Новости

Хранение и переработка помета

12.02.2014

Поскольку вносить помет в почву можно только в определенный период года, то возникает необходимость хранения его в специальных хранилищах. Основные факторы, определяющие вместимость (емкость) пометохранилищ, — мощность птицеводческого предприятия, определяемая поголовьем птицы, ее видом, возрастом, а следовательно, суточным или годовым выходом помета. Важно четко установить сроки хранения помета и время его использования. Сроки внесения помета обусловливаются агротехническими требованиями, почвенными и погодными условиями, местными особенностями, указаниями санитарной службы и работников водного хозяйства. Так, нельзя вносить помет в мерзлую почву, непосредственно примыкающую к водным источникам, так как возможно их загрязнение пометными массами при поверхностном стоке вод.
При организации хранения помета должны быть соблюдены санитарные нормы и охрана окружающей среды, созданы благоприятные технологические условия для транспортирования, погрузки помета и внесения его в почву при наименьших капитальных и эксплуатационных затратах.
Помет птицы в естественном состоянии представляет собой концентрированное органическое удобрение с высоким содержанием основных питательных веществ и микроэлементов. Однако неудовлетворительные физико-механические свойства (текучесть) затрудняют равномерное внесение его в почву имеющимися средствами механизации. Кроме того, применение помета в чистом виде приводит к засорению полей сорняками, нерациональному использованию культурами питательных веществ и значительным их потерям. Чтобы избежать потерь и улучшить физико-механические свойства, помет компостируют. В качестве наполнителей (компонентов), поглощающих влагу, используют торф, солому, навоз крупного рогатого скота, опилки, подстилку (при напольном выращивании птицы), суперфосфат, грунт и др.
Компосты из помета готовят с таким расчетом, чтобы влажность массы не превышала 70%. Комплексные органические удобрения из помета могут быть приготовлены по технологии, включающей использование сельскохозяйственных машин (бульдозеры, погрузчики, тракторные прицепы и разбрасыватели, автосамосвалы).
Для приготовления пометных компостов на специально отведенную площадку тракторными тележками или автосамосвалами доставляют наполнитель — торфокрошку, подстилку, навоз, опилки, солому и разравнивают слоем толщиной 30—40 см. На этот слой завозят необходимое количество помета (при влажности помета 75 % и торфа 65 % соотношение должно составлять 1:1). После выгрузки помет разравнивают и одновременно перемешивают, затем формируют штабель. После этого укладывают новый слой наполнителя и помета. Общий объем полученного компоста доводят до необходимой величины и из штабелей формируют бурт. Верхний слой бурта рекомендуется покрыть торфом. Ширина компостного бурта должна составлять 3—4 м, высота — не менее 2 м, длина может быть различной, но не менее 6—8 м. Для повышения эффективности действия торфопометный компост целесообразно обогащать фосфорными и калийными добавками. При зимнем хранении и компостировании штабель закладывают сразу по всей его высоте так, чтобы подвозимый в течение дня помет не промерзал. Для обеспечения термобиологического процесса необходимо выдержать сроки хранения компоста в штабелях. Для холодного периода времени (—20 °С) — не менее 2 мес, для теплого (5 °С) — не менее 1 мес.
Интересен опыт использования площадки для компостирования помета в Тутаевском районе Ярославской обл. Площадка расположена в 1 км от Тутаевской птицефабрики, поставляющей помет для компостирования.
Площадка включает в себя производственную зону, где принимают исходное сырье (помет, торф, минеральные добавки), готовят компост и складывают его на период созревания. На площадке расположено помещение для обслуживающего персонала, участок для стоянки техники.
Производственная зона разделена железнодорожной тупиковой веткой на два равных участка размерами 100х100 м каждый. Планировка и устройство их аналогичны.
Покрытие площадки (нижний слой — песок 300 мм; средний— гравий 250 мм; верхний — бетон 300 мм) рассчитано на работу мобильной техники на колесном и гусеничном ходу. По периметру производственная зона имеет защитное ограждение — барьер, выполненный из бетонных блоков, назначение которого — исключить загрязнение территории, окружающей производственную зону, пометом. Для сбора ливневых стоков в зоне предусмотрена специальная емкость.
Торф на площадку доставляют в специальных вагонах (хопперах). Железнодорожное полотно проходит по насыпи, верхняя отметина которой на 1,5 м превышает уровень площадки. На каждом участке производственной зоны территорию, прилежащую к железнодорожной ветке, используют для приема торфа (25х80 м), в центр участка (30х50 м) торф перемещают бульдозерами, где его смешивают, по краям участка формируют бурты (25х50 м) для созревания компоста. Параллельно железной, дороге по дальнему краю участка, а также по границам между зонами приема торфа, смешивания компоста и его созревания проложены дороги (отведены полосы шириной 10 м), в прирельсовой зоне построены навесы (площадки 15х20 м) для складирования минеральных добавок — калийных солей и фосфоритной муки.
Пометную массу доставляют на площадку в зону производства компоста и выгружают на приготовленную торфяную подушку. Смешивание производят в различных соотношениях (от 1:3 до 1:1) в зависимости от влажности помета (75—85 %), торфа (средняя влажность 53 %) и погодных условий. Срок созревания определяют с учетом указанных особенностей. Для приготовления компостов используют серийную мобильную технику и транспортные средства (бульдозеры, погрузчики, тракторы с тележками-самосвалами и т. п.). Площадка переработки помета является подразделением районной агрохимслужбы. Обслуживающий персонал — 20 человек. Годовая производительность — 110—180 тыс. т компоста. Готовый продукт доставляют на поля своим транспортом колхозы и совхозы. Себестоимость 1 т компоста — 5 руб. 95 коп.
Специалисты ВИМа разработали технологию с соответствующим комплексом машин для приготовления торфо-пометных компостов. Комплекс включает погрузчик непрерывного действия ПНД-250, смеситель-загрузчик СЗУ-20 и переоборудованные разбрасыватели органических удобрений: ПТР-10 (для твердых) и РЖТ-10 или МЖТ-10 (для жидких).
Технологический процесс состоит из следующих операций:
- доставка компонентов на площадку компостирования (погрузка, транспортирование, выгрузка помета, торфа или других компонентов);
- дозированное распределение компонентов по площадке;
- смешивание и формирование буртов;
- погрузка в транспортное средство.
Отличительная особенность предлагаемой технологии — послойное размещение компонентов в полосе с последующим подбором их, перемешиванием и складированием смеси в бурт или с погрузкой ее в транспортные средства для доставки на центральные полевые площадки или на край поля для созревания компоста.
Компостирование можно проводить по нескольким вариантам, включающим различные способы формирования многослойной полосы и буртов.
Вариант 1. На площадке с твердым покрытием формируют из торфа два вала высотой 400—500 мм. Эту работу выполняют с помощью раздатчика смеси кормов РСП-10. Важно обеспечить прямолинейность прохода тракторного агрегата при формировании первого вала, который располагают на расстоянии 6—8 м от края площадки с правой стороны. Второй вал формируют слева от первого на расстоянии 2,7 м.
В пространство между валами равномерным слоем заданной толщины укладывают торф. Эту операцию выполняют разбрасывателем органических удобрений ПРТ-10, у которого вместо разбрасывающих рабочих органов установлен специальный механизм, обеспечивающий выровненную подачу торфа полосой, ширина которой находится в пределах ширины кузова. Нужная толщина слоя торфа обеспечивается скоростью питающего транспортера и поступательной скоростью агрегата. Для обеспечения технологических скоростных режимов трактор оборудуют ходоуменьшателем.
Толщину слоя торфа можно изменить в пределах 100—250 мм для обеспечения необходимого соотношения между торфом и пометом в зависимости от их влажности.
На торфяную подушку укладывают все компоненты компоста, используя для этого соответствующие агрегаты, движущиеся с внешней стороны валика.
Вначале на торфяной подушке размещают с помощью смесителя-загрузчика СЗУ-20 минеральные удобрения 2—3 видов. Рекомендуемая дозировка их обеспечивается установкой в соответствующее положение перегородок кузова-смесителя.
Затем на слой торфа и минеральных удобрений вносят пометную массу. Эту операцию выполняют переоборудованными разбрасывателями типа ПРТ или РЖТ (МЖТ). Дозированное внесение жидкого помета обеспечивается обычной регулировкой машин или числом проходов агрегатов.
Вслед за послойной укладкой компонентов на торфяную подушку приступают к подборке полосы. Погрузчик непрерывного действия ПНД-250 с расширенным до 3 м заборным рабочим органом забирает многослойную полосу, тщательно перемешивает компоненты, подает массу на приемный транспортер и далее — на отгрузной, который сбрасывает смесь на площадку, образуя вал пирамидальной формы.
После подборки на тех же местах снова формируют такие же валы, а в пространство между ними укладывают тем же способом все компоненты компоста, подбирают полосу и, перемешав, смесь сбрасывают в более крупный вал. Так продолжают до тех пор, пока все возрастающий вал не достигнет высоты 3,0—3,5 м.
После этого приступают к формированию следующего смежного бурта. Для этого на расстоянии 3 м от линии основания предшествующего бурта формируют вал. В пространство между валом и буртом также послойно укладывают все компоненты компоста в полосу.
Подбирают полосу погрузчиком ПНД-250. Тракторист ведет агрегат так, чтобы заборный рабочий орган полностью захватывал вал. Оставшаяся часть полосы будет выполнять функции ограничительного вала. При этом смесь, поступающую с отгружающего транспортера ПНД-250, укладывают на боковую поверхность бурта, формируя таким образом новый смежный бурт. Его высота должна быть равной высоте предыдущего штабеля компоста, расстояние между гребнями смежных буртов — до 0,3 м. Формирование новых буртов продолжают до тех пор, пока позволяют размеры выбранной площадки.
Вариант 2. Технологическая схема варианта отличается от предыдущего способом формирования торфяной подушки до насыщения смеси жидкими органическими удобрениями в процессе созревания компоста, а также способом укрытия буртов торфом.
Из предварительно подготовленных буртов торф забирают, измельчают, отделяют крупные механические включения и грузят в укладчик — переоборудованный разбрасыватель твердых органических удобрений ПРТ-10, который подвозит торф на площадку и за один проход укладывает его в виде полосы с двумя ограничительными валами по краям. Ширина полосы 2,2—2,4 м, высота валов 0,35—0,40 м, толщина слоя торфа в полосе 0,15— 0,3 м.
В пространство между валами теми же машинами, что и в варианте 1, на торфяную подушку укладывают послойно минеральные добавки и полужидкий помет.
Подборку многослойной полосы и формирование первого бурта выполняют аналогично варианту 1.
Как только первый бурт достигнет нужной высоты, формируют полосу из торфа с предельно возможной толщиной слоя — 200—300 мм и смещают ее в сторону сформированного бурта на 100 мм. Затем погрузчиком ПНД-250 торф сбрасывают на бурт.
Небольшое смещение полосы торфа позволяет покрыть равномерным слоем только правую половину бурта. Бурт укрывают торфом для предотвращения потери влаги и летучих питательных веществ из компоста во время его созревания.
Затем приступают к формированию второго бурта. Для этого укладывают последующую многослойную полосу, смещенную в сторону от предыдущей на 1,0—1,5 м. Погрузчиком ПНД-250 формируют из нее смежный бурт, гребень которого при достижении предельной высоты будет также смещен на 1,0—1,5 м от гребня предыдущего бурта.
Готовые бурты имеют треугольную форму призмы. В верхней части смесь сильно высушивается вследствие выдувания и высокой температуры в период прохождения биотермического процесса. Это существенно ухудшает условия созревания компоста и приводит к снижению содержания легкогидролизуемого азота, а иногда приводит к самовозгоранию бурта. Для предотвращения пересушки и сокращения сроков созревания компост увлажняют жидкими органическими удобрениями, иногда в смеси с азотными. С этой целью канавки, образованные боковыми поверхностями смежных буртов, перекрывают торфяными перемычками по торцам, а при длине бурта больше 50 м — и в середине. Сначала торф из самосвальных транспортных средств выгружают в кучи около торца штабелей или по их середине. Погрузчиком ПНД-250 торф перегружают из куч в нанайки. Затем транспортным агрегатом типа РЖТ (МЖТ) канавку заполняют жидкими пометными стоками. После этого в непосредственной близости от бурта укладывают полосу из торфа с помощью погрузчика ПНД-250, канавку укрывают.
Для обеспечения бесперебойной работы погрузчика ПНД-250 формирование бурта начинают слева от осевой линии площадки.
Вариант 3. Эту технологию можно применять на птицефабриках, где готовую смесь компонентов вывозят на центральные полевые площадки или в поле и формируют из нее бурты для дозревания. Твердое покрытие площадки требуется только в зоне формирования многослойной полосы с двух ее сторон по колее движения технологических и транспортных машин.
Площадку можно разместить вблизи птицефабрики, но на возвышенном участке. Твердое покрытие делают только в зоне полосы, где послойно укладывают компоненты компоста, и по колее движения машин. Полосу для укладывания компонентов компоста ограничивают с обеих сторон барьерами из железобетонных плит. Ширина полосы 4 м, высота барьеров 0,7 м. Расстояние между барьерами обусловлено параметрами заборного рабочего органа и отгрузного транспортера.
В пространство между барьерами сгружают доставленный автосамосвалами торф. Разгрузку ведут так, чтобы торф ложился ровным слоем, занимая примерно половину емкости, ограниченной барьерами. Затем на торфяную подушку ровным слоем распределяют помет, поступающий из клеточных батарей.
Если имеется возможность, то вместо торфа в качестве подушечного слоя используют помет с подстилкой из птичников при напольном содержании птицы. Для улучшения удобрительных свойств компостов в смесь добавляют минеральные удобрения. Равномерное внесение их по поверхности полосы в установленных дозах и с заданным соотношением питательных элементов достигается регулировкой положения перегородок кузова смесителя-загрузчика СЗУ-20 и изменением скорости его поступательного движения, а также числом проходов агрегата.
Аналогичным способом вносят помет полужидкой (влажность 86—90 %) или жидкой консистенции (влажность 91—96 %). Для выполнения этой операции используют цистерны-разбрасыватели типа МЖТ или РЖТ, а также переоборудованные прицепы-разбрасыватели типа ПРТ (для помета влажностью 50—75 %).
Необходимое количество компонентов для получения смеси нужной влажности устанавливают в зависимости от влажности помета.
Погрузчик ПНД-250, проходя у левого барьера, забирает массу, тщательно перемешивает компоненты роторным рабочим органом и отгружает смесь в идущий рядом с первым барьером самосвал. Оставшуюся часть многослойной полосы погрузчик подбирает и отгружает в транспортное средство, движущееся параллельно с другой стороны, теперь уже у левого барьера.
Отгруженную в транспортные средства смесь доставляют в поле или на полевые площадки (без твердого покрытия) и формируют в бурты.
Рассмотренные способы утилизации помета имеют существенные недостатки. Скопление его в непосредственной близости от птицефабрики нежелательно в эпизоотическом отношении. Компостирование помета связано с добавлением большого количества органических и минеральных веществ, и сам процесс весьма трудоемок, требует соответствующей механизации и большого количества транспортных средств. Кроме того, как разжижение, так и компостирование не всегда удовлетворяют санитарным требованиям, поскольку не исключается возможность распространения различных заболеваний, загрязнения грунтовых вод и окружающей территории. Поэтому многие птицеводческие хозяйства в нашей стране и за рубежом подвергают помет термической обработке.
Помет, высушенный при высокой температуре, приобретает сыпучую форму и вместе с тем сохраняет свои питательные качества. Это делает его удобным для транспортирования, длительного хранения и, главное, он может быть использован в сельском хозяйстве со значительно большей эффективностью. Термическая обработка помета уничтожает патогенные микроорганизмы и доводит его практически до стерильной чистоты.
Многочисленные исследования и производственные наблюдения показывают, что сухой помет, полученный от здоровой птицы при соблюдении ветеринарных требований при сушке и хранении, может быть источником азотистого питания для жвачных животных.
В нашей стране и за рубежом для сушки помета используют вращающиеся барабанные сушилки. Технологические схемы и компоновка оборудования этих сушилок отличаются типами топок, барабанов, конструкций пылеулавливающих устройств. Если топочные газы и помет перемещаются в барабане в одном направлении, то такие сушилки принято называть прямоточные, а если движение газов идет навстречу перемещению помета в барабане — противоточные.
ГСКБ по машинам для приготовления витаминизированных кормов (Вильнюс, Литва) разработало оборудование для сушки помета ОПП-2, которое имеет следующую техническую характеристику:

Хранение и переработка помета

При использовании комплекта оборудования ОПП-2 в пункт сушки помет из птичника доставляется автосамосвалами и разгружается в бетонированную емкость для временного хранения объемом 35 м3. Из емкости шнековый транспортер подает помет на конвейер, на который подается часть высушенного продукта и специальной мешалкой смешивается с влажным. Затем транспортер подает массу в сушильный барабан, в котором происходит сушка и термическая обработка (стерилизация) помета при температуре 250—300 °С.
Оборудование снабжено устройством для автоматического зажигания горючего и контроля за размерами пламени в камере горения, регулировки подачи топлива и воздуха в теплогенератор в зависимости от заданной температуры выходящих газов. Надо отметить высокую степень унификации оборудования.
НИИСХ Центральных районов Нечерноземной зоны (НПО «Подмосковье») совместно со специалистами ряда заводов и Глебовской птицефабрики Московской обл. разработали барабанную сушильную установку, в основу технологического процесса которой заложен противоточный способ сушки.
В комплект установки входят: топка с топливной аппаратурой, пульт управления, система отвода отработанных газов, узел загрузки сырого помета, циклон № 28 с вентилятором, двухходовым сушильный барабан, система транспорта готовой продукции с циклоном № 8, ленточный транспортер.
Агрегаты, входящие в установку, работают от индивидуальных приводов с выводом пусковых кнопок на единый пульт управления. Сырой птичий помет перерабатывается в стерильный продукт влажностью 12—14 % при размере гранул 3—5 мм. Помет в сушильный барабан загружается скребковым транспортером. Топка, топливная аппаратура, топливный бак, электрооборудование заимствованы от агрегата «Астра».
Сушильный барабан устанавливают на опорных катках строго горизонтально. Для транспортировки помета по всей длине сушильной камеры с внутренней стороны обеих труб укреплены шнеки из нержавеющей стали высотой 150 мм. Во внутренней трубе — шнек левой навивки, в наружной — правой. По длине труб шнек имеет разный шаг: шаг шнека на первых пяти витках равен 500 мм, а на остальной части — 450 мм. Сушильная установка имеет следующую техническую характеристику:
Хранение и переработка помета
Хранение и переработка помета

При противоточном способе сушки сырой помет сначала обрабатывают охлажденным теплоносителем температурой 120— 130 °C, а затем по мере продвижения материала по барабану температуру газов повышают до 500—600 °С.
Рабочие органы в виде пальчиковых подъемников беспрерывно дробят влажную массу, а плоские лопатки-подъемники перебрасывают помет внутри барабана, создавая активное воздействие агента сушки на материал.
Обезвоженные комочки помета, падая на разогретые стенки барабана, обкатываются об его поверхность, подсыхают и превращаются в гранулы. В зоне действия высоких температур теплоносителя пух и перо обугливаются.
Материал, раздробленный до размера частиц 3—5 мм и высушенный до 12—14 %, перед выгрузкой из сушильной камеры в течение 1—1,5 мин стерилизуется под действием высокой температуры теплоносителя (550—600°С). Затем сухой стерильный продукт через нижний роторный затвор поступает на горизонтальный ленточный транспортер, охлаждается, отделяется от пыли и скребковым транспортером подается в склад готовой продукции.
Помет птицы, полученный после термической переработки в установках барабанного типа, хранят в специальной таре или насыпью в закрытых гидроизолированных помещениях.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: