Новости
01.12.2016


29.11.2016


29.11.2016


29.11.2016


28.11.2016


20.05.2015

Внимание к проблемам социально-экономического развития сельских территорий со стороны официальной власти, экономистов и научной общественности в нашей стране в разной степени было всегда, но в основном носило теоретический, иногда точечно-практический характер. На современном этапе реформ местного самоуправления и бюджетного процесса, в условиях ключевых изменений принципов финансирования инвестиционной деятельности со стороны государства эти проблемы стали чрезвычайно актуальными. Появление третьего уровня бюджетной системы - сельских поселений - дает полновесную необходимость в разработке стратегий территориального развития. В реформах местного самоуправления проявляется осознание государственной властью невозможности эффективного социально-экономического развития страны без активизации трудового (в том числе сельского) потенциала населения, что создает предпосылки для гармонизации целей и интересов государства и общества.
Включение России в систему международных экономических организаций, которые устанавливают правила регулирования и финансирования торговли, не столько ограничивает существующие меры поддержки экспорта, сколько открывает для этого новые возможности, скрытые за теми или иными общепризнанными правилами. Будучи полноправным участником ВТО, Российская Федерация не должна забывать о внутренних проблемах своего развития, одной из которых является сохранение и дальнейшее обеспечение продовольственной безопасности.
Определение продовольственной безопасности сформулировано в Римской декларации о всемирной продовольственной безопасности. Этот документ был одобрен Комитетом по всемирной продовольственной безопасности при завершении его 22-й сессии 31 октября 1996 г и на Всемирной встрече на высшем уровне по проблемам продовольствия 13 ноября 1996 г в Риме. Понятие продовольственной безопасности содержат указания на следующие элементы:
1. физическая доступность достаточной в количественном отношении, безопасной и питательной пищи;
2. экономическая доступность к продовольствию должного объема и качества всех социальных групп населения;
3. автономность и экономическая самостоятельность национальной продовольственной системы (продовольственная независимость);
4. надежность, то есть способность национальной продовольственной системы минимизировать влияние сезонных, погодных и иных колебаний на снабжение продовольствием населения всех регионов страны;
5. устойчивость, означающая, что национальная продовольственная система развивается в режиме расширенного воспроизводства.
Ведущим направлением современной аграрной политики является устойчивое развитие сельских территорий. В Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2020 г основными целями государственной политики определены создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций, устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства, занятости, уровня и качества жизни сельского населения, рационализация использования природных ресурсов и охрана природной среды, сохранение и приумножение культурного потенциала села.
Одним из решающих условий экономического и социального развития является свободный доступ к финансовым услугам организаций АПК и сельских территорий. Однако это условие недостаточно выполняется или полностью отсутствует в отношении важных сфер экономики сельских регионов, а также в отношении широких слоев населения в сельской местности.
В частности, большому количеству малых и средних фермерских хозяйств, создающих основу для экономического и социального развития сельских регионов, банковский сектор не в состоянии предложить финансовые услуги в достаточном объеме. Финансирование со стороны семей, друзей, торговых и производственных партнеров не может восполнить этот недостаток. Без соответствующего доступа к сезонному, производственному (в течение всего года) и инвестиционному финансированию фермерских хозяйств невозможно в достаточном объеме использовать их экономический потенциал.
С этой проблемой, и даже в большем масштабе, сталкиваются и развивающиеся ремесленные производства в сельской местности. Ремесленники, а также мелкие и средние предприятия в сельских регионах также не имеют возможности получать соответствующие финансовые услуги. При этом именно малые и средние ремесленные предприятия приобретают со временем все большее значение для развития, экономической и социальной стабильности сельских регионов. Однако их потенциал может раскрыться только при условии предоставления им возможностей по получению финансирования в достаточном объеме, а также таких важных финансовых услуг, как например, услуги по проведению расчетов.
Нельзя не упомянуть и о потребности населения сельских регионов в соответствующих финансовых услугах. Частные лица (рабочие, служащие, пенсионеры) испытывают острую необходимость в возможности надежно и выгодно вложить свои накопления, а также востребовать свои средства в случае необходимости без излишних проволочек. Большое значение финансовых услуг для экономического развития сельских регионов обусловлено необходимостью аккумулировать частные сбережения и использовать их непосредственно для удовлетворения спроса на финансовые ресурсы в сельскохозяйственном и ремесленном производстве в сельских регионах. Кроме того, с улучшением общеэкономической и социальной ситуации у населения повышается спрос на потребительские кредиты, а также потребность в финансировании образования и жилищного строительства. Этот спрос следует учитывать, предоставляя широким слоям сельского населения соответствующее предложение по финансированию их потребностей. Это будет способствовать развитию спроса на товары и услуги в сельских регионах.
Существует мнение, что спрос на финансовые услуги в сельских регионах вполне могут удовлетворить коммерческие банки. Однако, как показывает опыт, в том числе и в других странах, коммерческие банки едва ли готовы к тому, чтобы активно работать в сельских регионах, в особенности с малыми и средними сельскохозяйственными предприятиями, а также с физическими лицами. Причины сдержанного поведения коммерческих банков в этом секторе экономики разнообразны. В качестве наиболее существенных причин можно назвать следующие.
Проблемы со стороны банков: недостаточное присутствие банков в сельской местности, сократившееся в последнее время еще больше вследствие закрытия ряда банковских филиалов; недостаток опыта и знаний в вопросах финансирования сельскохозяйственных и малых ремесленных предприятий; повышенное внимание к вопросам обеспечения выдаваемых кредитов и недостаточная оценка денежных потоков при выдаче ссуд, стремление избежать всяческих рисков и наличие альтернативных, более прибыльных объектов инвестирования. В целом кредитование малых и средних фермерских хозяйств и ремесленных предприятий в сельских регионах считается слишком рискованным и малодоходным. Если коммерческие банки и работают в сельских регионах, то в основном в направлении привлечения частных вкладов, чтобы затем инвестировать привлеченные средства в более прибыльные сферы. Таким образом, капитал, в котором остро нуждается местная и региональная экономика, уходит из этих регионов.
В настоящее время в РФ действует большое число буквально карликовых банков, как по объему собственного капитала, так и активам (табл. 8.1). В докризисный период это отмечали все участники рынка, включая регулятора, рейтинговые агентства, саморегулируемые организации. Плотность банковского обслуживания в России в среднем составляет чуть больше 30 точек на 100 тыс. человек населения, что сопоставимо с плотностью банковского обслуживания в странах Восточной Европы. Однако если в Европе банковские подразделения распределены по территории практически равномерно, то в России, наоборот, крайне неравномерно. В крупных городах (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) наблюдается чрезмерная концентрация банковских учреждений, в то время как в небольших городах и населенных пунктах зачастую отсутствуют какие-либо кредитные подразделения.
В последние несколько лет активизировался процесс преобразования банками, в рамках оптимизации затрат по ведению бизнеса, своих филиалов в регионах во внутренние структурные подразделения, в том числе дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового узла (или обменные пункты), кредитно-кассовые и операционные офисы (табл. 8.2 и 8.3). Принципиальные различия между ними состоят в следующем. Если филиал банка является обособленным подразделением, имеющим обособленный бухгалтерский баланс и полномочия по принятию самостоятельных кредитных и иных решений, то внутреннее структурное подразделение банка не имеет самостоятельных полномочий и обособленного бухгалтерского баланса (его операции зачастую учитываются за пределами региона присутствия). Остановимся здесь на их специфике более подробно.

Кредитная кооперация как фактор обеспечения устойчивого развития сельских территорий и предприятий агропромышленного комплекса РФ

Филиал - это структурное подразделение банка, созданное и функционирующее на основании законов и нормативно-правовых актов Банка России, которое вправе проводить от имени создавшего его банка все или часть операций (сделок), которые разрешены данному банку его лицензией. Число филиалов банка не ограничено.
Кредитная кооперация как фактор обеспечения устойчивого развития сельских территорий и предприятий агропромышленного комплекса РФ

Филиал банка должен иметь печать с указанием наименования филиала и его места нахождения в дополнение к наименованию самого банка. За открытие филиала взимается сбор (от 100-1000 МРОТ). Данные свидетельствуют о неуклонном снижении количества филиалов кредитных организаций практически во всех федеральных округах. Их место занимают внутренние структурные подразделения банков.
Кредитная организация при условии отсутствия у нее запрета на открытие филиалов вправе открывать внутренние структурные подразделения -дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты, а также иные внутренние структурные подразделения, предусмотренные нормативными актами Банка России. Местонахождение своих внутренних структурных подразделений определяется кредитной организацией (филиалом) самостоятельно с учетом установленных требований.
Дополнительный офис - это обособленное внутреннее подразделение банка или его филиала, которое создано в установленном нормативными актами Банка России порядке с целью проведения от имени головного банка или филиала всех или части сделок (операций), разрешённых данному банку или его филиалу лицензией. Дополнительный офис не имеет отдельного баланса, не может для ведения операций сам открывать счета. Ho при этом все операции, проводимые дополнительным офисом должны ежедневно отражаться на счетах банка днём их проведения или на утро следующего операционного дня в том случае, если дополнительный офис инкассирует и хранит денежную наличность.
Число дополнительных офисов неограниченно. Дополнительный офис может располагаться только на территории того же населённого пункта, где располагается сам банк или его филиал. К занимаемым дополнительным офисом помещениям предъявляются требования в части технического оборудования, а если он ведёт кассовое обслуживание, то и укреплённости кассового узла.
К руководителям дополнительных офисов не предъявляются квалификационные требования, установленные законом «О банках и банковской деятельности» РФ. Назначение руководителей дополнительных офисов считается внутренним кадровым вопросом банка.
Операционная касса вне кассового узла (обменный пункт) вправе осуществлять кассовые операции с юридическими и физическими лицами, осуществлять прием наличной валюты Российской Федерации и иностранной валюты для осуществления перевода по поручению физического лица без открытия банковского счета, а также отдельные виды банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
Кредитно-кассовый офис в установленном Банком России порядке вправе осуществлять операции но предоставлению денежных средств субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, а также по их возврату (погашению), осуществлять кассовое обслуживание юридических и физических лиц, осуществлять прием наличной валюты Российской Федерации и иностранной валюты для осуществления перевода по поручению физического лица без открытия банковского счета.
Кредитно-кассовый офис также вправе осуществлять отдельные виды банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Кредитнокассовый офис, открытый филиалом кредитной организации, может осуществлять только те операции из перечисленных, которые предусмотрены положением о филиале.
Кредитно-кассовый офис может располагаться вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью соответствующей кредитной организации (филиала). Согласование с Банком России кандидатур на должности руководителей и главных бухгалтеров (в случае их наличия) внутренних структурных подразделений не требуется.
Операционный офис может располагаться как на территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), открывающей операционный офис, так и вне пределов такой территории в рамках федерального округа, на территории которого находится головной офис кредитной организации (филиал), открывающей операционный офис.
Операционный офис вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредитной организации лицензией на осуществление банковских операций (положением о филиале). Операционный офис, находящийся вне пределов территории, подведомственной террихориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), в рамках федерального округа, на территории которого находится головной офис кредитной организации (филиал), открывающей операционный офис, не вправе: осуществлять операции (включая операции за счет клиентов) по купле и (или) продаже иностранной валюты как в наличной, так и в безналичной форме на межбанковском и биржевом валютных рынках; осуществлять операции (включая операции за счет клиентов) по купле и (или) продаже ценных бумаг и иных финансовых активов, связанные с принятием кредитной организацией финансовых рисков (в том числе, кредитного и рыночного), за исключением сделок, связанных с принятием кредитного риска на одного заемщика в размере менее 5 процентов собственных средств (капитала) кредитной организации. При этом на обслуживание в операционный офис могут быть переданы сделки, связанные с принятием кредитного риска на одного заемщика в размере, равном либо превышающем 5 процентов собственных средств (капитала) кредитной организации, заключенные кредитной организацией (филиалом); предоставлять займы (кредиты) кредитным организациям, а также размещать депозиты и иные средства в кредитных организациях; получать займы (кредиты), привлекать депозиты и иные средства от кредитных организаций; открывать и вести корреспондентские счета кредитных организаций (филиалов); открывать корреспондентские счета в кредитных организациях (филиалах) для осуществления операций; выдавать банковские гарантии; осуществлять акцептование и (или) авалирование векселей.
В случае преобразования регионального филиала во внутреннее структурное подразделение проявляются следующие проблемы в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.
1. Снижается качество обслуживания клиентов данного региона по следующим причинам:
- замедляется скорость проведения расчетов и платежей в силу нахождения денежных средств на счетах, учитываемых за пределами субъекта федерации;
- увеличивается срок рассмотрения кредитных заявок из-за принятия решения в головном офисе, а не по месту ее подачи;
- при принятии решения о выдаче кредита в головном офисе существенно усложняются процедура уточнения и изменения условий обслуживания кредитов, их досрочного погашения или пролонгации;
- снижается общая доступность кредитных продуктов для хозяйствующих субъектов и населения регионов;
- сокращается время работы подразделений банков по обслуживанию клиентов.
2. Сокращается занятость экономистов, бухгалтеров и юристов в данном регионе, поскольку сотрудники операционных офисов числятся по месту регистрации головного офиса, в котором ведется оформление, регистрация и учет всех операций и сделок.
3. Сокращается объем поступлений налогов в региональный и местные бюджеты, в том числе НДФЛ, налога на прибыль, налог на имущество, транспортного налога.
4. Ухудшается ситуация с надзором за деятельностью операционных офисов со стороны контролирующих органов региона за счет того, что:
- операционный офис не отчитывается перед территориальным учреждением Банка России;
- принятие решений на уровне головного офиса не требует особого контроля над деятельностью работников операционного офиса.
Представляется целесообразным выделить три наиболее важные институциональные проблемы российской банковской системы, которые требуют незамедлительного решения в целях повышения конкурентоспособности российской экономики:
1. «Высокая степень концентрации» банковского бизнеса в банках с высокой долей государственного участия (Сбербанк РФ, группа ВТБ). В России не признается, что такой рынок должен быть отнесен к монопольному в соответствии с общепризнанными нормами.
2. «Структурная слабость рынка межбанковского кредитования». При сохранении нынешней модели развития российского банковского сектора межбанковский рынок не может быть эффективным.
3. «Высокий уровень «плохих кредитов» в банковском секторе России». Решение данной проблемы отдано на «откуп» самих банков.
В результате во многом изолированного и во многом сегментарного функционирования банковской системы и реального сектора в национальной экономике усилились структурные диспропорции. Поэтому для российской экономики выход из нынешнего кризиса будет крайне сложным и потребует принятия нестандартных решений.
Проблемы со стороны клиентов: недостаточная осведомленность клиентов в сельских регионах в финансовых вопросах; недоверие к финансовым институтам; опасения в отношении банковской бюрократии; общая настороженность в отношении коммерческих банков, вызванная негативным опытом, приобретенным во время финансового кризиса 1998 г Вследствие этих причин клиенты в сельских регионах часто вообще не обращаются за финансовыми услугами к коммерческим банкам. Они предпочитают обращаться в случае необходимости к неофициальным кредиторам или по возможности проводить бартерные операции.
Одной из проблем, с которой сталкиваются предприятия, стремящиеся реализовать инвестиционный проект в сельском хозяйстве, - недостаточная проработанность графиков финансирования и освоения, и даже их полное отсутствие. He многие инвестиционные проекты могут претендовать на высокую теоретическую отлаженность расчетов. Однако при реализации крупных приоритетных проектов в сельском хозяйстве это недопустимо. Основные ошибки при разработке графиков финансирования и освоения - это недостаток учета условий договорной базы (условий поставки и оплаты товара по контрактам) в данных графиках, а также несогласованность сроков получения финансовых ресурсов со сроками освоения и строительства, что приводит к нарушению сроков строительства, штрафам за неиспользование кредитных средств и т.п.
Государству, необходимо разработать комплекс мер направленных на предотвращение или «сглаживании» роста цен на сельскохозяйственные средства производства, по средствам: льготного кредитования для сельскохозяйственных производителей, дотаций и субсидий на покупку сельскохозяйственной техники. Данные меры, способствуют сглаживанию диспропорциональных цен на средства производства и на сами продукты питания, делая их более доступным для населения.
Следующим способом поддержки сельского хозяйства в условиях вхождения России в ВТО, нам видится сокращение себестоимости оборота сельскохозяйственной продукции и ее транспортировки, что в итоге должно благоприятно сказаться на производителях сельского хозяйства. Чтобы стимулировать стабильность перевозок сельскохозяйственной продукции, необходимо развивать современные формы логистики и торговли, активно расширять ее обращение, снижать себестоимость торговли; совершенствовать договорное сельское хозяйство, развивать электронную торговлю сельхозпродукцией, стимулировать районы производства и потребления, последовательно развивать фьючерсные рынки.
Как показываю расчеты, вступление России в BTO более выгодно ряду несельскохозяйственных отраслей. Оно обещает дополнительные возможности для экспортеров продукции, производство которой связано с нынешней относительной дешевизной природопользования в РФ (энергоносители, металлы, лесоматериалы, продукты лесного промысла, удобрения и др.). Поэтому не исключено, что окончательное решение о вступлении в BTO будет приниматься в интересах этих отраслей, независимо от социально-экономических последствий для АПК России.
Другим, не менее важным аспектом финансовой поддержки предприятий АПК России нам видится улучшение общего инвестиционного климата в стране, который способствовал бы свежему притоку инвестиций и инноваций в сельское хозяйство нашей страны. Здесь возникают проблемы окупаемости финансовых вложений в инвестиционные проекты, связанные с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции.
Между стадиями финансирования, освоения средств и строительства могут существовать некоторые временные интервалы, длительность которых зависит от сроков разработки бизнес-плана инвестиционного проекта, сроков рассмотрения заявок на финансирование проекта кредитными организациями, подготовленности и оснащенности строительных бригад, согласованной организации поставок строительных материалов и оборудования, оперативности сотрудников предприятия по устранению ошибок, недочетов в плановых финансовых расчетах, природно-климатических условий и т.п. Когда осуществляется инвестиционная фаза проекта, временные интервалы становятся незначительными и этапы финансирования, освоения средств и строительства сливаются в единый процесс. Чтобы уменьшить длительность данных временных интервалов следует четко сформировать распределение финансовых ресурсов последовательность освоения кредитных и собственных средств предприятия.
При разработке бизнес-плана инвестиционного проекта следует учитывать некоторые особенности, связанные с прохождением экспертизы проекта, что в конечном итоге решает вопрос о том будет ли проект реализовываться или нет. Также необходимо осуществлять проверку уровня бюджетного эффекта от реализации инвестиционных проектов для получения предприятием-инициатором различных мер государственной поддержки. Меры государственной поддержки могут включать льготы по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, в соответствии с действующим законодательством, субсидирование процентных ставок по банковским кредитам при условии, что проект входит в программу экономического и социального развития области (региона).
Предприятия-инициаторы (инвесторы), претендующие на получение льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль в рамках размеров реализуемых проектов должны предоставить наряду с бизнес-планом проектов расчет бюджетного эффекта от реализации данных проектов на экспертный совет уполномоченного исполнительного органа государственного власти, который принимает решение о предоставлении соответствующих мер государственной поддержки.
В этих условиях при решении проблем финансирования в сельских регионах российское правительство часто концентрирует свое внимание на использовании государственных финансовых институтов и институтов, содействующих развитию сельских регионов. Можно с уверенностью утверждать, что реализация государственных программ финансирования и поддержки сельских регионов является во время проведения реформ и восстановления экономки, как, например, в настоящее время в России, важной и необходимой составной частью региональной и структурной политики. Однако государственные институты, содействующие развитию сельских регионов, как правило, не располагают собственной разветвленной филиальной сетью, необходимой для непосредственной работы с серьезными клиентами в сельских регионах.
Необходимым условием их эффективной работы является наличие финансового сектора в сельских регионах, с помощью которого можно было бы работать с клиентами. Использовать для этой цели коммерческие банки едва ли возможно но вышеуказанным причинам. Для нормальной работы с клиентами в сельских регионах необходимо подобрать иные, альтернативные финансовые институты.
В качестве альтернативы государственному финансовому сектору хорошо зарекомендовали себя, если судить по опыту других стран, кооперативные финансовые системы, основанные на частном капитале. Во многих случаях они предоставляют широким слоям сельского населения и владельцам малых форм частного бизнеса в сельских регионах единственную возможность получить доступ к жизненно необходимым финансовым услугам на приемлемых условиях. Кредитные кооперативы показали себя в качестве особо важных партнеров государства при реализации государственных и международных программ поддержки региональной и отраслевой структурной политики. Они смогли оказать содействие в доведении финансовых средств до предприятий, находящихся в самых отдаленных сельских регионах.
Основой организационного и экономического потенциала таких систем является их кооперативная структура. Ее отличительными признаками и особенностями являются: самоуправление и личная ответственность членов, децентрализованная и широко разветвленная структура, тесные связи внутри системы на местном и. региональном уровнях, интеграция в единую систему на принципах взаимопомощи и совместного контроля.
Вследствие перечисленных особенностей кооперативные финансовые институты оказываются в состоянии предоставлять экономически оправданные и эффективные финансовые услуги там, где другие институты финансового сектора уходят с рынка по субъективным причинам.
Кредитная кооперация как фактор обеспечения устойчивого развития сельских территорий и предприятий агропромышленного комплекса РФ

По состоянию на 1 января 2011 г. численность сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК) в Российской Федерации составляла 1772 ед., из которых реально работающих - всего 63,1 % (рис. 8.1). Сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация представлена в 78 субъектах Федерации, в более чем 1000 сельских поселений. Членская база сельской кредитной кооперации составляет около 200 тыс. пайщиков, активы превышают 10 млрд. руб.
Наибольшая концентрация СКПК приходится на Приволжский и Южный федеральные округа, где их доля составляет 49 % (25 и 24 % соответственно) от общего числа СКПК России, далее следуют Сибирский - 18 %, Центральный - 14, Дальневосточный - 10, Северо-Западный - 5, Уральский -4 %. В границах субъектов Российской Федерации охват территории, на которой созданы СКПК, также неравномерен. В одних они носят локальный характер - на уровне одного поселения. Так, в Республике Саха (Якутия) из 34 районов в 22 зарегистрированы СКПК, и наблюдается самая высокая плотность их размещения в пределах одного района - от 5 до 18 СКПК. В других регионах СКПК зарегистрированы на уровне района. Так, например, в Вологодской области они функционируют в 18 из 26 муниципальных районах, в Волгоградской области - в каждом районе с сетью филиалов и представительств в сельских поселениях.
Кредитная кооперация как фактор обеспечения устойчивого развития сельских территорий и предприятий агропромышленного комплекса РФ

Развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации в регионах страны идет HO двум направлениям:
1. Создание региональных систем сельскохозяйственной кредитной кооперации объединяющих кооперативы двух уровней - местные и районные (1-ый уровень) и региональные (2-ой уровень) в которые на нравах членов входят кооперативы первого уровня;
2. Формирование и функционирование СКПК, работающих независимо друг от друга.
Кредитными кооперативами 1-го уровня региональные кооперативы 2-го уровня созданы в 34 субъектах Российской Федерации. Организационное построение региональных систем сельскохозяйственной кредитной кооперации также имеет различия, выражающиеся в их создании «снизу» или «сверху», уровне развития инфраструктуры и др.
В составе членов СКПК преобладают физические лица - владельцы личных подсобных хозяйств - 68 % и крестьянских (фермерских) хозяйств -23 %. То есть в структуре действующих СКПК представители малого агробизнеса составляют более 90 % кооператоров.
Кредитную поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов осуществляет ОАО «Россельхозбанк«. Он также принимает участие в деятельности СКПК в качестве ассоциированного члена. Банком в качестве ассоциированного члена в паевые фонды 87 СКПК в 35 регионах Российской Федерации внесены взносы в сумме 697,63 млн. руб. Всего же за период с 2006 г. по 2010 г. ОАО «Россельхозбанк» профинансировал СКПК HO всей филиальной сети в сумме 5,4 млрд. руб. В 2010 г. программа вхождения ОАО «Россельхозбанк» как ассоциированного члена в паевой фонд сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов прекратилась. Это ставит под угрозу развитие страдающей недостатком оборотного капитала системы кредитной кооперации в сельской местности.
В 2010 г. в сравнении с предыдущим годом сумма кредитов, выданных СКПК, снизилась на 1,2 % и составила 1441,8 млн. руб., а также уменьшилось и количество заключенных договоров с 381 до 349 единиц, или на 8,4 %.
В 2010 г. кредитные кооперативы сохранили свое присутствие на рынке заимствований в неизменном виде - как в 2008 г. и в 2009 г. ими было предоставлено около 6 % всех кредитных средств в виде займов. СКПК малым формам хозяйствования выдано займов на сумму 3081,3 млн. руб., в том числе хозяйствам населения - 1519,9 млн. руб., крестьянским (фермерским) хозяйствам - 1081,1 млн. руб. и сельскохозяйственным потребительски кооперативам - 308,5 млн. руб.
В Фонде развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК) аккредитовано 54 СКПК (3 % от их общей численности), из них 15 кооперативов 2-го уровня и 2 межрегиональных кооператива. Портфель займов ФРСКК составляет 260 млн. руб., в том числе средства Российско-американской программы - 162 млн. руб.
Членами Союза сельских кредитных кооперативов (CCKK) являются 220 кредитных кооперативов и кредитных союзов (12,4 % от общей численности СКПК) из 50 регионов России, в том числе 22 кредитных кооператива 2-го уровня. При участии CCKK организован Учебно-консультационный центр «Кооперативный кредит», издается пресс-бюллетень «Сельский кредит».
Внешний контроль деятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов осуществляют ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов CPO «Агроконтроль» и CPO «Российский союз «Чаянов». CPO «Агроконтроль» и «Чаянов» объединяют через ревизионные союзы около 2700 сельскохозяйственных кооперативов, в том числе и СКПК.
При всем этом для сельскохозяйственной кредитной кооперации России характерна слабость имущественной и ресурсной базы, уменьщение числа действующих СКПК, неравномерность их расположения по территории страны, узость ассортиментного ряда оказываемых услуг, высокие процентные ставки за пользованием займами и риски, что свидетельствует о неуправляемости системы.
Организационно-правовые проблемы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации заключаются в различиях в законодательстве: ведомственном подходе к формированию системы кредитной кооперации; различиях в системе контроля и надзора, нормативах финансовой деятельности, задачах саморегулируемых организаций, подходах к членству в кооперативах.
Кредитные кооперативы как финансово-кредитные учреждения / организации могут подчиняться условиям различных правовых режимов, но при этом не должно быть противоречий друг другу (регуляторных накладок), а неясное разграничение служит причиной неуверенности в процессе хозяйственной деятельности кредитных кооперативов.
В итоге можно полагать, что к настоящему времени в России сложилась неэффективная институциональная структура системы сельскохозяйственной кредитной кооперации, способная к экстенсивному развитию, а не к интенсивному росту за счет более полного удовлетворения интересов кооперативного сообщества.
В сложившихся обстоятельствах нам представляется интересным опыт развития сельскохозяйственной кредитной операции за рубежом, в том числе в таких странах как Германия, Нидерланды и Китай.
Сегодня Германия имеет развитую систему кредитной кооперации, которая играет важную роль в финансировании сельского хозяйства страны. Кредитная кооперация является составной частью Немецкого кооперативного союза Райффайзен.
Кредитные кооперативы (кредитные товарищества), или, как их иначе называют, кооперативные банки, являются универсальными банковскими институтами для всего мелкого и среднего предпринимательства. Ho основной целью кооперативной банковской системы является развитие предпринимательства, в первую очередь в сельской местности.
Кооперативный банковский сектор Германии имеет трехуровневую организационную структуру. Ее основу - первый уровень - составляют местные кооперативные банки (кредитные товарищества), включающие нре-имущественно фольксбанки и райффайзенбанки, созданные для удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах, в основном сельских товаропроизводителей и сельского малого бизнеса.
Второй уровень кооперативного банковского сектора представлен региональными банками, которые бьши первоначально созданы местными банками, главным образом с целью управления их избыточной ликвидностью. Сейчас эти региональные кооперативные банки имеют широкий спектр деятельности. Они также являются главными пайщиками «Дойче геноссеншафтсбанка» (ДГ-банка), составляющего третий, верхний уровень кооперативного банковского сектора.
В настоящее время в Германии действует около 2,5 тыс. кредитных кооперативов с более 14,5 млн. членов и 30 млн. клиентов. Около 80 % фермеров, 60 % ремесленников, 75 % торговых посредников являются паедержателями и клиентами этих организаций. Кооперативный банковский сектор занимает весьма видное место в кредитной системе страны. На его долю приходится свыше 19 % совокупного баланса всех универсальных банков страны, 25 % вкладов небанковской клиентуры. Децентрализованная структура дает возможность иметь тесный контакт с клиентами, обеспечивает гибкую деловую политику и делает процесс принятия решений по выдаче кредитов более коротким.
Задачей кооперативных банков на протяжении уже более 100 лет является повышение доходов своих членов и оказание содействия в развитии их предпринимательской деятельности.
В Нидерландах ведущая роль в кредитовании сельского хозяйства принадлежит кооперативному банку - Рабобанку, на долю которого приходится 90 % всех кредитов, предоставляемых сельскому хозяйству страны.
В настоящее время можно отметить, что с момента основания банковская система развивалась без существенных затруднений (при полном отсутствии государственной поддержки) далее в период депрессии 30-х гг.. Второй мировой войны и кризиса в 40-50-х гг. Это связано с тем, что кооперативные банки постоянно совершенствовали свою кредитную политику.
Так, в конце 50-х гг. в связи с образованием Европейского союза возникла необходимость создания таких условий кредитования фермеров, которые обеспечили бы значительное повышение эффективности их деятельности.
Для поддержки фермеров местные банки приняли упрощенную схему предоставления кредитов, что содействовало росту инвестиций в сельское хозяйство и сопредельные производства и быстрому развитию местных банков. В настоящее время местным банкам предоставлено право выделять кредиты на сумму до 4 млн. голландских гульденов (2,5 млн. долл.) без получения согласия со стороны центрального банка или какого-либо другого финансового института.
В настоящее время система Рабобанка включает 60 местных и один центральный банк. Местные отделения Рабобанка создаются членами-акционерами. Для желающих получить кредит на цели своей профессиональной деятельности такое членство обязательно. Местный банк несет полную ответственность за эффективность своих операций, кредитную политику, доходность и хорошее финансовое положение. Акционеры несут ответственность в случае краха банка, однако в связи с тем, что определенная часть годового дохода зачисляется в резервные фонды, возникает коллективная ответственность внутри всей структуры, поэтому сопряженные с этим риски минимальны.
Местные банки являются прямыми акционерами и имеют непосредственные контакты с Рабобанком Нидерландов. Они избирают представителей в органы, вырабатывающие банковскую политику, которые собираются на заседания не менее двух раз в год. Кроме того, все местные банки участвуют в работе общего собрания Рабобанка и имеют право голоса при рассмотрении различных вопросов его деятельности, утверждении годового отчета и выборе Совета управляющих.
Центральный банк осуществляет контроль над платежеспособностью и ликвидностью всех банков: на него возложены функции банковской инфраструктуры, а также финансирование и предоставление иных банковских услуг клиентам, работающим на национальном или международном уровне. Возможность получения консультационных услуг и помощи весьма важна для местных банков. Эти услуги предоставляются на коммерческой основе, местные банки оплачивают стоимость консультации или помощи со стороны центрального банка.
Ресурсы организации формируются за счет привлечения средств частных лиц или же мобилизуются на национальном и международном финансовых рынках. Государственная помощь кредитным кооперативам никогда не оказывалась. Поэтому с самого основания банк был заинтересован в завоевании доверия широких слоев населения. В ресурсах банка преобладает значительная доля частных вкладов, хотя в последние годы быстро увеличивается доля депозитов - как частных, так и коммерческих.
Местные банки должны предоставлять часть своих ресурсов центральному кооперативному банку, частично для обеспечения надежности размещения своих активов, частично для гарантирования ликвидности всей системы в целом. Центральный банк работает также на рынке капиталов, что позволяет ему обеспечивать кредитными ресурсами местные банки.
Для расширения своей ресурсной базы местные банки предоставляют полный комплекс услуг по страхованию сельскохозяйственных и иных предприятий и частных лиц. Некоторые банки имеют агентства путешествий, они могут осуществлять для клиентов сделки на фондовом рынке. Местные банки оплачивают коммерческую стоимость услуг центрального банка.
Для России мог бы быть также полезным опыт Китая по развитию кредитных организаций в сельской местности. В конце 2006 г. Комитет по управлению и контролю за банковской деятельностью Госсовета КНР издал документ «Некоторое мнение о политике либерализации банковских кредитных структур в сельских районах», в котором касался вопроса создания трех новых структур. Эти три вида новых кредитных структур и банков в деревне включают:
1. сельские банки, в том числе на уровне уезда или уездного города, а также волости и поселка;
2. кредитные кооперативные организации в пределах территориальной общины, расположенные преимущественно в деревне и на уровне волости, поселка;
3. специализированные дочерние кредитные компании, которые создаются коммерческими банками и сельскими кооперативными банками.
Ныне существуют два вида этих структур: первые представляют собой реорганизованные (путем участия в доле, скупки) сельские кредитные кооперативы, представительства которых превращаются в денежно-кредитные структуры сельских банков нового типа; вторые - филиалы денежно-кредитных структур имеющихся банков в деревне. В январе 2007 г. Государственный комитет HO управлению и контролю за банковской деятельностью издал «Временное положение об управлении сельскими банками». Можно сказать, что уже сформирован каркас основной концепции и политики относительно создания многополюсной конкурентоспособной денежно-кредитной системы в деревне.
Практика развития денежно-кредитных структур в деревне в разных странах мира говорит о том, что в многополюсной конкурентоспособной денежно-кредитной системе в деревне кооперативные финансы являются важной ее составной частью. Реформа нынешней сельской кредитной кооперации, которая развивается в направлении организации ее по принципу предприятий, акционирования, не может превратиться в подлинную сельскую кооперативную организацию. Нынешние коммерческие банки развернули эксперимент по созданию паевых сельских банков, что представляет собой движение к либерализации общественного и частного капитала, но возникает много дополнительных ограничений, «планка» очень высокая, процесс все больше идет в форме экспериментов, пока имея пропагандистское и символическое значение. Появляющиеся в разных местах крестьянские денежно-кредитные кассы взаимопомощи или малые денежные организации взаимопомощи представляют собой неотъемлемую часть многофакторной конкурентоспособной денежно-кредитной системы в деревне, но они пока играют вспомогательную и дополнительную роль. Нормальные крестьянские денежно-кредитные кооперативные организации, которые принадлежат крестьянам и которые крестьяне обеспечивают финансовыми средствами, развиваются в Китае с большим трудом. Это - также одна из проблем реформы денежно-кредитной системы в деревне страны.
Учитывая изученный нами опыт зарубежных стран, можно сформулировать следующие основные задачи развития сельской кредитной кооперации в регионах России:
1. Создание и обеспечение организационных, экономических и социальных условий для формирования и эффективного развития механизма самофинансирования мелкого и среднего агробизнеса.
2. Обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей, предпринимателей, сельского населения доступными кредитными ресурсами.
3. Расширение спектра предоставляемых сельским жителям финансовых услуг
4. Создание новых рабочих мест за счет развития предпринимательства и расширения производства хозяйствующих субъектов.
5. Обеспечение информационной поддержки сельского предпринимательства.
6. Создание на основе сельской кредитной кооперации производственной и потребительской кооперации.
7. Реализация через систему кредитной кооперации программ по жилищному строительству на селе.
В силу складывающихся обстоятельств на территории субъектов Российской Федерации нам представляется целесообразным внесение целого ряда изменений и дополнений в действующее законодательство и порядок функционирования банковского сектора России, как на федеральном, так и региональном уровнях.
На федеральном уровне дальнейшее развитие банковского сектора нам видится в следующих направлениях.
Модернизировать национальную банковскую систему путем ее преобразования из двухуровневой в трехуровневую, которая бы включала: 1-ый уровень - Центральный банк и государственные банки; 2-ой уровень - коммерческие банки; 3-ий уровень - небанковские кредитные институты гражданского общества с соответствующим разделением полномочий между ними:
- государственные банки (небольшая группа банков, не занимающихся коммерческой деятельностью) могли бы специализироваться на финансировании национальных проектов и государственных инвестиционных программ социально-экономического развития федерального и регионального значения;
- коммерческие банки - оказывающие традиционные банковские услуги на коммерческой основе;
- сеть кредитных институтов регионального и муниципального значения, охватывающих основные социальные слои гражданского общества, включая городские и сельские кредитные кооперативы, ссудные кассы, кассы взаимопомощи, кредитные союзы и т.п. Функцию Банка России HO лицензированию кредитных институтов 3-го уровня можно было бы возложить на его территориальные подразделения.
Таким образом, на региональном уровне дальнейшее развитие банковского сектора в целях улучшения социально-экономических условий устойчивого развития организаций АПК и сельских территорий нам видится в повышении эффективности кредитной деятельности банковских учреждений на основе государственно-частного партнерства заинтересованных сторон.