Новости

Каштановые и бурые почвы

18.05.2015

В генезисе каштановых и бурых почв многое остается до сих пор неясным. Целый ряд присущих им своеобразных морфологических особенностей может найти себе толкование и объяснение в лучшем случае лишь в более или менее достоверных догадках и предположениях. Тем более представляется затруднительным обособить толкование почвообразовательного процесса тех и других. И в этом ничего нет удивительного: географически оба эти представителя описываемого типа почвообразования являются настолько тесно связанными между собою, что в одном и том же районе под влиянием даже микрорельефных условий они сплошь и рядом сменяют друг друга (в связи с большим или меньшим увлажнением отдельных «микроучастков»). Другими словами, и каштановые и бурые почвы являются часто неразлучными компонентами одного и того же почвенного комплекса (мы уже упоминали о том, что зона сухих степей характеризуется весьма ярко выраженной комплексностью своего почвенного покрова). Если же прибавить к сказанному, что на основании цветовой окраски каштановые почвы подразделяются ныне на темнокаштановые и светлокаштановые разности, а бурые почвы, в свою очередь, на темнобурые и светлобурые, то условность и искусственность обособления всех этих почв между собою выявятся еще более определенно.
К сказанному нельзя не добавить, что не меньшая «родственная» связь наблюдается и в том случае, когда мы идем от каштановых почв к северу, а именно — к тем разностям чернозема, которые, как мы видели выше, носят название южных черноземов. Здесь также мы наблюдаем такой постепенный переход одних почв в другие, что часто бывает затруднительным отнести тот или иной изучаемый нами почвенный профиль к определенному виду или разности.
Конечно, как это мы неоднократно подчеркивали выше, и между теми типами (подтипами, группами и разностями) почв, которые залегают севернее каштановой и бурой зон, также наблюдается в природе весьма постепенный переход, но в виду того, что генезис всех тех господствующих типов почв, которые распространены в черноземной, лесостепной и лесной зонах, представляется сравнительно хорошо изученным со стороны своей физико-химической сущности, мы можем, исходя из более или менее ясной и определенной идеи почвообразовательного процесса, характерного для того или иного изучаемого нами типа, значительно более свободно и более уверенно разбираться в области распределения и разграничения отдельных почвенных единиц.
В данном же случае, применительно к почвам зон сухих степей, мы находимся, как это нами и отмечено в начале настоящей главы, в совершенно другом, значительно более неблагоприятном положении: генезис рассматриваемых почв представляет собою, даже и в основных своих чертах, много неясного и загадочного.
В виду сказанного мы объединим изучение каштановых и бурых почв и ограничимся лишь общими соображениями, касающимися их генезиса.
Климат «сухих степей», в которых распространены описываемые почвы, характеризуется очень малым количеством выпадающих осадков (200—350 мм в год), очень жарким летом (от +20° до +25°), холодными зимами (от -10° до -17°), весьма низкой относительной влажностью воздуха (в летние месяцы измеряемой 50—60%) и чрезвычайно сильным испарением влаги из почвы.
В каштановой зоне, как лежащей севернее бурой, наблюдается некоторое отклонение описанных климатических условий в сторону некоторого увеличения выпадающих осадков, несколько меньшей сухости воздуха и, как следствие этого, несколько меньшей интенсивности испарения влаги из почвы.
Материнскими породами для тех и других почв служат самые разнообразные горные породы: осадки арало-каспийской трансгрессии, представленные солонцеватыми тяжелыми морскими глинами и песчаными отложениями, «южно-русские» лёссы, красно-бурые глины, отчасти продукты выветривания кристаллических пород и пр.
Растительность в бурой зоне — травянистая, представленная «сухолюбами» (белая полынь, типец (типчак), пиретрум, камфоросма, веничник и др.); растительность эта не образует сплошного травянистого дерна, а развивается в виде более или менее обособленных небольших кустов.
В каштановой зоне — в областях, переходных к «южному чернозему» — распространены в значительном количестве степные злаки, покрывающие поверхность почвы сплошным покровом: тонконог, тырса, перистые ковыли, мятлик и пр.
Животный мир в описываемых зонах представлен значительно более бедной фауной по сравнению с тем, что мы наблюдаем в черноземной зоне.
Рельеф. В южной и юго-восточной части России, где главным образом и распространены каштановые и бурые почвы и где они наиболее изучены, рельеф имеет в общем равнинный характер. Ho на этом однообразном и монотонном фоне мы наблюдаем чрезвычайно яркую комплексность (пестроту) почвенного покрова (в особенности на границе перехода каштановых почв в бурые). Эта комплексность, отдельными элементами которой являются разности каштановых и бурых почв (а также солончаки, а иногда и сероземы), находится в самой тесной связи с условиями микрорельефа, т. е. с теми небольшими изменениями ровной поверхности, которые измеряются немногими метрами в горизонтальном направлении и всего дециметрами в вертикальном; сюда относятся западины, «блюдца», бугорки, «воронки» и пр.
В виду того что условия микрорельефа обусловливают собой различную степень их выщелачиваемости, различный состав и количество растительности, иные термические условия и пр., не удивительно, что среди, например, основного фона бурых почв, формирующихся на выпуклинах рельефа, мы встречаем по мелким западинам светлокаштановые почвы или среди основного фона каштановых почв встречаем отдельные пятна разностей бурых почв, столбчатых солонцов и т. д.
От краткой характеристики тех почвообразователей, под влиянием которых формируются каштановые и бурые почвы, переходим к описанию их химических и морфологических особенностей и свойств.
Как следствие сравнительно бедной растительности, далеко не всегда даже покрывающей поверхность почвы сплошным покровом, мы видим у названных почвенных представителей низкое сравнительно с черноземными почвами содержание перегноя (у каштановых почв — 3%, максимум — 5%; у бурых почв — и того меньше: 1—3%). Как у черноземных почв, гумус у тех и других убывает с глубиной весьма постепенно. Считаем важным отметить, что растворимость перегнойных представителей почв пустынно-степной зоны несколько больше, чем та, которая была нами отмечена для черноземных почв (к каковому факту мы обратимся еще ниже).
В связи с малым количеством гумуса находится и сравнительно низкое содержание в описываемых почвах азота и фосфора. «Цеолитной» частью поглощающий комплекс каштановых и бурых почв также весьма беден по сравнению с поглощающим комплексом черноземных почв.
Сравнительно очень малое количество выпадающих атмосферных осадков и чрезвычайно сильное испарение их являются причиной того, что даже легко растворимые соли, как соли натрия и калия, далеко не всегда находят благоприятные условия для своего выноса из почвенной толщи (а тем более гипс), и мы сплошь и рядом констатируем в глубоких горизонтах описываемых почв значительное количество этих солей (гумусовые горизонты этих почв, однако, ими не богаты). Что же касается углекислой извести, то ее скопления в виде пятен, глазков и пр. значительно приближены (по сравнению с черноземными почвами) к поверхности в силу тех же неблагоприятных условий увлажнения описываемых почв, почему нередко приходится констатировать (у некоторых, например, разностей бурых почв) вскипание прямо с поверхности.
Во всех отмеченных выше особенностях химического состава каштановых « бурых почв мы, таким образом, пока не усматриваем каких-либо принципиальных и существенных отличий от южных, например, разностей черноземных почв, констатируя в этих почвах лишь все большее, так сказать, затухание основных проявлений степного типа почвообразования.
Однако более детальное послойное обследование химического и механического состава и свойств каштановых и бурых почв показывает наличие в них таких оригинальных особенностей, которые вынуждают нас обособлять совершающийся в них почвообразовательный процесс в особый тип — пустынно-степной тип почвоообразования.
Дело в том, что горизонты B1 и B2 описываемых почв оказываются, по сравнению с гумусовыми горизонтами, обогащенными мельчайшими илистыми частицами, а со стороны химического состава — содержащими, по сравнению с горизонтом А, значительно большее количество полуторных , окислов (Al2O3 и Fe2O3). Все указывает на то, что помимо большего или меньшего выщелачивания легко растворимых солей натрия и калия (а также гипса и щелочно-земельных карбонатов при участии углекислоты) из верхних горизонтов почвенной толщи в нижние — явлений, хорошо знакомых нам по черноземным почвам — в генезисе каштановых и бурых почв имеются еще какие-то особые условия, благоприятствующие некоторому передвижению из поверхностных горизонтов илистых суспензий и полутораокисей в более глубокие.
Видимым образом упомянутые процессы выражаются в большем или меньшем уплотнении горизонта В (а иногда уже и нижней части горизонта А) и в приобретении им иногда несколько более темной окраски.
В почвах степного (черноземного) типа почвообразования такого уплотненного горизонта В мы никогда не наблюдаем, и лишь в наиболее южных их разностях, постепенно переходящих в каштановые почвы, мы видели намеки на описанное явление.
Приведенные ниже данные как нельзя лучше иллюстрируют это интересное и оригинальное явление.

Каштановые и бурые почвы

В некоторых разностях каштановых и бурых почв (а именно в сильно солонцеватых их разностях) отмеченное оригинальное явление представляется особенно ярко выраженным. Так, в горизонте А светлокаштановой почвы б. Самарской губ., Новоузенского у. (по Богдану), мельчайшей пыли (0,005—0,0015 мм) было констатировано всего 3,96%, а частиц, диаметром меньше 0,0015 мм, — 8,43%, тогда как соответствующие цифры, в горизонте В выражались величинами 6,36% и 28,20%.
Химический анализ показал присутствие в горизонте А: Fe2O3 — 3,04% и Al2O3—2,21%, тогда как в горизонте В соответствующие цифры выражались величинами 5,41% и 6,17% (т. е. в 2—3 раза большими). Необходимо к сказанному прибавить, что в связи со значительным обогащением горизонта В мельчайшими частицами мы наблюдаем в нем иногда и большое количество P2O5, SO3, Mn2O3 и др.
Объяснить все указанные выше явления можно в настоящее время лишь предположительно.
Прежде всего укажем, что малое количество выпадающих осадков и чрезвычайно сильное испарение из почвы влаги — столь характерные явления для пустынно-степной зоны — вызывают, как мы видели выше, понижение вымываемости легко растворимых солей и щелочно-земельных карбонатов и в результате этого повышение горизонта скопления их в почвенной толще. Принимая во внимание, что предельная растворимость щелочно-земельных карбонатов сравнительно очень мала, возможно при таких условиях допустить, что, несмотря на высокую энергию поглощения почвою кальция, катионы гораздо более растворимых солей щелочных металлов будут принимать более деятельное участие в режиме поглощающего почвенного комплекса. B типичных черноземах такого явления, как мы знаем, наблюдать не приходится: здесь легко растворимые соли (соли натрия и калия), имевшиеся первоначально в материнской породе и образующиеся в процессе почвообразования, можно считать, нацело выносятся из почвенной толщи, вследствие чего почвенный поглощающий комплекс черноземных почв является, как нам известно, почти полностью насыщенным кальцием (и магнием).
Более деятельному участию катионов и щелочных металлов в режиме поглощающего комплекса пустынно-степных почв способствует и то обстоятельство, что материнскими породами для этих почв нередко служат, как нам известно, такие горные породы, которые по своей природе являются уже солонцеватыми, т. е. содержащими в значительном количестве хлористые и сернокислые соли натрия и калия. Принимая во внимание, что в обширной пустынно-степной зоне метеорологические условия, характер материнских пород, условия макро- и микрорельефа и пр. могут сочетаться в довольно разнообразных комбинациях, естественно предположить, что степень участия катионов натрия (и калия) в жизни почвенного поглощающего комплекса различных почвенных представителей рассматриваемой зоны будет измеряться самым разнообразным масштабом.
Итак, необходимо предположить, что в почвенном поглощающем комплексе каштановых и бурых почв — в силу определенных климатических и прочих условий — участие катионов растворимых солей щелочных металлов может выражаться — хотя бы в отдельные периоды жизни этих почв — достаточно определенно. Нам же известно, что вступление в поглощающий почвенный комплекс натрия сопровождается потерей устойчивости этого комплекса. Благодаря такой повышенной распыляемости последнего вода начинает действовать на него значительно энергичнее, нежели в том случае, когда почвенный поглощающий комплекс насыщен щелочно-земельными металлами. Другими словами, поглощающий комплекс каштановых и бурых почв начинает приобретать (может быть, лишь в некоторые отдельные периоды их жизни) известную непрочность: гуматная его часть начинает в большей или меньшей мере распыляться в воде, а алюмосиликатная часть, помимо такого же распыления, может при особых условиях претерпевать и дальнейшие явления разложения — с распадом основного ядра на составляющие его окислы (окислы кремния, железа и алюминия).
Неустойчивость почвенного поглощающего комплекса, содержащего поглощенный натрий, против растворяющего и разлагающего действия воды представляется настолько резко выраженной, что в соответствующих почвах мы можем наблюдать — даже в условиях весьма засушливого климата и в течение даже сравнительно короткого периода времени — такие процессы выщелачивания оснований (в том числе и полуторных), гумуса, разложения алюмосиликатной части и пр., которые при другом составе поглощающего комплекса (например, при насыщенности последнего щелочно-земельными металлами) требуют и значительно более продолжительного периода времени и совершенно иных условий увлажнения.
С точки зрения всех изложенных выше соображений, на каштановые и бурые почвы надо смотреть как на такие образования, в генезисе которых сочетаются характерные черты степного типа почвообразования, а также в большей или меньшей степени и черты солонцового типа, наиболее типичные представители которого характеризуются, как увидим ниже, тем, что в них натрий является почти единственным поглощенным основанием.
Если на все северные разности черноземных (степных) почв (выщелоченные черноземы, северные и пр.) смотреть, таким образом, как на такие почвенные образования, которые в большей или меньшей степени затронуты или, быть может, лишь еще «заражены» чертами нового подзолистого типа почвообразования, то на южные его разности и, далее, накаштановые и бурые почвы следует смотреть как на такие, которые в большей или меньшей степени являются затронутыми чертами солонцового типа почвообразования.
Став на такую точку зрения, мы можем достаточно удовлетворительно объяснить себе и ту большую, сравнительно с черноземными почвами, подвижность гумуса пустынно-степных почв (в результате приобретенной им большей дисперсности), о которой мы говорили выше, и генезис уплотненного горизонта В (в результате вмывания в него вынесенных из поверхностных горизонтов распыленных илистых суспензий и последующей их коагуляции под влиянием притекающих солей почвенного раствора), и некоторую обогащенность последнего полуторными окислами (в результате выноса из горизонта А продуктов разложения алюмосиликатной части), и отсутствие зернистой (и комковатой) структуры, столь характерной для черноземов (в результате неустойчивости поглощающего комплекса) и пр.
Еще раз повторяем, что степень выраженности у отдельных разностей каштановых и бурых почв основных черт степного и пустынно-степного типа почвообразования может быть весьма различной в связи со степенью сравнительного участия в режиме их поглощающего комплекса катионов натрия и кальция (и магния), что, в свою очередь, должно быть поставлено в связь с метеорологическими условиями того или другого участка пустынностепной зоны, с условиями макро- и микрорельефа, играющими столь видную роль в водном режиме почв, со степенью солонцеватости материнских почвообразующих пород и пр.
Ta пестрота (комплексность) почвенного покрова, которая столь рельефно выражена в пустынно-степной зоне, как раз и находит себе объяснение в указанном разнообразии местных почвообразователей.
Некоторые из тех физико-химических свойств и особенностей, которые являются характерными для описываемых представителей пустынно-степного типа почвообразования и о которых у нас речь была выше, находят себе достаточно определенное выражение в ряде своеобразных морфологических особенностей.
Морфология каштановых и бурых почв. «Весь профиль каштановой почвы как бы сжат по сравнению с черноземом» (Л. Прасолов).
Горизонт А. Мощность его довольно разнообразна: у каштановых представителей она измеряется в 18—22 см, у бурых — 10—15 см. Цвет гумусового горизонта: у каштановых почв — каштаново-красный или коричнево-серый, у бурых почв — серой окраски, с бурым или каштановым оттенком.
Отсутствует зернистая и мелкокомковатая структура, столь характерная для черноземных почв. Она заменяется листоватой, чешуйчатой и слоевой структурой (в результате периодического и равномерного опускания илистых суспензий), непрочной, легко разрушающейся при давлении. Иногда горизонт А явственно расчленяется на два подгоризонта (A1 и А2), из которых нижний уже несет в себе признаки уплотнения. Вскипание можно наблюдать уже в подгоризонте A2 (а иногда и в самой поверхности почвы).
Горизонт В. Мощность — 30—50 см, уплотненный; грубокомковатой или комковато-призматической структуры, отчасти (у бурых почв) столбчатовидный. Иногда горизонт В бывает совершенно лишен какой-либо структуры. Цвет (горизонт В) каштановых почв — светлокаштановый с буроватым оттенком; у бурых почв — коричнево-бурой окраски. Во влажном состоянии обладает вязкостью и клейкостью и набухаемостью, в сухом — большою плотностью и твердостью.
Иногда горизонт В расчленяется, в свою очередь, также на два под-горизонта (B1 и B2), отличающихся друг от друга формой и величиной структурных агрегатов, окраской, степенью уплотненности и пр.
В подгоризонте B2 наблюдаются — часто в большом количестве — «червоточины»; у каштановых почв, кроме того, и редкие кротовины. Бурное вскипание.
Горизонт С — иллювиальный карбонатный горизонт с белоглазкой, с прожилками углекислой извести и пр.; более рыхлого сложения, пористый, трещиноватый. Мощность от 30 до 40 см.
Горизонт D — та или другая материнская порода, иногда богатая растворимыми солями.
Подразделяются между собою описываемые почвы как по механическому составу (глинистые, суглинистые, супесчаные; иногда скелетные — например, на элювии изверженных пород), так и по характеру и степени выраженности почвообразовательного процесса (почвы светлобурые, темнобурые, темнокаштановые, каштановые, светлокаштановые и др.).


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: