Новости
01.12.2016


29.11.2016


29.11.2016


29.11.2016


28.11.2016


21.05.2015

Поскольку в российском аграрном секторе независимо от формы хозяйствования остается преобладающим пахотное земледелие, то важным представляется эффективность использования лемеха.
На рис. 11.1, а) представлена схема нового лемеха и результаты измерения его геометрических параметров. Как установлено, разброс основных параметров составляет 8 %, что незначительно влияет на сборку корпуса в целом и при эксплуатации - на технологический процесс. Аналогичные результаты получены при технической экспертизе представленных агрегатов на конкурсе пахарей Чувашской Республики 2003-04 гг. Наплавка твердосплавным материалом с тыльной стороны соответствует техническим требованиям: 25...30 мм по длине лезвия и 50...55 мм - на носке.
На втором этапе в УОХ «Приволжское», ЗАО «Прогресс» и AKX «Нива» Чебоксарского района исследованы изношенные долотообразные лемеха ПЛЖ 31.702, ПНЧС 01.702А, снятые с плугов ПН 4-35 и ПН 5-35 и отправляемые в металлолом. Установлено, что подавляющее большинство лемехов (67 %) бракованы по износу носка лемеха (пунктирная линия ВТ на рис. 11.1, а). При этом лезвие износилось только на 10... 13 мм, то есть на момент выбраковки остаточный ресурс твердосплавного покрытия лезвия составлял еще 10...15 мм. Имели место изогнутые (14 %) и сломанные или треснутые (18 %) лемеха, причем из них изогнутые можно было выправить нагревом и последующей закалкой. Таким образом, из выбракованных лемехов приблизительно 80 % имели остаточный ресурс и подлежали восстановлению.

Вариант рационального использования лемеха плуга

Многочисленные литературные источники но восстановлению изношенных лемехов рекомендуют в таких случаях оттяжку лемеха за счет прилива на тыльной стороне, называемого «магазином». В условиях не стабильного снабжения запасными частями в ходе кризиса в 1990-2000 годах ЗАО «Прогресс» Чебоксарского района Чувашской республики проводились кузнечные работы по оттяжке лемеха с применением пневмомолота и последующей ручной доводки, однако работы вскоре были прекращены из-за низкой эффективности. На наш взгляд, существенных причин было три:
а) кадровая - низкая квалификация кузнецов ручной ковки, утративших отработанные навыки оттяжки лемеха;
б) технологическая - запас металла в магазине не обеспечивает восстановление формы носка изношенного лемеха;
в) организационная - с механизаторами не была проведена работа по разъяснению и своевременной замене лемеха для последующей оттяжки.
Вариант рационального использования лемеха плуга

Основным критерием прочности носка лемеха является его толщина, равная не менее 10 мм. Экспериментально установлено, что при меньших значениях толщины наблюдается его изгиб вверх при опускании плуга на твердую поверхность, и, как следствие, увеличение пути разгона плуга из-за отрицательного затылочного угла ε. Изгиб вниз и назад случается при наезде на твердое препятствие в ходе рабочего процесса. На уплотненной почве плуг с такими изогнутыми лемехами не заглубляется.
Таким образом, на основе экспериментального изучения состояния вопроса были предложены следующие способы использования остаточного ресурса лемеха. Запас металла в магазине позволяет увеличить ширину носка лемеха не более 20...25 мм (рис. 11.1, б). Используя предварительно выточенные пробки-заглущки (рис. 11.2, б), заделываются заподлицо монтажные отверстия лемеха (рис. 11.2, в). Возможно заполнение отверстий послойным наложением валиков электросваркой (рис. 11.2, е). В целях экономии сварочных электродов в качестве присадочного материала применялась выправленная пружина диаметром сечения проволоки 3,0...3,5 мм, поскольку и лемех, и пружина изготавливаются из сталей Ст 60Г и Ст 65Г. Процесс наплавки улучшится при применении подкладок из медной пластины толщиной не менее 8 мм. Режим наплавки производится на постоянном токе силой 180...210 А.
С помощью газового резака по шаблону или по новому лемеху отрезается по Б'В' полоса с таким условием (рис. 11.1,6), чтобы обеспечить остаточным наплавленным слоем носок. Если таковое не удается или при оттяжке твердосплавный слой разрушен, то необходимо его восстановить повторной наплавкой «Сормайта». При этом ширина отрезанной полосы составляет около 50 мм, длина лезвия лемеха ВГ остается 550.. .560 мм.
Для разметки новых монтажных отверстий под болты с потайной головкой М12х40.4.8 применяется шаблон, за базовые стороны принимаются АБ и БВ (рис. 11.1, в). Поскольку в стыке «лемех-отвал» допускается зазор до 1,0 мм, новые отверстия размечаются на расстоянии 28 мм от обреза АБ. Сначала просверливаются отверстия сверлом 012,8 мм, снимается фаска на глубину 5 мм сверлом 025,4 мм, заточенным под углом при вершине 100...110°. Пробойником квадратного сечения (рис. 11.2, д) с использованием местного нагрева с помощью газорезки до ярко красного цвета пробиваются квадраты на 13x13 мм все три отверстия.
Отклонений от агротехнических требований при вспашке плуга ПН 4-35 лемехом с укороченным лезвием (рис. 11.1, в) не установлено. Поскольку «Гомсельмаш» (Республика Беларусь) наладил выпуск плугов ПН 3-30 и ПH 4-30 и поставляет в Центральные регионы России, то восстановленные таким образом лемеха наиболее соответствуют этим плугам по ширине захвата корпуса. Опыт эксплуатации установкой на один плуг ПH 4-35 нового и восстановленного лемеха показывает, что ресурс восстановленного лемеха составляет 58 ± 6 % от ресурса нового.
После вторичного использования толщина лемеха на обрезе АГ составляет 8,5...8,8 мм, что исключает возможность повторной оттяжки. В этом случае уже полностью вырабатывается нанесенный твердосплавный слой (пунктирная линия ВТ' на рис. 11.1, в), причем приблизительно 50 % лемехов имеют неравномерный износ лезвия как результат неравномерности толщины и ширины наплавки твердым сплавом. Так же установлено, что интенсивность износа на стороне лезвия БВ приблизительно 2 раза выше, чем на стороне АГ.
Однако, при остаточной ширине лемеха 85...90 мм есть возможность использования его в качестве лемеха предплужника ПЛЖ 02.701, П 702Б, Н074.02.003, самодельных плугов для тракторов тягового класса 6,0 кН или конного плуга. Повторяется процесс заполнения монтажных отверстий, по шаблону лемеха предплужника или конного плуга газорезкой восстанавливается обрез Б'В', затем (рис. 11.2, д) просверливаются и пробиваются новые отверстия крепления. С тыльной стороны лемеха после предварительной зачистки наплавляется твердосплавный слой шириной 15 мм. Поскольку длина лезвия лемеха предплужника составляет 330...335 мм, то участок AATT можно удалить (рис. 11.1, д).
Также экспериментально установлено, что наплавка обреза лемеха Б'В' твердосплавом существенно снижает интенсивность износа рабочей поверхности лемеха. Наиболее качественная наплавка возможна при восстановлении обреза отрезным кругом и сразу же последующей наплавкой.