Новости
01.12.2016


29.11.2016


29.11.2016


29.11.2016


28.11.2016


20.05.2015

Насколько актуально иметь разработанную инвестиционную стратегию предприятия можно определить но следующим признакам: инвестиционная стратегия предприятия должна быть адаптирована к интенсивным изменениям во внешней инвестиционной среде. Так как в условиях неопределенности это может привести к тому, что инвестиционные решения отделенных структурных подразделений предприятия могут носить разнонаправленный характер и мешать достижению общих инвестиционных целей предприятия, что ухудшим инвестиционный эффект от инвестиционной деятельности организации.
Под условиями неопределенности понимается значительные изменения в макроэкономических показателях, нестабильный инвестиционный климат и непонятная инвесторам инвестиционная политика государства в плане регулирования инвестиционной деятельности, также на актуальность инвестиционной стратегии предприятия оказывает значительное влияние продолжительность её жизненного цикла. Благодаря тому, что для каждого этапа жизненного цикла характерен свой уровень инвестиционной активности, свои формы осуществления инвестиций, различные способы формирования их источников и т.п., то грамотно разработанная инвестиционная стратегия поможет максимально быстро и эффективно отреагировать на кардинальные изменения в развитии организации и избежать отрицательных финансовых результатов; случается так, что при освоении новых видов деятельности или новых рынков сбыта продукции, предприятие изменяет направление своей инвестиционной деятельности и уменьшает или, наоборот, увеличивает объем своих инвестиций, то есть диверсифицирует их. Такие изменения в производственной деятельности должны носить прогнозируемый характер и быть отражены в заранее разработанной инвестиционной стратегии. Это и определило актуальность темы исследования.
Составной частью экономического государственного планирования считается инвестиционная политика. Причем она оказывает значительное влияние как на микро-, так и на макроуровне. Инвестиционная политика составляется с целью оживления инвестиционной активности, то есть, создания таких условий, которые будут максимально привлекательными для вкладчиков средств.
Специалист регулярно разрабатывает мероприятия по вовлечению дополнительного капитала. В данном вопросе главным критерием считается размер инвестируемых средств и уровень рискованности операции. На макроуровне рассматривается государственная инвестиционная политика, которая в конечном результате должна улучшить экономическое положение страны, а, следовательно, и значительно повысить уровень жизни граждан.
Также правительство оказывает влияние на степень инвестирования капитала хозяйствующих субъектов. Инструментами такого воздействия является амортизационная и научно-техническая политика. Например, государственными органами устанавливается норма амортизационных отчислений, обязательная для соблюдения каждым экономическим субъектом. С помощью такой нехитрой меры правительство получает возможность контролировать скорость воспроизводственного процесса в каждой отрасли. В развитии научно-технического прогресса государство заинтересовано не меньше, поэтому выделяет ассигнования для предприятий тех отраслей, которые больше всего нуждаются в них.
Если говорить о нашей стране, то инвестиционная политика России требует тщательного изучения. Ведь экономика нуждается в притоке иностранного капитала, денежных средств государственного бюджета уже давно не хватает на финансирование всех нужд хозяйствующих субъектов. Это ярко отражено в износе оборудования и прочей техники на производстве, в недостаточной технологической подготовке, которая особенно проявилась в годы кризиса. В то же время инвестиционная политика должна быть сбалансирована, так как приток иностранного капитала в большом количестве создает прочную зависимость страны на международном уровне. А для этого необходимо, в первую очередь, научиться грамотно, использовать имеющиеся ресурсы. И только после организации рационального производственного процесса можно прибегнуть к помощи заграничных спонсоров.
В настоящее время в промышленность России очень выгодно вкладывать деньги, так как уровень конкурентной борьбы невысок, стоимость сырья и рабочей силы гораздо ниже, чем на западе. Несмотря на такую привлекательность, инвесторы с опаской относятся к столь радужным перспективам. Это объясняется множеством причин, например, изменчивость экономического положения страны, особенно в кризисное время, политическая неразбериха. Кроме того, в нашей законодательной системе можно обнаружить слишком много неточностей и недостатков, поэтому в некоторых случаях бывает трудно разрешить вопрос о праве на собственность. Государство не работает в области привлечения иностранного капитала, так как не разрабатывает систему льгот для зарубежных предпринимателей. Ну и, конечно, постоянные скачки курса национальной валюты не позволяют проводить операции на отечественном рынке.
Можно сделать вывод, что инвестиционная политика должна развиваться в направлении максимального снижения уровня риска для иностранцев, а также в направлении составления льготного налогообложения инвесторов.
Инвестиционная политика предприятий направлена на вложение средств в другие отрасли с целью умножения собственного капитала. А для того чтобы главная цель данной политики была достигнута, необходимо составить четкий бизнес-план, опираясь на который специалист поступает в дальнейшем. Правильная организация процесса инвестирования позволит получить больший размер прибыли и значительно расширить основную деятельность.
Инвестиционная деятельность любого предприятия заключается в целенаправленном процессе изыскания необходимых ему инвестиционных ресурсов, определения эффективных инструментов или объектов инвестирования, формирования инвестиционной программы сбалансированной по определенным параметрам, и обеспечение ее реализации.
Огромную помощь в решении инвестиционной деятельности оказывает такой процесс как анализ инвестиционной деятельности предприятия. При помощи такого инструмента как анализ эффективности инвестиций происходит выработка тактики и стратегии инвестиционной деятельности на предприятии, происходит обоснование планов и решений в сфере управления, осуществляется контроль за выполнением решений и планов, а так же выявляются возможные резервы эффективности инвестиций, происходит оценка результатов финансовых и реальных инвестиционных проектов как в целом за предприятие, так и по отдельности по видам деятельности.
Анализ инвестиционной деятельности предприятия одна из важнейших составных частей инвестиционного менеджмента, который, по сути, является механизмом управления инвестиционной деятельностью. Само понятие инвестиционный менеджмент довольно новая сфера и область экономических знаний, причем не, только в нашей стране, но и во многих странах за рубежом. Как отельное понятие данный термин сформировался в середине прошлого века. Именно анализ инвестиционной деятельности предприятия принес некоторым выдающимся ученым из области инвестиционного менеджмента нобелевские премии.
Для нашей страны система анализа находится в стадии разработки и становления. Во многом это обусловлено несовершенной нормативно-правовой базой государства, а так же нехваткой квалифицированных специалистов в данной области. Однако самым действующим и наиболее важным фактором, который не позволяет ввести анализ инвестиционной деятельности предприятия в больших масштабах является отсутствие активно развевающегося рынка ценных бумаг, а так же существенное недоверие к нему со стороны инвесторов.
Анализ эффективности инвестиций играет особую роль в процессах управления инвестиционной деятельностью на предприятии. Для того чтобы качественно и эффективно управлять процессом инвестирования необходимо иметь четкое представление о ходе выполнения бизнес-плана, о результатах хозяйственной деятельности, а так же о тенденциях проходящих изменений в экономике предприятия и на фондовых рынках, их характере. И именно понимание данных процессов и их осмысление достигается за счет анализа. При этом поступившая информация проходит специальную первичную обработку, в ходе которой сравниваются достигнутые результаты в сфере инвестирования, и данные за прошлые аналогичные временные интервалы, и дополнительно производится сравнение аналогичных показателей на других предприятиях и фирмах. Так же при анализе определяют влияние различных факторов на значение результативных показателей, происходит выявление возможных ошибок и недостатков, определяются возможности, которые не были использованы и реализованы, дальнейшие перспективы и многое другое.
Такой показатель как анализ объемов инвестиционной деятельности, который является одним из важнейших составляющих в общем анализе инвестиционной деятельности, что позволяет выработать и разработать необходимые решения в сфере управления. Именно поэтому такого рода анализ является предшествующим этапом принятию решений и действия по ним со стороны руководителей предприятия. Именно анализ является научной основой инвестиционных процессов, которая обеспечивает эффективность и объективность. Как функция анализ эффективности инвестиций находится в тесном взаимодействии с бухгалтерским учетом, общим планированием и прогнозами экономической деятельности предприятия.
Разработка инвестиционной стратегии напрямую связана с успешным и эффективным развитием организации. Она определяет механизмы обеспечения инвестиционных целей предприятия, позволяет оценить инвестиционные возможности организации, выявляет наличие собственных источников финансирования, определяет возможность реализации новых непредвиденных инвестиционных проектов и т.д.
Процесс разработки инвестиционной стратегии подчинен следующим этапам:
- анализ действующей инвестиционной стратегии, выявление инвестиционных целей и сопоставление их с общими целями развития организации;
- изучение внешней инвестиционной среды;
- выявление недостатков организации, а также её сильных сторон. Определение общего направления инвестиционной деятельности организации;
- постановка стратегических целей инвестиционной деятельности организации;
- оценка альтернативных стратегических направлений развития организации, определение путей и форм инвестиционной деятельности;
- поиск доступных для организации источников инвестиций;
- разработка инвестиционной политики организации исходя из приоритетных направлений её инвестиционной деятельности;
- составление системы организационных и экономических мероприятий для реализации инвестиционной стратегии.
Также разработка инвестиционной стратегии позволяет спрогнозировать те или иные неблагоприятные условия во внешней инвестиционной среде и позволяет выработать механизмы реакции на них.
Разработка инвестиционной стратегии предприятия помогает определить её конкурентные преимущества.
Для инновационного развития роль инвестиционной составляющей имеет особое значение, поскольку осложняется проблемой высоких рисков вложений. Возврат инвестированных средств может быть обеспечен лишь при условии успешной коммерциализации инновационных разработок. При этом очевидно, что производство инновационной продукции требует еще на стадии предпроектной подготовки значительных затрат, к которым относятся фундаментальные и прикладные научные исследования. В связи с этим, в целях поддержки частной инновационной инициативы, государство должно способствовать сглаживанию подобных негативных моментов, используя прямые и косвенные методы поддержки.
Более того, многие направления развития инноваций, которые характеризуют уровень инновационности экономики страны, не могут и не должны получать коммерческую реализацию. Это касается большинства направлений фундаментальных научных исследований, подготовки научных кадров и специалистов в области новейших технологий, образовательной системы страны в целом. Развитие этих сфер должно обеспечиваться государством.
Результаты обследования, проведенного по инициативе Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, свидетельствуют о том, что основным источником финансирования инновационной деятельности российских промышленных предприятий являются их собственные средства. При недостатке финансовых ресурсов для реализации инновационных проектов опрошенные предприятия в большинстве своем не прибегали к кредитным ресурсам банков, в том числе к помощи специализированной государственной корпорации банковского профиля - Банка развития и внешнеэкономической деятельности. Они почти не использовали финансовую аренду (лизинг) в процессе реализации инновационных проектов. Основная причина этого - недоступность кредитных и подобных ресурсов по причине высоких процентных ставок. Для реализации инновационных проектов предприятия не получали также средства из государственных венчурных фондов. Кроме того, большинство из них не использовало налоговые льготы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ для стимулирования инновационной деятельности. Также не использовалось право применять налоговый кредит для отсрочки платежей, связанных с реализацией долгосрочных инновационных проектов. Кроме того, как справедливо отмечают специалисты Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики, «российские предприятия инвестируют не в создание или улучшение нового, а в обновление ветхого и устаревшего. Ни объемы, ни структура инвестиций не приближают экономику к инновационной модели». Такое положение надо решительно исправлять.
Выступая на экономическом форуме в Давосе в январе 2013 года. Президент РФ Д.А. Медведев среди основных инструментов осуществления модернизации выделил и те, которые имеют прямое отношение к инвестициям на инновации. Это, во-нервых, создание специального суверенного фонда, который разделит риски с иностранными инвесторами путем совместных инвестиций в проекты модернизации отечественной экономики; во-вторых, создание крупных финансовых рынков с едиными правилами регулирования, чтобы сделать их привлекательными для инвесторов; в-третьих, формирование новых возможностей для инновационного предпринимательства и венчурного бизнеса, венчурных инвестиций; в-четвертых, льготное налогообложение при осуществлении финансово-кредитным сектором долгосрочных инвестиций в инновации.
Из табл. 7.1 видно, что абсолютная величина внутренних затрат на исследования и разработки в России в 15 раз ниже, чем в США, в 5,7 раза -чем в Японии, в 3 раза - чем в Германии. Внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на одного исследователя в России в 5-7 раз меньше, чем в развитых странах.

Инвестиционная стратегия развития АПК

Данные по России представлены в оценке ИПРАН РАН за 2012 год, по зарубежным странам — за последний год, по которому имеются данные.
Минэкономразвития России планирует к 2020 году увеличение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5-3 % ВВП, из них больше половины - за счет частного сектора. По данным экономического ведомства, прямые расходы на инновационное развитие в 2013 году в нашей стране должны составить 480,5 млрд. рублей, в том числе на развитие фундаментальной и прикладной науки - 144,0 млрд. рублей, на развитие высокотехнологичных отраслей - 282,8 млрд. рублей, на развитие информационного общества - 53,7 млрд. рублей. В 2014 году объем расходов вырастет до 519,8 млрд. рублей (135,8; 327,3 и 56,7 млрд. руб. соответственно), в 2015 году - до 577,2 млрд. рублей (123,0; 399,2 и 55,0 млрд. руб. соответственно). В целом HO проведенным Министерством расчетам на инновационное развитие требуется примерно 15,6 трлн. рублей на период с 2013 по 2020 год. При этом, согласно принятой Стратегии инновационного развития России до 2020 года, доля отечественных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна повыситься с 9,1-9,2 % до 40-45 %.
Достичь данных показателей, на наш взгляд, возможно лишь при взаимосвязанном применении мер прямого государственного регулирования, прежде всего в форме бюджетных субсидий, и системы финансово-экономических стимулов, создающей благоприятные условия для частных инвестиций в инновационное развитие.
Одним из таких стимулов являются государственные гарантии. Стимулируя посредством их развитие инноваций в предпринимательском секторе, государство решает макроэкономическую задачу ускорения научно-технического развития. На федеральном и региональном уровнях в целях развития и поддержки инновационной деятельности должны осуществляться меры государственного протекционизма по отношению к разработке, производству и использованию наукоемкой высокотехнологичной продукции. В частности, органы власти могут обеспечивать создание залоговых фондов для стимулирования инвестиций, долевое участие государственного капитала в создании инновационной инфраструктуры и реализации инновационных проектов в рамках государственно-частного партнерства. Участие государства само по себе уже служит определенной гарантией успеха осуществляемых проектов.
Начиная с 2010 года деятельность гарантийных фондов впервые направлена на поддержку малых инновационных компаний - не менее 20 % от общего объема выдаваемых кредитов под поручительства гарантийного фонда будут выданы субъектам малого и среднего предпринимательства.
Развитие механизма государственных гарантий под реализацию инвестиционных проектов Министр экономического развития РФ Э.С. Набиуллина назвала в качестве одной из важнейших мер по стимулированию инвестиций именно в высокотехнологичные сектора экономики. Предусматривается выделять до 100 млрд. рублей ежегодно на механизм таких госгарантий, и правительство завершает согласование порядка их предоставления. При этом важным элементом в данном механизме названа поддержка проектов малых инновационных компаний при вузах и в целом поддержка малого инновационного бизнеса.
Другим возможным способом гарантирования охраны интересов инвесторов является страхование, позволяющее уменьшить возможные финансовые потери.
В развитых странах страхование инвестиционных рисков имеет достаточно широкое распространение в части получения предусмотренного дохода. С увеличением роста рисков сумма ставок страхования растет и страховщику выгодно страховать события при незначительном проценте оплаты инвестиционных рисков в исследованиях и разработках. При реализации инвестиционного страхования страховым компаниям приходится встречаться в различных инновационных проектах с неодинаковыми наборами рисков, поэтому при подготовке к страхованию необходимо тщательное исследование конкретной системы рисков с четкой их документальной фиксацией.
В России страхование инвестиционных рисков довольно дорогое: от 10 до 15 % от общей стоимости инвестируемых средств. Проблематичным является и выбор страховой компании, поскольку в России существует много нестабильных страховых компаний, из которых только несколько имеют лицензию, дающую им право на страхование таких рисков. Существенное распространение получила также практика обязательного страхования в страховых «дочках» при банках, лизинговых компаниях и т.д., что сводит практически на нет полезный эффект этого гарантийного института.
В России страхование инвестиционных рисков, в отличие от развитых стран, находится в целом в зачаточном состоянии. По данным Федеральной службы страхового надзора, в 2010 году в общем объеме страховых премий и выплат по всем видам страхования (1809,7 млрд. рублей) доля страхования финансовых и предпринимательских рисков составляла меньше 1 %. Недостаточное развитие страхования финансовых рисков во многом связано с соответствующими пробелами в законодательстве. Хотя согласно статье 32.9 Закона РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование финансовых рисков относится к 23 видам страхования, на осуществление которых требуется лицензия, до сих пор его содержание с правовой точки зрения не определено.
Еще одним важным финансово-экономическим фактором улучшения инвестиционного климата в стране, находящимся в страховом поле, является снижение обязательных страховых взносов в фонды социального, медицинского и пенсионного страхования, прежде всего для малых и средних предприятий (инжиниринговых компаний). Об этом говорилось на заседании президентской Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, состоявшемся 30 марта 2013 года в Магнитогорске. Пока такие налоговые льготы распространяются на резидентов особых экономических зон и компании - резиденты технопарков. Учитывая безусловную актуальность решения данного вопроса (действующая ставка взносов на уровне 34 % просто непосильна для многих предпринимателей), необходимо, по нашему мнению, в первую очередь четко определить, что собою представляют инжиниринговые компании, в чем заключается их отличие, например, от так называемых фирм-газелей.
В нормах российского законодательства предусмотрен и такой вид налоговой преференции, как инвестиционный налоговый кредит. В отличие от распространенного в зарубежной практике понимания налогового кредита как вычета из налога, подлежащего уплате в бюджет, инвестиционный налоговый кредит, установленный первой частью Налогового кодекса РФ, предполагает, что организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Согласно пункту 1 статьи 67 HK РФ налоговый кредит может предоставляться при наличии одного из четырех оснований: 1) проведения организацией ИР или технического перевооружения собственного производства; 2) при осуществлении организацией внедренческой или инновационной деятельности; 3) при выполнении организацией особо важного заказа HO социально-экономическому развитию региона; 4) государственного оборонного заказа.
Применение данной нормы российского законодательства показывает еще недостаточную эффективность. Так, инвестиционный налоговый кредит по местным и региональным налогам предоставляется преимущественно по третьему основанию - выполнение «особо важного заказа», строго говоря, не имеющего отношения к инновационной, а зачастую даже и к инвестиционной деятельности. Ho нашему мнению, статьи HK РФ, определяющие порядок предоставления налогового кредита, в том числе и инвестиционного налогового кредита, в значительной мере устарели и требуют существенной корректировки хотя бы просто с точки зрения приведения их положений в соответствие с принятыми в последние годы главами второй части Налогового кодекса.
Наша страна обладает ресурсами, способными не только смягчать последствия финансово-экономических кризисов и адаптироваться к новой глобальной ситуации, но и обеспечить положительную динамику своего инновационного развития. Однако для этого требуется правильный маневр этими ресурсами - как материальными, так и финансовыми, в рамках разумной государственной политики, включающей в себя и инвестиционные компоненты.
Денежные средства — двигатель любой созидательной деятельности, в том числе инновационной. Они же выступают главным ограничителем, действие которого в разное время проявляется то сильнее, то слабее. Успешность инвестиционной политики зависит как от объемов выделяемых государством средств, так и от выбора механизмов, стимулирующих инвестиционную деятельность предпринимательских структур. Соответственно, в инвестиционной политике можно выделить количественную и качественную стороны. Количественная сторона определяет «сколько», качественная - «каким образом». Количественную сторону характеризуют прежде всего масштабы поступления и расходования денежных средств. Качественная же сторона инвестиционной политики в отношении инноваций должна характеризоваться использованием современных подходов к финансированию, страхованию, налогообложению, учитывающих и общий недостаток средств, и непростые финансово-экономические условия для инновационной деятельности промышленных предприятий, внедренческих фирм и научно-исследовательских организаций.