Аскольдова могила (опера)

26.03.2021

«Аскольдова могила» — романтическая, историко-бытовая опера Алексея Николаевича Верстовского (1835) по одноимённому роману М. Н. Загоскина, который был также автором либретто оперы.

История создания

После «Вадима» Верстовский долго искал тему для новой оперы и наконец остановил свой выбор на романе М. Загоскина, сюжет которого, со всеми его драматически напряжёнными ситуациями, как нельзя лучше подходил для сцены. Правда, в процессе работы над либретто многое пришлось изменить, в том числе трагическую развязку романа заменить счастливым концом. По цензурным соображением (людей, причисленных к лику святых запрещалось представлять на сцене) действие оперы было перенесено из времён князя Владимира во времена княжения Святослава Игоревича — в эпоху борьбы государственнических устремлений с феодальными усобицами. Нашла своё отражение в опере и тема борьбы христианства с язычеством. Силы, противостоявшие единству Руси, воплотились в «Аскольдовой могиле» в достаточно противоречивом образе Неизвестного: этот загадочный, вполне «романтический», персонаж, с одной стороны, ненавидит варягов, которыми окружил себя Святослав, любит Русь, но Русь «дедов и отцов», скорбит о её судьбе, с другой — в музыкальной характеристике Неизвестного, в отличие от основных героев оперы, Верстовский не использовал русские народные интонации.

Верстовский в процессе работы переосмыслил не только роман, но и написанное Загоскиным либретто. Так, Тороп Голован, скоморох и гудошник — традиционный персонаж русской сказочно-комической оперы конца XVIII — начала XIX века, у Загоскина представлен как орудие воли Неизвестного; в музыке Верстовского он, наоборот, воплощает доброе начало. И музыкально, и сценически это наиболее яркий персонаж оперы и фактически главный её герой: именно песни Торопа, многочисленные и очень выразительные, определяют события; он стал любимым героем демократической публики. Народность этого персонажа Верстовский подчеркнул и своей излюбленной формой - сольной песней с хоровым припевом.

Мрачной фантастике противопоставляется красочная бытовая сторона жизни киевлян. Ещё одна образная сфера оперы — лирика, связанная в первую очередь с главной героиней Надеждой, возлюбленной Всеслава. Её лирическая натура характеризуется романсовыми интонациями и создаёт тонкий портрет юной мечтательной девушки пушкинской эпохи.

Автор многократно вносил в партитуру изменения, направленные на усиление динамики музыкально-драматического развития, с 1840-х годов такие изменения вносились практически в каждую постановку. Верстовский вставлял музыкальные номера из других сочинений, купировал диалоги и в некоторых случаях заменял их на речитативы. Однако традиции постановочной работы в театрах России первой половины XIX в. в значительной мере затрудняют выявление авторских изменений текста оперы, поэтому публикация оригинального текста Верстовского представляет значительные трудности. Оригинальная партитура оперы не опубликована по сей день. В XX веке при изданиях и постановках опера также подвергалась неоднократным редакторским правкам.

Опера была поставлена на сцене московского Большого театра 15 сентября 1835 года. Она быстро завоевала популярность, особенно в Москве. За 25 лет в Большом театре прошло свыше 400 представлений этой оперы, а в постоянном репертуаре театра опера удерживалась вплоть до 1887 года. С. Т. Аксаков вспоминал, что опера «превосходно поставлена, и где прелестный голос и до совершенства доведённая игра г-на Бантышева в роли Торопки Голована до сих пор восхищают зрителей». Сам Верстовский вспоминал, что «Государь в проезд свой удостоил её высокой похвалы».

Опера была поставлена за год до «Жизни за царя» Глинки и стала не только вершиной творчества Верстовского, но и по праву считается итогом того исторического пути, которая прошла русская опера в XVIII и начале XIX века (доглинкинский период русской музыки). А. Н. Серов отводил ей «одно из самых почетных мест» и отмечал в ней стремление к истинной народности, характерность национального колорита и мелодическое богатство. Несмотря на то, что опера написана с разговорными диалогами, роль музыкального развития в ней очень высока, это предвосхищает некоторые черты опер Глинки. Вместе с тем, в ней есть ряд драматургических просчётов, из-за которых, несмотря на огромный успех, «Аскольдова могила» неоднократно подвергалась критике. Основными недостатками оперы были излишняя многословность разговорных диалогов, обилие персонажей без пения. Все это усложняло основную сюжетную интригу и затрудняло восприятие музыки, а после премьер опер М. И. Глинки само наличие разговорных диалогов в опере и вовсе воспринималось как анахронизм.

Действующие лица

  • Неизвестный — бас
  • Торопка Голован, гудошник — тенор
  • Всеслав, княжеский отрок — тенор
  • Алексей, старый рыбак — бас
  • Надежда, дочь его — сопрано
  • Вышата, княжеский ключник — бас
  • Фрелаф, варяжский мечник — тенор
  • Стемид, княжеский стремянный — тенор
  • Простен, княжеский гридня — без вокальной партии
  • Якуп — без вокальной партии
  • Икмор — без вокальной партии
  • Руальд, воин варяжской дружины — без вокальной партии
  • Эрик, воин варяжской дружины — без вокальной партии
  • Арнульф — без вокальной партии
  • Остромир, княжеский сокольничий — без вокальной партии
  • Фенкал, варяжский скальд — тенор
  • Вахрамеевна, киевская ведьма — без вокальной партии
  • Садко — без вокальной партии
  • Юрка — без вокальной партии
  • Пленко — без вокальной партии
  • Чурила — без вокальной партии
  • Старуха — без вокальной партии
  • Буслаевна, нянюшка — сопрано
  • Любаша, молодая киевлянка — сопрано
  • 1-й часовой — бас
  • 2-й часовой — бас
  • 1-й рыбак — без вокальной партии
  • 2-й рыбак — без вокальной партии

Киевляне и киевлянки. Славянская и варяжская дружины князя Святослава; слуги и служительницы в селе Предиславине; рыбаки и хор адских духов. Действие оперы происходит в древней Руси, во времена киевского князя Святослава Игоревича.

Премьерный состав оперы

Запись

Отражение в культуре

О популярности оперы в самых широких массах свидетельствует тот факт, что в "Очерках бурсы" Н.Г. Помяловского ученики время от времени напевают фрагмент оперы "В старину живали деды веселей своих внучат".



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: