Сражение при Рымнике


Сражение при Рымнике — одно из главных сражений Русско-турецкой войны 1787—1791 годов, окончившееся разгромом турецкой армии.

Предыстория

По состоянию на август 1789 года, отряд Суворова (12 батальонов пехоты, 3 карабинерных и 2 казачьих полка), входивший в состав Украинской армии (командующий — Николай Репнин), находился у города Бырлат. В районе города Фокшаны был сосредоточен австрийский корпус принца Кобургского численностью в 18 тысяч человек.

После поражения в сражении под Фокшанами 21 июля (1 августа) 1789 года турки укрылись в крепостях по реке Дунай. Все сведения об османских силах, получаемые русским командованием вплоть до 20 августа (31 августа), не указывали на возможность каких-либо активных действий с их стороны, но с начала сентября начали поступать данные о том, что турки расширили своё военное присутствие на театре военных действий и приступили к переправе на левый берег Дуная.

Великий визирь Юсуф-паша (Коджа Юсуф-паша), направив в поход на Тобак-Фальчи часть турецких воинов под началом Джезаирли Гази Хасан-паши, собрал в Браилове большое войско. План действий, намеченный великим визирем, сводился к следующему: пользуясь численным превосходством, нанести поражение австрийцам у Фокшан, в ту же ночь выдвинуться к Бырлату и опрокинуть небольшой отряд Суворова (Юсуфу-паше было известно о малочисленности этого соединения), после чего развить наступление на Яссы для соединения с силами Джезаирли Гази Хасан-паши. План был удачно составлен, но требовал энергии, быстроты и смелости в исполнении как от самого великого визиря, так и от Хасан-паши. Тем не менее, отряд Хасан-паши уже 7 сентября (18 сентября) был разбит войсками Николая Репнина в сражении на реке Сальче, а сам Юсуф-паша действовал вяло.

4 сентября (15 сентября) авангард войска великого визиря достиг реки Бузео и занял Градешты. Узнав об этом, командующий австрийским корпусом принц Кобургский запросил помощи отряда Суворова. В 11 часов утра 7 сентября (18 сентября) русский полководец получил послание принца и немедленно отдал приказ выступить на Текуч. Для того, чтобы как можно быстрее соединиться с австрийцами, Суворов выбрал кратчайший маршрут движения — прямо на Текуч и Фокшаны.

Между тем войско великого визиря двигалось вперёд чрезвычайно медленно: только к 7 сентября (18 сентября) основные силы турок достигли деревни Маринешти (Мэрэшешти) и расположились там лагерем. Юсуф-паша все ещё намеревался вытеснить австрийцев из Молдавского княжества, но подходящее для этого время было им упущено. Три дня до подхода к Маринешти великий визирь пребывал в полном бездействии: либо потому, что ожидал подхода подкреплений (этой версии придерживался Суворов), либо потому, что прежде всего желал получить известия об успехах Хасан-паши. Кроме того, движения султанского войска затруднялись и замедлялись вследствие многочисленности находившихся под началом Юсуфа-паши сил, немалого количества представителей свиты и прислуги, а также большого обоза: к примеру, для перевозки палатки, котлов, кофейников и вёдер на 20 янычар требовался один верблюд, каждые 10 янычар также располагали вьючной лошадью, а любой татарин мог иметь столько лошадей, сколько хотел — обычно трёх либо четырёх.

8 сентября (19 сентября) авангард войска великого визиря вошёл в соприкосновение с австрийцами, вынудив их отступить за реку Мильков. 9 сентября (20 сентября) Юсуф-паша расширил позиции своих сил влево, и авангард турок расположился лагерем при деревне Тырго-Кукули. Таким образом, султанское войско оказалось растянуто более чем на 21 версту.

Силы и расположение войск сторон

10 сентября (21 сентября) войска Суворова, преодолев при неблагоприятных погодных условиях более 80 вёрст за 70 часов, прибыли к Фокшанам и соединились с корпусом принца Кобургского. В состав отряда Суворова входили 9 не полностью укомплектованных батальонов пехоты, 9 эскадронов карабинеров, 2 казачьих полка и тысяча арнаутов (итого около 6,5 тыс. человек). Корпус принца Кобургского включал в себя 10 батальонов пехоты и 30 эскадронов кавалерии (всего около 18 тыс. человек). Таким образом, численность объединённых русско-австрийских войск составляла приблизительно 25 тыс. солдат и офицеров.

Пространство между реками Рымна и Рымник, на котором великий визирь остановил своё войско, имело важное значение как узел важнейших путей от реки Бузео к деревне Тырго-Кукули и от города Браилова к деревне Маринешти. В этом месте турки расположились тремя уступами. На сильно укреплённой позиции у Тырго-Кукули находилось 12 тыс. султанских воинов под руководством Хаджи Сойтар-паши (Хаджи Сальтари-паши). В состав отряда Хаджи-паши входили остатки разгромленного под Фокшанами османского войска числом до 6 тыс. человек. У Маринешти укрепилась основная масса визирской армии под началом Аги-паши — 70 тыс. воинов, из них 20 тысяч янычар. Сам Юсуф-паша с 20 тысячами воинов располагался у селения Одая, ещё не переправившись через Рымник. Занятая турками позиция была достаточно просторна для развёртывания значительных сил султанского войска, а свойства местности соответствовали характеру действия главного элемента их вооружённых сил — конницы, которая могла использовать овраги в качестве отличных исходных направлений для атак. В распоряжении османской пехоты находился ряд заранее подготовленных опорных пунктов: леса Каята и Крынгу-Мейлор, деревня Бокса.

Укреплённая турецкая позиция возле Тырго-Кукули с фронта была прикрыта непреодолимой вброд Рымной, слева — непроходимой болотистой местностью, справа же атака против отряда Хаджи-паши была возможна, но наступательные действия в этом направлении были затруднены оврагом с труднодоступным болотистым дном, а главное — атакующий эту часть позиции подставлял свой левый фланг под удары части султанского войска, находившейся у Маринешти. В свою очередь, наступление на укреплённую позицию возле Маринешти должно было вестись по местности, в высшей степени благоприятствующей атакам сильной османской конницы. С фронта эта позиция была прикрыта оврагом, а также усилена лесом Крынгу-Мейлор и селением Бокса. Вместе с тем направляющийся к ней подставлял свой правый фланг, а затем и тыл под удары отряда Хаджи-паши. Таким образом, несмотря на разъединённое положение, обе части общей турецкой позиции находились во взаимной связи и могли в случае необходимости оказать друг другу помощь либо заставить русско-австрийскую армию произвести одновременную атаку по двум расходящимся направлениям, что представлялось маловероятным вследствие численного превосходства султанского войска.

План атаки турецких позиций

План атаки турецких позиций был составлен Суворовым на основании данных рекогносцировки. Согласно замыслу полководца, русско-австрийским соединениям предстояло переправиться ночью через Рымну у деревни Чорешти и леса Богача, то есть вне сферы действия турок. После переправы русские войска должны были наступать уступом в сторону Тырго-Кукули, поднимаясь вверх по Рымне, и произвести атаку на отряд Гаджи-паши. Одновременно австрийскому корпусу предписывалось обеспечить прикрытие тыла и фланга своих союзников со стороны Крынгу-Мейлора и идти в наступление в этом направлении. Нанеся поражение отряду Гаджи-паши, русские войска должны были изменить фронт атаки и начать движение на Боксу, а австрийцы в это же время — податься вперёд и вправо для сближения с подразделениями Суворова. После захвата Боксы отрядом русского полководца союзникам предстояло совместно атаковать главные позиции султанского войска. Разгромив турок, русско-австрийская армия должна была преследовать их за Рымник.

Ход сражения

Выдвижение союзных войск двумя колоннами началось в ночь на 11 (22) сентября. Переправившись через Рымну, русские войска в 6 часов утра пошли в наступление. Подойдя на расстояние 1,5 км от передней линии обороны турок в лагере Тырго-Кукули, войска попали под огонь артиллерии. Подавив артиллерию и отбив атаку турецкой конницы, суворовские войска после ожесточённого боя захватили лагерь Тырго-Кукули, заставив турок бежать к реке Рымник. После взятия первого лагеря русские войска продолжили наступление к деревне Бокзы. Тем временем австрийские отряды отбили атаку 15-тысячной турецкой конницы, стремившейся разъединить войска союзников.

Захватив турецкие укрепления у деревни Бокзы, войска Суворова соединились с австрийскими войсками. После получасового отдыха, в три часа дня началась атака на главный лагерь турок у леса Крынгу-Мейлор. Австрийские части пошли на центр позиций турок, где завязался длительный бой. В это время Суворов со своими войсками зашёл во фланг Юсуфа-паши. Увидев, что укрепления на этом участке недостроены, он мгновенно принял решение атаковать турецкие позиции конницей. Конница преодолела укрепления и ворвалась в турецкий лагерь, следом за ней ворвалась пехота, которая начала истреблять турецких солдат. Среди них началась паника, они начали беспорядочно отступать к переправе близ Маринешти, преследуемые русскими войсками, которые ворвались в лагерь вслед за отступающими. Попытка Юсуфа-паши организовать оборону переправы провалилась: её защитники были сметены огромным числом беспорядочно отступавших турецких солдат. Во время переправы началась свалка, турки конные и пешие бросались в воду и тысячами тонули. При отступлении турецкие войска понесли большие потери, чем во время боя. Значительная часть войск рассеялась, преследуемая русскими отрядами. За смелые и решительные наступательные действия против превосходящих сил противника австрийцы прозвали Суворова «Генерал Вперёд».

Потери войск сторон

Всё поле сражения на расстоянии шести вёрст от Крынгу-Мейлора до Мартинешти было буквально покрыто телами турецких воинов — потери османского войска убитыми на этом поле составили 8 тысяч человек. Более 2 тысяч турок погибло на переправе. Кроме того, на высотах между Крынгу-Мейлором и Тырго-Кукули полегло ещё более 5 тысяч османских воинов. За весь день 22 сентября союзниками было взято в плен не более 400 турок. Таким образом, потери войска Юсуф-паши только убитыми в день сражения составили не менее 15 тысяч человек.

На рассвете 23 сентября принц Кобургский отправил в крынгу-мейлорский лес батальон пехоты и небольшие отряды гусар для уничтожения скрывавшихся там остатков армии визиря. В ходе этой операции турки потеряли более 2 тысяч воинов. Сам Юсуф-паша доносил, что общие потери его войск превышают 20 тысяч человек.

Трофеями союзников стали 67 полевых и 7 осадных орудий, 6 мортир, 100 знамён, три османских лагеря, множество лошадей, верблюдов, припасов и прочего имущества, в том числе захваченная в последнем лагере турок богатая ставка Юсуф-паши из золотой и серебряной парчи. Союзники также обнаружили, что великий визирь приказал заблаговременно заготовить множество цепей, чтобы заковывать в них пленных, которых султанский полководец предполагал захватывать тысячами. Об одной из таких цепей длиной в десять шагов и весом примерно в один квинтал (48,95 кг) упомянул принц Кобургский в письме Суворову.

Потери русско-австрийских войск не превышали 500 человек убитыми.

После сражения

После сражения при Рымнике около 15 тысяч воинов визирской армии бежали в Бузео и далее к Рущуку, где переправились через Дунай, намереваясь добраться до сборного пункта в Шумле. Другая часть разбитого османского войска, численностью от 15 до 20 тысяч человек, после битвы бежала к Браилову, перешла в этом месте через Дунай и собралась в Мачине. Визирь отдал распоряжение этим воинам также направиться к Шумле.

Значение

Победа при Рымнике стала одной из наиболее блистательных побед Александра Суворова. За победу в ней он был возведён Екатериной II в графское достоинство с названием Рымникский, получил бриллиантовые знаки Андреевского ордена, шпагу, осыпанную бриллиантами с надписью «Победителю визиря», бриллиантовый эполет, драгоценный перстень и Орден Святого Георгия 1-й степени. Император Иосиф II пожаловал Суворову титул графа Священной Римской империи.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: