31 июня (фильм)

19.12.2020

«31 июня» — советский двухсерийный телевизионный фильм-мюзикл в жанре фэнтези по мотивам одноимённой повести (1961) английского писателя Джона Бойнтона Пристли, снятый в 1978 году. Существенно отличается от оригинальной книги. Это одна из самых значительных работ режиссёра Леонида Квинихидзе и композитора Александра Зацепина.

Премьера фильма состоялась 31 декабря 1978 года на Первой программе Центрального телевидения СССР, после чего картина на семь лет легла «на полку» по причине того, что исполнитель одной из главных ролей, танцор Большого театра Александр Годунов попросил политического убежища в США.

Сюжет

Действие фильма происходит в Великобритании в двух временных линиях — в XII и XXI веках. Мелиот, правитель королевства Перадор, ищет жениха для своей дочери, принцессы Мелисенты. Те претенденты на её руку, что живут с ней в одно время, не подходят принцессе. В этот же день, 30 июня, житель XXI века, художник Сэм Пенти, ищет образ девушки для рекламы чулок, которую ему необходимо сдать 1 июля. Увидев Мелисенту в зеркале, Сэм понимает, что нашёл ту, которую так долго искал.

Злой волшебник Мальгрим устраивает недолгую встречу Мелисенты и Сэма на Звёздном мосту. Они влюбляются друг в друга с первого взгляда, но за их соединение Мальгрим просит слишком большую плату — волшебную брошь Великого Мерлина, принадлежащую Мелисенте. Добрый волшебник Марлаграм пытается помочь влюблённым, но безуспешно.

Обитатели двух миров путешествуют туда и обратно, попадая в комические ситуации. С брошью приходится расстаться, но Сэм и Мелисента наконец обретают друг друга. Лунный день 31 июня заканчивается, и участники истории забывают всё, что с ними случилось в тот день. Только Сэм и Мелисента продолжают любить друг друга.

В ролях

  • Наталья Трубникова — принцесса Мелисента (вокал — Татьяна Анциферова)
  • Николай Ерёменко-младший — Сэм Пенти (он же Белый Рыцарь), художник
  • Владимир Зельдин — Мелиот, король Перадора, высокий повелитель Бергамора, Марралора и Парлота, властелин Лансингтона, Нижних Мхов и Трёх Мостов / мистер Диммок, шеф рекламного агентства
  • Владимир Этуш — Мальгрим, магистр чёрной и белой магии, племянник Марлаграма (в конце фильма — экскурсовод в музее)
  • Эммануил Геллер — волшебник Марлаграм, ученик Великого Мерлина и дядя Мальгрима
  • Людмила Власова — леди Нинет, фрейлина Мелисенты, отвергнувшая любовь Лемисона (вокал — Лариса Долина) / Энн, сотрудница рекламного агентства
  • Александр Годунов — Лемисон, придворный музыкант / Боб Тейлор
    • озвучивание — Алексей Золотницкий
    • вокал Лемисона — Яак Йоала
    • вокал Боба Тейлора — Владимир Мозенков (в титрах как «В. Мазенков»)
  • Любовь Полищук — мисс Куини, хозяйка «Вороного коня» (вокал — Лариса Долина и Жанна Рождественская)
  • Игорь Ясулович — магистр Джарви / доктор Джарвис
  • Марина Нудьга — леди Джейн, привидение (вокал — Жанна Рождественская и Татьяна Анциферова)
  • Михаил Кокшенов — слуга короля Мелиота
  • Владимир Сошальский — шкипер Планкет

Ансамбль балета Государственного Академического Большого театра Союза ССР

  • Л. Исаева, Г. Лузина, Марина Нудьга, Е. Лапкина, Е. Малахова, Г. Чурсина — танцовщицы
  • Юрий Ветров — сэр Генри (он же Чёрный Рыцарь), властелин Верхних Мхов и Нижних Отрогов (озвучивание — Игорь Ясулович, вокал — Сергей Беликов)

В эпизодах

  • Андрей Бродский
  • Николай Лопушихин
  • Мартин Ренский
  • Ян Янакиев — Филл, художник и друг Сэма
  • Вячеслав Войнаровский — Джек, глашатай (озвучивает Эдуард Изотов; в титрах не указан)

Создатели

  • Режиссёр — Леонид Квинихидзе
  • Сценарий Нины Фоминой при участии Леонида Квинихидзе
  • Музыка Александра Зацепина
  • Стихи Леонида Дербенёва, Риммы Казаковой, Юрия Энтина
  • Хореография Веры Боккадоро
  • Главный оператор — Илья Миньковецкий
  • Главный художник — Георгий Колганов
  • Художник по костюмам — Наталья Фирсова

Видеоиздания

  • Фильм был издан в начале 1990-х годов на видеокассетах кинообъединением «Крупный план», позже — компанией «Видеовосток», в начале 2000-х годов — компаниями «Мастер Тэйп» и «Твик-Лирек», а позже на дисках (PC).
  • DVD-издание (PAL): дистрибьютор — «Крупный план» (фильм отреставрирован в 2005 году), длительность 131 минута.

История создания

Сценарий фильма написан по отдалённым мотивам фантастической повести Джона Бойнтона Пристли «31 июня» с подзаголовком «История настоящей любви, предприимчивости и прогресса в век короля Артура и атомно-рекламный век».

Используя завязку сюжета о художнике из недалёкого будущего, который влюбился в девушку из XII века, сценаристы придумали свою историю. В СССР это был распространённый ход при создании фильмов: используя имя «прогрессивного» писателя, фактически написать собственный и оригинальный сценарий.

На главные роли пробовались ведущие исполнители страны:

  • На роль леди Нинет планировали утвердить Ирину Понаровскую и Аллу Пугачёву, а на роль музыканта Лемисона — Андрея Миронова.
  • Принцессу Мелисенту хотели сыграть Ирина Алфёрова и Елена Шанина.

В итоге на ведущие роли режиссёр Леонид Квинихидзе выбрал артистов с хореографическим образованием:

  • Людмилу Власову, Александра Годунова и Марину Нудьгу из Большого Театра;
  • Наталью Трубникову из Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Делая ставку на артистов балета, режиссёр понимал, что идёт на определённый риск. В СССР они имели худшую репутацию, так как многие становились невозвращенцами. Первая жена Квинихидзе, балерина Наталия Макарова, во время гастролей в 1970 году осталась в Лондоне.

Весь фильм, за исключением небольшой сцены поездки Мелисенты и Сэма на природу, был снят в павильоне. Съёмки картины прошли летом 1978 года за полтора месяца. Режиссёр был вынужден подстроиться под рабочий график танцоров, у которых летом был отпуск в театре, а съёмки шли в две смены.

Когда меня пригласили сниматься в фильме «31 июня», я с ужасом подумал, что меня там заставят петь. Мне казалось, что это будет не слишком эстетично. Я был «непоколебим» до конца и оказался единственным, кто не поёт. Всё, что они смогли заставить меня сделать, — это пройти с партнёршей по «Звёздному мосту» — вариация танца.

— Николай Ерёменко

Зрителей привлекло в фильме смешение жанров мюзикла и фантастики. Во главе сюжета картины — проникновенная любовная история, но главные герои так ни разу и не поцеловали друг друга.

Музыка в фильме

В середине 1970-х годов композитор и по совместительству радиолюбитель Александр Зацепин оборудовал в своей московской квартире полноценную звукозаписывающую студию. В ней и были записаны и аранжированы все композиции для фильма. Хотя фильм снимался вполне официально, в звукозаписывающей студии «Мосфильма» не было условий для того, чтобы реализовать все замыслы композитора.

Саундтрек фильма отличают оригинальные аранжировки, в которых аранжировщики Михаил Литвин и Виталий Клейнот использовали смешение различных музыкальных стилей. Использовались синтезатор Роберта Муга и модуляционные эффекты, а также революционная для популярной музыки в СССР обработка звука: фланжер, фузз и вау-вау. Звукорежиссёром фильма стал друг Александра Зацепина, известный специалист Виктор Бабушкин.

Главный технолог Государственного дома радиовещания и звукозаписи Борис Меерзон отозвался о вкладе Бабушкина в создание фильма как о «выдающейся работе».

Лейтмотивом фильма (темой Мелисенты) служит мелодия песни «Ищу тебя». Для исполнения песен привлекли ведущих эстрадных исполнителей страны: рок-группу «Аракс» и ансамбль «Мелодия», но самым неожиданным оказался выбор голоса для принцессы Мелисенты. 23-летнюю солистку ансамбля «Музыки» из Ужгорода, Татьяну Анциферову пригласил в Москву на пробную запись Александр Зацепин. Эти записи оказались настолько удачными, что так и вошли в фильм без дублей.

Помимо Анциферовой, в пробах участвовали Лариса Долина и Ирина Понаровская. Несколько лет спустя, в 1984 году песню «Мир без любимого» Анциферовой запретили исполнять на сцене, потому что именно в это время режиссёра Юрия Любимова отстранили от должности художественного руководителя и главного режиссёра Театра на Таганке из-за интервью, данного им тогда журналисту газеты «Таймс», где Юрий Петрович резко высказался насчёт развития культурной политики в СССР. В результате чего его лишили советского гражданства и он был вынужден эмигрировать за рубеж. Поэтому в худсовете насчёт песни «Мир без любимого» тогда сказали:

Как мы можем пропустить эту песню? Ведь подумают, что мы сожалеем, что Любимов остался на Западе.

В 1980 году после выхода картины фирма «Мелодия» записала LP-диск — «Песни из кинофильма „31 июня“», куда вошли композиции из фильма (8 песен: треки 3, 5, 6, 10, 12, 13, 14 + «Что было однажды» (Алла Пугачёва)). В основном, все песни были записаны теми же исполнителями, что и в фильме. Заглавную композицию «Ищу тебя» (в аранжировке Михаила Литвина) перезаписали в исполнении Ксении Георгиади, так как голос Татьяны Анциферовой не устроил худсовет студии. На пластинке композицию «Он пришёл, этот добрый день» Анциферова исполнила одна, а в фильме — вместе с Владимиром Мозенковым (их вокал записывался по-отдельности в разное время, а затем голоса были сведены).

Песня «Ищу тебя» в исполнении Георгиади стала одним из самых популярных шлягеров СССР, но на самом деле в фильме её исполняет именно Анциферова. Так, в октябре 1979 года песня заняла второе место по версии хит-парада «Московского комсомольца» (первое место заняла «Поднимись над суетой» в исполнении Аллы Пугачёвой).

В 1997 году новую версию песни «Ищу тебя» в фильме «Старые песни о главном 3» исполнила Лариса Долина. Песни «Лунный день» (в исполнении Михаила Файбушевича) и «Что было однажды» (в исполнении Аллы Пугачёвой) присутствовали в фильме во время его премьеры на ЦТ, а потом исчезли (последняя была издана на грампластинке).

Песни

Судьба фильма после премьеры

Ещё на этапе съёмок картины создателям пришлось столкнуться с недовольством руководства киностудии. Им не нравились чуждо звучащие для советской эстрады музыкальные номера и слишком откровенные наряды танцоров.

Премьера фильма состоялась в новогоднюю ночь с 31 декабря 1978 года на 1 января 1979 года на Первой программе Центрального телевидения СССР. Фильм «лёг на полку» почти на 7 лет вскоре после премьеры. 23 августа 1979 года во время гастролей Большого Театра в Нью-Йорке Александр Годунов обратился к американским властям с просьбой о предоставлении политического убежища в США. Его жена Людмила Власова вернулась в СССР. Запрету фильма также способствовало то обстоятельство, что в начале 1980-х годов композитор Александр Зацепин покинул СССР на постоянное жительство во Францию (в том числе из-за проблем с этим фильмом). Некоторые придирки руководства к содержанию песен и запреты выглядели абсурдными:

  • Песня «Мир без любимого» якобы вызывала ассоциации с уехавшим за границу неблагонадёжным Юрием Любимовым.
  • В песне «Звёздный мост» усмотрели аналогию с программой «звёздные войны».

Для всех балетных артистов — исполнителей главных ролей — фильм стал практически единственной заметной работой в советском кинематографе. Наталья Трубникова снялась ещё в 14 фильмах, но только в эпизодических ролях. Марина Нудьга сыграла мадам Корри в следующем мюзикле Квинихидзе — «Мэри Поппинс, до свидания» (1983).



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: