Новости
09.12.2016


08.12.2016


08.12.2016


08.12.2016


07.12.2016


22.09.2014

Помимо сознательного и направленного воздействия на природу, человек влияет на многие природные явления не преднамеренно, а только попутно, иногда даже во вред своим интересам. К числу таких явлений бессознательного воздействия на природу относится распространение человеком зачатков дикорастущих, в частности сорных растений.
Благодаря различным орудиям труда и средствам транспорта, человек, как агент распространения зачатков, проявляет себя иначе, чем все природные агенты. Вот почему в антропохории мы должны вскрыть те качественно новые черты, которые отличают ее от анемо-, гидро- или зоохории.
В различных сводках, посвященных распространению плодов и семян или сорным растениям, так или иначе затрагивается вопрос о роли человека как агента разноса зачатков. Ho нигде в этих работах не дается классификации явлений антропохории или, что еще хуже, в отношении человека устанавливаются те же категории, что и в отношении животных: эпи-, эндо- и синантропохория.
В категорию синантропохории включают «распространение зачатков рукою человека» (очевидно, орудиями труда?) и средствами транспорта.
Легко видеть, что при обычном широком понимании антропохории смешиваются факты различных категорий. В самом деле, распространение зачатков в одежде или на ногах пешеходов (эпиантропохория), а также вследствие поедания плодов человеком (эндоантропохория), принципиально ничем не отличается от аналогичных способов разноса животными. Кроме того, как эпи-, так и в особенности эндоантропохория не, носят массового характера и не играют поэтому сколько-нибудь существенной роли в природе.
Подлинная антропохория имеет место лишь в том случае, если рассеивание зачатков осуществляется какими-либо орудиями труда или при посредстве различных видов транспорта. Только в этих случаях проявляются специфические черты человека как агента разноса зачатков. Исходя из этих соображений, нами была предложена классификация явлений антропохории, в основу которой были положены различные формы трудовой деятельности человека.
Позднее Ильинский предложил отказаться от термина антропохория, а вместо него ввести два новых: георгохория и механохория. Остановимся подробнее на анализе этих понятий, так как нам необходимо для дальнейшего изложения принять ту или иную классификацию явлений антропохории.
Ильинский вводимые им понятия раскрывает так:
«Георгохория — перенос диаспор в результате целого комплекса целеустремленных трудовых процессов человеком-земледельцем в широком смысле этого слова, т. е. включая сюда и садоводство, и фито- и агромелиорацию. К георгохорам относятся не только все культурные и культивируемые растения, но и их сорняки. Многие из них успели выработать ряд тонких приспособлений к георгохории.
Механохория — случайный перенос диаспор различными орудиями передвижения и производства (мотыгами, граблями, телегами, лодками, морскими и речными судами, железнодорожными поездами и тому подобными «механизмами»). Здесь мы обычно не встречаем растений, имеющих специальные приспособления к этому способу передвижения».
В этих развернутых определениях бросается в глаза непоследовательность и нечеткость в разграничении понятий и отражаемых ими явлений. Прежде всего культурные и культивируемые растения относятся не только к георгохорам, но и к механохорам. Ведь общеизвестно, что семена культурных растений постоянно транспортируются и нередко — на огромные расстояния. Таким образом, механохория — не только случайный, но и преднамеренный перенос зачатков.
Во-вторых, непонятно, почему действие мотыги или граблей не входит в «комплекс целеустремленных трудовых процессов человека-земледельца» и не включается в георгохорию.
И, в-третьих, по меньшей мере странно относить к одной категории явлений перенос зачатков мотыгами и... железнодорожными поездами или морскими судами! Ясно, что влияние мотыги и поезда на распространение плодов и семян — явления разного порядка, как в смысле массовости, так и в смысле дальности заноса.
Остается признать, что классификация явлений антропохории, предложенная Ильинским, неудачна. Нельзя также согласиться и с тем, что термин антропохория нецелесообразен. Поскольку трудовая деятельность человека играет существенную роль в рассеивании зачатков, постольку понятие и термин антропохория целесообразны, так как они соответствуют вполне конкретным природным явлениям.
Ho явления антропохории неоднородны и различаются по ряду признаков:
а) по характеру трудовой деятельности, определяющей данный способ распространения;
б) по степени приуроченности того или иного способа к определенной группе растений;
в) по наличию морфолого-физиологических приспособлений к данной форме антропохории и, наконец,
г) по ее эффективности в смысле массовости и дальности распространения.
Все эти особенности и должны быть отражены в классификации явлений антропохории.
Само собой разумеется, что человек преднамеренно распространяет плоды и семена культурных и культивируемых растений путем их высева или в районе прежней культуры (произрастания), или в новых, нередко очень отдаленных районах. Непреднамеренно, бессознательно человек распространяет зачатки самых различных дикорастущих видов, но прежде всего и чаще всего — зачатки сорно-полевых растений, так как посевы подвергаются наиболее постоянному, непосредственному и сложному воздействию человека.
Различные случаи антропохорного распространения зачатков следует разбить на три основных категории:
1. Распространение зачатков средствами транспорта или агестохория (от греческого agesthai — везти с собой).
2. Рассеивание и распределение в почве сорных зачатков уборочными машинами и орудиями обработки почвы — эргазиохория (от греч. engasia — обрабатывать землю).
3. Распространение зачатков культурных и сорных растений путем их высева — спейрохория (от греч. speiro — сеять).
Каждая из названных категорий антропохории довольно четко отличается от двух других категорий.
Агестохория является способом как преднамеренной (культурные растения), так и непреднамеренной диссеминации человеком.
Путем агестохории могут разноситься зачатки из самых различных местообитаний и попадать в местообитания, им несвойственные. Здесь нет у зачатков специальных приспособлений, связанных с этой формой антропохории. Иначе говоря, агестохория является случайной по отношению к морфологии и экологии вида. Своеобразие деятельности человека сказывается лишь в том, что растение выходит за пределы своего прежнего ареала на расстояния, значительно большие, чем при естественной диссеминации. Таким образом, наиболее характерной чертой агестохории является дальность заноса. Правда, нужно иметь в виду, что некоторые виды транспорта (телеги, автомашины и т. п.) способствуют разносу зачатков на относительно небольшие расстояния.
Эргазиохория совершается не только бессознательно, но даже во вред хозяйственным интересам, так как способствует засорению почвы. Эта форма антропохории свойственна сорным растениям полей и других обрабатываемых угодий и отчасти растениям сенокосов.
При эргазиохории имеет место не дальнее, а массовое распространение зачатков в пределах специфического и свойственного данным видам местообитания.
Растения эргазиохоры отличаются целым рядом признаков, связанных со своеобразным способом их диссеминации. Во-первых, зачатки их легко отделяются от материнского растения и осыпаются в поле или самопроизвольно, или под влиянием уборочных механизмов. Во-вторых, эргазиохория сочетается с высокой плодовитостью растений и растянутым периодом прорастания семян. Это последнее свойство обычно связано с гетерокарпией.
Высокая плодовитость и растянутый период прорастания семян — свойства очень многих малолетних сорняков. В условиях пахотного поля эти признаки несомненно' целесообразны, так как орудия обработки почвы обеспечивают равномерное распределение зачатков не только в пространстве пахотного слоя, но и во времени (задержка прорастания семян вследствие глубокого оборота пласта).
И, наконец, спейрохория представляет собой наиболее специализированную форму распространения зачатков человеком.
Преднамеренная спейрохория или, проще говоря, высев культурных растений, не представляет интереса с карпобиологической стороны, тогда как распространение сорных зачатков с посевным материалом — одно из интереснейших явлений в карпобиологии. Спейрохория у сорняков связана с целым комплексом признаков, обеспечивающих попадание зачатков в семена засоряемой культуры.
Во-первых, зачатки сорных видов созревают одновременно с семенами культурного растения. Во-вторых, плоды (или семена) оказываются прочно связанными с материнским растением, а иногда и вовсе утрачивают способность к естественному обсеменению. И, наконец, сорные зачатки обнаруживают значительное, а в отдельных случаях поразительное сходство с семенами засоряемой культуры по форме, размерам и парусности.
Все эти признаки спейрохорных сорных видов создаются естественным отбором, благодаря бессознательному воздействию человека в условиях сельскохозяйственного производства. Как будет показано ниже, спейрохория приводит к возникновению новых форм специализированных сорняков.
Основные характерные черты различных категорий антропохории схематично представлены в табл. 13. Предложенная здесь классификация антропохорных способов распространения зачатков, конечно, не охватывает полностью всех форм антропохории. Категория эргазиохоров, по-видимому, должна быть расширена за счет всех тех случаев диссеминации человеком, которые осуществляются при косьбе и вообще уходе за лугами, при рубке леса и т. п. Ho все эти явления антропохорной диссеминации далеко еще не. настолько изучены, чтобы их можно было обобщить. Наша классификация в известной мере схематична, так как в природе различные формы антропохории постоянно сочетаются друг с другом и дополняют друг друга.

Человек как агент разноса зачатков