Новости
12.10.2018


12.10.2018


11.10.2018


09.10.2018


09.10.2018


09.10.2018


09.10.2018


08.10.2018


08.10.2018


02.10.2018


02.10.2018


02.10.2018


27.09.2018


27.09.2018


27.09.2018


26.09.2018


26.09.2018


25.09.2018


25.09.2018


25.09.2018


19.09.2018


18.09.2018


18.09.2018



26.11.2015

Календарь как определенную систему упорядоченного счета времени можно отнести к древнейшим завоеваниям человеческого разума и необходимым условиям развития цивилизации.
Основными предпосылками для его создания стало появление у человека абстрактного представления о времени и потребности его измерять Приложение 1, а также необходимость учета циклических природных явлений (смен дня и ночи, фаз Луны, времен года и т.д.) в повседневной жизни и трудовых процессах.
На Руси в течение определенного времени существовали три календаря: гражданский, церковный и народный, которые то совпадали, то расходились. Сейчас официально используется гражданский календарь, год в котором начинается с 1 января. Однако параллельно с ним в жизни церкви (для церковных праздников, постов и т.д.) существует церковный календарь. Началом церковного года - индикта - считается 1 сентября.
Назначение аграрного календаря в наши дни заключается не в ведении счета времени (определении числа, месяца, года), а в том, что с его помощью можно прогнозировать погоду, определять сроки проведения сельскохозяйственных работ.
Рассмотрим основные особенности и возможность использования народного календаря для прогноза погоды. Следует отметить работу В.Скуратовского «Український рік», где в доступной форме, в тонкостях, изложены праздники, обычаи, обряды с указанием дат.
Народный календарь сформировался на основе трудовой деятельности крестьян. Он основывается на языческом понимании природы, в русле которого всё, что окружает человека, одухотворено, наделено жизненной силой. Язычество с его взглядами на место человека в природе, взаимоотношение с ней, обрядами, праздниками, игрищами соответствовало духовным и практическим потребностям земледельца.
Особенностью народного календаря является то, что он ориентируется на времена года и трудовые процессы в земледелии. По логике крестьянина год представлял собой круг, у которого нет четко выраженного начала и конца, но есть предпочтительная точка отсчета - начало весны. В народном календаре особо выделяются четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия.
Народные приметы основываются на точно подмеченных закономерностях: «Если галки большой стаей летают - к ненастью, садятся высоко на деревьях - к морозу, низко - к оттепели», «Пора пахать, когда гром гремит, лес в листву одевается, жаворонок запел, а водяные лягушки начинают квакать», «Круг около солнца или месяца зимою предвещает продолжительные метели с морозами».
Знание природы и жизненный опыт выливались в пословицы, имеющие обобщенный философский смысл: «Время дороже золота», «Спустя лето по малину в лес не ходят», «Всяк Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда скирды метать».
В аграрном календаре четко прослеживается сезонная ритмическая направленность предстоящих погодных изменений, что также отражено в народных приметах поговорках и пословицах, наблюдениях.
Поскольку по народным представлениям две половины года взаимно влияют и обуславливают друг друга, самым простым способом прогнозирования характера погоды является определение одного времени года по другому, а погоды в определенном месяце по погоде в противоположном месяце второго полугодия. Погода зимы определяет летнюю погоду, а осени - весеннюю. Характер погоды декабря, января, февраля соответствует июню, июлю, августу; апрель, май, июнь - сентябрю, октябрю, ноябрю. Например: «По зиме ложится лето», «Семь лет зима по лету, а семь лет лето по зиме».
В народных приметах для прогнозирования устойчивой погоды особое значение придается периоду сорок дней «Сороки» (22 марта) теплые - будет сорок теплых дней, «сороки» холодные - надо ожидать сорок холодных утренников», «На Мефодия дождь - будет идти сорок дней».
Существенной особенностью народных примет является то, что многие из них основываются на определенных начальных условиях (например, вышеуказанные) и оперируют понятием временной циклической последовательности.
Приметам и знаниям, передаваемым из поколения в поколение, народ доверял больше, чем застывшим данным календаря: «Кто по календарю сеет, тот редко веет», «Не примечать - и хлебушка не едать».
В определенный исторический период на Руси официальной религией стало христианство. Однако искоренить язычество в умах крестьян полностью не удалось, поскольку эта религия соответствовала сути крестьян как земледельцев. Язычество не было уничтожено новой религией, а растворилось в ней. Таким образом, было создано бытовое крестьянское православие со своими святцами, праздниками, трудовым ритмом, традициями и обычаями.
Следует отметить, что церковный календарь был установлен по лунному календарю в синодическом его варианте, то есть он отдавал предпочтение лунной обусловленности ритмической деятельности в природе - солнечной. Народный аграрный календарь основывался на солярном (солнечном) счете времени.
Совмещение аграрного (солярного) счета времени с церковным времяисчислением по Пасхе привело к сосуществованию дат и праздников «в числе» - недвижимых, закрепленных за определенными днями (они устанавливались по месяцеслову, непосредственно связанному с солнечным циклом) и «скользящих» - движимых, сроки которых зависели от времени празднования Пасхи.
Христианство привнесло в народный календарь приурочение святых к дням годового цикла, языческой стороной народного календаря является распределение между святыми забот о погоде, здоровье людей, сельскохозяйственных и домашних работах. День, посвященный определенному святому, подкрепляется в народном календаре приметами и традициями. Например, 21 (22) мая - Никола весенний «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травой», «Божья милость - на Николин день дождик».
Следует отметить, что дни, на которые приходится такой важный христианский праздник как Пасха, издавна считались наиболее благоприятными для начала жизни растений с точки зрения астрологии и народного календаря. Первый день Пасхи определяется условием: Солнце входит в знак Овна, Луна восходящая, при этом первое воскресенье.
Рассмотрение народных примет в контексте возможного их использования для прогнозирования погоды позволяет заметить, что применение многих из них является проблематичным, то есть попросту они «не работают». На этот факт указывают многие люди, которые пытаются проверить приметы, описанные в народном календаре, с погодой на практике. Объясняется такое положение в основном тем, что «год на год не приходится», а также возможной неточностью народных наблюдений, изменением климата на Земле, территориальным различием климатических условий.
Не отрицая полностью данных аргументов, отметим еще одну причину такой ситуации, являющуюся принципиальной с точки зрения астрологии. Это замечание касается неподвижных праздников, которые изначально были установлены в соответствии с положением Солнца и неподвижных звезд, зафиксированных на определенную дату.
Рассмотрим коротко понятие соединения Солнца и неподвижных звезд. Наблюдения за неподвижными звездами и их связью с событиями в мире начались тысячелетия назад. К VI веку до н.э. вавилоняне уже пользовались небесной сферической системой, включающей Меридиан, Горизонт, Экватор и Эклиптику. Первый звездный каталог был составлен примерно в 250 году до н.э. в Греции. Затем он совершенствовался и дошел до наших дней в каноническом виде в Птолемеевом «Альмагесте», который стал настольной астрономической книгой.
Названия неподвижных звезд и групп их в знаках зодиака берут свое начало еще в вавилонской эпохе. Из древних источников известно, что сначала по эклиптике было распределено только 11 знаков. Весы в то время считались «ножницами» (клешнями) Скорпиона. Конечно, в то время не существовало единообразного распределения созвездий по знакам.
Еще со времен Птолемея при характеристике свойств неподвижных звезд им ставятся в соответствие планеты сходной природы. Вот как описывает этот ученый «энергию неподвижных звезд, проистекающую из их природы»: «Звезды, соответствующие голове Овна (альфа Овна и бета Овна) сочетают в себе свойства Марса и Сатурна. Однако те звезды, которые соответствуют рту Овна, имеют природу, сходную с Меркурием и немного напоминают Сатурн». Следует отметить, что неподвижные звезды наделяют своими свойствами и знак Зодиака, в котором они находятся.
Теперь вернемся к вопросу возможности прогнозирования погоды с помощью народных примет, соответствующих церковным праздникам, «привязанным» к неподвижным звездам.
Несмотря на то, что эти звезды называются неподвижными, определенное их движение все же происходит. Движение звезд составляет порядка 1'(минута) в год. Помимо этого собственного движения звезд, существует так называемое видимое движение, происходящее вследствие смещения земной оси, которое составляет 1° за 72 года, или 0°0'50" за год (прецессия). Это движение противоположно движению Солнца. Поэтому, кажется, что движутся звезды, но на самом деле это не так. Звезды неподвижны, а движение происходит вследствие смещения точек весеннего и осеннего равноденствий.
Вследствие такого движения даты праздников, зафиксированные в определенное число по календарю в старое время, не соответствуют реальным датам сегодняшнего дня, обусловленным положением неподвижных звезд.
Корректировка смещения праздников в соответствии с положением Солнца и неподвижных звезд в настоящее время представлена в таблицах 3.1.3.12.

Народный календарь и его применение для прогноза погоды
Народный календарь и его применение для прогноза погоды
Народный календарь и его применение для прогноза погоды
Народный календарь и его применение для прогноза погоды
Народный календарь и его применение для прогноза погоды
Народный календарь и его применение для прогноза погоды
Народный календарь и его применение для прогноза погоды
Народный календарь и его применение для прогноза погоды
Народный календарь и его применение для прогноза погоды
Народный календарь и его применение для прогноза погоды
Народный календарь и его применение для прогноза погоды
Народный календарь и его применение для прогноза погоды

В данных таблицах показывается положение каждой звезды в знаке Зодиака. Самыми важными по значению являются звезды первой величины.
Долгота звезды измеряется ее положением на эклиптике и во внимание принимаются только долготные их координаты. Необходимо отметить, что на практике неподвижные звезды можно использовать для трактовки, только учитывая их соединение с другими небесными телами, в данном случае с Солнцем, причем обрис (отклонение) - не более 30. Дата праздника, отвечающая нынешнему положению неподвижных звезд, выделена квадратом. Рядом для сравнения приводится дата праздника, зафиксированная в календаре.
Таким образом, корректировка дат праздников, согласно положению Солнца и неподвижных звезд позволила уточнить народный календарь.
Представленный народный календарь, таблицы 3.1.3.12 с характеристиками соединения Солнца или аппозицией Солнца (выделено двойными косыми линиями в колонке градус, характер и название звезды) и неподвижных звезд, народными приметами, соответствующих данному дню, позволяет с большей достоверностью прогнозировать природные явления на конкретный день года, а по фактической погоде этого дня прогнозировать погоду через три, четыре, шесть месяцев (соответственно на 90; 120; 180 день).
Особое внимание следует уделять направлению ветра по дням, многие дни дают характеристику будущей погоды. В настоящее время, широкой информации о погоде в интернете, особенно следите за направлением ветра, днями в календаре представленного в таблицах 3.1.3.12 и Вы всегда будете иметь самостоятельный, достоверный прогноз на будущее.