Грот, Николай Яковлевич


Николай Яковлевич Грот (18 [30] апреля 1852, Гельсингфорс — 23 мая [4 июня] 1899, с. Кочеток, Харьковская губерния) — русский философ-идеалист, психолог, ординарный профессор Московского университета. Брат К. Я. Грота. Действительный статский советник.

Биография

Родился в семье филолога, академика Я. К. Грота и писательницы Наталии Петровны Семёновой (1824—1899), сестры известных деятелей и писателей Николая Петровича Семёнова и Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского.

Жена — Наталья Николаевна Лавровская. Дети: Евгения, Алексей, Мария, Наталия, Ольга, Елена, Надежда, Лев.

Окончил с медалью гимназию (1871) и историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета с золотой медалью за сочинение «Опровержение Платона и пифагорийцев по метафизике Аристотеля» (1875).

После годичной стажировки в Германии в июне 1876 года был назначен исправляющим должность экстраординарного профессора Нежинского историко-филологического института, где на кафедре философии он преподавал психологию, логику и историю философии; с сентября 1878 года по сентябрь 1881 года он состоял учёным секретарём института.

Защитил магистерскую диссертацию «Психология чувствований в её истории и главных основах» (май 1880) и докторскую «К вопросу о реформе логики. Опыт новой теории умственных процессов» (февраль 1883).

С 1 декабря 1879 года занимал должность ординарного профессора Нежинского института (утверждён в июне 1880)). В 1883—1886 годах заведовал кафедрой философии Новороссийского университета в Одессе, с августа 1886 года — ординарный профессор Московского университета, где до самой смерти работал на кафедре философии.

Неоднократно печатался во французском журнале «Философское обозрение» («Revue philosophique») под редакцией академика Теодюля Рибо.

В феврале 1888 года он был избран председателем Московского психологического общества.

В 1889 году основал журнал «Вопросы философии и психологии», который и возглавлял с 1889 до 1896 года.

Научные взгляды

В ранний период под влиянием К. Д. Кавелина взгляды Грота тяготели к позитивизму. В дальнейшем взгляды Грота изменились, и он стал заниматься метафизикой на основе данных опытной науки (так называемому монодуализму) и к поиску естественнонаучных оснований для этики и аксиологии. Пытался интегрировать системы Канта, Шеллинга, Шопенгауэра, Гартмана. Признавал реальность сознания Вселенной, а человека наделял сверхвременным началом, вложенным в него Богом. Развивал психическую теорию, в которой в качестве единицы анализа выделял «психический оборот», в котором объединялись ощущение (как внешнее впечатление на организм), чувствование (как переработка внешнего впечатления во внутреннее), мышление (как вызванное этим впечатлением движение) и воля (как внешнее движение организма навстречу предмету).

В работе «Основания экспериментальной психологии» (1896) предложил программу построения психологии, которая должна быть объективной, естественной, экспериментальной наукой. Был активным сторонником практического использования психологии, её связи с педагогикой, медициной и юриспруденцией. Одной из важнейших в творчестве Грота является проблема эмоционального развития. В книге «Психология чувствований в её истории и главных основах» (1880) он применительно к психологии использует законы дифференциации и интеграции, открытые в физиологии, доказывает возможность экспериментального исследования эмоций. Соединяя, по традиции того времени, проблему формирования эмоций с развитием нравственности, Грот по-новому подошел к вопросу о свободе воли, связывая её с характером зависимости человека от своего состояния. При этом сама проблема наличия или отсутствия свободы воли, по его мнению, может быть понята и решена лишь на основе самосознания человека, то есть осознания человеком свободы своего выбора той или иной формы деятельности.

В философии свой метод он называл методом «субъективной индукции». В качестве критерия он выставлял закон «однообразия природы», но истолковывал его идеалистически, как один из моментов переживания человека.

Н.Я. Грот пытался реформировать логику, исходя из того, что все умственные процессы однородны и сводятся к шести первоначальным формам: ассоциации, диссоциации, дизассоциации, интеграции, дезинтеграции и дифференциации, из которых основной является ассоциация. Первые три формы, это процессы суждения, а остальные три формы – процессы умозаключения. Суждение, по Гроту, имеет два подлежащих, и кроме того, заключает в себе представление об отношении между подлежащими. Индукцию он называл методическим синтезом. А дедукцию – методическим анализом.

Н.Я. Грот показал несостоятельность метафизического, эмпирического, формального и психологического истолкований формально-логических законов мышления. Он подверг обстоятельной критике современные ему логические концепции, но пытался свести логику к разделу психологии.

Интересные факты

Н. Я. Грот — автор ряда статей в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона».

В 1911 г. публичную библиотеку в Нью-Йорке перевели из двух старых в одно новое здание. Число томов составило почти 2 миллиона, и первой книгой, которую затребовали в новом читальном зале в 9 часов 8 минут утра, оказалось сочинение Н. Грота на русском языке «Нравственные идеалы нашего времени». Об этом факте написал в своей статье «Что можно сделать для народного образования» (1913) В. И. Ленин.

Труды

Отдельные издания

  • Психология чувствований в её истории и главных основах. — СПб., 1879—1880.
  • К вопросу о реформе логики. Опыт новой теории умственных процессов. — Нежин, 1882.
  • Джордано Бруно и пантеизм. — Одесса, 1885.
  • О душе в связи с современным учением о силе. Опыт философского построения. — Одесса, 1886.
  • Значение чувства в познании и деятельности человека. — М., 1889.
  • Основные моменты в развитии новой философии. — М., 1894 на сайте Руниверс
  • Очерк философии Платона, Москва, 1896
  • Грот Н. Я. Сочинения в 4-х томах. - Мелитополь: Издательский дом Мелитопольской городской типографии, Т. 1, 2013. - 462 с.
  • Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности. — М: Тип. А. Гатцука, 1889. — 123 с.

Статьи

  • Сновидения как предмет научного анализа // Киев. — 1878.
  • Философия как ветвь искусства // Мысль. — 1880. — № 8.
  • Отношение философии к науке и искусству // Киев. — 1883. — № 27-28.
  • К вопросу о критериях истины. Возможность научного оправдания наивного реализма // Русское богатство. — 1883. — № 4-6.
  • К вопросу о классификации наук. — СПб., 1884.
  • К вопросу о реформе логики — 1882.
  • Философия и её общие задачи — 1904.
  • О направлении и задачах моей философии. (Ответ архиепископу Никанору) // Православное обозрение. — 1886. — № 11.
  • Что такое метафизика // Вопросы философии и психологии. — 1890. — Кн. 2.
  • Нравственные идеалы нашего времени. Фридрих Ницше и Лев Толстой// Вопросы философии и психологии., январь
  • О времени // Вопросы философии и психологии. — 1894. — Кн.23, 24, 25.
  • Понятие о душе и психической энергии в психологии // Вопросы философии и психологии. — 1897. — Кн. 37, 39.
  • Критика понятия прогресса // Вопросы философии и психологии. — 1898. — Кн. 45.
  • К вопросу об истинных задачах философии // Философия и её общие задачи. Сборник статей. — СПб., 1904,
  • Основания экспериментальной психологии // Вопсросы Философии и Психологии. — 1896. — № 5. — С. 568 – 618.

Рукописи

  • О философии Платона. Изложение и конспекты. Лекции. — М.: Лит. Благушина, 1888. — 266 с.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: