Хабаровский техникум железнодорожного транспорта


Хабаровский техникум железнодорожного транспорта (ХТЖТ) является факультетом Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС).

История

Торжественное открытие училища состоялось 6 октября 1895 г. в присутствии исполнявшего делами начальника Приамурского края генерал-лейтенанта Николая Ивановича Гродекова и многочисленных гостей.

Распоряжение об открытии в Хабаровске осенью 1895 года железнодорожного училища сделал министр путей сообщения Михаил Хилков.

Первым начальником училища был назначен инспектор Тульского железнодорожного училища инженер-механик Николай Окулов. В 1900 году на этом посту его сменил Петр Калугин, как и его предшественник, являвшийся выпускником Императорского московского технического училища. Попечителями ХТЖУ были начальники Уссурийской железной дороги Дмитрий Хорват, Павел Келлер, Николай Кремер.

В первый год существования училища штат преподавателей был небольшим: вместе с врачом всего 7 человек. Учебный год начали 16 юношей в возрасте от 14 до 17 лет, православного вероисповедания.

Училище являлось открытым учебным заведением и имело целью подготовку техников для железнодорожной службы эксплуатации, а именно: машинистов паровозов, дорожных мастеров, надсмотрщиков телеграфа и др. Учебный курс был установлен на три года теоретического обучения с последующей двухлетней железнодорожной практикой. Лицам, успешно выдержавшим эту практику, а также испытания в особой комиссии, выдавались аттестаты, дающие преимущественное право перед другими на занятие должности младших инженеров.

Утвержденные Министром путей сообщения учебный план и программы включали преподавание следующих предметов:

  • Закон Божий, арифметика;
  • геометрия и землемерие;
  • физика;
  • телеграфия;
  • начала общей механики и механика прикладная;
  • начала оснований строительного искусства;
  • железнодорожное дело;
  • упражнения с помощью счетной линейки;
  • русских счетов и счетоводство;
  • упражнения на телеграфном аппарате;
  • паровая механика и учение о паровозе;
  • обработка металлов и дерева;
  • каллиграфия и чистописание;
  • начальное черчение;
  • черчение по строительному искусству и железнодорожному делу;
  • черчение по прикладной механике;
  • черчение частей паровоза;
  • черчение ситуационное;
  • столярное;
  • слесарное и кузнечное ремесло;
  • пение и гимнастика;
  • летняя практика по плотничному ремеслу;
  • строительному искусству;
  • землемерию и ремонту железнодорожного пути.

Прием желающих поступить в училище производился исключительно в первый класс юношей в возрасте от 14 до 18 лет, принадлежащих русскому подданству. Для поступления требовалось представить свидетельство или аттестат об окончании полного курса учения в двухклассных сельских, уездных или городских (по положению 1872 г.) училищах Министерства народного просвещения или в двухклассных церковно-приходских училищах и выдержать проверочные испытания по русскому языку и арифметике в объеме программ, утвержденных для двухклассного сельского училища Министерством народного просвещения.

22 июня 1897 г. состоялась торжественная закладка здания училища на участке, безвозмездно выделенном городской Думой. В этой церемонии приняли участие высокопоставленные гости, которые заложили первый камень в цоколь строящегося здания.

К 1917 году училище внесло весомый вклад в подготовку кадров среднетехнического персонала для нужд железной дороги. Общее число специалистов, выпущенных с момента основания училища с выдачей установленных свидетельств об окончании 3-летнего курса, составило 316 человек. В том числе, получили аттестаты об окончании курса учения после обязательной двухгодичной практики 82 человека.

Революционные потрясения, начавшиеся в 1917 г., а затем последовавшая гражданская война и военная интервенция больно ударили по старейшему профессиональному учебному заведению на Дальнем Востоке. В сложившейся ситуации правление Уссурийской железной дороги приняло в 1917 году решение о преобразовании училища в техникум с 4 летним курсом обучения. А позже, в августе 1923 г., учебное заведение преобразуется в Приамурский политехникум путей сообщения с двумя отделениями: механическим, (для подготовки техников путей сообщения по службе тяги) и электротехническим (по технике слабых и сильных токов).

В 1926 г. Приамурский политехникум путей сообщения был переименован в Хабаровский механический техникум путей сообщения, а через четыре года вновь в политехникум НКПС, который с этим названием просуществовал до лета 1934 года. Согласно Постановлению Совета Труда и Обороны от 19 июля 1934 г. и приказу Наркома путей сообщения техникум был преобразован в Хабаровскую школу военных техников (ШВТ), просуществовавшую до 13 августа 1953 г., а затем переименованную в Хабаровский техникум железнодорожного транспорта МПС.

Техникум продолжает подготовку специалистов по специальностям:

  • паровозное хозяйство,
  • движение и грузовая работа,
  • сигнализация, централизация и блокировка,
  • железнодорожная телефонно-телеграфная связь.

24 сентября 1954 г. приказом Министерства высшего образования № 137/т в техникуме открывается заочное отделение. Для улучшения качества подготовки специалистов на заочном отделении организуется работа учебно-консультационных пунктов в городах Уссурийске, Комсомольске-на-Амуре, Южно-Сахалинске и Новом Ургале.

Техникум открывает новые специальности:

1957 г. «Электротяговое хозяйство». Возобновляется набор на специальность «Электроснабжение железных дорог».

1964 г. «Тепловозное хозяйство».

1969 г. «Радиосвязь и радиовещание».

1993 г. «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация вагонов».

1994 г. «Техническое обслуживание, ремонт железнодорожного пути и производственное строительство».

В 2006 году в качестве факультета среднего профессионального образования техникум вошел в состав Дальневосточного государственного университета путей сообщения.

Старейшее учебное заведение Приамурья и сейчас имеет высокий рейтинг в профессиональной подготовке кадров, продолжает и приумножает традиции, заложенные старшим поколением преподавателей, сотрудников и учащихся еще в конце XIX века. Хабаровское техническое железнодорожное училище, которое стояло у истоков профессионального образования в регионе, способствовало созданию инженерной подготовки кадров в Приамурье.

Техникум сегодня

Сегодня факультет — современное инновационное образовательное учреждение, одно из крупнейших и развитых учебных заведений Дальневосточного федерального округа. Его рейтинг довольно высок, а в 2010, 2012 год и 2014 годах он входит в число 100 лучших образовательных учреждений СПО Российской Федерации, за что награждён дипломами и золотыми медалями.

Выпускники техникума

Выпускники техникума повсеместно показывают себя прекрасными работниками, настоящими профессионалами своего дела. Многие из них продолжают обучение в ВУЗах, продвигаясь дальше в своей карьере. Достаточно назвать имена известных выпускников техникума:

  • начальника Главдальстроя, Героя Социалистического труда Сидоренко Е. М.
  • начальника Закавказской железной дороги, депутата Верховного Совета СССР Блажиевского В. Б.
  • первого заместителя начальника Дальневосточной железной дороги Евдокимова М. Е.
  • главных инженеров ДВЖД Рыбалко Я. П. и Павловича Б. А.
  • заместителей начальника дороги Смирнова В. П.
  • Татаурова А. М., Дегтярева Ю. Н.
  • начальников отделений дороги Писарского А. И.,Тарабарова В. Т., Вялкова В. Г.
  • председателя Хабаровского горисполкома Домнина Ю. В.
  • генералов Кучерова Ф. Д., Солохненко И. М., Горбачева Г. П.,
  • профессоров Бабенко Э. Г., Кравчука В. В., Дениско Н. П., Кириленко А. Г.,
  • Героев Социалистического труда, машинистов электровоза Новосилецкого А. Д., Аверкова А. М.

и многих других.

Специальности

  • Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте
  • Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте
  • Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
  • Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (Вагоны)
  • Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (Локомотивы)
  • Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования
  • Электроснабжение на железнодорожном транспорте


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: