Аспекты мифа

04.06.2021

«Аспекты мифа» — книга философа и писателя румынского происхождения Мирчи Элиаде, опубликованная в 1964 году, в которой изложены рассуждения о происхождении мифа и его влияния на культуру.

Содержание

Что такое миф

Свою работу Мирча Элиаде начинает с того, что в наши дни «миф» воспринимается совершенно иначе по сравнению с тем, как его воспринимали сотни лет назад. Раньше мифом считали рассказ о реальных событиях, которые произошли в прошлом. Миф нес в себе опыт и мудрость предшественников, и именно с помощью него человек обретал знание об окружающем его мире.

«<…>миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена «начала всех начал». Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления, будь то всеобъемлющая реальность, космос или только ее фрагмент. <…> В целом миф описывает различные, иногда драматические, мощные проявления священного (или сверхъестественного) в этом мире. Именно эти проявления явились реальной основой создания Мира и сделали его таким, каков он есть сегодня. Более того, именно в результате вмешательства сверхъестественных существ человек стал таким, каков он есть — смертным, разделенным на два пола, обладающим культурой".

Аспекты мифа. Мирча Элиаде

Миф сообщает информацию о том, что было «в начале всего», а человек — такой, какой он есть сейчас, — является результатом мифических событий прошлого. Миф «актуализируется», становясь основой обрядов инициации или лечения:

«знание о происхождении какого-нибудь предмета, животного или растения равнозначно тому, что мы приобрели над ними магическую власть, которая позволяет господствовать и по своему желанию управлять их воспроизведением и размножением».

Аспекты мифа. Мирча Элиаде

Например, обладая знанием о происхождение каких-либо растений, человек способен исцелять с их помощью. Необходимо воспроизвести полную информацию о происхождении того или иного растения или предмета, что позволит получить возможность управлять им.

Виды мифов

Особое место Элиаде уделяет космогоническим мифам и мифам о происхождении.

Космогонические мифы являются образцом для создания других мифов, так как они описывают процесс зарождения мира в целом. Мифы о происхождении (растений, животных, человека и т.д.) объясняют новую ситуацию, которая происходила в уже существующем мире. Прибегая к космогонии, человек просит Бога воспроизвести мир заново. В этом случае миф о происхождении является частью мифа космогонического при исцелении, рождении ребенка или же возведение на трон нового правителя. В данном случае основная идея заключается в том, что только первое появление чего-то значимо, а все следующие воплощения этого предмета — это лишь повторения первого опыта. Элиаде тем самым подчеркивает важность начальной точки, момента создания чего-либо.

Мифы о Новом Годе

Во многих культурах встречается миф об обновлении Мира в Новый Год. Обновление в таком случае является повторением космогонии. Ритуал «возрождения» повторяет воссоздание всего живого в мире.

"<…>если вероятно, что непосредственное восприятие «года» как цикла лежит в основе идеи периодически обновляющегося Космоса, то в мифо-ритуальных сценариях Нового появляется другая идея, имеющая другую структуру и другой генезис. Это идея «совершенства начал», выражающая более глубокий сугубо личный религиозный опыт, питаемый воспоминаниями "утраченного рая"<...>.

Аспекты мифа. Мирча Элиаде

Эсхатология в мифах

Элиаде выделяет идею об эсхатологии в космогонии — «начало» не может существовать без «конца». Это предполагает полное разрушение старого мира ради создания нового. Во многих мифах прослеживается сюжет конца света как в прошлом, так и в будущем, что доказывает цикличность времени. Во многих мифах конец света выступает в качестве наказания за грехи людей, после которого происходит «очищение» мира и его возвращение к «совершенству первоначальных времен».

Но, по мнению Элиаде,

«мир пребудет вечно, хотя он периодически и разрушается в буквальном смысле этого слова».

Аспекты мифа. Мирча Элиаде

Это лишь конец цикла вечного возвращения. В христианстве эта идея приняла форму милленаризма.

Боги в мифах

Согласно Элиаде, существует несколько видов Богов. Есть Бог отдыхающий, который сотворил мир и человека и отошел от дел. Во многих мифах это является причиной отдаления неба от земли, Бога Отдыхающего от всего человечества. Его образ постепенно стирается или же интегрируется в другие Божественные образы, которые имеют более близкую связь в отношениях с человеком. Существует убиенное Божество, смерть которого, согласно мифам, имеет прямое воздействие на последующую жизнь человечества. Его возникновение не космогонично, так как происходит после сотворения мира.

В мифах о происхождении рассказывается о сотворении «самого существенного», что есть в мире, посредством контакта сверхъестественных существ (чаще всего – убиенных божеств) и людей. Здесь, по мнению Элиаде, берет начало «демистификация»:

"Элита искала теперь «главное» не в истории богов, а в «первоначальной исходной ситуации», предшествовавшей истории. Здесь налицо попытка выйти за пределы мифологии как божественной истории, приблизиться к тому первоисточнику, откуда берет начало сущее, обнаружить саму «прародительницу бытия".

Аспекты мифа. Мирча Элиаде

Миф о памяти и забвении

Элиада также рассуждает над мифологией памяти и забвения. Мифы говорят о том, что погружение в повседневную жизнь с ее плотскими удовольствиями отдаляет человека от понимания самого себя и своей души, что отражается в мифе в образе забвения. Миф и весь его сверхъестественный план в древнейшие времена были открыты человеку, эти знания были доступны ему и направляли его. Миф был священным абсолютом, который на особом языке знаков и символов говорил с человеком.

Миф сейчас

Знание (логос) побеждает миф, оно больше не передается из уст в уста, а сохраняется на бумаге. Но миф продолжает влиять на различные культуры, в частности, он находит свое отражение в религии — в верованиях, сказаниях, писаниях и т.д. В масс-медиа также есть признаки мифов. По мнению Элиаде,

"персонажи «комиксов» являются современной версией мифологических или фольклорных героев".

Аспекты мифа. Мирча Элиаде

Критика

Андрей Павлович Забияко пишет, что Элиаде относит сакральное «к числу важнейших морфологических образцов, «паттернов» религиозного сознания». Также он полагает, что идеи Элиаде берут свое начало в работах Р. Отто, который обосновывал роль сакрального. По его мнению, идеи Элиаде о «homo religious» направлены на возвращение человека к духовной составляющей жизни.

А. Барбоса ди Сильва отмечает, что Элиаде выделяет два вида «святого» — как феномен и как онтологический термин.

Чарльз Лонг в 1967 году писал: «Элиаде ожидал, что историческое исследование может быть также инициацией, терапией, которая должна приготовить нашу культуру к новому рождению. Новое рождение возможно, если мы с серьезностью воспримем то, что открывает нам историческое исследование. В исследованиях Элиаде – это раскрытие религиозного мира, встречи человека с сакральным”.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: