06.07.2018

Особенности украинского закона о государственных закупках
Государственные заказы на рынке тендерных закупок занимают очень большой процент. Законодательство постепенно меняется. Соответственно ему в последнее время значительно сузился круг субъектов, имеющих право принимать участие в проводимых для государственных закупок тендерах. Предприятие-участник должно быть государственным, либо в его уставном фонде должно быть не менее пятидесяти процентов участия государства. Также допускаются получающие из бюджета государственную поддержку в той или иной форме организации. На сайте tender.uub.com.ua они могут подобрать для себя интересующий тендер и отправить заявку на участие в нем.

Стоит учитывать, что ограничивающие число потенциальных участников государственных закупок критерии являются дискуссионными и весьма неоднозначными. При использовании разных подходов истолкованы они могут быть по-разному. Специалисты утверждают именно так. Закон о государственных закупках еще будет меняться, предложения с поправками для него продолжают поступать. На практике применение закона сталкивается с определенными сложностями из-за неоднозначности некоторых его формулировок. В частности, среди ограничивающих критериев присутствует необходимость в получении из государственно бюджета косвенной или прямой поддержки. Однако ни один украинский нормативно-правовой акт не содержит в себе точное определение как косвенной, так и прямой поддержки. В итоге принимать по государственным закупкам то или иное решение может любой уполномоченный чиновник, если прямо в законе ничего не определено. Зависеть все будет от его личной точки зрения. Для коррупционеров это является «непаханым полем», для лоббистов – очевидной лазейкой. Источник злоупотреблений обязательно следует устранить.

Не все отношения регулируются в государственных закупках в существующем законе. Иные нормативно-правовые акты предусматриваются для определенного перечня услуг, работ и товаров. Это в законе описано отдельным положением. Речь идет о водоотведении и водоснабжении, отоплении, поставках тепловой энергии, нефтяного и природного газа, электроэнергии, а также их распределении и передаче. Такие виды деятельности имеют стратегический характер, поэтому государство регулирует их обособленно и более тщательно. Это дает возможность снизить вероятность коррупционных явлений. Беспокойство в новом законе вызывает и то, что возможность проводить у одного поставщика закупки была значительно расширена. Монопольная перспектива является губительной для покупок электричества и газа.

В регулирующем государственных закупки законе, с другой стороны, возможности контроля и регулирования этого рынка государством ограничены. Раньше государство могло так или иначе вмешиваться в процедуру госзакупок. В соответствующем министерстве нужно было согласовывать закупки, проводимые у одного единственного участника. У уполномоченного министерства в данный момент такие возможности отсутствуют, в процедуру тендера вмешиваться оно больше не может. Для развития бизнес-климата это является благоприятным фактором. Государственный аппарат становится менее бюрократизированным.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: