Новости

Прогноз продовольственного потенциала страны после вступления России в BTO

20.05.2015

В последние годы в России была разработана Государственная программа развития АПК России на период 2012-2020 г Данная программа в значительной степени полагается на государственную поддержку и защиту от иностранной конкуренции, что должно существенно облегчить условия модернизации и реструктуризации агропромышленного комплекса страны. В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию необходимо пересмотреть стратегию аграрной политики в целях сохранения конкурентоспособности российского производства. Для расчетов прогноза продовольственного потенциала в условиях вступления России в BTO в настоящем исследовании были использованы:
- детальные данные по ставкам импортных пошлин, опубликованные в правительственном протоколе о присоединении России к ВТО;
- оценки экспертов о реальной конкурентоспособности отечественной продукции;
- потери, обусловленные вступлением в ВТО, разделены на категории:
• прямые потери, отражающие сокращение объемов производства в России следствие открытия границ для импорта;
• косвенные потери, отражающие недополученный прирост выпуска до 2020 г, вследствие приостановки реализации запланированных инвестиционных проектов, сокращения объемов господдержки и невозможности значительного притока иностранных инвестиций;
- последствия для бюджета разделены на три категории:
• потери во внешнеэкономической деятельности от снижения импортных и экспортных пошлин;
• налоговые потери вследствие сокращения объемов отечественного производства;
• социальные выплаты от сокращения количества рабочих мест.
Установлено, что динамика развития АПК на период до 2020 г формировалась под воздействием разнонаправленных факторов. В данной программе в качестве значимых тенденций в прогнозном периоде следует выделить такие, как:
- увеличение инвестиций на повышение плодородия и развития мелиорации сельскохозяйственных земель, стимулирование улучшения использования земельных угодий;
- преодоление стагнации в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;
- ускорение обновления технической базы агропромышленного производства на базе восстановления и развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения;
- экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве, пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов.
Прогноз реализации Государственной программы основывался на достижении уровней её основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов по соответствующим подпрограммам и федеральным целевым программам, включенным в Государственную программу
В части основных показателей Государственной программы выделяют следующие приоритеты:
В растениеводстве предстояло освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений (с 38 кг в пересчете на 100 % питательных веществ на 1 га посевов в 2010 г до 80-100 кг в перспективе) и выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами. По отдельным культурам необходимо существенное расширение их посевных площадей.
В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока должно осуществляться, главным образом, за счет повышения уровня потребления населением этих продуктов, при одновременном их импортозамещении. Более оптимистические возможности связаны с развитием свиноводства и птицеводства.
Более подробно изменения в АПК рассмотрены на примере сельского хозяйства ввиду доступности исходных данных. Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 г должен был составлять не менее 2,4-2,5 %, а объем производства пищевых продуктов - 4,3-5,0 %. Более высокие темпы намечались по группе мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции.
Ожидается рост ресурсов для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, кроме зерна и продуктов его переработки на внешний рынок страна может экспортировать такие продукты, как: сахар, растительное масло, сухое молоко, мясо птицы и свиней.
В животноводстве также должно произойти существенное увеличение выпуска продукции. Так к 2020 году в производстве на убой крупнорогатого скота по сравнению с 2010 г планировалось произвести больше на 2.4 млн. т., свиней - на 2.2 млн. т., овец и коз - на 3,01 млн. т и птицы - на 3.4 млн. т., молока в 2020 г должны получить по сравнению с 2010 г больше на 8.2 млн. т.
По результатам проведенных исследований, нами систематизированы данные о производственном потенциале страны согласно программе развития АПК до 2020 года, которые приведены в табл. 6.2.
Согласно данным таблицы, ожидаемые результаты в производстве сельскохозяйственной продукции имеют положительную тенденцию. Реализация подпрограммы состоит в росте объемов производства зерна до 125 млн. т., подсолнечника — до 7,5 млн. т., а также сахарной свеклы - до 42 млн. т., в т.ч. объема заготовленной свеклы - до 37,8 млн. т, картофеля - до 34 млн. т., овощей - до 17,9 млн. т. Эти данные характерны для отрасли до вступления России в BTO.
В растениеводстве предстояло освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений.

Прогноз продовольственного потенциала страны после вступления России в BTO

В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока, позволяющие повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Более оптимистические возможности были связаны с развитием свиноводства и птицеводства.
Среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства в период до 2020 г должен был составить не менее 2,4-2,5 %, производства пищевых продуктов - 4,3-5,0 %. Более высокие темпы намечены по группе мяса и мясопродуктов, молока и молоко продуктов, плодоовощной продукции.
Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов призваны с учетом допустимого импорта обеспечить питание населения страны по рациональным нормам, кроме молока, плодов и фруктов, и, таким образом, приблизиться к решению основных задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.
Далее необходимо рассмотреть программу, опираясь на возможные изменения данных после вступления в ВТО.
В связи с этим, ожидается снижение производства сельскохозяйственной продукции па 19 % в 2020 году. Таким образом, можно сделать вывод, что в прогнозируемом периоде 2015 и 2017 гг. показатели производства сельскохозяйственной продукции существенно снизятся. По выполненным нами расчетам, учитывая, что период адаптации России к условиям BTO занимает 7 лет, изменения будут не большие: в 2015 г - на 5 % от производства до вступления в ВТО, в 2017 г - 10 %.
Прогнозируемые результаты об изменении потенциала страны после вступления России в BTO представлены в табл. 6.3. Основные потери экономики страны в 2020 г, обусловленные вступлением в ВТО, составят 3 % ВВП и около 19 % годового производства в пищевой промышленности и сельском хозяйстве. Таким образом, валовой сбор зерна сократиться в 2020 году после вступления в BTO на 24 млн. т., чем до присоединения, производство сахарной свеклы - на 8 млн. т, картофеля - на 6,5 млн. т, овощей - на 3,4 млн. т. В животноводстве сократится производство скота и птицы на убой на 3,4 млн. т. При вступлении в BTO Россия взяла на себя обязательство снизить ставки на значительную часть импортных товарных позиций. В большей степени будут «открываться» перерабатывающие отрасли, где максимальна конкуренция с иностранными производителями.
Таким образом, недополученный в совокупном выпуске оборот сельского хозяйства и обрабатывающего сектора промышленности (без нефтехимии и металлургии) на самом деле составит 29 % вместо 5,1 % ожидаемых потерь. Такое замедление развития производства представляет серьезную угрозу для устойчивости развития страны, поскольку, как показал последний мировой финансово-экономический кризис, в условиях глобализации он, прежде всего, воздействует на сырьевые и рациональным рациональные экономики, не опирающиеся на развитую индустрию.
Прогноз продовольственного потенциала страны после вступления России в BTO

Как показал анализ сложившейся ситуации, объем импорта имеет тенденцию к росту. Суммарно в Россию по итогам 2011 года ввезено 2,3 млн. тонн мяса и пищевых субпродуктов против 2,5 млн. тонн в 2010 году. Основная доля от этого показателя приходится на свинину - 29 %, по данной позиции наблюдается рост за год на 5 %. Говядины в текущем году импортировали на 3 % меньше, чем в 2010 году, данной товарной группе принадлежат 26 % импорта. Максимальный темп сокращения импортных поставок отмечен, естественно, в отношении мяса птицы - на 35 %.
В конце 2011 года правительство РФ утвердило окончательный объем производственного потенциала путем установления квот на импорт мясной продукции в 2012 году. Импорт свинины должен уменьшиться на 14 %, квота на нее сократилась с 500 до 430 тыс. тонн. Почти на 6 % меньше решено завезти мяса птицы: общая квота сократилась с 350 до 330 тыс. тонн. Без изменений оставлена квота на мясо KPC — 560 тыс. тонн. Ho в рамках этой квоты выросла доля замороженной говядины из США - с 41,7 до 60 тыс. тонн — за счет снижения доли других стран.
Снижение импортных пошлин отрицательно воздействует на потенциал российских предприятий, делая их абсолютно непривлекательным для иностранных инвестиций. Их продукция окажется совершенно неконкурентоспособной на внутреннем рынке, поэтому иностранным инвесторам станет гораздо выгоднее вложиться в «ножки Буша» или аргентинскую говядину, которая пойдет на рынок России уже без всяких таможенных барьеров.
После снижения пошлин на свинину с 15 % до О % внутри квот и с 75 % до 65 % сверх квот, цены на мясо существенно снизятся. В результате предприятия, работающие с минимальной рентабельностью, станут убыточными, а срок окупаемости инвестиционных проектов вырастет с 8 до 12 лет. В итоге доля импортного мяса на отечественном рынке может снова приблизиться к 35-45 %.
По данным Минсельхоза при новом механизме взимания импортных пошлин цена отечественного свекловичного сахара значительно снизится HO сравнению с тростниковым из других стран, в результате чего потенциальные потери, оцениваются в 25 млрд. рублей в год.
Россия до сих пор придерживается практики страновых квот, рассчитанных на основе данных о пропорциях мясного ввоза, существовавших ранее. По мнению экспертов, данный подход не позволяет освоить мировой рынок новым перспективным предпринимателям. В свою очередь, участники мясного рынка считают, что этот принцип предполагает свободный выбор поставщиков, позволяющий подыскивать более выгодные предложения и лавировать в случае ветеринарных запретов.
Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации приведут к снижению объема промышленного и сельскохозяйственного производства, в результате такой интеграции в 2020 г страна недополучит до 10 % роста объема продукции. В 42 регионах снижение показателей объема производства превысит 20 %.
После присоединения России в BTO вступит в действие принятая в этой организации классификация мер поддержки по «корзинам», в соответствии с этим все меры по поддержке следует отнести к «желтой корзине». До сих пор нет ясности в вопросе о том, как правительство намерено использовать меры «зеленой» и «голубой корзин». Поскольку поддержка сельского хозяйства государством в таких формах практически пока не осуществлялась, либо была неэффективной, потребуется время, как на разработку программ, так и на подготовку соответствующих специалистов.
Прогноз продовольственного потенциала страны после вступления России в BTO

По итогам переговоров было принято решение о сокращении допустимого объема поддержки сельхозпроизводителей в 2 раза - с 9 млрд. долл. в 2012 г до 4,4 млрд. долл. в 2018 и последующих годах. Следует отметить, что такое решение по субсидиям не решает проблему поддержки сельского хозяйства - большинство развитых стран финансируют свое сельское хозяйство в объемах, в несколько раз превышающих планируемый размер субсидий в России.
Подводя итоги, для защиты аграрного сектора экономики РФ в рамках реализации программы присоединения России к BTO необходимо:
- предусмотреть создание и совершенствование ряда институтов, в том числе финансируемых государством органов и юридических служб для подготовки вопросов по разрешению споров и продвижения отечественной продовольственной продукции на зарубежные рынки;
- содействовать созданию новых организаций и усилению роли действующих отраслевых союзов (ассоциаций) для их участия в совершенствовании правил и норм ВТО, максимально соответствующим экономическим интересам товаропроизводителей России.
Таким образом, в прогнозируемом периоде главную роль в развитии экономики должны сыграть отраслевые союзы и ассоциации АПК, представляющие интересы предприятий и компаний, в полной мере располагающие информационной базой о состоянии и возможностях отдельных предприятий, отраслей по регионам и в целом АПК. Реализация предложенных мероприятий обеспечит широкие возможности, быструю и эффективную адаптацию агропромышленного комплекса к новым условиям его функционирования в рамках ВТО.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: