделили страны мира на три основные группы, в зависимости от проводимой агропродовольственной политики:
- импортоориентированные страны - импортируют 70 % и более продовольствия;
- экспортоориентированные страны — страны, имеющие благоприятный климат и плодородные земли (США, Канада, Новая Зеландия, Аргентина, Уругвай);
- страны с протекционистской политикой самообеспечения продовольствием (в 50-60 годы - страны ЕС разработали общую аграрную политику обеспечения продовольственной независимости, которая уже в 70-е годы увенчалась успехом, и эти страны стали даже экспортерами некоторых видов продукции).
Характерной чертой «европейской» модели государственной поддержки сельхозпроизводителей (которая действует в основном в рамках ЕС) является значительный уровень вмешательства государства в их деятельность, высокие объемы субсидирования сельского хозяйства.
В свою очередь самые северные европейские страны (Финляндия и Норвегия) аграрный сектор экономики которых, имеющий в силу особенностей природно-климатических условий, рельефа местности и других факторов, ограниченные возможности в области производства сельскохозяйственной продукции, предоставляют ему от государства наибольшую финансовую помощь. Подробное рассмотрение их опыта регулирования отрасли мы и считаем наиболее показательным и стратегически важным для формирования системы развития и регулирования этого сектора на российском Севере.
Финляндия значительно превосходит другие страны в экспорте высоких технологий, типа мобильных телефонов, но за исключением древесины и нескольких полезных ископаемых, зависит от импорта сырья, энергии, и некоторых компонентов для товаров промышленного назначения. Из-за климата, сельскохозяйственное развитие ограничено поддержанием самообеспечения по основных группам продуктов. Главный фактор, влияющий на климат Финляндии - географическое положение страны между 60-й и 70-й северными параллелями в Евразии. В целом, Финляндия состоит на три четверти из лесистой местности; приблизительно 10 % страны - водная поверхность, и 7 % - пахотная земля. Климат холодный; потенциально субарктический, но сравнительно умеренный из-за Балтийского моря и 60 000 озер.
Традиционно финское сельское хозяйство основалось на семейных фермах относительно малых размеров. Средняя площадь сельскохозяйственных угодий при фермах - приблизительно 33 га. Леса - неотъемлемая часть финских ферм, их средний размер на одну ферму составляет приблизительно 60 га.
Сегодня доля сельского хозяйства в валовом национальном продукте составляет около 1 %, но доля рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве составляет около 5 %. В среднем, только половина дохода семейных ферм поступает от сельскохозяйственного производства, вторая половина - это доходы от лесоводства и прочие доходы, заработанные вне ферм.
Сельскохозяйственное производство главным образом основано на животноводстве. Приблизительно 80 % сельскохозяйственных угодий используются как пастбища или для выращивания кормовых культур. Приблизительно 25 % ферм - молочные фермы, 7 % - мясное производство, 5 % - свиноводство и 1 % птицеферм. Хотя молоко и производится по всей стране, главными областями производства являются Остроботния, северный Саво и северная Карелия.
Хлебные культуры (пшеница и рожь) занимают приблизительно 10 % всей пахотной земли, и около 9 % используются для выращивания других зерновых культур, картофеля, сахарной свеклой и т.д. Зерновое производство главным образом расположено в южной и юго-западной Финляндии. Садоводческая область - это около 16 000 гектаров. Ягоды культивируются главным образом в центральной и восточной Финляндии. Климатические условия позволяют выращивать даже яблоки в юго-западной Финляндии.
До конца девятнадцатого столетия изоляция Финляндии требовала, чтобы большинство фермеров сконцентрировалось на производстве зерна для выполнения основных продовольственных потребностей страны. Основными зерновыми культурами являлись рожь, овес и ячмень. Фермы также выращивали небольшое количество картофеля, других корнеплодов и бобов. В начале двадцатого столетья растущий спрос на молочные продукты и мясопродукты сделал производство мяса и масла намного более выгодными. Это изменение в состоянии рынка побудило фермеров Финляндии переключиться с выращивания основных зерновых культур (которые стало дешевле ввозить) к развитию мясомолочного производства, которое сохранилось до конца 1980-ых годов. В ответ на сельскохозяйственную депрессию 1930-ых, правительство поощряло внутреннее производство внушительными тарифами на сельскохозяйственный импорт. Эта политика принесла успех: полная область культивирования увеличилась, и доходы ферм упали в Финляндии менее резко, чем в большинстве других стран. Барьеры к импорту зерна стимулировали возвращение к смешанному хозяйству, и к 1938 году фермеры Финляндии были в состоянии удовлетворять примерно 90 % внутреннего спроса на зерно.
Разрушения, вызванные Советско-финской войной (1939-1940 годы) привели к серьезному продовольственному дефициту, особенно когда Финляндия уступила территорию, включающую приблизительно одну десятую ее сельхозугодий, Советскому Союзу. События депрессии и военных лет убедили Финнов в необходимости обеспечивать независимые запасы продовольствия, чтобы предотвратить их нехватку в будущих конфликтах и кризисах.
В организационном плане сельское хозяйство Финляндии было основано на частных семейных фермах. После Второй мировой войны приблизительно 40 000 семей фермеров, переселенные правительством с отчужденных земель, занимали так называемые «холодные фермы», то есть непроизводительные земли, которые нужно было расчистить или высушить прежде, чем начинать использовать. В результате программы переселения, Финляндия была одной из немногих промышленно развитых стран, в которых число ферм увеличилось после 1945 года; к 1950 году число ферм достигло 260 000. Правительство спонсировало крупномасштабную обработку этих земель, и в результате переселения и землеподготовительных программ область культивирования расширилась примерно до 450 000 гектаров, достигая приблизительно 2,4 миллионов гектаров к началу 1960-ых. Таким образом, в Финляндии стали возделывать земли больше, чем когда-либо прежде, и это при одновременном быстром индустриальном росте. В течение этого периода расширения пахотных земель, фермеры вводили современные методы производства и, несмотря на климатические недостатки и необходимость постоянного дренажа земель, сельское хозяйство Финляндии было эффективным и производительным даже по сравнению с сельским хозяйством других более южных европейских странах. В свою очередь количество ферм начало снижаться в 1960-ых, сократившись до 200 000 к 1981 году, что в основном было вызвано увеличением средних размеров хозяйств. В конце 1980-ых, средняя ферма включала двенадцать гектаров пахотной земли и тридцать пять гектаров леса.
Сельские предприниматели в Финляндии всегда имели сильную традицию практического и политического сотрудничества. В конце 1980-ых, приблизительно 90 % финских фермеров принадлежали к сельскохозяйственным союзам. Основанная в 1917 году Конфедерация Сельскохозяйственных Производителей (Maataloustuottajain Keskusliitto - МТК) служила организацией «прикрытием» (umbrella organization) для сельскохозяйственных союзов, которая представляла фермеров на сельскохозяйственных ценовых переговорах с правительством и с другими группами производителей.
В дополнение союзам, которые помогали влиять на политику в области сельского хозяйства, фермеры создали кооперативные ассоциации, которые обеспечивали фермам сбыт, распределение маркетинговых расходов, и финансирование ферм. Каждая отрасль сельского хозяйства организовывала свои собственные кооперативы, для регулирования продаж и закупок запасов. Кооперативные банки обеспечивали, приблизительно половину всех денег идущих на финансирование сельского хозяйства, а кооперативные страховые ассоциации занимались страхованием урожая.
Сельскохозяйственная политика Финляндии долго основывалась на более чем просто экономических соображениях. Потребность в поддержании продовольственной безопасности заставляла Финнов субсидировать неконкурентоспособное производство зерна. А в социальном плане правительство серьезно занималось доведением дохода фермеров до уровня рабочих промышленности. Помимо этого поддержка фермеров в малонаселенных северных областях осуществлялось с помощью крупных субсидий. Еще одним из направлений регулирования была борьба с сельскохозяйственными излишками.
В основном государственное регулирование сосредоточилась на целевых ценах, устанавливаемых Министерством сельского хозяйства и лесоводства каждую весну и осень, после переговоров с МТК. Субсидии для сельскохозяйственного потребления были частично эффективны к концу 1980-ых, но в 1987 году излишки ферм оставались серьезной проблемой.
Структурные реформы также получили значительное внимание. Чтобы замедлять рост больших, «индустриальных» ферм, правительство ввело лицензии для тех ферм, которые превысили определенные уровни производства, надеясь, что ограничение размера ферм уменьшит излишки, а также поможет поддержать семейные фермы. Сельскохозяйственный Фонд Развития обеспечивал ссуды по низким процентам и субсидии для развития инфраструктуры ферм; большинство ссуд этого фонда пошло к фермерам в северной части Финляндии. Мелкие фермеры, которые хотели увеличить их фермы, могли также получить кредиты но низким ставкам. Чтобы предотвратить убыточность вновь создаваемых ферм, правительство также позволило фермерам моложе тридцати пяти лет получать государственные пособия на становление бизнеса. Кроме того, государство старалось сделать сельское хозяйство более привлекательным для молодых людей, предоставляя временных внешних помощников для развития и организации деятельности ферм. Эта мера обеспечила фермерам возможность брать декретные отпуска, и даже ежегодные каникулы.
Программы обучения фермеров, исследования урожая, и услуги по расширению земель помогли фермерам улучшать сельскохозяйственные методы. Местные школы обеспечивали сельскохозяйственное обучение молодежи, которая могла позже начать посещать специализированные школы; университетские студенты могли специализироваться в сельском хозяйстве. Министерство сельского хозяйства и лесоводства совместно с университетами развернули научно-исследовательские работы по выведению морозостойких культур. Министерство также управляло услугами по доведению результатов исследований до фермеров.
Таким образом, до середины 90-х годов (когда Финляндия присоединилась к ЕС) сельское хозяйство и его регулирование в этом секторе характеризовалось следующим:
1. Государственная заинтересованность в сохранении национального сельского хозяйства как основы продовольственной безопасности страны (на фоне индустриализации и развития знаниеемкой экономики) и как следствие самообеспечение по основным группам продовольственных товаров.
2. Развитая система самоорганизации сельских предпринимателей в объединения и ассоциации, способные оказывать реальное воздействие на сельскохозяйственную политику и решать проблемы отрасли.
3. Ценовые методы регулирования отрасли, широкая субсидарная поддержка фермеров и защита рынка от импорта.
4. Поощрение научно-исследовательских работ в сельском хозяйстве и информационная поддержка деятельности.
5. Привлечение молодежи в отрасль и подготовка кадров начиная со школьной скамьи.
Вступление Финляндии в ЕС в 1995 году кардинальным образом изменило экономический климат внешней среды, и отрасли стали подчиняться рынку и инструментам Единой Сельскохозяйственной Политики. Прежде, чем Финляндия присоединилась к ЕС, сельскохозяйственная поддержка была в значительной степени основана на тех же самых методах, что и в Европейском союзе. Высокие цены на сельскохозяйственные продукты и средства управления границами рынков применялись в обоих. Сельскохозяйственные излишки экспортировались посредством государственных субсидий. Ho фундаментальное изменение произошло в определении цен на продукцию (рис. 5.1).

Государственное регулирование  сельского хозяйства Финляндии

До членства в ЕС целевые цены, согласованные государством и производителями были отправной точкой для установки розничных цен на продовольствие, тогда как в ЕС цена является началом цепи. Переменные затраты финских сельскохозяйственных продуктов обычно определялись исходя из более высоких цен производителей, чем в Центральной Европе. Когда Финляндия присоединилась к ЕС, и границы рынка сельскохозяйственных продуктов были открыты, переменные затраты стали определяться на основе ценового уровня в ЕС. Больше не было возможности регулировать уровень рыночных цен на сельскохозяйственные продукты через национальную защиту границ рынка и экспортные субсидии. Цены производителей упали на 40-50 % в начале 1995 года.
Членство в ЕС не привело к существенным изменениям в объемах финского сельскохозяйственного производства. Однако структурные изменения наступили быстро. Перед вступлением к ЕС в Финляндии было более 100 000 ферм, HO 15 лет спустя их стало 64 000. Число ферм сокращалось более чем на 3 % в год в целом, а в секторе скотоводства еще быстрее. Например, число ферм, специализирующихся на производстве молока уменьшалось почти на 7 % в год. Структурное изменение привело к некоторому росту производительности в сельском хозяйстве (в среднем рост на 1,15 % в год). Ho, несмотря на рост производительности, в своем развитии финское сельское хозяйство не догнало ведущие сельскохозяйственные страны мира в том, что касается различия в уровне производительности из-за неблагоприятного климата и малых размеров ферм.
Сокращение числа животноводческих ферм в свою очередь привело к сокращению пастбищ с 754 600 гектаров в 1995 году до 630 000 гектаров в 2009 году. Однако зерновая область выросла с 978 000 гектаров до 1 270 000 гектаров за тот же самый период, отражая общий рост в производстве хлебных злаков.
Производство молока первоначально снижалось, но снова выросло между 1997 и 2001 годами. С тех пор производство уменьшилось на 7 %. В 2009 году поставки на маслодельни насчитывали 2 215 миллионов литров, что было на 3,5 % меньше чем в 1995 году Средний доход с одной коровы повысился примерно до 30 % с 1995 года.
Самообеспеченность говядиной в Финляндии за прошедшие пятнадцать лет упала со 100 % до 84 %. Производство мяса домашней птицы росло в среднем на 9 % ежегодно в течение членства Финляндии в ЕС. В 2009 году был достигнут двойном объем производства 1995 года. Для сравнения производство мяса в Турции за этот период выросло почти семикратно. Производство и потребление яиц в Финляндии сократились (производство на 27 % меньше чем в 1995 году, а потребление уменьшилось примерно на 16 %).
Таким образом, пятнадцатилетний опыт членства в ЕС так и не привел к однозначным результатам в сельском хозяйстве Финляндии. Частичный отказ от собственной политики и традиций регулирования отрасли привел к ухудшению положения некоторых секторов, а доходы фермеров так и не возросли. Сокращение трети хозяйств за этот период так и не дало обещанного проевропейскими экономистами роста уровня производительности по сравнению с другими европейскими странами. Позитивным можно считать только тот факт, что Финляндия, апеллируя своим явно не выгодным климатическим положением, сумела сохранить более высокий уровень поддержки отрасли, чем большинство членов ЕС.