Новости
01.12.2016


29.11.2016


29.11.2016


29.11.2016


28.11.2016


20.05.2015

Сложившуюся ситуацию в сельской местности КБР усугубляют проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Для большинства населения страны квартира, комната или дом составляет основную часть капитала семьи, поэтому решение проблемы обеспеченности жильем и его благоустройства не только по логике вещей, но и чисто экономически имеет жизненно важное значение.
Показатели жилищно-коммунального хозяйства включают в себя показатели наличия, состава и состояния жилищного фонда, его благоустройства, жилищных условий населения, производственной деятельности предприятий и служб, обеспечивающих население водоснабжением, теплом, газом, и другими видами благоустройства населенных пунктов.
Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности. Общая площадь жилых домов - сумма площадей жилых и подсобных помещений. Жилищный фонд может быть оборудован:
- водопроводом, если внутри имеется внутри распределительная сеть водопровода, в которую вода поступает централизованно из водопровода или артезианской скважины;
- канализацией, если внутри имеется канализационное устройство для стока хозяйственно-фекальных вод в уличную канализационную сеть или поглощающие колодцы;
- центральным отоплением независимо от источника снабжения теплом;
- ваннами (душем) независимо от способа поступления горячей воды;
- газом как сетевым, так и сжиженным при наличии установленной напольной газовой плиты;
- горячим водоснабжением от специальных водопроводов, подающих в жилые помещения горячую воду для бытовых нужд проживающих, централизованного или от поквартирных водонагревателей, включая и малометражные отопительные котлы.
Обеспеченность населения жильем - количество общей и жилой площади, приходящейся на одного жителя. Этот показатель рассчитывается делением размера всего жилищного фонда на конец года на численность постоянного населения на эту же дату.
Проведенное исследование показало, что за период 2000-2009 гг наблюдается увеличение площади жилищного фонда - в целом по республике на 26 %. При этом площадь сельского жилищного фонда также изменилась и составляет на протяжении ряда последних лет 2,3 тыс. кв. м.

Оценка качества жилищно-коммунального хозяйства в сельской местности

Исследование показало, что по большинству показателей благоустройства жилищного фонда произошли положительные изменения, хотя доля оборудованного водопроводом, канализацией, газожилищного фонда республики, особенного сельского, остается на крайне низком уровне. В частности удельный вес площади сельского жилищного фонда, оборудованной водопроводом, в 2010 году составил 18 %, канализацией - 15 %, центральным отоплением - 11 %, ваннами (душем) - 12 %, газом - 100 % и горячим водоснабжением - 8 %. Следует отметить, что данные показатели по республики (за исключением газификации) значительно ниже среднероссийских.
Наиболее критическая ситуация с уровнем благоустройства жилищного фонда сложилась в Эльбрусском, Черекском и Майском районах. Удельный вес площади сельского жилищного фонда в этих районах, оборудованного водопроводом в 2010 году составил от 3 до 9 %, канализацией - от 3 до 8 %.
Особая острота проблем жилищного и коммунального хозяйства обусловлена тем, что услуги, оказываемые данными отраслями социальной инфраструктуры, имеют для населения обязательный характер и занимают в структуре платных услуг населению наибольшую долю (28,5 %). При этом объем платных жилищно-коммунальных услуг в расчете на душу населения увеличился в республике в 8,26 раза.
Жилищно-коммунальный комплекс района представлен 6-ю предприятиями: ГП КБР «Эльбрусская управляющая компания», МП «Коммунальник», МУП ЖКХ «Приэльбрусье», ООО «Эль-Суу», ООО «Аква-Б» и ООО «Тызыл-Суу».
ГП КБР «Эльбрусская управляющая компания» имеет на балансе 59,5 км тепловых сетей и 20 котельных, в том числе 9 блок-модульных котельных расположены в г.п. Тырныауз и 11 - в сельских поселениях района.
Всего за период 2010 года оказано услуг:
- отпущено воды и пропущено канализационных стоков - 4824,3 тыс. куб. м, в том числе населению - 1 867,8 тыс. куб.м.;
- реализовано теплоэнергии - 65,4 тыс. Г кал, в том числе населению -44,8 тыс. Г кал.
Для недопущения аварийной ситуации и качественного обеспечения теплом жителей города Тырныауза, Президентом Кабардино-Балкарской Республики А.Б. Каноковым было принято решение о выделении необходимых средств для выполнения работ по децентрализации теплоснабжения города. В сжатые сроки была проведена организационная работа, предполагающая в два этапа строительство новых, современных источников тепла.
На первом этапе - строительство котельных, на втором - строительство новых тепловых и газовых сетей.
Благодаря проделанной работе по децентрализации теплоснабжения городского поселения Тырныауз в рамках республиканской целевой программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса
КБР на 2002-2010 годы» в г.п. Тырныауз были введены в эксплуатацию 9 современных объектов теплоснабжения. В результате чего отопительные сезоны 2008-2010 годов были проведены без сбоев и аварийных ситуаций. В среднем экономия составила:
- по электроэнергии - 30 % или 3,6 млн. руб.;
- по газу - 36 % или 29,1 млн. руб. в год.
В целях подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства Эльбрусского муниципального района к работе в осенне-зимний период 2010-2011 годы были разработаны и утверждены мероприятия и установлены сроки их исполнения. Заменены ветхие тепловые сети в городском поселении Тырныауз и в сельских поселениях Эльбрус и Терскол. Также выполнены работы HO переводу из 2-х трубной системы отопления на 4-х трубную HO улицам Мусукаева и Мира в г.п. Тырныауз. Объём финансовых средств составил 6,8 млн. рублей.
За 12 месяцев 2010 года собственными силами ГП КБР «Эльбрусская управляющая компания» отремонтировано 1468 метров теплотрасс в г.п. Тырныауз и заменено 84 единицы запорной арматуры. В Эльбрусском районе 11 населенных пунктов, 36 источников водоснабжения, из них коммунальных водопроводов - 17, ведомственных - 19.
Благодаря реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», республиканской целевой программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2010 годы» и согласно перечня строек и объектов для государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2010 г удалось обеспечить самотечной водой сельские поселения Кенделен, Лашкута, Бьшым, Эльбрус, Тегенекли. Завершено строительство водопровода с каптажными сооружениями в с.п. Бедык протяженностью 11,3 км. Верхний Баксан протяженностью 6,55 км. Проведена полная ревизия объектов водоснабжения, скважин, перекачивающих насосных станций и каптажных сооружений в населённых пунктах района. По всем объектам проведены работы по устранению выявленных недостатков.
В 2011 году завершается строительные работы по обеспечению дополнительной питьевой водой населенных пунктов Тегенекли и Эльбрус, а также будут продолжены работы по замене ветхих водопроводных сетей в с.п. Кенделен, Бедык, Быллым и в гн. Тырныауз. В целях обеспечения гн. Тырныауз питьевой водой подготовлены расчёты эффективности использования газотурбинных генераторов для выработки электроэнергии, а также по оптимизации расходов на оплату за энергоресурсы, потребляемые для обеспечения водоснабжения населения гн. Тырныауз.
Обслуживание и управление жилищным фондом района ведётся пятью управляющими компаниями и семнадцатью товариществами собственников жилья, которыми разработаны и выполняются мероприятия по содержанию жилищного фонда: ремонт кровель, замена внутренних инженерных сетей и благоустройство придомовых территорий.
Основными причинами кризисного состояния жилищно-коммунального комплекса КБР и страны в целом является неэффективная система управления, неудовлетворительное финансовое положение и дотационность, высокие затраты, отсутствие экономических стимулов снижения издержек и конкурентной среды и высокая степень износа основных фондов. Техническое состояние ЖКХ республики характеризуется 60 % уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом использования мощностей и большими потерями энергоносителей.
Наряду с жилищно-коммунальными услугами большую долю в структуре платных услуг населению занимают транспортные услуги и услуги связи (всего 37,3 %). Услуги, оказываемые населению в указанных областях, имеют значение, прежде всего потому, что оплата их в значительной мере определяет состав жесткой обязательной части расходов населения. Особенностью этих отраслей является то обстоятельство, что они, выполняя различные народнохозяйственные задачи, лишь частично обслуживают население (для транспорта преимущественно - городской транспорт, пассажирский транспорт, для связи - только услуги населению).
К основным показателям деятельности организаций связи относят уровень телефонизации и телефонную плотность фиксировапной связи. Анализ данных показателей по КБР позволил сделать следующие выводы.
Уровень телефонизации в сельской местности (число телефонизированных сельских населенных пунктов в % к общему числу населенных пунктов) в среднем в 2010 году составил 78 %, малочисленных сельских населенных пунктов - 39,1 %. Телефонная плотность фиксированной связи (количество телефонных аппаратов, включая таксофоны, на 100 человек населения) в сельской местности в 2010 году составила 32 аппаратов на 100 человек населения, в городской - 57 аппаратов на 100 человек.
Таким образом, проведенный анализ уровня развития социальной инфраструктуры сельской местности КБР позволил выявить ряд негативных тенденций в социальной сфере. Проводимые в КБР мероприятия по реструктуризации и оптимизации сети сельских лечебно-профилактических учреждений и сети малокомплектных сельских школ привели к резкому сокращению их количества, что крайне обостряет вопрос о доступности медицинской помощи и услуг образования сельским жителям.
Крайне низкая благоустроенность сельского жилищного фонда в сочетании с сельской бедностью только усугубляет сложившуюся на селе ситуацию. Неудовлетворительное качество жизни сельского населения, высокая смертность и уровень заболеваемости сельского населения, утрата мотивации к труду и ориентация на деструктивные ценности в конечном итоге может привести к утрате человеческого капитала.
Таким образом, становится очевидным необходимость разработки методики, которая позволит обосновать выбор инвестиционных проектов с целью оказания первоочередной помощи тем горным районам КБР, жизнь в которых находится на грани вымирания.