Серапион (Шевалеевский)


Епископ Серапион (в миру Владимир Макарович Шевалеевский; 5 (17) июля 1873, село Парёвка, Кирсановский уезд, Тамбовская губерния — 15 сентября 1937, Сыктывкар) — епископ Православной российской церкви, епископ Арзамасский, викарий Горьковской епархии.

Биография

Родился 16 июля 1873 года в селе Паревка Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье священника.

Окончил Тамбовское духовное училище (1887), Тамбовскую духовную семинарию (1893), Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1898).

С 1898 года старший учитель Кермисинской второклассной церковно-приходской школы Тамбовской губернии.

С 1899 года преподаватель русского и церковнославянского языков в Старооскольском духовном училище.

Обвенчан с дочерью священника Марией Васильевной (дети: Нил, Наталия, Вера).

С 6 июня 1902 года иерей в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Корочи Курской губернии; курский епархиальный противосектантский миссионер.

С 15 июня 1905 года помощник смотрителя Белгородского духовного училища, преподаватель священной истории в начальных классах семинарии при нём.

В 1906 году овдовел.

С 1907 год ключарь в Александро-Невском храме городка Соколка, епархиальный наблюдатель церковных и школ грамоты Гродненской епархии, затем занимал аналогичные должности в Тверской и Полоцкой епархиях.

С 13 июля 1913 года протоиерей, настоятель Свято-Покровского храма в селе Ревятичи Пружанского уезда Гродненской губернии, член епархиальных миссионерского и училищного советов.

Награждён набедренником (1902), скуфьёй (1903), камилавкой (1905), наперсным крестом (1908) и орденом Святой Анны III степени (1911).

В 1917—1918 годах член Всероссийского поместного собора как заместитель епископа Пантелеимона (Рожновского), управляющего Полоцкой епархией, участвовал в 1-й сессии, член II, III, V, XIV отделов.

С декабря 1917 года преподаватель основного, догматического и нравственного богословия в Витебской духовной семинарии.

После ликвидации семинарии возвратился в Тамбовскую епархию, где продолжил священнослужение.

В 1920-е годы неоднократно арестовывался и направлялся в ссылку.

Епископ

21 августа 1928 года хиротонисан во епископа Моршанского, викария Тамбовской епархии.

Проявил себя грамотным, активным и очень добрым архипастырем, совершил много иерейских рукоположений. Епископу Серапиону удалось вернуть в лоно патриаршей церкви городской Вознесенский храм, бывший ранее кафедральным у обновленческого архиерея. В январе 1929 года по благословению епископа Серапиона в нём были организованы душеспасительные беседы и регулярные совещания церковного актива. Но в ночь под 1 мая 1930 года Вознесенский храм местными властями был взорван. Епископ Серапион пытался мирно сосуществовать с клиром обновленческого течения и даже пустил их (возможно, из-за материальных трудностей по содержанию большого здания, на правах своего второго отдельного штата) в Свято-Троицкий собор, где располагалась епископская кафедра, в результате чего она была потеряна. Тогда же кафедральным тихоновским храмом стала маленькая однопрестольная деревянная церковь Николая Чудотворца в бывшей слободе Базево. Имея кафедральным храмом церковь Николая Чудотворца, старался всячески подражать святителю из Мир Ликийских; на большие церковные праздники он обязательно кормил нищих.

С марта 1933 года епископ Арзамасский, викарий Горьковской епархии.

По воспоминаниям современников, был среднего роста с большой седой бородой.

2 марта 1934 года был арестован и препровождён в Арзамасское исправительно-трудовое учреждение. Поводом для задержания послужили его проповеди. 4 марта епископу было предъявлено обвинение, что он «является руководителем контрреволюционной церковной группировки, участники которой в своих основных очагах… распространяют провокационные слухи о неизбежности в недалеком будущем реставрации капитализма, о голоде в СССР и вместе с тем, подстрекают население к отказу от засыпки семенного и страхового фондов, сопровождая все это группированием вокруг себя бывших людей, административно высланных».

Вместе с епископом Серапионом были арестованы еще 11 человек, среди которых был Герман (Ряшенцев), проживавший в Арзамасе в статусе административно высланного поселенца.

1 марта 1934 года приговорён к пяти годам ссылки, которую отбывал в Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар) автономной области Коми (Зырян).

24 февраля 1937 года в ссылке был арестован по обвинению в участии в «контрреволюционной группе церковников „Священная дружина“». К тому времени был уже пожилым и больным человеком. На следствии виновным себя не признал. 13 сентября приговорён к расстрелу тройкой при УНКВД Коми АССР. Расстрелян 15 сентября 1937 года в Сыктывкаре.

Библиография

  • Следует ли крестить в православной церкви штундистских детей?; В Радуницу. Из беседы со штундистами о молитве за умерших // Миссионерское обозрение. 1904. № 1, 8.
  • Курское сектантство. Очерки современного состояния епархиального сектантства. Курск, 1905.
  • Духовные песни скопцов Курской епархии // Миссионерское обозрение. 1906. № 2-3; 1907. № 3.
  • Церковно-школьное дело в Гродненской епархии за время с 1902—1909 г. Гродна, 1909.
  • Юбилейный церковно-школьный праздник в г. Гродне // Гродненские епархиальные ведомости. 1909. № 44.
  • Что такое штунда? // Томские епархиальные ведомости. 1913. № 22-23.
  • Из скопческих рукописей. СПб., 1913.
  • Слово о Страшном суде // Миссионерское обозрение. 1913. № 1.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: