Апология Сократа (Платон)


Статья о работе Ксенофонта на эту же тему называется Апология Сократа (Ксенофонт).

Апология (Сократа) — произведение Платона, содержащее его версию речи, произнесенной Сократом в 399 году до н. э. в свою защиту (другая версия речи со сходным названием принадлежит Ксенофонту).

Подлинность

Большинство историков признают текст внушающим доверие источником об обстоятельствах суда над Сократом. В частности, из «Апологии» становятся известна формулировка («Сократ преступает законы тем, что портит молодежь, не признает богов, которых признает город, а признает знамения каких-то новых гениев» (24с) ), имена и общественное положение обвинителей (Мелет, Анит, Ликон), и другие подробности.

Датировка

"Апология" — первый сохранившийся текст Платона, написанный вскоре после суда (397 или 396 год) и единственное его произведение, написанное не в форме диалога. "Апология" вместе с платоновскими диалогами Евтифрон, Федон и Критон повествует об обстоятельствах последних дней Сократа.

Переводы

"Апология" была переведена на русский язык впервые в 1780 году И. Сидоровским и М. Пахомовым. В настоящее время наиболее распространен перевод М. С. Соловьёва 1903 года.

Содержание

Апология ведется от лица Сократа и обращена к "мужам афинянам" (ὦ ἄνδρες Ἀθηναῖοι, 17a). Сократ называет свой возраст в 70 лет и отвергает клеветнические нападки обвинителей (Анита и Мелета). Он признает, что приобрел известность благодаря мудрости, но эту мудрость засвидетельствовала пифия из дельфийского оракула (21a). Пытаясь понять ответ бога, Сократ пытался найти людей мудрее себя, но не смог. Некоторые отпрыски богатых семейств (νέοι) пытались подражать Сократу, докучая людям вопросами, из-за чего тот был обвинен в развращении молодежи.

Центральной темой речи можно назвать проблему зла. Сократ утверждает, что ни смерть, ни смертный приговор - не зло. Смерти не следует бояться, потому что мы о ней ничего не знаем. То, что смерть не следует воспринимать как зло, Сократ подтверждает следующей дилеммой: смерть - либо вечный покой, либо переселение в иной мир; и то, и другое нельзя назвать злом; следовательно, не следует относиться к смерти как ко злу. Смертный приговор для Сократа - не зло, потому что от участия в суде Сократа не предостерегал его даймоний, оберегавший его от всякого зла и, кроме того, "с человеком хорошим не бывает ничего плохого ни при жизни, ни после смерти и что боги не перестают заботиться о его делах", а худшее не может навредить лучшему. Настоящее же зло - нравственная порча, которая проявляется в трусости и несправедливости. Вымаливать у суда пощаду, используя бесстыдные уловки - зло. Отказываться от своего божественного предназначения - зло. Несправедливый суд - зло.

Сократ заканчивает речь словами "Но уже пора идти отсюда, мне — чтобы умереть, вам — чтобы жить, а что из этого лучше, никому неведомо, кроме бога" (42).

Настоящей причиной его судебного преследования Сократ видит тот негативный его образ, который был создан его недоброжелателями ("прежними обвинителями") в отместку за то, что он своей иронией дезавуировал невежество видных афинских софистов, политиков, поэтов и даже обычных ремесленников. Как сыгравший особую роль в очернении Сократа упоминается Аристофан с его комедией Облака.

Издания книги на русском языке

  • Избранные диалоги Платона. Под общ. ред. В. Асмуса и А. Егунова — М.: Художественная литература, 1965
  • Платон. Собрание сочинений в 3 томах, Том 1. — М.: Мысль, 1968
  • Платон. Собрание сочинений в 4 томах, Том 1. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета; «Издательство Олега Абышко», 2006 — ISBN 5-89740-158-6


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: