RIVA 128

05.05.2021

RIVA 128 — GPU, выпущенный 1 апреля 1997 года компанией Nvidia. Стал одним из первых «народных» GPU с поддержкой 3D-акселерации. Название — акроним Real-time Interactive Video and Animation accelerator.

RIVA 128 стал первым широко известным GPU от Nvidia.

Архитектура

Первый чип NV1, созданный Nvidia, работал по совершенно иной технологии рендеринга, основанной на квадратичном маппинге текстур, не поддерживаемой Direct3D. RIVA 128, напротив, был спроектирован с максимальной совместимостью с Direct3D 5 и OpenGL API. На кристалле этого GPU, выполненном по 350-нанометровому техпроцессу, размещалось 3,5 миллиона транзисторов; рабочая частота ядра — 100 МГц.Этот чип один из первых использовал возможности шины AGP 1.0 (66 МГц) и был построен с учетом спецификаций Intel, реализованных в чипсете Intel 440LX для процессора Pentium II. Последний рекомендовался для полного раскрытия возможностей Riva 128.

Nvidia оснащала RIVA 128 4 мегабайтами новой на тот момент SGRAM-памяти, соединенной с графическим процессором 128-битной шиной на частоте 100 МГц. Её пропускная способность составляла 1,6 ГБ/с. Это был оптимальный объем с учетом соотношения цена/производительность. Благодаря виртуальному DMA, механизму предварительной выборки и большому текстурному кэшу оптимизировался поток данных из ОЗУ, так что даже шина PCI не была "бутылочным горлышком", не говоря уже об AGP. Аппаратная сортировка треугольников разгружала центральный процессор.

Максимальное разрешение в режиме 3D составляет 960x720 точек. Поддерживается аппаратное ускорение видео форматов MPEG-1/MPEG-2.

Riva 128 имела и недостатки. Первый - "сырое" программное обеспечение: проблемы с драйверами долго преследовали пользователей, а нормальная поддержка OpenGL появилась уже ближе к концу жизненного цикла карты. Второй был связан с наложением текстур. Вместо попиксельной (per-pixel) точности наложения использовалось менее ресурсоемкое по-полигональное (per-polygon), что приводило к неприятным артефактам рендеринга, например щелям между текстурами. Со временем производитель выпустил обновленный драйвер, в котором реализовал попиксельную точность наложения. Третий недостаток был связан с контроллером памяти, который мог работать только с чипами на 8 Мбит. Но производитель изначально и не планировал выпускать версии с объемом памяти, более чем 4 МБ, так что недостаток довольно условный.

Благодаря продуманной архитектуре производительность Riva 128 была сравнительно высокой, карта успешно конкурировала с Voodoo Graphics и, тем более, - с неудачным Voodoo Rush. Соперники от 3dfx Interactive нуждались в основной 2D-карте, уступали по максимальному разрешению, но зато предлагали поддержку проприетарного API Glide, который пользовался в то время большой популярностью у разработчиков игр.

Riva 128ZX

Эта обновленная версия увидела свет 23 февраля 1998 года. Объем видеопамяти был увеличен до 8 МБ. Для чипов SGRAM ширина шины осталась прежней, а для SDRAM ее пришлось уменьшить в два раза (до 64 бит), что обусловлено ограничениями контроллера памяти. Частота RAMDAC выросла с 206 до 250 МГц, максимальное разрешение в режиме 3D составляло 1280x1024 точки. Шина - AGP 2x, выпускались и PCI-версии.


Ссылки

  • 1 2 3 RIVA 128 Brochure, Nvidia, accessed October 9, 2007.


  • Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий: