Новости

Государственное регулирование сельского хозяйства Норвегии

20.05.2015

Изучение достигнутых Норвегией результатов в сфере регулирования сельского хозяйства, которая является одной из самых северных стран мира, также представляется достаточно актуальным.
За прошедшие сто лет норвежское сельское хозяйство претерпело множество изменений, вызванных технологической революцией, общими социальными изменениями и растущей глобализацией. Количество ферм существенно сократилось, но сами они стали больше и специализированнее. Первостепенно важными для сельскохозяйственного производства стали пищевые концентраты, минеральные удобрения, пестициды и добавки к силосу. Однако в настоящее время проводится широкомасштабная политика продвижения органических методов ведения сельского хозяйства и Норвегию без преувеличения можно назвать флагманом этого движения.
В старину сельское хозяйство и рыболовство были объединены в прибрежных областях, но в 1960-ых сельскохозяйственное производство в Норвегии стало более специализированным, как во многих других европейских странах. Растениеводство и животноводство разделились и сконцентрировались в разных регионах страны, что существенно препятствует фермам преобразовываться в органическое сельское хозяйство, которое стремится объединить земледелие с животноводством. Фермерские объединения занимают все более крепкие позиции на рынке и в политике, действуя через кооперативную обрабатывающую промышленность.
Генетические достижения в выведении новых пород скота и селекционные достижения в растениеводстве настолько значительны, что и сегодня гены норвежского домашнего скота пользуются спросом во всем мире, и семя, и непосредственно сами животные экспортируются на несколько континентов. В наши дни лошади и ручной труд заменены тракторами, комбайнами и другими машинами как в животноводстве, так и в растениеводстве, а норвежское сельское хозяйство перешло от необычайной трудоемкости к высокой капиталоотдаче, и стало основываться на высоких технологиях, то есть стало знаниеемким. Например, сельское хозяйство в Норвегии все больше использует технологию GPS.
Норвегия серьезно занимается и развитием биоэкономики. Биомасса от сельского хозяйства и лесоводства, гидроэлектроэнергии и силы ветра уже сейчас используется для производства энергии, хотя использование этих альтернативных источников энергии пока и достаточно ограничено. Однако, с учетом того внимания, которое в стране уделяется этим вопросам, можно ожидать, что в течение нескольких лет количество микро- и малых электростанции значительно возрастет.
В целом для современного норвежского сельского хозяйства характерны две параллельно существующие тенденции: качественное производство и органическое сельское хозяйство с одной стороны, и традиционное сельское хозяйство, ориентированное на объемы, с другой.
Естественные условия хозяйствования достаточно суровые. Из всей территории Норвегии, только 3,2 % - сельхозугодия, а сами поля - небольшие, широко разбросанные и трудно поддающиеся возделыванию. Список доступных к выращиванию зерновых культур и объемы их урожая жестко ограничены климатом. Главный ограничивающий климатический фактор — длина сельскохозяйственного сезона и температурный режим в течение этого сезона. Одновременно достаточный уровень осадков и до известной степени благоприятные световые условия делают возделывание земли возможным, даже не смотря на обычную для Норвегии раннюю летнюю засуху. В свою очередь прохладный климат ограничивает распространение болезней растения и вредителей. Из-за своего северного местоположения Норвегия является крайним рубежом выращивания многих важных зерновых культур, а также одной из немногих стран, которые не могут выращивать сахарные культуры. Климат является основной причиной низкой урожайности зерна. Во многих областях Норвегии, рост фуража, главным образом травы, является более или менее возможной альтернативой зерну, и таким образом, производство домашнего скота на основе собственных сочных кормов можно считать основой норвежского сельского хозяйства. Согласно данным статистической службы Норвегии полная площадь сельскохозяйственных угодий в стране в 2010 году составляла 1,01 миллиона га, из которых приблизительно 0,88 миллионов га - пахотная земля. С 1977 до 2000 годы, полная площадь сельхозугодий постепенно увеличилась. Однако последние несколько лет наблюдается небольшая тенденция к ее снижению. Частично это объясняется приостановкой использования маргинальных земель, но главной причиной сокращения стало совершенствование системы контроля над землями. С помощью аэросъемок были созданы новейшие цифровые карты местности, которые затем сравнили со старыми картами. Как показало сопоставление, реальные размеры сельскохозяйственных областей несколько меньше, чем считалось ранее. Новые карты были приняты в 2006, и все муниципалитеты перешли к окончательному их использованию уже в 2013 году.
Животноводство - ведущая отрасль в норвежского сельского хозяйства. Его главными продуктами являются молоко, мясо, яйца и шерсть, а также меха и мед. Количество основных видов животных с 1998 по 2010 годы представлены в табл. 5.1.

Государственное регулирование сельского хозяйства Норвегии

Число молочных коров (средняя удойность 6264 литра молока на одну корову в год) устойчиво надает, что связано со снижением потребления молока. Сирое на молоко и молочные продукты в Норвегии снижался на протяжении многих лет, хотя потребление и стабилизировалось в последние несколько лет. Молочный рынок регулировался при помощи квот на поставки производителей с 1983 годе. Чтобы добавить гибкости производству молока, продаваемые квоты были введены в 1997 году. Кроме того, ограничения, регулирующие экспорт, были наложены через ВТО. Тенденция к сокращению молочных коз также является устойчивой в течение прошедших 15 лет.
Количество свиней меняется из года в год, что связано с трудностями регулирования этого сектора. Регулярный убой молодняка животных приводил к некоторому балансу на рынке, но перепроизводство свинины снова наблюдалось в 2004-2006 годах.
Растениеводство - вторая по значимости отрасль. В основном в Норвегии выращивают хлебные злаки, картофель, некоторые другие овощи и ягоды. Большая часть зерна, используется для откорма животных (приблизительно 80 % от среднего ежегодного производства составляющего около 1,3 миллионов тонн). Доля выращенных внутри страны хлебных злаков значительно увеличилась с 1970 года, и в настоящий момент доходит до 70 % от объемов ежегодного потребления.
Посадки зерна в 2010 году составили 0,3 миллиона гектаров. Из них 49 % - ячмень, в то время как овес и пшеница занимали 25 % и 24 % соответственно.
Производство зерна доминирует в низменностях восточной и центральной Норвегии, тогда как сочные корма и зерновые кормовые культуры превалируют в остальной части страны. Географическое распределение различных зерновых культур имеет не только климатические причины. Сельскохозяйственная политика с конца 1950-ых помогла «направить» производство зерна к упомянутым низинным областям. В этих областях наилучшие условия для выращивания хлебных злаков, но также и больше возможностей для занятости населения вне сельского хозяйства (городские области вокруг Осло и Тронхейма). Соответственно, производство домашнего скота на основе кормовых культур было направлено к областям с худшими условиями для роста зерна, и меньшими возможностями для занятости населения вне ферм.
С 1928 до 01 января 1995 норвежское зерно и мукомольная промышленность были защищены Статкорновской (Statkom - национальная корпорация зерна) монополией на импорт муки, хлеба и зерна. Эта система предназначалась для гарантированных поставок муки населению Норвегии, включая времена неурожая и кризиса. Государство, таким образом, владело всем зерном, которое обрабатывалось мукомольной промышленностью. Статкорн скупал зерно и держал муку и зерновые до их продажи пекарням, обрабатывающей муку промышленности и розничной торговле.
В 1995 году государственная монополия на импорт зерна была снята. Корпорация зерна (Статкорн) была разделена на государственную корпорацию (Statkom AS), ответственную за все деловые сделки, и Сельскохозяйственный контролирующий орган (Agricultural Authority), ответственный за административные аспекты, включая обязательную закупку норвежского зерна. Таким образом, с 1995 года конкуренция стала на норвежском рынке зерна официально разрешенной.
В норвежском овощеводстве картофель является несомненным приоритетом. В отличие от других овощей и продуктов садоводства климат не накладывает на его возделывание практически никаких ограничений, а малое по сравнению с более южными странами число вредителей, даже способствует его урожайности. Доля картофеля, выращенного внутри страны, доходит до 70 и более процентов в последнее десятилетие. В целом с 2008 по 2009 годы урожай картофеля уменьшился на 65 700 тонн и составлял 332 700 тонн. На рис. 5.2 представлено производство картофеля с 2000 по 2009 годы в килограммах на тысячу квадратных метров.
Государственное регулирование сельского хозяйства Норвегии

Развитие органического сельского хозяйства (те. основанного на экологически чистых методах и сочетающего животноводство и растениеводство) -один из приоритетов современной норвежской аграрной политики. Конкретной целью является увеличение производства и потребления органических продуктов до 15 % в их общем объеме к 2015 году.
Государство поддерживает развитие органического сельского хозяйства двумя основными методами: через субсидии, выплачиваемые непосредственно фермерам и через финансовую поддержку организаций органического движения.
По данным норвежской статистики в 2010 году из 45 724 фермерских хозяйств органические методы применялись в 2 277 хозяйствах, задействовав 4,1 % всех сельскохозяйственных угодий страны.
В общей сложности 30 800 голов рогатого скота привлекались к органическому хозяйству в 2010 году. Приблизительно 8 800 из них - молочные коровы и 4 000 мясных коров.
Отдельным направлением поддержки являются специальные образовательные курсы по ведению органического сельского хозяйства при одном из учебных центров Университета Хельсинки. Центр проводит курсы по органическому производству длительностью от двух до двадцати недель. Курсы от одного до пяти дней и более предлагаются сельскохозяйственными школами все HO всей стране. Прохождение данных курсов является одним из обязательных условий получения финансовой поддержки.
Началом серьезного норвежского регулирования сельское хозяйство можно считать 30-е годы двадцатого века, когда на сельское хозяйство (также как и во многих других западных странах) все более негативно начинало воздействовать снижение цен на продукцию и все более заметные рыночные колебания. Для урегулирования ситуации норвежское правительство и парламент (Stortinget) вводили разнообразные меры. С 1929 года правительство законодательно обязалось скупать все зерно, произведенное в Норвегии (прекратилась эта практика только в 2001 году). В 1930 году, норвежский парламент решил ввести режим количественного ограничения импорта. Также в 1930 году, была создана общественная организация - Маркетинговое Правление (Omsetningsradet), для регулирования рынка, и был введен ряд налогов для развития рынка. Фермерским кооперативам законодательно отдали главенствующую роль в осуществлении различных рыночных схем. После Второй Мировой Войны норвежское государство предприняло еще больше усилий для защиты всех групп населения и обеспечения для них приемлемого дохода и уровня жизни. Норвежское правительство и союзы фермеров вели переговоры относительно цен и других мер поддержки. Эта политика была формализована в Основном Сельскохозяйственном Соглашении с 1950 года (пересмотрено в 1992 году).
В 1965 году Парламент сформулировал следующую цель в области уровень дохода норвежских фермеров - оплата труда в современной и рационально-управляемой ферме, которая нанимает ежегодно одного рабочего, должна быть HO крайней мере на том же самом уровне, что и средняя заработная плата в обрабатывающей промышленности. В 1975 году было составлено «расписание» и достижение этой цели было запланировано на 1982 год Выполнение этого решения приводило к увеличению поставок многих продуктов, в то время как спрос рос гораздо медленнее. Ответом стал рост регулирования, в частности система квот на молоко (введена в 1983 году), рынок мяса и картофельный рынок.
Восьмидесятые годы двадцатого века положили начало политическим и экономическим тенденциям к сокращению достаточно планово-административной системы, начавшей свое действие после Второй Мировой войны в Норвегии. Некоторые принадлежащие государству монополии были приватизированы в общественные компании с ограниченной ответственностью (aksjeselskaper), например, радио и телевидение, телефон и телеграф, кредитные рынки, а позднее и рынок электричества. Государственная сельскохозяйственная политика стала подвергаться все большей критике за свою затратность. И в 1992 году правительство издало Положение № 8, которое ясно определило, что уровень дохода норвежских фермеров является не целью, а средством достижения других политических целей, касающихся защиты окружающей среды, жизнеспособных сельских районов, безопасности пищевых продуктов и т.п.
В 1999 году правительство Норвегии выпустило Белую Книгу сельскохозяйственной политики. Согласно этому документу центр сельскохозяйственной политики должен быть перемещен от интересов производителя до интересов потребителя путем обеспечения безопасности пищевых продуктов. И хотя производство пищи оставалось главной задачей сельского хозяйства, но оно должно также производить общественные товары, типа привлекательных пейзажей, жизнеспособных сельских районов и т.д.
В настоящее время в Норвегии используется целый ряд инструментов государственного регулирования:
1. Защита от импорта и поддержка рыночной цены.
Много лет норвежские власти использовали существенные ограничения импорта, в соответствии с существующим законодательством. Ограничения импорта позволяет фермерам устанавливать более высокие цены по сравнению с мировыми, и поддерживать внутреннее производство в куда большем объеме чем оно могло бы быть без подобной поддержки. Это ценовое различие называют поддержкой рыночной цены. Согласно OECD, норвежская поддержка рыночной цены составляла приблизительно 8 миллиардов NOK в 2005 году, 8,8 миллиардов NOK в 2004 году и 10,1 миллиардов NOK в 2003 году (OECD 2007). В результате норвежской защиты границ рынка для сельскохозяйственных продуктов, не только цены производителя, но также и розничные цены в Норвегии значительно выше, чем в соседних странах (Дании и Швеции).
В результате соглашения ГАТТ/ВТО по сельскому хозяйству, которое вошло в силу 1 января 1995 года, Норвегия должна была преобразовать ее количественные ограничения импорта в ограничения на основе тарифов. Ho поскольку с тех пор цены на импортные товары все еще были более высокими (включая тарифы), норвежское производство пока не испытало сильной конкуренции от импорта.
2. Ценовые системы.
Норвегия установила систему целевых цен для следующих продуктов: молоко и молокопродукты, говядина, баранина, свинина, домашняя птица, яйца, яблоки, груши, картофель и некоторые виды овощей. Целевые цены определены как средние ежегодные цены, которые сельскохозяйственным производителям разрешают устанавливать, и рассчитанные с учетом сбалансированности рынка и текущих ограничений импорта.
Если фактические рыночные цены превышают целевые цены больше чем на 10 % (8 % для молочных продуктов и 12 % для фруктов и овощей), то в течение двух последующих недель осуществляются меры для снижения цен к целевому уровню. В этом случае вводятся тарифные сокращения, которые равняются разницей между целевой ценой продукта и текущей ценой на мировом рынке. Тарифными сокращениями управляет Норвежский сельскохозяйственный контролирующий орган (NorwegianAgriculturalAuthority).
Для других сельскохозяйственных продуктов ценовой уровень в Норвегии определен ценовыми событиями на мировом и внутреннем рынке, а также текущими тарифными нормами.
3. Меры регулирования рынка.
Сельскохозяйственное производство - биологический процесс, характеризующийся сезонными изменениями. В определенные периоды спрос и предложение сельскохозяйственных продуктов не сбалансированы. Быстрое увеличение производительности в сельском хозяйстве, вместе с относительно высоким уровнем субсидий в Норвегии, привело к перепроизводству, которое в свою очередь начало воздействовать на цены. Меры регулирования рынка осуществлялись с целью обеспечения стабильных поставок сельхозпродуктов по стабильным ценам. Долгое время эти меры включали в себя экспорт, хранение, внутренние перемещения производства к областям дефицита и внутренние дисконтные продажи.
Ho с 1995 года общественная ответственность за равновесие и стабильность на рынке была в большей степени переложена на самих фермеров и их объединения, которые сами должны были контролировать предотвращение перепроизводства и последующее снижение цен.
4. Прямая поддержка.
В дополнение к защите от импорта (поддержка рыночной цены), норвежские фермеры получают значительную поддержку непосредственно через национальный бюджет в форме многочисленных программ субсидирования. В 2005 году, прямая поддержка составляла почти 10,6 миллиардов NOK (норвежских крон), по сравнению с 10,9 миллиардов NOK в 2004 году и 11,1 миллиардов NOK в 2003 году. Различные меры поддержки могут быть разделены на:
а) Прямая поддержка:
- поддержка для определенных продуктов (например, ценовые субсидии на сельскохозяйственные продукты);
- непродуктовая поддержка (например, производственные субсидии исходя из площади земли в акрах и различные социальные схемы поддержки).
б) Инвестиционная поддержка.
в) Косвенная поддержка через исследования, образование и услуги.
Некоторые из субсидий платятся непосредственно фермерам, тогда как ценовые субсидии, типа основных и региональных платежей дефицита за мясо и молоко, переданы маркетинговыми кооперативами и организациями. Из различных программ поддержки, ценовая поддержка, субсидии производства и инвестиционные схемы поддержки являются в экономическом отношении самыми важными для норвежского сельского хозяйства. Они применяется главным образом в производстве молока, говядины и баранины, а также зерна и множества садоводческих продуктов. Другие продукты, которые играют незначительную роль для социально-экономических структур в сельских районах, получают значительно меньше поддержки из бюджета. Это главным образом относится к производству домашней птицы, свинины, яиц и садоводческих продуктов. В большей степени эти фермеры зависят от поддержки рыночной цены, связанной с ограничениями импорта.
В течение прошлых двадцати лет сельскохозяйственная политика нацелилась на сокращение ценовых субсидий, и увеличения уровня непродуктовой поддержки, зависящей не от объема производства, а скорее от размера стада и площади земли в акрах. Эти меры предназначались для снижения перепроизводства (главным образом молока и мяса) и стимулирования перехода к экологически чистому сельскому хозяйству. Этот тип поддержки может кроме того можно расценивать как форму компенсации обществом общественных товаров, типа культурных пейзажей, произведенных сельским хозяйством.
Инвестиционная поддержка, сельское развитие и Инвестиционная программа HO поддержке дохода Фонда Сельскохозяйственного развития (Landbnikets utvik-lingsfond, LUF) все более и более переадресовываются к стимулированию новых видов деловой деятельности, в дополнение к «традиционному сельскому хозяйству» в сельских районах. Все меньше и меньше поддержки LUF было оказано традиционной сельскохозяйственной деятельности, за исключением поддержки мерам защиты окружающей среды.
5. Налоги.
В ходе сельскохозяйственных переговоров 2002 года в Норвегии, было решено использовать освобождение от уплаты налогов как новый элемент в сельскохозяйственной политике. Таким образом, было введен максимальный размер необлагаемого дохода в сельском хозяйстве и садоводстве. Например, в 2003 году налогами не облагался доход в размере 36 000 NOK на одну ферму и 19 % дохода фермы между 36 000 NOK и 170 211 NOK. Полное максимальное освобождение дохода таким образом составляло 61 500 NOK. С 2004 года в эту схему включилось и производство биотоплива па основе древесины. Следует отметить, что размеры необлагаемого дохода корректируются правительством Норвегии ежегодно.
В наши дни норвежские сельские предприниматели помимо естественных климатических ограничений сталкиваются с такими вызовами современной экономики как рост глобализации и соответственно межнациональной конкуренции на рынке пищевой продукции, высокими инвестиционными затратами и развитием других высокотехнологичных секторов, подавляющих поддержку сельского хозяйства, как менее рентабельного. Тем не менее, и государство и сами норвежские фермеры продолжают традиции «самосохранения», используя для этого весь доступный арсенал экономических и политических инструментов.
Резюмируя опыт Норвегии, мы считаем необходимым подчеркнуть следующие особенности регулирования отрасли:
- государственная заинтересованность в сохранении национального сельского хозяйства как основы продовольственной безопасности страны;
Высокотехнологичная экономика Норвегии, как и в случае Финляндии, позволяет полностью обеспечивать население ввозимыми продуктами питания, по высокий уровень государственной ответственности за здоровье населения и понимание опасности продовольственной зависимости от внешних рынков и колебаний мировых цен на протяжении десятков лет стимулирует норвежское государство и общество к поддержке фермеров и развитию сельского хозяйства.
- использование соглашений с BTO и Европейской комиссией для защиты собственных сельхозпроизводителей;
Например, национальная поддержка фермеров через различные налоговые механизмы в настоящее время не регулируется ВТО, и к тому же не попадает в разряд обязательных сокращений. Таким образом, применяемая в Норвегии схема освобождения от уплаты налога используется для облегчения налогового бремени в сельском хозяйстве. Тарифные ограничения на импорт также позволяют не только поддерживать достаточные объемы производства, но и, несмотря на суровые климатические условия, сталкиваться с проблемой перепроизводства.
- высоко развитая культура сотрудничества государства и фермерских объединений;
Сельскохозяйственные кооперативы и союзы по всей Норвегии активно участвуют в рыночном регулировании и законодательно несут ответственность за результаты этого регулирования в пределах соответствующих секторов. При этом Норвегия поддерживает свою собственную модель фермерских объединений, отказываясь устанавливать общественные агентства, регулирующие рынок, по типу, используемому в пределах ЕС.
- достижение высокой вариативности сельскохозяйственных культур и животных, приспособленных к северным условиям;
Без соответствующей многолетней государственной поддержки научных исследований в данной области генетические достижения в выведении новых пород скота и селекционные достижения в растениеводстве не были бы настолько значительны.
- гибкость и последовательность проводимой политики регулирования;
Вся история изучаемого вопроса демонстрирует с одной стороны постоянную ориентацию на изменения в окружающей среде, а с другой последовательность Норвегии в поддержке отрасли, как в тяжелые военные и кризисные времена, так и в условиях современной глобализирующейся экономики.
Таким образом, мы видим, что государственное регулирование сельского хозяйства северных стран имеет сложнейший механизм и используется в целях стабилизации рынка продукции, защиты отечественных производителей, поддержания паритетности сельскохозяйственных и несельскохозяйственных доходов, поддержания сельской социальной инфраструктуры и производства в районах, имеющих неблагоприятные условия.
Анализируя опыт экономического становления агропромышленного комплекса северных стран, можно сказать, что как в период продовольственного кризиса, так и в условиях перенасыщения рынка продовольствия без государственного регулирования и поддержки производственный потенциал аграрного сектора был бы подорван.
В России северные территории занимают около 70 % всей территории страны, и развитие северного сельского хозяйства является предметом серьезного научного изучения уже не одно десятилетие. Рыночные преобразования 90-х годов отбросили северное сельское хозяйство на десятилетия назад, а проблемы продовольственного обеспечения населения этих территорий качественной продукцией резко обострились. При научном обосновании перспектив возрождения и развития аграрного сектора на северных территориях необходимо учитывать множество факторов, включая уже существующий опыт северных стран. Например, систему районирования северных территорий, включающую продуманную специализацию хозяйств мерами государственного регулирования; создание цифровых карт местности для определения границ и учета земель; достижение высокой вариативности сельскохозяйственных культур и животных, приспособленных к северным условиям; экологическая составляющая при осуществлении регулирования отрасли; пропаганда аграрных специальностей начиная со школьной скамьи. Основным же исходным положением государственной политики в аграрной сфере должна стать государственная заинтересованность в сохранении национального сельского хозяйства как основы продовольственной безопасности страны, что успешно демонстрируют Финляндия и Норвегия на протяжении последних ста лет.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: