Новости
19.04.2024 19.04.2024 18.04.2024 |
Органо-биологическое земледелие в Германии27.06.2014
2.1. Общие сведения и положения. Несмотря на то, что органо-биологическое земледелие в Германии имело большой опыт от начала его истоков, заложенных школами доктора Ханса Рума, Ханса Миллера, Марии Мюллер и Рудольфа Штейнера, который первым сформулировал принципы и организовал курсы по биологическому сельскому хозяйству, в течение многих десятилетий значение биологического сельского хозяйства было не только маргинальным с точки зрения его размеров, но и способы хозяйствования были едва известны и не получили признания. Это положение существенно изменилось прежде всего в связи со все более пагубными экологическими катастрофами, что привело к экологизации сознания населения и к быстрому увеличению спроса на здоровое питание. Всего биологических предприятий в странах ЕС по состоянию на 2000 г. было - 8610, их общая площадь - 115670 га. В 2001 году Правительство Федеративной Республики Германия в целях совершенствования предписаний экологического земледелия внесло в Брюсселе меморандум. В меморандуме Европейской Комиссии была изложена просьба: - расширить круг предприятий, которые работают на рынке экологической продукции и подлежат системе контроля в рамках постановления ЕС, и при этом обеспечить вовлечение туда предприятий оптовой торговли; - включить в постановление обязательство по преобразованию в течение определенного времени всего хозяйства в экологическое; - добавить в правовые полномочия ЕС предписания, по которым соответствующее хозяйство или экологическое хозяйство, территориально связанное и сотрудничающее с ним, должно покрывать преобладающую часть кормовой потребности своих животных за счет собственных кормовых фондов; - пересмотреть список исключений и допустимых в переходное время конвенциональных кормов для экологического животноводства с целью их дальнейшего сокращения; - переработать список допустимых в исключительных случаях удобрений животного происхождения конвенционального сельского хозяйства таким образом, чтобы исключить птичий навоз и жидкий животный навоз из конвенциональных хозяйств; - включить положения по аквакультуре в постановление ЕС. В Германии к концу 2001 года экологическим земледелием в соответствии с положениями Постановления ЕС занимались 14 702 хозяйства на площади в 634 998 га, т.е. 3,3% хозяйств на 3,7% всей площади сельскохозяйственных угодий. Тем самым по сравнению с 2000 годом число хозяйств увеличилось на 15,4%, а количество экологически обрабатываемых земель на 88 975 га (+16,3%). Большинство экологических хозяйств в Германии организованы в союзы. Сюда относятся наряду с союзами Биоланд и Деметр - крупнейшими и старейшими союзами экологического земледелия - и другие организации, такие как Натурланд (Naturland), Биокрайз Остбайерн (Biokreis Ostbayern), ЕСОVIN - Федеральный союз экологического виноделия, Гэа (Gaa), Экозигель (Okosiegel) и Биопарк (Вiopark). Представители экологических союзов, переработчиков экологических продуктов питания и торговцев основали Союз экологической пищевой промышленности (BOELW). Учредительное правление должно в скором времени создать руководство союза. Инструкции немецких экологических союзов по некоторым позициям строже, чем в постановлении ЕС. Так, например, согласно постановлению ЕС хозяйство при определенных обстоятельствах может быть частично преобразовано в экологическое, в то время как экологические союзы предписывают переход всего хозяйства на экологическое земледелие. Преобразование целого хозяйства является условием получения финансовой помощи. По сравнению с другими государствами ЕС экологическое земледелие в Германии занимает относительно сильные позиции. Только в Австрии, Финляндии и Дании обработкой земли в соответствии с экологическими принципами занимается в долевом отношении больше хозяйств. По абсолютным показателям Германия после Италии занимает второе место в ЕС по доле площадей экологического земледелия. За 2000/2001 хозяйственный год была проведена оценка бухгалтерских результатов 229 экологических хозяйств и единоличных хозяйств в рамках оценочной системы хозяйств Минсельхоза Германии. Согласно аграрному отчету федерального правительства за 2001 год показывается, что: - экологические хозяйства по сравнению с конвенциональными получили значительно меньшую прибыль за счет ограниченной доли животноводства, - экологические хозяйства достигли по сравнению с конвенциональными хозяйствами более высоких цен на свои продукты, получили больше выручки с торговли, услуг и побочных предприятий (торговля на крестьянских дворах, продажа товаров), более высокие прямые выплаты за счет участия в аграрной программе окружающей среды со специфическими требованиями к хозяйствованию (премии за экологические методы возделывания), - урожайность вследствие незначительных затрат на удобрения, средства зашиты растений и закупку кормов в экологических хозяйствах была значительно ниже, на персонал экологическим хозяйствам пришлось тратить больше, так как они задействовали больше рабочей силы. В июле 2002 года в Германии вышел Закон об экологическом земледелии, который связал воедино определенные задачи и повысил эффективность исполнения постановления ЕС. Закон предусматривает следующие мероприятия. 1. Расширение обязанности информирования Закон предписывает, что контрольные органы в случае установленных незаконных действий или нарушений согласно постановлению ЕС обязаны всегда сообщать об этом органам, в компетенции которых находится данное предприятие. Это касается и тех случаев, когда продукты, вызвавшие рекламацию, происходят из другой страны ЕС. До сих пор в Европейском Союзе действует предписание, согласно которому компетентные органы оповещаются органами экологического контроля о нарушениях постановления ЕС лишь в особо тяжелых случаях, которые ведут предположительно к запрету продажи экологической продукции всего хозяйства. В отношении обязанности информирования в других случаях незаконных действий страны-участники ЕС в рамках своей компетенции по допуску органов контроля принимали свои собственные положения. 2. Сведение воедино исполнительных функций федерального ведомства по сельскому хозяйству и продовольствию: - допуск частных контрольных органов и лишение допуска, - выдача разрешений на реализацию экологической продукции, ввезенную из третьих стран. Таким образом, в основу положены единые параметры при допуске контрольных органов и при импорте экологической продукции. Исполнение этих задач способствует эффективности и прозрачности системы. 3. Введение штрафных предписаний; Нарушение постановления ЕС грозит лишением свободы до одного года или штрафом до 30 000 евро. Это действительно также в отношении незаконной ссылки на экологическое происхождение при маркировке и рекламе экологических продуктов. Закон об экологическом земледелии ФРГ был опубликован 15 июля 2002 года в федеральном сборнике законов. Определения п. 1 и 2 вступили в силу 1 апреля 2003 года. Контроль Экологические продукты, так же как и конвенциональные продукты, должны отвечать общим действующим предписаниям законодательства но продовольствию и кормам и проверяются с помощью предусмотренных для этого контрольных механизмов. Если продукт подлежит экологическому контролю, то должен быть дополнительно осуществлен контроль в соответствии с постановлением ЕС. Согласно постановлению ЕС страны-участники ЕС могут решать, будет ли проводиться контроль только через государственные учреждения или же с помощью частной системы под надзором государства. В Германии имеет место последняя форма: На основе федеральной структуры в Германии в компетенции 16 контрольных ведомств в федеральных землях находятся 22 действующих на рынке и допущенных контрольных органа. Частные контрольные органы проверяют и следят на местах за соблюдением постановления ЕС. Между хозяйствами или предприятиями, подлежащими контролю, и контрольным органом заключается договор о контроле. Хозяйства или предприятия обязуются соблюдать постановление ЕС и дают согласие на программу стандартного контроля контрольного органа. Хозяйства, а также предприятия по переработке и импорту проверяются контрольными учреждениями один раз в год, а при необходимости чаще. Расходы по контролю несут проверяемые хозяйства или предприятия. При проведении инспекции приоритетной является процедура контроля, которая в отдельных случаях дополняется проверкой конечной продукции. Выборочно и каждый раз при обоснованном подозрении берется проба почвы и растений, а также проводится анализ остатков. Минимальные требования контроля к хозяйствам, переработчикам и импортерам описаны в приложении III постановления ЕС. Производители и переработчики должны точно указывать, на каких землях, в каких зданиях, на каком оборудовании осуществляется производство. Хозяйства обязаны на всех фазах переработки точно документировать и протоколировать все производственные средства и продукты, поступающие в хозяйство. Все, что продается напрямую, должно быть зафиксировано в учетных книгах: что, сколько, кому. Таким образом, обеспечивается возможность отслеживания экологического продукта вплоть до производителя. Значительным шагом на пути к развитию рынка биологических продуктов явилось учреждение так называемого биознака, который может быть использован на добровольной основе. Лежащий в его основе стандарт постановления ЕС, а также отказ от таких шагов, как выдача знака и лицензионный порядок, делает возможным широкое применение, в том числе продуктов из других стран ЕС и из третьих стран. Этим знаком могут быть обозначены все не переработанные и переработанные сельхозпродукты, попадающие под действие постановления ЕС, если выполнены условия ссылки на экологическое земледелие в соответствии со ст. 5 абз. 1 и 3 Постановления ЕС, т.е. в сущности, если продукция произведена и подверглась контролю согласно предписаниям Постановления и не менее 95% ингредиентов имеет экологическое происхождение. Так как в основу этого знака положено Постановление ЕС, он подлежит в полном объеме контрольной процедуре. Проведение контроля входит в компетенцию земель. Для правовой защиты знака 15.12.2001 г. в силу вступил закон об экологической маркировке. Подробности оформления и применения биознака регулируются постановлением об экологической маркировке от 16 февраля 2002 г., которое в свою очередь базируется на законе об экологической маркировке. С момента опубликования знака 5 сентября 2001 года более 600 пользователей этого знака заявили в информационном отделе о маркировке им свыше 10 000 продуктов. У перерабатывающих и торговых предприятий этот знак пользуется особой популярностью. Для потребителей он прозрачен и является надежным ориентиром в джунглях био-маркировок. Производители выигрывают от возникающего спроса. Им предлагается шанс огромного роста на немецком рынке биопродуктов, который следует использовать. Наконец, переработка и торговля получают в руки незамысловатый знак, с которым не происходит вмешательства в конкуренцию и который вносит вклад в обеспечение предложения в достаточном количестве круглый год. На протяжении всего периода становления ОБЗ в Германии постоянно осуществлялась государственная поддержка внедрения экологических методов хозяйствования.
|