Марецкая, Вера Петровна

19.12.2020

Вера Петровна Марецкая (18 (31) июля 1906, Барвиха — 17 августа 1978, Москва) — советская актриса театра и кино. Герой Социалистического Труда (1976), народная артистка СССР (1949), лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951). Кавалер двух орденов Ленина (1967, 1976). Среди коллег была известна как «хозяйка Театра имени Моссовета».

Биография

Вера Марецкая родилась в деревне Барвиха Московской губернии (ныне — Одинцовский район Московской области) в зажиточной по тем временам мещанской семье выходцев из крестьян. Отец Пётр Григорьевич служил в буфете во Введенском народном доме, затем держал буфет при цирке Никитиных, после революции служил буфетчиком в Государственном цирке. Мать Мария Васильевна была домохозяйкой. Помимо Веры в семье было ещё трое детей: дочь Татьяна и два сына, Дмитрий и Григорий.

С детства Вера участвовала в домашних спектаклях. Родители настояли на том, чтобы их дочь по окончании школы поступила на философский факультет Московского университета, где Марецкая проучилась год. Затем втайне от родителей подала документы в три театральные студии и поступила в школу-студию при Театре Вахтангова (ныне — Театральный институт имени Бориса Щукина). После смерти Евгения Вахтангова в 1922 году студентами занимался Юрий Завадский.

В 1924 году Марецкая окончила студию. В том же году она стала женой Завадского. Вместе они участвовали в создании Театра-студии Юрия Завадского, в котором Марецкая служила до 1936 года как прима. У театра не было постоянного помещения, представления проходили в подвалах.

Марецкая так умела перевоплощаться на сцене, что ей давали возрастные характерные роли, с которыми она отлично справлялась — например, мадам Соковнина из спектакля «Простая вещь» (1927) Бориса Лавренёва. Никто из зрителей даже не мог подумать, что смешную старуху играет молодая девушка.

Но настоящая слава к ней пришла после съёмок в кино. В 1924 году она дебютировала в эпизоде в мелодраме Ивана Худолеева «Простые сердца». Через год она снялась у Якова Протазанова в драме «Его призыв» в роли девушки Вари. В том же году режиссёр пригласил её на главную роль домработницы Кати в своей знаменитой комедии «Закройщик из Торжка». После этого актрисе стали поступать самые разные предложения. В 1928 году она исполнила схожую роль домработницы Параши в кинокомедии Бориса Барнета «Дом на Трубной».

В 1936 году началась кампания по упразднению «чересчур ярких, неортодоксальных театров» и «переброске» их в другие города. В результате режиссёр и вся труппа, включая Веру Марецкую, переехали в Ростов-на-Дону, где Завадский возглавил Академический театр драмы им. М. Горького. Там Марецкая заявила о себе в роли Любови Яровой в одноимённом спектакле по пьесе Константина Тренёва.

В 1937 году были арестованы и расстреляны оба брата Марецкой — журналисты (один работал в «Правде», другой был зам. редактора «Комсомольской правды») и соратники Николая Бухарина. Заботы по воспитаниию племянника Вера Марецкая взяла на себя. Это не помешало ей сыграть главную и самую известную свою роль в фильме «Член правительства».

«Член правительства»

В 1939 году кинорежиссёры А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц поставили на киностудии Ленфильм драму «Член правительства», вышедшую на экран в 1940 году. Вера Марецкая сыграла героиню картины Александру Соколову. Спустя много лет, в 1983 году, в интервью корреспонденту журнала «Огонёк», кинорежиссёр А. Г. Зархи рассказал:

Эта картина повествует о бывшей батрачке, русской крестьянке Александре Соколовой. Ей вверяют руководство над колхозом, но многие, в том числе и её супруг, не верят в способность женщины руководить хозяйством артели. Она не отступает от трудностей коллективизации, борется с лодырями, оказывает поддержку лучшим труженикам, посылает молодёжь учиться. И наступает день, когда бывшую батрачку избирают депутатом Верховного Совета.

В журнале «Советский экран» за 1957 года говорилось: «Создание образа Александры Соколовой справедливо называли в своё время огромной творческой победой талантливой актрисы Веры Марецкой. Она безыскусственна и убедительна с самого начала фильма, когда конный милиционер ведёт в районный центр „нарушительницу порядка“. Она до слёз волнует в финале, выступая с трибуны как депутат Верховного Совета».

Предвоенные и военные годы

В 1940 году Юрий Завадский был приглашён главным режиссёром в Театр имени Моссовета, куда вместе с ним перешла и Марецкая в статусе ведущей актрисы. В этом театре она играла до конца жизни и, по словам коллег, имела большое влияние на Завадского и решала многие вопросы, за что получила прозвище «хозяйка театра».

Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Алма-Ату, где в 1943 году она сыграла одну из лучших своих киноролей в фильме «Она защищает Родину». Во время съёмок пришло известие о гибели её второго мужа Юрия (Георгия) Троицкого (или Троши, как она звала его), что стало для неё страшным ударом; замуж она больше не выходила.

С 1940-х годов работала на радио: начинала играть радиоспектакли с Осипом Абдуловым, но больше всего прославился её дуэт с Ростиславом Пляттом. Кроме того, в её исполнении было записано множество стихов русских поэтов.

«Она защищает Родину»

Кинорежиссёр Ф. М. Эрмлер в 1943 году поставил на Центральной объединённой киностудии в Алма-Ате (ЦОКС) драму «Она защищает Родину», вышедший на экраны в мае того же года. Актриса снялась в роли героини Прасковьи Ивановны Лукьяновой, которая организовала партизанский отряд и стала беспощадно мстить врагу.

Когда съёмки картины подходили к концу, в киностудию на имя Марецкой пришла похоронка на её второго мужа. По воспоминаниям директора ЦОКС М. В. Тихонова, он сразу же разбудил Ф. М. Эрмлера и проинформировал его о несчастье. Кинорежиссёру, между тем, предстояло снять последний эпизод в павильоне, и тогда он обратился к Тихонову с предложением отдать ему телеграмму и предупредить дежурного, «чтобы он никому не говорил о ней». М. В. Тихонов пришёл в павильон, где передал Ф. М. Эрмлеру телеграмму. Далее Тихонов сообщал: «Я быстро ушёл. А Эрмлер, как он потом мне рассказывал, пошёл к начальнику телеграфа, чтобы уговорить его наклеить другую ленту с указанием нового дня и часа приёма телеграммы. В ночную смену кинолаборатория проявила и напечатала позитив этой съёмки. После просмотра на экране Эрмлер пошёл в гостиницу к Вере Петровне, чтобы передать ей телеграмму и постараться её как-то поддержать морально. Вера Петровна заперлась на несколько дней в номере и одна переживала своё горе». Сама Вера Марецкая рассказывала:

Начальник управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г. Ф. Александров в своей докладной записке от 11 мая 1943 года секретарю ЦК ВКП(б) А. А. Андрееву заключал, что авторы кинокартины смогли «показать советских людей, всеми силами своей души ненавидящих немецких захватчиков». Отметил он и недостатки киноленты. Свою докладную записку Г. Ф. Александров заканчивал словами: «В целом фильм будет полезным. Картину целесообразно выпустить на экран».

По воспоминаниям М. В. Тихонова, кинофильм «Она защищает Родину», «имел потрясающий успех и на фронте, и в партизанских краях, и в тылу». Газета «Стар» писала: «С Прасковьей Лукьяновой на горизонте европейской истории и культуры появился образ, не имеющий прецедентов ни в западной литературе, ни в кино». Министр кинематографии СССР И. Г. Большаков дал следующую оценку: «Артистке В. Марецкой удалось создать сильный образ простой русской женщины, патриотки, горячо любящей свою Родину и беспощадной в священной мести к врагам». В 1946 году картина получила Сталинскую премию II степени.

«Сельская учительница»

В 1947 году на экраны вышла драма «Сельская учительница», поставленная кинорежиссёром М. С. Донским по сценарию М. Н. Смирновой. Марецкая выступила в роли героини фильма — учительницы Варвары Васильевны Мартыновой, которая стала её лучшей киноролью. Она сыграла в фильме жизнь своей героини, начиная от юной девушки и заканчивая пожилой женщиной; при этом актрисе удалось сохранить жизненную и психологическую достоверность в течение всей картины. Марецкая не стала надевать парик, ограничившись лишь тем, что покрасила волосы и изменила причёску.

Министр кинематографии СССР И. Г. Большаков считал кинокартину «Сельская учительница» «одним из лучших фильмов о советской интеллигенции, созданным в послевоенное время». Он писал:

За кинокартину «Сельская учительница» Совет Министров СССР в 1948 году присудил Вере Марецкой Сталинскую премию I степени в размере 100 тысяч рублей.

Последующие годы

В 65 лет врачи Вере Петровне вынесли приговор — рак груди. Через три года метастазы пошли в головной мозг. Вера Петровна воспринимала болезнь как досадное недоразумение, она продолжала выходить на сцену даже с опухолью мозга. В театре знали, что прима тяжело больна.


Последней ролью была роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Затем последовала вторая операция, после которой актриса ненадолго вернулась на сцену, но работать в полную силу уже не могла.

Вера Петровна Марецкая скончалась 17 августа 1978 года на 73-м году жизни. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Семья

Ещё совсем юной девушкой, в 1924 году вышла замуж за Юрия Александровича Завадского (1894—1977), родила сына Евгения (1926—2006; впоследствии — режиссёр Театра имени Моссовета), но потом муж ушёл к Галине Сергеевне Улановой, оставив её с сыном на руках.

В 1940 году вышла замуж за малоизвестного актёра Георгия Петровича Троицкого (1903—1943) и родила дочь Машу. Муж ушёл добровольцем на фронт — призван Алма-Атинским ГВК, имел звание лейтенанта, был командиром взвода 69-й стрелковой дивизии, сапёром, погиб 2 марта 1943 года. Дочь — киновед-переводчик Мария Георгиевна Троицкая, жила в Лос-Анджелесе (США).

В настоящее время проживает в Эстонии. «Этот дом на острове в Балтийском море мы с моим вторым мужем, музыкантом Вадимом Стругалёвым, купили ещё в 1973 году» , — рассказывает историю переезда в Эстонию 79-летняя Мария Георгиевна Марецкая.

Братья актрисы Дмитрий и Григорий были расстреляны в 1937 году как соратники Бухарина, сестра Татьяна исключена из партии и два года провела в лагере, затем получив поражение в правах (запрет на проживание в Москве).

Внук Павел живёт в Германии, он музыкант.

Роман с Ростиславом Пляттом

Ростислав Плятт учился актёрскому мастерству на курсе Завадского. Они подружились, насколько это было возможно в отношениях наставник — ученик. Плятт крепко влюбился в молодую жену Завадского — Веру Марецкую. Рабочие и дружеские отношения не перевесили: любовь актёра к жене Мастера оказалась сильнее.

Удивительно то, что их отношения считаются едва ли не единственным актёрским романом, о котором знало только ближайшее окружение, слухи не вышли на просторы страны. Несмотря на то, что оба вели двойную жизнь, коллеги их не осуждали — настолько велик был масштаб и репутация обоих.

После смерти Завадского в 1977 году, Плятт всё-таки ушёл из семьи, решив сделать предложение своей возлюбленной. Однако Вера Петровна отказала ему, сославшись на то, что уже стара да и тяжело больна для семейных отношений. Плятт сказал у гроба: «Ты всегда была сильнее меня, а уходишь первая».

До конца своей жизни, а это произошло в 1989 году, Плятт сохранил в своём сердце тёплое чувство к Марецкой, то и дело возвращаясь воспоминаниями к её ролям в театре и главной роли в его собственной жизни.

Теплоход «Вера Марецкая»

30 декабря 1983 года был спущен на воду теплоход «Вера Марецкая» (заводской строительный номер 154), проект 584.1 производила приемная комиссия, назначенная приказом Торгпредства СССР в НРБ № 015-2/916 от 15.12.1983 года.

Творчество

Театральные работы

Театральная студия под руководством Ю. А. Завадского

  • 1927 — «Простая вещь» Б. А. Лавренёва — мадам Соковнина
  • 1928 — «Компас» В. Газенклевера — фрау Шнютхен
  • 1933 — «Нырятин» И. В. Штока — Глафира
  • 1934 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Глафира
  • 1935 — «Школа неплательщиков» Л. Вернейля и Ж. Берра — Бетти Дорланж

Ростовский академический театр драмы им. М. Горького

  • 1936 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва — Любовь Яровая
  • 1937 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Лиза
  • 1938 — «На берегу реки» К. А. Тренёва — Марина
  • «Трактирщица» К. Гольдони — Мирандолина
  • «Укрощение строптивой» У. Шекспира — Катарина

Театр имени Моссовета

  • 1940 — «Трактирщица» К. Гольдони — Мирандолина
  • 1941 — «Машенька» А. Н. Афиногенова — Машенька
  • 1941 — «Надежда Дурова» А. С. Кочеткова и К. А. Липскерова — Н. А. Дурова
  • 1944 — «Встреча в темноте» Ф. Ф. Кнорре — Варя
  • 1945 — «Чайка» А. П. Чехова — Маша
  • 1946 — «Госпожа министерша» Б. Нушича — Живка
  • 1948 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Елена Ивановна Кручинина
  • 1949 — «Мадлен Годар» А. В. Спешнева — Мадлен Годар
  • 1950 — «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова — Капитолина Андреевна Солнцева
  • 1951 — «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского — Редактор
  • 1952 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова — Баронесса Штраль
  • 1953 — «Варвара Волкова» А. В. Софронова — Волкова Варвара Алексеевна
  • 1954 — «Кража» Дж. Лондона — Маргарэт Чалмерс
  • 1956 — «Катрин Лефевр» В. Сарду, Э. Моро — Катрин Лефевр
  • 1957 — «Дали неоглядные» Н. Е. Вирты — Анна Павловна Ракитина
  • 1958 — «Корнелия» М. Чорчолини — Корнелия
  • 1959 — «Миллион за улыбку» А. В. Софронова — Ольга Федоровна Карташева
  • 1960 — «Леший» А. П. Чехова — Елена Андреевна
  • 1961 — «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса — Леди Торренс
  • 1962 — «Бунт женщин» Н. Хикмета — Мюкэлена
  • 1964 — «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому — Мария Александровна Москалёва
  • 1967 — «Аплодисменты» — Янукова Наталья Сергеевна
  • 1969 — «Петербургские сновидения» по роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевскому — Пульхерия Александровна
  • 1970 — «Спектакль – концерт» — Ведущая
  • 1971 — «…Золото, золото – сердце народное!» В. В. Рогова, по произведениям Н. А. Некрасова — Матрена Тимофеевна
  • 1973 — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика — миссис Этель Сэвидж
  • «Любовью не шутят» А. де Мюссе — Розетта

Фильмография

  • 1925 — Его призыв — Варя
  • 1925 — Закройщик из Торжка — Катя
  • 1926 — Зелёный змий (короткометражный) — девушка
  • 1924 — Простые сердца — Настя
  • 1927 — Дон Диего и Пелагея — баба в суде
  • 1927 — Земля в плену — проститутка
  • 1928 — Дом на Трубной («Параша») — домработница Параня Питунова
  • 1928 — Живой труп («Законный брак») — дамочка
  • 1929 — Два-Бульди-два — секретарь ревкома
  • 1929 — Простые сердца — Настя
  • 1929 — Сто двадцать тысяч в год — Доленко
  • 1930 — Мировое имя — молодая актриса
  • 1930 — Стыдно сказать — Софочка
  • 1933 — Чёрный барак — эпизод
  • 1934 — Четыре визита Самюэля Вульфа — Ольга
  • 1935 — Любовь и ненависть — шахтёрка Вера
  • 1936 — Зори Парижа — матушка Пишо
  • 1936 — Поколение победителей — Варвара Постникова
  • 1936 — Родина зовёт — зрительница в ДК
  • 1939 — Член правительства — Александра Соколова
  • 1941 — Дело Артамоновых — Наталья Артамонова
  • 1942 — Котовский — доктор Ольга
  • 1943 — Она защищает Родину — Прасковья Ивановна Лукьянова
  • 1944 — Свадьба — Анна Мартыновна Змеюкина
  • 1947 — Сельская учительница («Воспитание чувств») — Варвара Васильевна Мартынова
  • 1949 — У них есть Родина — мать Саши
  • 1955 — Мать — Пелагея Ниловна Власова
  • 1956 — Полюшко-поле — Елизавета Ураганова
  • 1962 — Среди добрых людей — Михайлина Ивановна Ясинь
  • 1964 — Лёгкая жизнь — Василиса Сергеевна
  • 1969 — Ночной звонок — Варвара Антоновна
  • 1972 — Золото, золото — сердце народное (фильм-спектакль) — женщина
  • 1972 — Любимые страницы (фильм-спектакль)
  • 1975 — Странная миссис Сэвидж (фильм-спектакль) — миссис Сэвидж
  • Озвучивание

  • 1951 — Ночь перед Рождеством (мультфильм) — Солоха
  • 1965 — Время, которое всегда с нами (документальный) — читает текст за А. М. Коллонтай
  • 1966 — Друг Горького — Андреева (документальный)
  • Участие в фильмах

  • 1969 — Судьбы книг — судьбы людей (документальный)
  • 1972 — Что вы знаете о Марецкой? (документальный)
  • Архивные кадры

    • 2003 — Вера Марецкая (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)
    • 2005 — Вера Марецкая (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)

    Звания и награды

    • Герой Социалистического Труда (1976)
    • Заслуженная артистка РСФСР (1935)
    • Народная артистка РСФСР (1943)
    • Народная артистка СССР (1949)
    • Сталинская премия второй степени (1942) — за исполнение заглавной роли в спектакле «Надежда Дурова» А. С. Кочеткова и К. А. Липскерова
    • Сталинская премия второй степени (1946) — за исполнение роли Прасковьи Ивановны Лукьяновой в фильме «Она защищает Родину» (1943)
    • Сталинская премия первой степени (1948) — за роль Варвары Васильевны Мартыновой в фильме «Сельская учительница» (1947)
    • Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение роли Капитолины Андреевны Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова
    • Орден «Знак Почёта» (1940)
    • Три ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1947, 1960)
    • Два ордена Ленина (1967, 1976)
    • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
    • Медаль «За оборону Москвы»
    • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
    • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
    • Медаль «В память 800-летия Москвы»
    • Медаль «Ветеран труда»

    Память

    • В Москве, на доме, в котором с 1968 по 1979 год жила В. П. Марецкая (Глинищевский пер., 5/7), в 1981 году установлена мемориальная доска (скульптор — А. М. Ненашева, архитектор — С. И. Смирнов).


    Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: