Туркоманы

18.12.2020

Туркоманы (также туркуманы или туркманы; азерб. Türkmanlar, туркм. Türkmenler, тур. Türkmanlar) — термин, используемый на западе в качестве названия огузских тюркских народов. Согласно средневековым авторам Аль-Бируни и Марвази, этим термином обозначали огузов, принявших ислам.

Первоначально будучи экзонимом, предположительно с периода высокого средневековья, наряду с древним и привычным названием тюрк (türk) и племенными названиями (баят, баяндур, афшар, кая и другие) стал использоваться как этноним огузскими племенами Анатолии, Азербайджана, Ирана, Туркмении.

В Анатолии, с эпохи позднего средневековья, был вытеснен термином «османлы» — от названия государства и правящей династии. В Азербайджане перестал употребляться с XVII века, но сохранилось в качестве самоназвания полукочевых племён терекеме, субэтноса азербайджанцев.

Сегодня этот этноним носят туркмены Средней Азии (основной народ Туркмении), а также потомки огузов — иракские и сирийские туркмены.

Этимология

Есть несколько версий о происхождении данного этнонима. Самое первое упоминание термина туркман зафиксировано в словаре «Диван лугат ат-турк» Махмуда Кашгари (1074), где изобретение данного имени приписывается Александру Македонскому. Та же версия этимологизации термина указана у Рашид ад-Дина. Ещё одна версия объясняет происхождение термина от перс. Türk İman‎ — «верующий тюрк». У Бируни и Марвази также упоминается, что туркменами называли огузов, принявших ислам. Ф. А. Михайлов в своей работе «Туземцы Закаспийской области и их жизнь» отмечает ещё одну версию: о том, что так себя называли сами тюрки-огузы, отвечая на вопрос «кто ты» — тюркем мен («тюрк я»).

История

Впервые термин туркмен (туркман) или туркоман, вероятно, упоминается в китайских источниках VIII—IX веков (как Тё-ку-мёнг, предположительно в Семиречье). Распространение термина туркмен происходит с расширением ареала проживания той части огузов, что приняла ислам.

Наибольшее распространение термина туркоман происходит в эпоху сельджукских завоеваний. Огузы-мусульмане, сплотившиеся вокруг глав племени кынык из рода Сельджуков, составили основное ядро будущего Сельджукского племенного союза и созданного ими в будущем государства. С сельджукской эпохи султаны династии с целью упрочнения власти создавали воинские поселения в различных частях Ближнего и Среднего Востока; так крупные поселения туркоман были созданы в Сирии, Ираке, в восточной Анатолии. После Манцикертской битвы огузы массово расселились уже по всей Анатолии и селились на территории Азербайджана (историческая область главным образом на северо-западе Ирана). В XI веке туркоманы густо населяли Арран. Персидский автор XII века Шарафаддин Заман Тахир Марвази писал о туркоманах:

«Туркоманы расселились по исламским странам и проявили в них великолепный характер. Настолько, что они правят большей частью этих земель, становясь царями и султанами....Те, кто живёт в пустынях и степях и ведёт там летом и зимой кочевой образ жизни, есть самые сильные из людей и самые стойкие в битве и войне».

К высокому средневековью восточная часть Анатолии становится известна как Туркомания в европейских или Туркман эли в османских источниках. Центром туркоманского расселения на территории современного Ирака становится Киркук.

К туркоманам относились племена ивэ и баяндур, из которых вышли правящие роды государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. После падения последнего, туркоманские племена, частью под своим названием, например афшары, частью (хаджилу, порнак, дёгер, мавселлу) объединившись в составе единого племени туркоман, влились в состав кызылбашской племенной конфедерации.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: