Аль-Каффаль аш-Шаши
Абу Бакр Мухаммад ибн Али аш-Шаши известный как аль-Каффаль аш-Шаши (араб. القفال الشاشي; 904, Шаш — 975, Шаш) — исламский богослов, учёный, правовед шафиитского мазхаба, хадисовед и лингвист. С его именем шафиитская традиция связывает распространение шафиитского мазхаба в Мавераннахре. Известен по прозвищу Хазрат Имам («Господин Имам»).
Биография
Мухаммад ибн Али аш-Шаши родился в 904 году в городе Шаш (ныне Ташкент). Местное предание связывает его с потомком Мухаммада ибн аль-Ханафии, известным как Исхак Баб (Исхак ат-Турк), прибывшим якобы в «страну тюрок» с целью распространения ислама. К этому Исхаку Бабу возводят генеалогическое древо Ахмада аль-Ясави (ум. в 1166 г.). В поисках знаний объездил мно гие духовные центры исламского мира, учился в Хорасане, Багдаде, совершил хадж, завершил образование в Сирии. Утверждают также, что в мо лодости он был му‘тазилитом, но затем обра тился в ашаризм. Распространял шафиитский мазхаб в Мавераннахре, благодаря его красноречию, убедительности доводов и глу боким знаниям многие в «стране тюрок» (Билад ат-турк) приняли это учение. По утверждению аль-Джувайни (ум. в 1085 г.), аль-Каффаль обучался каламу у самого аль-Ашари (ум. в 935 г.), который, в свою оче редь, уже в зрелом возрасте, изучал под его руководством фикх. Согласно ясавитскому источнику, аль-Каффаль в течение 55 лет проповедовал в Шаше учение о божественной мудрости (‘ильм аль-хикма).
По рассказу поэта ‘Абду-ль- Малика аш-Шаши, в «год ополчения» он вместе с аль-Каффалем. участвовал в военном походе на ар-Рум (Византия). Среди участников ополчения было много литераторов (адиб), поэтов, краснобаев- острословов из разных городов Халифата.
В конце жизни вернулся на родину, в Шаш, где и умер в 975 году. Над могилой аль-Каффаля в Ташкенте воздвигнут мавзолей, который поныне посе щают и почитают мусульмане. По мнению А. Муминова, до XIV века его гробница была главным (если не единственным) «святым» местом в Ташкенте.
Учителя и ученики
Среди его учителей в фикхе были такие известные правоведы как:
- Ибн Джарир ат-Табари (ум. в 923 г.),
- Абу Бакр Ибн Хузайма (ум. в 933 г.),
- Абуль-Касим аль-Багави
- Абу Бакр аль- Баганди,
- Абу Зейд ал-Марвази и др.
Аль-Каффаль оставил немало учеников, занявших видное место в истории ислама, среди которых были:
- Абу ‘Абдуллах аль- Халими (950—1012) — наиболее близкий ученик;
- Абу Сулайман ал-Хаттаби ал-Бусти (ум. в 998 г.) — хадисовед, автор комментария к сборнику хадисов Абу Дауда;
- аль-Хаким ан-Найсабури (ум. в 1014 г.) — автор «Хроники Нишапура»;
- Ибн Манда (ум. в 1005 г.) — знаменитый собиратель хадисов;
- Абу Абдуррахман ас-Сулами (ум. в 1021 г.) — автор известного биографическо го словаря суфиев;
- Абу ‘Абдуррахман аль-Ибрисами (или аль-Абрийсами) — факих;
- Абу Исхак аш-Шаши;
- Насир ибн аль- Хусейн аль-‘Умари аль-Марвази и др.
Труды
Аль-Каффаль является автором сочинений по фикху, основам фикха, хадисоведению, догматике, толкованию Корана. Некоторые и из его сочиений сохранились частично или полностью. В них он изложил методологию (аль-усуль) и частные вопросы (аль-фуру‘) шафиитского мазхаба. Комментирование «Послания» (ар-Рисала) имама аш- Шафии было способом распространения и адаптации его учения к местным условиям. Им было составлено «большое толкование» к Корану (тафсир), в котором извест ный ашаритский мутакаллим Абу Сахль ас-Су‘люки (ум. в 979 г.) увидел «поддержку учения му‘тазилитов». По утверж дению Абу Исхака аш-Ширази, аль-Каффаль был первым из факихов, кто написал «хорошую книгу» о диалектике спора (аль-джадаль).
Большой популярностью пользовалась его ка сида, которая свидетельствовала о его поэтическом таланте.
Ниже приведён список некоторых сочинений аль-Каффаля:
- Китаб фи усул ь аль-фикх,
- Далаил ан-нубувва (араб. دلائل النبوة)
- Махасин аш-шари‘а фи фуру‘ аш-шафи‘ия (араб. محاسن الشريعة),
- Шарх ар-Рисала (араб. شرح الرسالة) и др.