Аль-Каффаль аш-Шаши


Абу Бакр Мухаммад ибн Али аш-Шаши известный как аль-Каффаль аш-Шаши (араб. القفال الشاشي‎; 904, Шаш — 975, Шаш) — исламский богослов, учёный, правовед шафиитского мазхаба, хадисовед и лингвист. С его именем 
шафиитская традиция связывает распространение шафиитского мазхаба в Мавераннахре. Известен по прозвищу Хазрат
 Имам («Господин Имам»).

Биография

Мухаммад ибн Али аш-Шаши родился в 904 году в городе Шаш (ныне Ташкент). Местное предание связывает его с потомком 
Мухаммада ибн аль-Ханафии, известным как Исхак Баб (Исхак ат-Турк), прибывшим якобы в «страну
 тюрок» с целью распространения ислама. К
 этому Исхаку Бабу возводят генеалогическое 
древо Ахмада аль-Ясави (ум. в 1166 г.). В поисках знаний объездил мно
гие духовные центры исламского мира, учился в Хорасане, Багдаде, совершил хадж, завершил образование в Сирии. Утверждают также, что в мо
лодости он был му‘тазилитом, но затем обра
тился в ашаризм. Распространял шафиитский мазхаб в Мавераннахре, благодаря его 
красноречию, убедительности доводов и глу
боким знаниям многие в «стране тюрок» (Билад ат-турк) приняли это учение. По утверждению аль-Джувайни (ум. в 1085 г.), аль-Каффаль обучался каламу у самого аль-Ашари (ум. в 935 г.), который, в свою оче
редь, уже в зрелом возрасте, изучал под его
 руководством фикх. Согласно ясавитскому источнику, аль-Каффаль в
 течение 55 лет проповедовал в Шаше учение
 о божественной мудрости (‘ильм аль-хикма).

По рассказу поэта ‘Абду-ль-
Малика аш-Шаши, в «год ополчения» он вместе с аль-Каффалем. участвовал в военном походе на ар-Рум (Византия). Среди участников ополчения было много литераторов (адиб), поэтов, краснобаев-
острословов из разных городов Халифата.

В конце жизни вернулся на родину, в Шаш, где и умер в 975 году. Над могилой аль-Каффаля в Ташкенте воздвигнут мавзолей, который поныне посе
щают и почитают мусульмане. По мнению А. Муминова, 
до XIV века его гробница была главным
 (если не единственным) «святым» местом в Ташкенте.

Учителя и ученики

Среди его учителей в фикхе были такие известные правоведы как:

  • Ибн Джарир ат-Табари (ум. в 923 г.),
  • Абу Бакр Ибн 
Хузайма (ум. в 933 г.),
  • Абуль-Касим аль-Багави
  • Абу Бакр аль-
Баганди,
  • Абу Зейд ал-Марвази и др.

Аль-Каффаль оставил немало учеников, занявших 
видное место в истории ислама, среди которых были:

  • Абу ‘Абдуллах аль-
Халими (950—1012) — наиболее
 близкий ученик;
  • 
Абу Сулайман ал-Хаттаби ал-Бусти (ум. в
998 г.) — хадисовед, автор комментария
 к сборнику хадисов Абу Дауда;
  • аль-Хаким 
ан-Найсабури (ум. в 1014 г.) — автор 
«Хроники Нишапура»;
  • Ибн Манда (ум. в
 1005 г.) — знаменитый собиратель хадисов;
  • Абу Абдуррахман ас-Сулами (ум. в
1021 г.) — автор известного биографическо
го словаря суфиев;
  • Абу ‘Абдуррахман аль-Ибрисами (или аль-Абрийсами) — факих;
  • Абу Исхак аш-Шаши;
  • Насир ибн аль-
Хусейн аль-‘Умари аль-Марвази и др.

Труды

Аль-Каффаль является автором сочинений 
по фикху, основам фикха, хадисоведению, догматике, толкованию Корана. Некоторые и из его сочиений сохранились частично или полностью. В
 них он изложил методологию (аль-усуль) и
 частные вопросы (аль-фуру‘) шафиитского мазхаба. Комментирование «Послания» (ар-Рисала) имама аш-
Шафии было способом распространения и
 адаптации его учения к местным условиям.
 Им было составлено «большое толкование»
 к Корану (тафсир), в котором извест
ный ашаритский мутакаллим Абу 
Сахль ас-Су‘люки (ум. в 979 г.) увидел 
«поддержку учения му‘тазилитов». По утверж
дению Абу Исхака аш-Ширази, аль-Каффаль был
 первым из факихов, кто написал «хорошую
 книгу» о диалектике спора (аль-джадаль).

Большой популярностью пользовалась его ка
сида, которая свидетельствовала о его
 поэтическом таланте.

Ниже приведён список некоторых сочинений аль-Каффаля:

  • Китаб фи усул
ь аль-фикх,
  • Далаил ан-нубувва (араб. دلائل النبوة‎)
  • Махасин аш-шари‘а фи фуру‘ аш-шафи‘ия (араб. محاسن الشريعة‎),
  • Шарх ар-Рисала (араб. شرح الرسالة‎) и др.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: