Новости
18.10.2018


17.10.2018


12.10.2018


12.10.2018


11.10.2018


09.10.2018


09.10.2018


09.10.2018


09.10.2018


08.10.2018


08.10.2018


02.10.2018


02.10.2018


02.10.2018


27.09.2018


27.09.2018


27.09.2018


26.09.2018


26.09.2018


25.09.2018


25.09.2018


25.09.2018


19.09.2018



27.06.2014

2.1. Общие сведения и положения. Несмотря на то, что органо-биологическое земледелие в Германии имело большой опыт от начала его истоков, заложенных школами доктора Ханса Рума, Ханса Миллера, Марии Мюллер и Рудольфа Штейнера, который первым сформулировал принципы и организовал курсы по биологическому сельскому хозяйству, в течение многих десятилетий значение биологического сельского хозяйства было не только маргинальным с точки зрения его размеров, но и способы хозяйствования были едва известны и не получили признания. Это положение существенно изменилось прежде всего в связи со все более пагубными экологическими катастрофами, что привело к экологизации сознания населения и к быстрому увеличению спроса на здоровое питание.
С другой стороны, все больше крестьян поняли, что они сами, их семьи, их животные были и остаются первыми жертвами интенсивных химических методов ведения сельского хозяйства. Тем не менее, число предприятий, решившихся на перестройку, все еще очень мало. Спрос потребителей на биологически чистые продукты питания вырос намного быстрее. Но также очевидно, что потребителю гораздо легче изменить свои привычки в еде, чем переориентироваться крестьянскому хозяйству, которое только целиком может перейти к биологическим методам ведения хозяйства. Это совершенно понятно, если принять во внимание, что перестройка требует очень многого и от крестьянских семей. В прошлом перестройка всегда влекла за собой экономические потери. Однако трудности не смогли воспрепятствовать постоянному увеличению числа предприятий, работающих по-новому.
Ряд стран, приняв соответствующие правительственные программы, уже навели финансовые мосты для ферм, изъявляющих желание перестроиться. Имеется также крайне интересный пример ФРГ.
К концу 1990-х годов 2000 предприятий ФРГ перешли на биологический способ хозяйствования. В стране была принята правительственная программа экстенсификации, которая кроме всего прочего предусматривала возможность финансовой поддержки при переходе к биологическому земледелию. Это привело к тому, что лишь за один год в рамках этой программы о переходе к контролируемому биологическому земледелию заявили около 1500 новых предприятий. Эта позитивная реакция позволяет предполагать, какой потенциал для перестройки имеется в наличии. Хороший пример находит подражателей - и Великобритания решилась на аналогичное расширение своей программы по экстенсификации.
Развитие биологического земледелия в странах Европейского сообщества протекает весьма по-разному. Более точные данные можно получить из табл. 2, составленной на основе подробного исследования комиссии ЕС.

Органо-биологическое земледелие в Германии

Всего биологических предприятий в странах ЕС по состоянию на 2000 г. было - 8610, их общая площадь - 115670 га.
В 2001 году Правительство Федеративной Республики Германия в целях совершенствования предписаний экологического земледелия внесло в Брюсселе меморандум. В меморандуме Европейской Комиссии была изложена просьба:
- расширить круг предприятий, которые работают на рынке экологической продукции и подлежат системе контроля в рамках постановления ЕС, и при этом обеспечить вовлечение туда предприятий оптовой торговли;
- включить в постановление обязательство по преобразованию в течение определенного времени всего хозяйства в экологическое;
- добавить в правовые полномочия ЕС предписания, по которым соответствующее хозяйство или экологическое хозяйство, территориально связанное и сотрудничающее с ним, должно покрывать преобладающую часть кормовой потребности своих животных за счет собственных кормовых фондов;
- пересмотреть список исключений и допустимых в переходное время конвенциональных кормов для экологического животноводства с целью их дальнейшего сокращения;
- переработать список допустимых в исключительных случаях удобрений животного происхождения конвенционального сельского хозяйства таким образом, чтобы исключить птичий навоз и жидкий животный навоз из конвенциональных хозяйств;
- включить положения по аквакультуре в постановление ЕС.
В Германии к концу 2001 года экологическим земледелием в соответствии с положениями Постановления ЕС занимались 14 702 хозяйства на площади в 634 998 га, т.е. 3,3% хозяйств на 3,7% всей площади сельскохозяйственных угодий. Тем самым по сравнению с 2000 годом число хозяйств увеличилось на 15,4%, а количество экологически обрабатываемых земель на 88 975 га (+16,3%).
Большинство экологических хозяйств в Германии организованы в союзы. Сюда относятся наряду с союзами Биоланд и Деметр - крупнейшими и старейшими союзами экологического земледелия - и другие организации, такие как Натурланд (Naturland), Биокрайз Остбайерн (Biokreis Ostbayern), ЕСОVIN - Федеральный союз экологического виноделия, Гэа (Gaa), Экозигель (Okosiegel) и Биопарк (Вiopark).
Представители экологических союзов, переработчиков экологических продуктов питания и торговцев основали Союз экологической пищевой промышленности (BOELW). Учредительное правление должно в скором времени создать руководство союза.
Инструкции немецких экологических союзов по некоторым позициям строже, чем в постановлении ЕС. Так, например, согласно постановлению ЕС хозяйство при определенных обстоятельствах может быть частично преобразовано в экологическое, в то время как экологические союзы предписывают переход всего хозяйства на экологическое земледелие. Преобразование целого хозяйства является условием получения финансовой помощи.
По сравнению с другими государствами ЕС экологическое земледелие в Германии занимает относительно сильные позиции. Только в Австрии, Финляндии и Дании обработкой земли в соответствии с экологическими принципами занимается в долевом отношении больше хозяйств. По абсолютным показателям Германия после Италии занимает второе место в ЕС по доле площадей экологического земледелия.
За 2000/2001 хозяйственный год была проведена оценка бухгалтерских результатов 229 экологических хозяйств и единоличных хозяйств в рамках оценочной системы хозяйств Минсельхоза Германии. Согласно аграрному отчету федерального правительства за 2001 год показывается, что:
- экологические хозяйства по сравнению с конвенциональными получили значительно меньшую прибыль за счет ограниченной доли животноводства,
- экологические хозяйства достигли по сравнению с конвенциональными хозяйствами более высоких цен на свои продукты, получили больше выручки с торговли, услуг и побочных предприятий (торговля на крестьянских дворах, продажа товаров), более высокие прямые выплаты за счет участия в аграрной программе окружающей среды со специфическими требованиями к хозяйствованию (премии за экологические методы возделывания),
- урожайность вследствие незначительных затрат на удобрения, средства зашиты растений и закупку кормов в экологических хозяйствах была значительно ниже, на персонал экологическим хозяйствам пришлось тратить больше, так как они задействовали больше рабочей силы.
В июле 2002 года в Германии вышел Закон об экологическом земледелии, который связал воедино определенные задачи и повысил эффективность исполнения постановления ЕС. Закон предусматривает следующие мероприятия.
1. Расширение обязанности информирования
Закон предписывает, что контрольные органы в случае установленных незаконных действий или нарушений согласно постановлению ЕС обязаны всегда сообщать об этом органам, в компетенции которых находится данное предприятие. Это касается и тех случаев, когда продукты, вызвавшие рекламацию, происходят из другой страны ЕС. До сих пор в Европейском Союзе действует предписание, согласно которому компетентные органы оповещаются органами экологического контроля о нарушениях постановления ЕС лишь в особо тяжелых случаях, которые ведут предположительно к запрету продажи экологической продукции всего хозяйства. В отношении обязанности информирования в других случаях незаконных действий страны-участники ЕС в рамках своей компетенции по допуску органов контроля принимали свои собственные положения.
2. Сведение воедино исполнительных функций федерального ведомства по сельскому хозяйству и продовольствию:
- допуск частных контрольных органов и лишение допуска,
- выдача разрешений на реализацию экологической продукции, ввезенную из третьих стран.
Таким образом, в основу положены единые параметры при допуске контрольных органов и при импорте экологической продукции. Исполнение этих задач способствует эффективности и прозрачности системы.
3. Введение штрафных предписаний;
Нарушение постановления ЕС грозит лишением свободы до одного года или штрафом до 30 000 евро. Это действительно также в отношении незаконной ссылки на экологическое происхождение при маркировке и рекламе экологических продуктов.
Закон об экологическом земледелии ФРГ был опубликован 15 июля 2002 года в федеральном сборнике законов. Определения п. 1 и 2 вступили в силу 1 апреля 2003 года.
Контроль
Экологические продукты, так же как и конвенциональные продукты, должны отвечать общим действующим предписаниям законодательства но продовольствию и кормам и проверяются с помощью предусмотренных для этого контрольных механизмов.
Если продукт подлежит экологическому контролю, то должен быть дополнительно осуществлен контроль в соответствии с постановлением ЕС. Согласно постановлению ЕС страны-участники ЕС могут решать, будет ли проводиться контроль только через государственные учреждения или же с помощью частной системы под надзором государства. В Германии имеет место последняя форма:
На основе федеральной структуры в Германии в компетенции 16 контрольных ведомств в федеральных землях находятся 22 действующих на рынке и допущенных контрольных органа. Частные контрольные органы проверяют и следят на местах за соблюдением постановления ЕС. Между хозяйствами или предприятиями, подлежащими контролю, и контрольным органом заключается договор о контроле. Хозяйства или предприятия обязуются соблюдать постановление ЕС и дают согласие на программу стандартного контроля контрольного органа. Хозяйства, а также предприятия по переработке и импорту проверяются контрольными учреждениями один раз в год, а при необходимости чаще. Расходы по контролю несут проверяемые хозяйства или предприятия. При проведении инспекции приоритетной является процедура контроля, которая в отдельных случаях дополняется проверкой конечной продукции. Выборочно и каждый раз при обоснованном подозрении берется проба почвы и растений, а также проводится анализ остатков.
Минимальные требования контроля к хозяйствам, переработчикам и импортерам описаны в приложении III постановления ЕС. Производители и переработчики должны точно указывать, на каких землях, в каких зданиях, на каком оборудовании осуществляется производство. Хозяйства обязаны на всех фазах переработки точно документировать и протоколировать все производственные средства и продукты, поступающие в хозяйство. Все, что продается напрямую, должно быть зафиксировано в учетных книгах: что, сколько, кому. Таким образом, обеспечивается возможность отслеживания экологического продукта вплоть до производителя.
Значительным шагом на пути к развитию рынка биологических продуктов явилось учреждение так называемого биознака, который может быть использован на добровольной основе. Лежащий в его основе стандарт постановления ЕС, а также отказ от таких шагов, как выдача знака и лицензионный порядок, делает возможным широкое применение, в том числе продуктов из других стран ЕС и из третьих стран. Этим знаком могут быть обозначены все не переработанные и переработанные сельхозпродукты, попадающие под действие постановления ЕС, если выполнены условия ссылки на экологическое земледелие в соответствии со ст. 5 абз. 1 и 3 Постановления ЕС, т.е. в сущности, если продукция произведена и подверглась контролю согласно предписаниям Постановления и не менее 95% ингредиентов имеет экологическое происхождение.
Так как в основу этого знака положено Постановление ЕС, он подлежит в полном объеме контрольной процедуре. Проведение контроля входит в компетенцию земель.
Для правовой защиты знака 15.12.2001 г. в силу вступил закон об экологической маркировке. Подробности оформления и применения биознака регулируются постановлением об экологической маркировке от 16 февраля 2002 г., которое в свою очередь базируется на законе об экологической маркировке.
С момента опубликования знака 5 сентября 2001 года более 600 пользователей этого знака заявили в информационном отделе о маркировке им свыше 10 000 продуктов. У перерабатывающих и торговых предприятий этот знак пользуется особой популярностью. Для потребителей он прозрачен и является надежным ориентиром в джунглях био-маркировок.
Производители выигрывают от возникающего спроса. Им предлагается шанс огромного роста на немецком рынке биопродуктов, который следует использовать. Наконец, переработка и торговля получают в руки незамысловатый знак, с которым не происходит вмешательства в конкуренцию и который вносит вклад в обеспечение предложения в достаточном количестве круглый год.
На протяжении всего периода становления ОБЗ в Германии постоянно осуществлялась государственная поддержка внедрения экологических методов хозяйствования.