Pratt & Whitney J57

19.12.2020

Pratt & Whitney J57 (заводское обозначение — JT3C) — турбореактивный авиационный двигатель, созданный компанией Pratt & Whitney в начале 1950-х годов. Первый в мире реактивный двигатель, развивающий силу тяги в 10 000 фунтов (45 кН). В дальнейшем на его конструкции были созданы такие двигатели, как турбореактивный J75/JT4A, турбовентиляторный TF33/JT3D и турбовинтовой PT5/T57. Возможно, что реверс-инжинеринг этого двигателя, установленного на сбитом самолете Lockheed U-2 был использован в СССР при создании двигателя НК-8 установленном на самолетах Ил-62 и Ту-154.

История

Двигатель появился в рамках программы по созданию самолёта XB-52. За основу был взят турбовинтовой T45, но новому самолёту требовались двигатели с высокой силой тяги, поэтому вместо турбовинтового двигателя был создан малогабаритный турбореактивный JT3. Новый двигатель имел осевой двухроторный компрессор, который позволял снизить расход топлива во время длительного полёта и улучшал лётные характеристики двигателя.

Выпуск двигателей обозначенных как J57 начался в 1953 году. В том же году премией Collier Trophy за создание и постройку данного двигателя был награждён Леонард Хоббс (Leonard S Hobbs) — главный конструктор United Aircraft.

25 мая 1953 года уже во время своего первого полёта оснащённый двигателем J57 самолёт North American YF-100A впервые в мире превысил скорость звука в горизонтальном полёте. Всего было выпущено 21 186 двигателей, последний из которых компания передала заказчику в 1965 году. Преимущественно их ставили на военные самолёты и вплоть по настоящее время J57 является одним из основных двигателей в ВВС США. С 1958 обозначением JT3C данные двигатели ставились на гражданские Boeing 707, Boeing 720 и Douglas DC-8. Одним из первых таких авиалайнеров стал Boeing 707 авиакомпании Pan American World Airways, который оборудованный четырьмя двигателями JT3 с силой тяги 13 тысяч фунтов каждый, в октябре 1958 года с крейсерской скоростью 575 mph (925 км/час) совершил пассажирский рейс из Нью-Йорка в Париж, став первым в мире реактивным авиалайнером, совершившим трансатлантический перелёт.

Существовала ещё турбовинтовая версия двигателя, обозначенная как T57, созданная для программы по созданию самолёта Douglas C-132 (не был построен). В рамках испытаний в 1956 году такие двигатели поставили на Douglas C-124 Globemaster II с бортовым номером 52-1069.

Варианты

J57-P-1W Сила тяги 11 400 фунтов, имел водяное охлаждение. J57-P-1WA Как P-1W J57-P-1WB Как P-1W J57-P-4A Сила тяги 16 200 фунтов J57-P-8A Сила тяги 10 400 фунтов J57-P-10 Сила тяги 12,400 фунтов J57-P-11 Сила тяги 9,700 фунтов, также был вариант с силой тяги 14,800 фунтов J57-P-13 Сила тяги 14,880 фунтов J57-P-16 Сила тяги 16,900 фунтов J57-P-20 Сила тяги 18,000 фунтов J57-P-20A Сила тяги 18,000 фунтов J57-P-21 Сила тяги 17,000 фунтов J57-P-25 Сила тяги 15,000 фунтов J57-P-31 J57-P-37A J57-P-43W Сила тяги 13,750 фунтов J57-P-43WB Сила тяги 13,750 фунтов J57-P-59W Сила тяги 13,750 фунтов T57 Сила тяги 15,000 фунтов, турбовинтовой JT3C-2 Гражданское название модели J57-P-43WB. Сила тяги 13,750 фунтов JT3C-6 Сила тяги фунтов JT3C-7 Сила тяги 12,000 фунтов JT3C-12 Сила тяги 13,000 фунтов JT3C-26 Гражданское название модели J57-P-20. Сила тяги 18,000 фунтов JT3D/TF33:Турбовентиляторный вариант двигателя J57. PT5 Заводское обозначение турбовинтового T57.

Применение

J57 (военный)
  • Boeing B-52 Stratofortress (типы 1W, 1WA, 1WB)
  • Boeing C-135 Stratolifter и KC-135 Stratotanker
  • Convair F-102 Delta Dagger (тип 25)
  • Convair YB-60 (тип 3)
  • Douglas A3D Skywarrior (тип 10)
  • Douglas F4D Skyray (типы 8, 8A, 8B)
  • Douglas F5D Skylancer
  • Lockheed U-2
  • Martin B-57 Canberra
  • McDonnell F-101 Voodoo (тип 55)
  • North American F-100 Super Sabre (типы 21 и 21A)
  • Northrop SM-62 Snark
  • Vought F-8 Crusader (тип 8)
JT3C (гражданский)
  • Boeing 707
  • Boeing 720
  • Douglas DC-8
T57 турбовинтовой
  • Douglas C-124 Globemaster II — испытания
  • Douglas C-132 (не построен)


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: