Организация территории сада
Противоэрозионные мероприятия, транспорт и средства механизации эффективно использовать на территории можно только в том случае, если она организована правильно. С составления плана начинают организацию территории сада. На нем указывают расположение сортов и пород, оросительной сети, хозяйственных построек, дорожной сети, садозащитных насаждений и кварталов.
Не более пятнадцати процентов выделенной под насаждения площади должны занимать хозяйственные строения, садозащитные насаждения и дорожная сеть. Под садовым кварталом подразумевают ограниченную дорогами и садозащитными насаждениями часть территории ягодника или плодового сада. При относительно ровном рельефе размер квартала обычно составляет двенадцать-восемнадцать гектар. Шесть-десять гектар выделяют на квартал для косточковых пород. Поперек склона располагают кварталы на подверженных водной эрозии склонах, для наиболее вредоносных ветров местности их размещают также поперек.
Объем транспортных работ в садах большой, поэтому большое значение имеет дорожная сеть. Удобными и короткими делают все переезды. Садовые дороги могут быть магистральными, окружными и межквартальными. Магистральная дорога чаще всего одна. Она соединяет железнодорожный пункт и хозяйственный центр, упаковочные пункты. Основные грузопотоки идут по этой дороге. Обочины ее должны составлять два-три метра, ширина самого полотна – не менее десяти метров.
С внутренней стороны вдоль защитных опушек, расположенных в саду по внешним границам, прокладывают окружные дороги. Ширина их оставляет четыре метра, обочины – один-полтора метра. Кюветы являются обязательными для главных и магистральных дорог. Обустраивают их с обеих сторон. По границам кварталов прокладывают межквартальные дороги. Обочины их – один метр, ширина полотна – три метра.
Не более пятнадцати процентов выделенной под насаждения площади должны занимать хозяйственные строения, садозащитные насаждения и дорожная сеть. Под садовым кварталом подразумевают ограниченную дорогами и садозащитными насаждениями часть территории ягодника или плодового сада. При относительно ровном рельефе размер квартала обычно составляет двенадцать-восемнадцать гектар. Шесть-десять гектар выделяют на квартал для косточковых пород. Поперек склона располагают кварталы на подверженных водной эрозии склонах, для наиболее вредоносных ветров местности их размещают также поперек.
Объем транспортных работ в садах большой, поэтому большое значение имеет дорожная сеть. Удобными и короткими делают все переезды. Садовые дороги могут быть магистральными, окружными и межквартальными. Магистральная дорога чаще всего одна. Она соединяет железнодорожный пункт и хозяйственный центр, упаковочные пункты. Основные грузопотоки идут по этой дороге. Обочины ее должны составлять два-три метра, ширина самого полотна – не менее десяти метров.
С внутренней стороны вдоль защитных опушек, расположенных в саду по внешним границам, прокладывают окружные дороги. Ширина их оставляет четыре метра, обочины – один-полтора метра. Кюветы являются обязательными для главных и магистральных дорог. Обустраивают их с обеих сторон. По границам кварталов прокладывают межквартальные дороги. Обочины их – один метр, ширина полотна – три метра.