Новости
01.12.2016


29.11.2016


29.11.2016


29.11.2016


28.11.2016


20.05.2015

Эффективное функционирование агропромышленного комплекса является основой продовольственной безопасности страны, так как в состав АПК входят отрасли народного хозяйства, которые несут ответственность за производство, заготовку и закупку, транспортировку, хранение, переработку и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции, продовольствия для населения и сырья для промышленности.
Сбалансированное развитие всех звеньев АПК - необходимое условие решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. В настоящее время слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК, производственной инфраструктуры комплекса приводят к огромным потерям продукции сельского хозяйства. Например, потери собранного зерна составляют около 30 %, картофеля и овощей более 40 %. Потребность в оборудовании для отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, удовлетворяется лишь на 55-60 %, степень износа оборудования составляет более 70 %.
Изучение современного состояния АПК России позволило выявить его основные проблемы, которыми, на наш взгляд, являются: значительное сокращение объемов производства, посевных площадей, поголовья скота, что произошло в результате нарушения производственно-хозяйственных связей, усиления инфляционных процессов, удорожания кредитных ресурсов, сокращения государственного финансирования, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель.
В силу низкой рентабельности, в сельском хозяйстве в большей мере, чем в других отраслях произошло сокращение производственно-технического потенциала. Отсутствие необходимых денежных поступлений привело к многократному уменьшению закупок новой техники и оборудования. Поэтому даже при расширении спроса на отечественную продовольственную продукцию рост ее производства сдерживается ресурсными ограничениями. Средняя обеспеченность комбайнами и тракторами в расчёте на единицу обрабатываемой площади в России отстаёт от соответствующих показателей Kaнады и Германии в несколько раз, нагрузка на основные виды техники в России значительно выше, чем в этих странах. Обеспеченность основными видами сельскохозяйственной техники составляет около 50 % от технологически необходимой. Коэффициент выбытия тракторов превышает коэффициент обновления в 5 раз, зерноуборочных комбайнов - в 3 раза, кормоуборочных - в 3,5 раза. Также суш,ествуют проблемы в обеспечении ГСМ из-за финансового состояния сельхозпроизводителей и их низкой платёжеспособности, а также опережающего роста цен на нефтепродукты, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.
Особенно актуальна проблема деградации земель. К настоящему времени из сельскохозяйственного оборота выведено около 30 млн. га. Приходят в упадок мелиоративные системы, увеличиваются площади закисленных почв. В последние годы практически приостановлены работы по повышению плодородия почв и мелиорации земель, осушению и орошению земель, сократились показатели применения органических и минеральных удобрений, что послужило усилению процесса деградации почв. Медленно развивается инфраструктура земельного рынка, не создана система информационного обеспечения и разъяснительной работы, что создаёт возможность теневого оборота. За последние годы резко сократился уровень среднедушевого производства зерна. В современной ситуации Россия уже не обладает достаточными финансовыми возможностями для закупки необходимого количества зерна, а снижение зернового импорта восполняется увеличением размера закупок готовых продуктов питания.
Острейшей проблемой является тяжелое финансовое положение сельского хозяйства, которое характеризуется:
- незначительными денежными поступлениями от реализации продукции из-за низкого уровня цен на нее и ограничений сбыта;
- нехваткой собственных оборотных средств для сезонного финансирования производства и низким уровнем недоступности банковского кредита;
- высокой кредиторской задолженностью, в основном по льготным государственным кредитам, платежам в бюджета всех уровней и внебюджетные фонды. Основная часть этих долгов приходится на пени и штрафы за просроченные платежи, так как существующая система налогообложения недостаточно учитывает сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельском хозяйстве.
В России очень низок уровень урожайности сельскохозяйственных культур (по зерну в 2,8 раза, картофелю в 2,2 раза, сахарной свекле в 1,8 раза ниже, чем в развитых странах, даже в зонах с близкими природно-климатическими условиями), невысока продуктивность животноводства. По уровню производительности труда в сельском хозяйстве наша страна отстает в 3-4 раза от развитых стран.
Природно-ресурсный потенциал России позволяет производить здесь практически все основные виды сельскохозяйственной продукции, лишь производство некоторых из них ограничено природными условиями (теплолюбивые фрукты и овощи и др.). Тем не менее, наша страна является одной из основных стран - импортеров продовольствия. Основные причины - неэффективное производство, большие потери и низкое качество продукции.
Хотя Россия относительно хорошо обеспечена сельскохозяйственными угодьями, HO их размеры постоянно уменьшаются, что связано с изъятием земель под промышленное, транспортное, жилищно-коммунальное строительство. Поэтому основное направление дальнейшего развития сельского хозяйства - его всемерная интенсификация.
Нерешенной проблемой остается межотраслевой диспаритет цен и доходов. В условиях либерализации экономики сельское хозяйство оказалось особо незащищенным перед монополизированными отраслями промышленности. Ценовой пресс со стороны массы посредников и перекупщиков привел к многократному снижению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта.
Немаловажной проблемой является ограниченный спрос на агропродовольственную продукцию. Проблема сбыта для отечественных товаропроизводителей была усугублена внешнеторговой экспансией продовольствия. За счет импортозамещения создались возможности для расширения рынка сбыта отечественного продовольствия. Вместе с тем, падение реальных доходов ограничивает общий спрос населения на продукты питания, в первую очередь белковосодержащие (животноводческие).
Нормальному функционированию агропромышленного комплекса препятствует неразвитость аграрных рынков, отсутствие эффективных систем их регулирования, наличие межрегиональных торговых барьеров, искусственное сдерживание цен администрациями регионов. В силу неразвитости рыночной инфраструктуры не обеспечивается нормальная связь между производителем и потребителем продовольствия, ограничивается возможность сбыта продуктов отечественными сельхозтоваропроизводителями по приемлемым ценам.
Предприятия, поставляющие средства производства, крайне плохо адаптированы к потребностям отечественного сельского хозяйства. Среди них можно выделить две группы: предприятия, которые работают исключительно на внутренний рынок (заводы сельхозмашиностроения), и предприятия, имеющие экспортный потенциал (производители минеральных удобрений).
Первая группа предприятий, столкнувшись с резким сужением рынка своей продукции, оказалась в глубочайшем кризисе. Затянувшиеся процессы их реструктуризации и модернизации привели к критическому отставанию от потребностей АПК. Сдерживается организация дилерских сетей современного типа, формирование лизинговых компаний.
Экспортно-ориентированные отрасли не столь сильно пострадали от сужения спроса на внутреннем рынке, так как нашли свою нишу на внешнем. Особенность функционирования этих отраслей заключается в том, что рост спроса на их продукцию на внутреннем рынке может быть ограничен нежеланием снижать цены по сравнению с мировым уровнем, также как и приспосабливаться к потребностям внутреннего покупателя.
Требуют немедленного решения социальные проблемы села, так как по всем показателям уровень жизни на селе значительно уступает городскому. Проблемы развития сельской местности сегодня являются не только социальными, но и оказывают негативное воздействие на экономику аграрного производства. Недостаточно учреждений культуры, здравоохранения, народного образования, не хватает специалистов этих сфер, рацион питания у сельских жителей более скуден и менее сбалансирован, заработная плата значительно ниже, а цены на селе выше и т.д. Все это ведет к миграции населения из деревни в город, причем выбывает население молодых возрастов, идет процесс старения населения и вымирания российского села.
Сложность проблемы заключается и в том, что в сельской местности, кроме сельскохозяйственной деятельности, практически нет других источников дохода. Это заставляет руководителей сельхозпредприятий сохранять избыточную численность работников для поддержания социальной стабильности на своей территории, что ведет к снижению производительности труда и общей рентабельности отрасли.
Во многих регионах преодолению негативных процессов препятствуют острые проблемы демографического и кадрового потенциала, нехватка специалистов и руководителей, недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых рыночных структур.
Экономическая ситуация в агропромышленном комплексе неоднородна. Одной из самых динамично развивающихся отраслей является пищевая промышленность. Эта отрасль характеризуется устойчивым финансовым положением, она активно модернизируется.
В России за последние четыре года в пищевую и перерабатывающую промышленность привлечено более 600 млрд. руб. инвестиций. По долгосрочной программе социального развития 2020-2030 гг, в пищевую отрасль планируется инвестировать от 900 млрд. руб. до 1150 млрд. руб., из них 55 % будет направлено технологическую модернизацию отрасли. Наибольший объем инвестиций планируется направить на развитие сахарной промышленности. На развитие молочной промышленности намечено направить 99,7 млрд. руб., мясной - 99,15 млрд. руб., хлебопекарной - 98,2 млрд. руб. Кондитерской промышленности потребуется 79,9 млрд. руб., консервной плодоовощной - 27,1 млрд. руб., крахмалопаточной - 25,6 млрд. руб.

Современное состояние и проблемы развития АПК России

Несмотря на то, что в последние годы наметилось ряд положительных тенденций, связанных с увеличением объемов инвестиций и усилением инновационной активности в отдельных секторах АПК, в целом агропромышленный комплекс России находится в состоянии системного кризиса. В этих условиях АПК России необходима комплексная поддержка со стороны государства, так как эффективное функционирование данного сектора экономики нацелено на решение важной социально-экономической задачи но обеспечению продовольственной безопасности страны.
Особенности государственного регулирования занимают центральное место при формировании тактики и стратегии развития АПК. Существует много путей решения данной проблемы: от еще большего усиления роли и функций государства в регулировании и поддержке АПК до полного ухода государства со сферы агропромышленного производства. При этом большинство стран, в том числе и Россия, формирует социальный тип рыночной экономики. Для проведения сильной социальной политики государственное регулирование сферы АПК не только необходимо, но и неизбежно.
В процессе проведения аграрной реформы выделяют 3 основных этапа в период с 1990-2012 гг в соответствии с изменениями аграрных отношений и агропродовольственной политики.
Первый этап аграрной реформы (1990-1999 г) проходил преобразования, коренные изменения аграрных отношений, в основе которых были ликвидация колхозов и совхозов, приватизация, передача земли в частную собственность, развитие рынка сельскохозяйственных земель, фермерская стратегия.
Современное состояние и проблемы развития АПК России

Однако первый этап показал, что в реальных условиях нашей страны, как и других развитых стран, отдельно взятых регионов, фермерские хозяйства не могут заменить крупные сельскохозяйственные предприятия.
В период с 1990-1998 гг произошло значительное сокращение производства сельскохозяйственной продукции и отечественного продовольствия. Физический объем продукции сельского хозяйства составил в 1998 г., по данным официальной статистики, 56 % от уровня 1990 г., а продукции животноводства - 49,9 %. Первый этап характеризуется катастрофическим сокращением производства практически во всех отраслях экономики страны и регионов и длительным спадом почти во всех сферах социально-экономической жизни страны.
На втором этапе аграрная реформа была значительно скорректирована и направлена не столько на реорганизацию аграрных отношений, сколько на формирование и реализацию комплексной агропродовольственной политики, создание условий для замедления и постепенного преодоления сложившихся негативных тенденций в развитии агропродовольственного комплекса. Относительно успешному началу преобразований способствовали как смена политической власти в стране, так и последствия дефолта 1998 г, в результате которого начали активно развиваться процессы импортозамещения в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности. В этот период был разработан ряд важнейших документов: Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 гг от 27 июля 2000 г. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г № 136-ФЗ, постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г № 858 «О федеральной целевой программе Социальное развитие села до 2010 г» и др. В результате осуществления предложенных мероприятий наметившиеся положительные тенденции в развитии агропродовольственного комплекса во многом удалось сохранить.
Второй этап отличается некоторой стабилизацией, успокоением скачков в экономике и ценах, тенденциями роста производства и развития социальной сферы, которые были достигнуты в масштабах страны и регионов. На этом этапе обеспеченно в определенной мере начало позитивных процессов, была введена система страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой, осуществляемой в виде субсидирования из федерального бюджета части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по заключенным договорам страхования. В 2004 г договоры страхования заключили более 7 тыс. хозяйств в 62 регионах на сумму начисленных страховых взносов 4 млрд. руб., а в 2000 г - всего 3,3 тыс. хозяйств в 26 субъектах Федерации. В 2004 г увеличилась доля прибыльных организаций с 49, 6 % в 2003 г до 63, 1 %. Совокупный уровень рентабельности сельскохозяйственного производства составил 10,4 % против 2,9 % в 2003 г За это время более миллиона граждан оформили в собственность земельные участки для строительства собственного жилья, активизировалась работа по оформлению, выделению и государственной регистрации земельных паев сельских жителей в соответствии с Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», принятым в 2002 г Таким образом, к концу 2005 г стало очевидно, что необходим новый этап в реализации аграрной реформы и развитии преобразований аграрной сферы.
Переход к третьему этапу - начало реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006 г На этом этапе приняты ФЗ от 29.12.2006 г № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг принятый Правительством РФ от 16 июня 2007 г До 2012 г в рамках Госпрограммы на развитие сельского хозяйства за счет средств федерального и средств бюджетов субъектов РФ выделено 1095,6 млрд. руб. В 2008 - 159,3 млрд. руб., далее в 2009 г - 199,4 млрд. руб., в 2010 г 228,3 млрд. руб., в 2010 г - 228,3 млрд. руб., в 2011 г - 246,2 млрд. руб., в 2012 г - 262,4 млрд. руб. В них изложены сущность, цели государственной аграрной политики и ее основные направления, а также ресурсное обеспечение. Агропромышленная политика реально становится начиная с 2008 г приоритетом в социально-экономической политике государства, а, следовательно, в определенной степени будет отражать стратегию развития АПК на пятилетний и более отдаленный период, способствую обеспечению национальной продовольственной безопасности.
Государственное регулирование аграрного комплекса является одной из главных составляющих системы государственного регулирования экономики. Состояние всего комплекса, особенно сельскохозяйственного производства, во многом зависит от продуманности и успешного выполнения наиболее важных направлений, форм, методов и инструментов аграрной политики государства. Адаптируясь к новым условиям, регионы России вырабатывают собственные модели экономического поведения. Основными формами участия государства в регулировании федерального, регионального и внутрирегионального развития должны стать государственные федеральные и региональные программы, финансируемые из государственного бюджета, а также за счет внебюджетных средств. Например, реально работающей программой за последнее время, осуществляющей реализацию государственной политики в сфере АПК явился приоритетный национальный проект «Развитие АПК», который включил в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства»; «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»; «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе».
В настоящее время, начинается четвертый этап реформирования АПК, связанный с вступлением России во Всемирную торговую организацию. В рамках данного процесса разработана стратегия развития АПК России и установлены основные направления его развития:
Законодательно-правовое:
- разработать и внести в Госдуму ФС РФ проект ФЗ «О продовольственной безопасности Российской Федерации»;
- внести изменения в отдельные статьи (в том числе в ст. 3) ФЗ от 29.12.2006 г № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Налогового Кодекса РФ в части расширения понятия «сельскохозяйственный производитель», до понятия «производитель агропродовольственной продукции», включив в него наряду с сельскохозяйственной продукцию пищевых и перерабатывающих предприятий;
- внести изменения в ФЗ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с учетом правоприменительной практики и работы предприятий в условиях членства России в ВТО;
- внести изменения в Налоговый Кодекс РФ в части включения в Перечень продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость HO ставке 10 %, включив в него все пищевые продукты (за исключением алкогольной продукции и табачных изделий). Аналогичные изменения внести в Постановление Правительства РФ № 908 от 31.12.2004 г;
- усовершенствовать налоговую политику государства, в том числе внести изменения в налоговое законодательство в части увеличения бюджетных средств на предоставление льгот по налогу на прибыль и единому социальному налогу для пищевых предприятий социально значимых отраслей, а также предприятий, осуществляющих крупномасштабную модернизацию. Сохранить «путевую» ставку по налогу на прибыль для сельхозтоваропроизводителей и ввести ее для пищевых и перерабатывающих предприятий на период до 2015 г;
- усилить меры борьбы с фальсификацией пищевой продукции, в том числе путем внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие усиление ответственности за введение потребителя в заблуждение.
Финансовое:
- предусмотреть в рамках общего объема господдержки предприятий АПК программу дотаций на часть статей себестоимости выпускаемой продукции, по которым существуют объективные факторы превышения над соответствующим уровнем у иностранных конкурентов (климат, географическое положение и др.);
- предусмотреть в Госпрограмме по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы мероприятия и объем финансирования, достаточные для адаптации сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности к условиям вступления в ВТО;
- последовательно совершенствовать систему поддержки сельского хозяйства, расширять меры «зеленой корзины», в том числе объемы инвестиционной помощи при реструктуризации аграрного производства, поддержки регионов с неблагоприятными природно-климатическими условиями, страхования доходов производителей и др.
Техническая модернизация и обеспечение продовольственной безопасности и др.
- разработать стратегии развития и модернизации отраслей АПК на основе привлечения государственных и коммерческих инвестиций в капиталоемкие и инфраструктурные проекты, реализация которых обеспечит необходимый уровень конкурентоспособности российских товаропроизводителей;
- активизировать участие отраслевых союзов и бизнеса по разработке мер адаптации сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного функционирования в рамках ВТО;
- завершить принятие технических регламентов на основные виды продукции АПК, проанализировать практику реализации принятых ранее технических регламентов на соответствие международным нормам и провести работу по внесению необходимых изменений, направленных на ускоренную адаптацию подотраслей АПК к условиям работы в ВТО, реализовать широкомасштабные дополнительные образовательные программы по применению всего массива технических регламентов на предприятиях отрасли;
- обеспечить предприятиям АПК, в том числе пищевой и перерабатывающей промышленности, возможности широкого, упрощенного и приоритетного доступа к долгосрочным низкопроцентным кредитам при одновременном обеспечении мер по реструктуризации их текущей задолженности. Предусмотреть в работе существующего профильного банка возможность выдачи кредитов по формальному уровню процентной ставки (1-2 %);
- ускорить в режиме софинансирования НИОКР и фундаментальных исследований разработку и внедрение перспективных инновационных технологий на предприятиях АПК;
- расширить возможности применения современных технологий и оборудования для модернизации отраслей АПК с целью обеспечения конкурентоспособности их продукции. Создать условия для повышения инвестиционной привлекательности создания средств производства, в том числе технологического оборудования для предприятий АПК России;
- изучить опыт других стран по применению поддержки и защитных мер сельского хозяйства в рамках правил и условий присоединения к ВТО, ознакомить с этим опытом отраслевое сообщество и обеспечить эффективное его применение.
Проведя исследования в области государственного регулирования АПК России, можно сделать вывод, что в результате реализации предложенных программ наметились положительные тенденции в агропромышленном комплексе. По мнению многих специалистов и экспертов в области АПК необходимо быть готовым к тому, что потребуются корректировки в программах, что связано с вступлением России во Всемирную торговую организацию. Следует отметить, что вступление России в BTO может вызвать негативные изменения в развитии агропромышленного комплекса страны, так как российской промышленности придется конкурировать с сильнейшими зарубежными компаниями. Однако, Россия не является единственной страной, которая вступила в ВТО. Среди этих государств, вынужденных пройти процесс согласований со всеми странами-участниками - Китай и страны бывшего СССР. Китай традиционно считался наиболее подготовленным к вступлению в ВТО; Украина рассматривалась как страна, наиболее близкая к России по структуре экономики.
Таким образом, российская экономика вступает во Всемирную торговую организацию с более высоким уровнем защиты своей экономики, чем у развитых стран, но уступающим большинству стран развивающихся. Для России ставки при вступлении будут иметь приемлемые значения, однако по завершении переходного этапа наша страна будет иметь сравнительно низкий уровень тарифной защиты.
Современное состояние и проблемы развития АПК России

Чем более высокий тариф получает страна, тем комфортнее условия для национальных производителей. В отраслях, ориентированных на внутренний рынок и не способных к осуществлению поставок за рубеж, тарифы должны быть выше, чем для производителей, активно конкурирующих на внешнем рынке, где импортная пошлина вводится в качестве ответной меры на соответствующие шаги других государств.
Отмечается низкий уровень защиты украинской экономики по сравнению с другими развивающимися странами. Украина вступила в BTO после краткого процесса переговоров, согласившись на относительно слабую защиту и непродолжительный переходный период.
Опыт Китая: Значительный выигрыш от членства в ВТО, но в экономической ситуации, совершенно иной но сравнению с Россией. Китай - пример страны, хорошо подготовившейся к вступлению в BTO и получившей максимальный выигрыш от членства в этой организации. Процедура переговоров, как и в случае с Россией, заняла значительное время. Китай потратил 15 лет на переговоры об открытии китайских рынков сельского хозяйства, финансовых услуг и телекоммуникаций. Пекин последовательно добивался от партнеров по переговорам значительных уступок, продолжая в то же время активно развивать собственную промышленность.
Китай вступил в BTO в 2001 г со средним уровнем импортных пошлин, почти на 25 % более высоким, чем у России. К моменту открытия внутренних рынков, перерабатывающие отрасли китайской промышленности были весьма конкурентоспособны благодаря:
- дешевизне юаня, что обеспечивалось мерами жесткой монетарной политики: курс юаня в момент вступления в BTO был недооценен по сравнению с долларом США на 53 % (для сравнения: рубль к доллару сейчас недооценен примерно на треть). Правительство Китая смогло удержать низкий курс национальной валюты, несмотря на расширение внешней торговли и приток иностранных инвестиций;
- низкой стоимости рабочей силы: среднемесячная зарплата в Китае составляла примерно HO долл. США, то есть была более чем в 30 раз меньше, чем в США (по этому показателю Россия сейчас отстает от США в пять раз);
- значительной доле в экспорте продукции перерабатывающих отраслей: на момент вступления в BTO Китай не экспортировал сырьевых ресурсов, доля продукции перерабатывающих отраслей составляла более 40 %;
- доступности кредитов: при стабильной валюте стоимость кредита для национальных производителей была на уровне около 6 % годовых.
Дешевые факторы производства и дешевая валюта позволили Китаю выиграть от снятия торговых барьеров, но России эти инструменты сейчас недоступны. После вступления в BTO пострадали отдельные отрасли экономики Китая. Первоначальный эффект для сельского хозяйства был негативным: масса разорившихся крестьянских хозяйств, слабая конкурентоспособность по сравнению с производителями сельхозпродукции в других странах. Однако постепенно крестьяне, лишившиеся источников дохода, нашли заработок в быстро развивающихся промышленных производствах. Рост безработицы в аграрном секторе в целом соответствовал общему курсу страны на урбанизацию и индустриализацию. Вступление в BTO и интеграция Китая в мировую экономику логично стали стимулом к развитию социальной сферы села за счет расширения использования таких инструментов финансово-бюджетной политики, как различные субсидии и программы по регулированию рождаемости, здравоохранению, образованию и медицинскому обслуживанию. Китай предпринял меры но повышению конкурентоспособности своей деревни. Продвижение стандартизации аграрной продукции, повышение ее качества, усиление специализации и регионализации и другие меры способствовали росту конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства. Путем использования отечественных и зарубежных сельскохозяйственных рынков, импорта сырья, экспорта трудоемкой продукции и т.д. Китай развернул внутреннее преимущество в отношении сельского хозяйства.
После вступления в BTO ежегодный прирост импорта сельхозпродукции в Китай составил 25 %. Китай превратился из экспортера сельхозпродукции в импортера. Китай стал одной из стран с самым низким уровнем таможенного тарифа на сельскохозяйственную продукцию. Средний уровень таможенного тарифа на сельскохозяйственную продукцию был снижен с 23,2 % в 2001 году до 15,23 % в 2006 году, что намного ниже, чем в развитых странах, в частности, США, Япония и страны Евросоюза. Данный показатель составляет четверть от мирового уровня таможенного тарифа сельскохозяйственной продукции.
Китай с 2004 года предоставил субъектам рынка свободу экспортноимпортного хозяйствования. С того же года общий объем импортных квот пшеницы, кукурузы, риса, сахарного сырья, хлопка и др. из-за рубежа превысил 5 % от общего объема потребления Китаем названных видов сельскохозяйственной продукции. Это превышает максимальный лимит, установленный правилами ВТО.
В 2005 году Китай изменил режим импорта шерсти и полуфабрикатов из нее, ядохимикатов, полиэтиленовых пленок, минеральных удобрений.
В 2006 году Китай снизил ограничения на импорт соевого, пальмового и рапсового масел. В 2007 году изменен режим импорта удобрений. Кроме того, Китай с момента вступления в BTO снял субсидии на экспорт сельскохозяйственной продукции.
При всех благоприятных внешних и внутренних факторах, способствовавших успешному использованию Китаем выгод взаимодействия с ВТО, нельзя недооценивать роль китайского правительства: взрывной рост внешнеторговых операций Китая - результат вдумчивого управления притоком иностранных инвестиций и поддержания стабильно низкого курса юаня, обеспечивавшего несомненную конкурентоспособность китайских товаров. В отличие от Китая, вступившего в BTO в начале мирового экономического подъема, Украина присоединилась к BTO всего лишь за полгода до начала нового мирового кризиса — 16 мая 2008 г Продолжительность переходного периода для Украины как члена BTO была определена всего пятью годами.
Активности и успешного прорыва на международные рынки в Украине не произошло. Через год после открытия торговых границ ВВП Украины уменьшился на 15 %, а объем промышленного производства сократился более чем на 40 %. Для сравнения, экономика Европы за это же время снизилась всего на 3-4 %, а Белоруссии и Казахстана практически не изменилась.
Для транспортного машиностроения вступление в BTO оказалось сопряжено со снижением импортной пошлины на автомобили с 25 % до 10 %, а также снижением ставки на импорт готовой сельхозтехники до 0 % (беспошлинный ввоз). Новые условия свели на нет планы по расширению производства продукции, и производители сократили свои потребности в привлечении новой рабочей силы.
При вступлении в BTO Украина снизила ввозную пошлину на сахар с 300 евро за тонну до 50 % ввозной пошлины, и согласилась дать квоту на ввоз на Украину сахара-сырца из тростника объемом 260 тыс. тонн по льготной ставке в 2 %. По мнению экспертов, беспошлинный ввоз 260 тыс. тонн сахарного сырца привело к тому, что более 50 украинских заводов, производящих сахар, остановились. Доля импортного сахара из тростника на Украине, которая славится своим плодородным черноземом, выросла, а украинские производители потеряли 11 % объемов внутреннего рынка, экспорт сахара практически остановился.
По подсчетам Федерации работодателей Украины, только в двух отраслях сельского хозяйства - в сахарной отрасли и в свиноводстве - рабочие места потеряли около 500 тыс. человек за три года с 2008 года, когда Украина вступила в ВТО.
Украинские производители мяса оказались в неравных условиях с производителями Европы и США. Пошлины на импортное мясо стали ниже 10 %, тогда как у других стран более высокие пошлины. Если три года назад Украина импортировала 500 тыс. тонн мяса, то в 2010 году вдвое меньше -всего 150-160 тыс. тонн всех видов мяса.
Большие потери понесло свиноводство. В отличие от стран Евросоюза, защитные пошлины на импорт свинины на Украине оказались ниже в 5-8 раз. В итоге на рынок Украины хлынула иностранная свинина: в 2010 году импорт свинины вырос в 2,3 раза по сравнению с 2007 годом, и составил 178,7 тыс. тонн. Украинский рынок заполонило импортное сало. За семь месяцев 2011 года было ввезено 20 тыс. тонн сала из Польши, Германии и Нидерландов.
После вступления в BTO сельское хозяйство Украины продемонстрировало рекордный рост активности в конкурентоспособных секторах при столь же рекордных провалах там, где характеристики производства не позволяли конкурировать с импортной продукцией. В этих условиях снятие барьеров на импорт и фактический запрет на государственную поддержку экспорта (более жесткая сертификация винодельческой продукции, отказ от финансового стимулирования отрасли) стало критичным для отрасли. В масличном производстве, где до вступления в BTO удалось осуществить техническую модернизацию, а за счет вступления - обеспечить нулевые барьеры при экспорте, объемы производства и экспорта значительно выросли. В неконкурентоспособных секторах, для которых не удалось достичь соглашений о «зеркальном» снижении пошлин и где сохранились экспортные барьеры, произошел быстрый и ожидаемый спад объемов производства. Общий итог для украинского сельского хозяйства оказался неоднозначным.
Подводя итоги вступления Украины в ВТО, положительные результаты в агропромышленном секторе отмечены в производстве масличных культур -семечек подсолнуха, рапса и подсолнечного масла.
Рассматривая эти две страны (Китай и Украину) можно сделать вывод, что по пути Китая мы не пойдем. По моему мнению, экспертам следует обратить внимание на опыт Украины, т.к. аграрный сектор стран схож по своей отраслевой структуре АПК и ряду других показателей. Ведь, до вступления в BTO Украина была экспортёром, сейчас в ней преобладает импорт. Производство снизилось на 4,3 %. Сельское хозяйство ухудшило свои позиции. В страну импортируются фрукты и овощи. В 2,9 раза вырос импорт свинины. Объем производства сельскохозяйственной продукции в целом сократился по сравнению с 2008 г на 3,3 %, 50 заводов, производящих сахар, остановились. В сахарной промышленности и свиноводстве за 3 года с 2008 г потеряли рабочие места около 500000 человек. При этом многие сегменты пока не вышли на уровень 2008 году.
Подобное развитие событий может ожидать и нас, если не предпринять меры, которые позволили бы обеспечить продовольственную безопасность страны. Для этого, в первую очередь, необходимо выявить положительные и отрицательные стороны вступления России в ВТО.
Преимущества от вступления в BTO не так очевидны. С вступлением России в BTO складывается крайне неоднозначная ситуация. Это процесс во многом политический, а не экономический. Многие эксперты сходятся во мнении, что поддержка агропромышленного комплекса и, прежде всего, мясоперерабатывающей промышленности будет продолжена российскими властями. Производство птицы почти на 90 % обеспечивают отечественные предприятия, но рынок свинины и говядины практически полностью зависит от иностранных поставок. В настоящее время между Минэкономразвития и BTO идут напряженные переговоры о сохранении квотной системы доступа на российский рынок зарубежного мяса. По данным, рассматривается несколько схем, но, ни одна не предусматривает полной отмены квот. Один из вариантов - снижение таможенных пошлин до нуля при сохранении квотирования. Сейчас таможенные пошлины составляют 15 %, но не менее 0,25 евро за 1 кг квотированной свинины и 75 %, но не менее 1,5 евро за 1 кг сверх квоты.
По оценке Национальной мясной ассоциации, только потери федерального бюджета от снижения таможенных пошлин составят 200 млн. долл. в год, а общие потери отечественных производителей будут исчисляться суммой до 30 млрд. руб. в год. При этом оптовые цены, по расчетам экспертов, упадут па 15 руб. (сейчас они составляют 125-130 руб. за килограмм).
Современное состояние и проблемы развития АПК России

Вступление в BTO потребует от производителей переименовать ряд привычных потребителю отечественных продуктов. Например, шампанское превратится в игристое вино, так как продукт с таким названием может производиться только в провинции Шампань во Франции, коньяк может производиться только в провинции Коньяк, поэтому в нашей стране разливают бренди.
Таким образом, к преимуществам относятся:
- возможность России участвовать в разработке правил мировой торговли. Раньше наша страна не могла влиять на этот процесс;
- расширение рынка зерна и технических культур;
- расширение ассортимента предлагаемой продукции пищевой отрасли, в результате увеличения доли импорта;
- снижение цен на большинство товаров и услуг, повышение их качества, более широкий выбор - все это произойдет с увеличением конкуренции на отечественном рынке;
- упрощение выхода российских предприятий на внешний рынок. Наиболее выгодно это будет экспортерам металла и минеральных удобрений, для которых сейчас введено больше всего ограничений;
- усиление контроля над деятельностью отечественных участников рынка;
- внесение поправок в российское законодательство в области формирования единых подходов в применении механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности. Распространение этих правил на Россию повысит ее инвестиционную привлекательность для иностранных инвесторов и сделает более предсказуемым экономический и правовой климат для российских субъектов экономики;
- повышение привлекательности нашей страны для зарубежных инвесторов;
- упрощение выхода российских производителей на некоторые зарубежные рынки - к примеру, экспортеров металла на рынок США. Америка обещает отменить дискриминационную поправку Джексона-Вэника;
- снижение цен на импортную продукцию;
- улучшение инвестиционного климата для иностранных производителей в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
- повышение качества российских товаров и услуг, за счёт увеличения потока иностранных товаров и инвестиций в Россию;
- повышение имиджа России вследствие присоединения нашей страны к ВТО.
К недостаткам можно отнести снижение тарифов на ввозимую продукцию: перераспределение разницы в пользу цепочки, в которую входят оптовики, торговые сети и пр. В итоге потребитель может не увидеть выгоды от снижения тарифов. Также велика вероятность того, что из-за усиления конкуренции многие отечественные производители будут перекладывать свои издержки на плечи потребителей.
В России есть отрасли экономики, которые до сих пор существуют в «тепличных условиях» - после присоединения России к BTO они могут не выдержать конкуренции. Из-за этого появятся социальные проблемы — увольнение огромного количества работников. Для производителей с плохой технической базой, устаревшими технологиями и большими издержками увеличение конкуренции может повлечь уход с рынка. При этом, это не просто потеря определенных компаний - это потеря рабочих мест и налогов.
Велика вероятность, что присоединение к BTO вызовет потерю некоторых отраслей экономики. Поскольку у нас в стране достаточно тяжелые природные условия, некоторые сельхозпроизводители могут быть вынуждены закрыть собственное дело. Будет жестче контролироваться соблюдение прав на интеллектуальную собственность: естественно, за фирменные товары придется платить больше, чем за их подделку.
В тоже время присоединение к BTO одной из стран-участников Евразийского экономического союза облегчит процедуру вступления в BTO для других стран союза. Экономисты подчеркивают, что вступление в BTO России будет означать применение аналогичных условий международной торговли остальными участниками Евразийского экономического союза.
Следует отметить, что от вступления нашей страны в BTO выиграют в основном потребители, в тоже время для некоторых отраслей российской экономики конкуренция ужесточится в связи со снижением таможенных пошлин на импортную продукцию, хотя в течение первого года после вступления ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение этого периода пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Так же необходимо заметить, что по сельскому хозяйству ставка ETT также снизится с 15,634 % до 11,275 %, в целом изменение по сравнению с сегодняшним уровнем около 4-4,5 %.
С момента вступления России в BTO придётся сократить расходы на агропромышленный комплекс, так до 2017 года планируется сократить господдержку сельского хозяйства. Политика протекционизма будет отменена и будет установлен режим наибольшего благоприятствования.
По мнению экспертов, потери в сельском хозяйстве будут довольно высокие, например, у производителей зерна ежегодные потери могут достигать 2 млрд. рублей. В связи с этим зернопроизводители должны получать ежегодно: для железнодорожных перевозок - 16 млрд. руб.; для усовершенствования инфраструктуры - 12 млрд. руб.; для развития переработки - 8 млрд. руб.
Присоединение к BTO поставит мясной сектор сельского хозяйства в сложное положение. Россия согласилась снизить в 5 раз ввозные пошлины на свинину, а HO говядине США, Аргентина и Канада смогут ввозить к нам мясо без квот, так как качество их мяса считается очень высоким. Как следствие, годовые потери из-за ухудшения свиноводства могут достигнуть 18 млрд. руб., а от замедленного развития разведения крупного рогатого скота - 13 млрд. руб., в основном пострадают лично-подсобные хозяйства, которые начнут вымирать.
Мясная промышленность стала выгодной в 2000 годах и за несколько лет в отрасль было вложено сотни миллиардов рублей, а теперь все инвестиции оказались под угрозой, так как с приходом иностранцев оптовые цены упадут на 10 %. Зарубежные компании производят больше мяса и его стоимость намного ниже, чем у нас, ведь у нас модернизация только началась, а на западе уже давно закончилась. Пример Бразилии, которая за 16 лет своего членства в BTO не смогла пробиться на мясной рынок США, показывает, что выходить в новые страны мясному бизнесу тоже будет не просто, ведь, мясо, в отличие от нефти, продукт с высокой добавленной стоимостью и его за рубежом не ждут.
Вступление в BTO выгодно, прежде всего, странам, имеющим развитую инфраструктуру, сельское хозяйство, стабильное политическое состояние и, в общем, с устойчивой экономической системой, защищающими внутренний рынок. Для России присоединение к BTO не является необходимостью. Наша страна способна самостоятельно развивать свою экономику, повышать уровень образования, финансировать и поддерживать научные разработки, финансировать перспективные предприятия, при наличии соответствующей законодательной базы, налоговой политики, экономической политики, благоприятного инвестиционного климата и т.д.
Подводя итоги можно сделать вывод, что вступление в BTO имеет как недостатки, так и преимущества, хоть они и не так значительны. В сфере АПК преимущества получают потребители, которые в результате присоединения получат возможность покупать продукцию но более низкой цене. Так же этот процесс может отрицательно сказаться на процессе модернизации, которой в последнее время правительство, уделяет большое внимание. Последствия вступления в BTO может привести к банкротству предприятий, резкий рост безработицы, снижение рождаемости. He смотря на, имеющиеся сложности, вступление в BTO позволит вступить России в процесс глобализации. Для решения проблем связанных с вступлением России в BTO необходимы меры и стратегии развития, позволяющие дальнейшее эффективное развитие АПК России.