Середа, Евгения Витальевна

19.12.2020

Середа Евгения Витальевна (20 мая 1978, Москва) — российский лингвист, морфолог, представитель структурно-семантического направления отечественного языкознания. Автор исследований по морфологии русского языка, а также учебников и учебных пособий по грамматике русского языка, стилистике и культуре речи; журналист.

Биография

Евгения Витальевна родилась в семье маркшейдера (Виталий Григорьевич Середа), старший ребёнок в многодетной семье, москвичка в первом поколении. Юношеские годы приходятся на переломный период в истории страны (90-е годы) — как и большинство сверстников, Евгения рано начинает работать, помогает семье.

С 1991 по 1994 год Евгения работает в театр-студии «ОАЗИС» (художественный руководитель — Инна Михайловна Заграевская), играет в спектаклях "Перо белое - перо черное", "Русалочка", "Цветок огня", "Наследник", "Про воина Мартти, его слугу Антса и красавицу Анелму" и пр.

В 1995 году поступает на дневное отделение филологического факультета Московского государственного педагогического университета им. В. И. Ленина (МПГУ им. В. И. Ленина; с 1996 г. — МПГУ), который с отличием заканчивает в 2000 г., здесь же параллельно заканчивает театральное отделение факультета дополнительного профессионального образования (первоначально — дань «ОАЗИСу», позже — отличительная черта её манеры преподавания), пишет на кафедре современного русского языка (зав.кафедрой проф. Наталья Анатольевна Николина) кандидатскую и докторскую диссертации.

В годы учёбы в Университете особо проявляются многосторонние научные и творческие интересы Евгении Витальевны.

Круг интересов

Педагогический университет привил Середе Е. В. неугасаемую любовь и уважение к учительской профессии: «учительствуя» с первого курса, она остается верной этой профессии на протяжении всех последующих лет. В 2000 году Е. В. Середа представляет МПГУ на конкурсе «Учитель года Москвы» в номинации «Дебют» и становится финалистом конкурса.

Даже посвятив свою научную деятельность теории языка, Е. В. Середа продолжает публиковать работы по методике обучения: выходят её публикации по методике преподавания русского языка, по интеграции и установлению межпредметных связей языка и географии, в 2011 г. с совместным проектом (с И. С. Колечкиным) становится одним из победителей Первого открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе».

Является автором учебных пособий «Морфология современного русского языка: место междометий в системе частей речи», «Культура речи: публичное выступление» (в соавторстве с Н. С. Шаталовой и Л. С. Шаталовой), «Стилистика военной речи» (в соавторстве с Н. С. Шаталовой) и пр.

В 2007 г. на базе Интернет-школы «Просвещение» (НП «Телешкола») пишет сценарии электронных учебных модулей (ЭУМов) по предмету «Русский язык» (7 класс; для изучения на базовом уровне) в рамках реализации заказа Федерального агентства по образованию РФ (Рособразование) «Создание электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию программ основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего образования». В 2009 году там же работает над материалами для специализированных учебных модулей для организации дистанционного обучения учащихся основной школы по русскому языку для 9 классов.

В Университете особо ярко проявился интерес Е. В. Середы к древним языкам и сопоставительному языкознанию. Евгения Витальевна в качестве специального факультатива для своих научных изысканий выбирает изучение церковнославянского языка: её преподавателем становится видный российский лингвист — проф. Александр Михайлович Камчатнов. Позже Е. В. Середа адаптирует известные на тот момент методики преподавания церковнославянского языка для преподавания в воскресных церковно-приходских школах (см. «Воскресная школа») с учетом практико-ориентированности, возраста учащихся и специфики выделяемого на изучение дисциплины в воскресных церковно-приходских школах учебного времени, а с 1996 года преподает эту дисциплину в воскресной школе (Храм пророка Илии на Новгородском подворье г. Москвы; в этом же Храме вплоть до 2001 года Евгения Витальевна поет в церковном хоре). В 1997 году Е. В. Середа принимает участие в создании и переводе на церковнославянский язык акафиста преп. Серафиму (Серафим (Роуз)) и Всем Святым в земли Американской просиявших.

В стенах МПГУ пробуждается интерес Е. В. Середы к журналистике: в 1995 г. она поступает на вечернее отделение Факультета дополнительного профессионального образования (ФДПО) МПГУ на отделение журналистики, параллельно работает специальным и внешним корреспондентом в ряде периодических изданий («Педагогический университет», «Учительская газета», «Первое сентября (издательский дом)»). Позже, в 2002—2004 гг., преподает как тьютор курс «Теории и практики массовой информации» в Высшей школе управления.

Научная деятельность

В годы обучения на филологическом факультете Е. В. Середа серьезно увлекается изучением интеръективов и процесса интеръективации. Интерес к такой структурно малозначимой и потому мало исследуемой части речи, как междометие выводит Евгению Витальевну на проблемы взаимосвязи языка и мышления, на вопросы психологического воздействия междометий на участников диалога и полилога, на проблемы межкультурной коммуникации, транспозиции в системе частей речи (см. «Транспозиция (лингвистика)») и явлений переходности в грамматике в целом.

Логично, что научным руководителем диссертационного исследования Е. В. Середы становится Вера Васильевна Бабайцева — основатель структурно-семантического направления в отечественном языкознании, автор фундаментальных исследований по явлениям переходности в грамматике русского языка. Она же позже соглашается стать научным консультантом Е. В. Середы в её работе над диссертационным исследованием на соискание ученой степени доктора филологических наук.

Е. В. Середе принадлежит модель классификации частей речи (см. «Части речи в русском языке»), учитывающая все явления переходности современного русского языка и примирившая позиции представителей практической и общей лингвистики, а также совместившая полевой и ступенчатый принципы дифференциации. Такая схема позволяет наглядно иллюстрировать нахождение явления живого языка в иерархии сопоставимых единиц, а значит — помогает правильно поставить знаки препинания на письме, охарактеризовать возможное место рассматриваемой единицы в структуре предложения и описать модальность (объективную или субъективную) конкретной языковой единицы в речи.

Также практико-ориентированность научных интересов Е. В. Середы вылилась в создание подробного свода правил постановки знаков препинания при междометиях и омонимичных им явлениях.

Библиография

1. Середа Е. В. Азбучная молитва Православная Москва (газета), № 18 (78). — М., 1996. С.4.

2. Середа Е. В. Пути пополнения непервообразных междометий в разговорной молодежной речи, в сленге Сборник материалов по итогам научно-исследовательской деятельности студентов в области гуманитарных, естественных и технических наук. — М., 2000. С.125-130.

3. Середа Е. В. Классификация междометий по признаку выражения модальности. Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»), № 23 (335). — М., 2002. С.13.

4. Середа Е. В. К вопросу о статусе междометий. РЯШ. — М., 2002, № 5.С.70-72.

5. Середа Е. В. «Финиш — делу абзац…»: междометия в разговорной молодежной речи. Учительская газета, № 24. — М., 2002. С.14.

6. Середа Е. В., Колечкин И. С. «Сказка странствий»: урок- интеграция риторики и географии. Учительская газета, № 6. — М., 2002. С. 15.

7. Середа Е. В. «На снежной горке»: повторение пройденного в разделе «Словообразование» в 8 кл. Учительская газета, № 43. — М., 2002. С. 15.

8. Середа Е. В. «Упс, приехали…»: к классификации междометий. Учительская газета, № 47. — М., 2003.С. 15.

9. Середа Е. В. Нерешенные проблемы изучения междометий. Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»), № 11 (371). — М., 2003. С.4, 13.

10. Середа Е. В. «Аз, буки, веди»: материалы к уроку по славянской азбуке. Учительская газета, № 17. — М., 2003. С. 39.

11. Середа Е. В. «Недеревянней некуда»: степени сравнения прилагательных в молодежной речи и сленге. Учительская газета, № 11-12. — М., 2003. С. 39.

12. Середа Е. В. Агрессивные формы вопросов. Учительская газета, № 38. — М., 2004. С. 39.

13. Середа Е. В. «Господи» и «Боже» — какая это часть речи? Русская словесность (журнал), № 1. — М., 2005. С.49-52.

14. Середа Е. В. Знаки препинания при междометиях и междометных сочетаниях. Русский язык и литература для школьников, № 3. — М., 2005. С. 24-26.

15. Середа Е. В. Морфология современного русского языка. Место междометий в системе частей речи. М., Флинта-Наука, 2005. 160 с.

16. Середа Е. В. К вопросу о статусе этикетных выражений. Материалы международной научно-практической конференции «Мотинские чтения», ч.2. — М., РУДН, 2005. С. 64-69.

17. Середа Е. В. «Ах, интонация» (материалы по теме «Повторение» в 8 кл) Русская словесность (журнал), № 6. — М., 2006. С.59-62.

18. Середа Е. В. Этикетные междометия Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»), № 11 (494). — М., 2006. С. 15

19. Шаталова Н. С., Середа Е. В. Учебно-методическое пособие. Стилистика военной речи. М., 2006. 227с.

20. Середа Е. В. Переход односоставных предложений в нечленимые междометные предложения. Сборник научных статей «Структурно-семантическое описание единиц языка и речи». — М., 2006. С. 70-77.

21. Середа Е. В. Проблемы обучения этикетным выражениям русского языка иностранных студентов-нефилологов. Тезисы докладов и статьи V международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения культуре русской речи, методики преподавания русского языка и дисциплинам специализации. — Н.-Новгород, 2007. С.257-259.

22. Середа Е. В. Структурно-семантический аспект интерференции этикетных выражений русского языка в межкультурной коммуникации. Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы межкультурного речевого взаимодействия и технологии обучения иностранным языкам». — Хабаровск, 2007. С. 55-61.

23. Середа Е. В. Функциональная семантика междометий: трудности перевода этикетных выражений русского языка. Материалы I межвузовской научной конференции по проблемам теории языка и коммуникации «Языковые контексты: структура, коммуникация, дискурс». — М., 2007. С. 172—177.

24. Середа Е. В. Особенности цитации в художественном диалоге. Русский язык и литература для школьников, № 6. — М., 2007. С. 41-45.

25. Середа Е. В. Электронные учебные модули. Сценарии электронных учебных модулей (ЭУМов) по предмету «Русский язык» (для изучения на базовом уровне) в рамках реализации заказа Федерального агентства по образованию РФ (Рособразования) «Создание электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию программ основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего образования». — М., 2007. Сценарии для ЭУМов по следующим темам 7 кл.: — Русский язык как развивающееся явление. — Развитие речи. Текст. — Повторение пройденного в 5-6 кл. -Развитие речи. Стили литературного языка. Повторение пройденного о глаголе в 5-6 кл. -Причастие. — Развитие речи. Описание внешности человека. — Междометие. Мультимедийный образовательный проект (диск). — М., Телешкола, 2007.

26. Середа Е. В. Лингвокультурологический аспект заимствований в обучении русскому языку. Материалы III международной научно-методической конференции «Русский язык в странах СНГ: современный статус и перспективы развития». — Ереван, 2007. С.26-28.

27. Середа Е. В. Тезисы доклада. Особенности формирования образовательно-языковой среды в условиях билингвизма при изучении русского языка как иностранного на базе близкородственного украинского языка (на примере функционирования слов интеръективных частей речи). Сборник материалов регионального форума преподавателей-русистов восточноевропейских стран СНГ. — Киев, 2007. С. 162—166. 0,28 п.л.

28. Середа Е. В. Статья. Разграничение междометий и частиц: теория и практика пунктуации в системе дистанционного обучения. Центр русского языка. Программа «Система мер по поддержке русского языка». Отчетные материалы. Сборник научно-методических статей педагогов Подмосковья. — М., 2007. С. 66-71. 0,5 п.л.

29. Середа Е. В. Статья. К проблемам системного анализа и дискурсивного описания субстантивных междометий. Материалы II межвузовской научной конференции по актуальным проблемам теории языка и коммуникации. — М., 2008. С. 382—390. 0,6 п.л.

30. Шаталова Л. С., Середа Е. В., Шаталова Н. С. Учебное пособие. Культура речи: публичное выступление. М., 2008. 6,12 п.л.

31. Середа Е. В. Тезисы доклада. Интеръективация в русском языке в свете проблем интерференции и межкультурной коммуникации. II Международный симпозиум «Русская словесность в мировом культурном контексте»: избранные доклады и тезисы. — М., 2008. С. 47-50. 0,24 п.л.

32. Колечкин И. С., Середа Е. В. Статья. Литературная миграция. География для школьников, № 2 — М., 2009. С. 59-60. 0,06

33. Середа Е. В. Статья. Изменения в области интеръективации этикетных выражений в свете проблем обучения русскому языку как иностранному. Материалы международной научно-методической конференции «Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся». — Воронеж, 2010. С.178-183. 0,5 п.л.

34. Колечкин И. С., Середа Е. В. Статья. Приемы установления межпредметных связей на уроках географии у учащихся 10 классов (на примере урока «Пути решения геополитических конфликтов»). География и экология в школе 21 века (журнал), № 7. — М., 2010. С. 61-71. 0,8 п.л.

35. Колечкин И. С., Середа Е. В. Статья. Приемы установления межпредметных связей на уроках географии и литературы в старших классах. География в школе (журнал), № 8. — М., 2011. С. 38-45. 0,43 п.л.

36. Середа Е. В. Электронные учебные модули. Материалы для специализированных учебных модулей для организации дистанционного обучения учащихся основной школы. Русский язык, 9 класс. Мультимедийный образовательный проект. — М., Телешкола, 2011. internet-school.ru 22 п.л.

36. Середа Е. В. Статья. К вопросу о классификации частей речи: тройственный характер частей речи русского языка. Материалы международной научно-методической конференции «Русский язык в контексте национальной культуры» (г. Саранск, май 2012 г.)

37. Колечкин И. С., Середа Е. В. Статья. Географическая номенклатура: система приемов изучения в разных образовательных концентрах российской школы с учетом психотипа обучающихся. Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и образование» (Германия, г. Висбаден, 27-28.06.2012 г.). С. 419—426. 0,5 п.л.

38. Середа Е. В. Статья. Система частей речи русского языка с учетом явлений переходности. Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и образование» (Германия, г. Висбаден, 27-28.06.2012 г.). С. 302—306. 0,25 п.л.

39. Колечкин И. С., Середа Е. В. Статья. Педагогика сотворчества: приемы формирования сотворческих отношений в старших классах (на примере урока географии в 10 классе). Материалы IX международной научно-методической конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования» (г. Москва, 03-04.07.2012 г.), с. 78-81. 0, 2 п.л.

40. Середа Е. В. Статья. Особенности классификации частей речи в восточнославянских языках. Материалы XXIV международной научно-методической конференции по филологическим, философским, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам «Наука и её эффективность» (Украина, г. Горловка, 23.08.2012 г.), с. 39-42. 0,25 п.л.

41. Kolechkin I., Sereda E. Geographical nomenclature: the system of methods of studying in different educational concentrs of the Russian school taking into account student psychotype // Science and Education: materials of the international research and practice conference, Germany, Wiesbaden, June 27-28, 2012. P. 419—426.

42. Kolechkin I., Sereda E. The cross-curricular theme, the cross-curricular lesson and the integration lesson: differentiation of the phenomenons (by the example of the geography lessons) // European Applied Sciences, № 8, Volume 1, Germany, Stuttgart. 2013. P. 66-68.

43. Kolechkin I., Sereda E. The implementation techniques for the development of transdisciplinarity capabilities of learners in a personal technical map of students //«Applied Sciences and technologies in the United States and Europe: common challenges and scientific findings»: papers of the 2nd International Scientific Conference (September 9-10), New York. USA. 2013. P.65-68.

44. Sereda Evgeniya, Kolechkin Ivan. Integration of humanitarian and natural science knowledge: innovative ways of solving pedagogical problems of teaching of language, literature, history and geography // Innovations in education. / ed. by I.Kaufer. — Vienna — 2014. Р. 45-69.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: