Символ

09.06.2021

Символ (др.-греч. σύμβολον — «совместное бросание», условный знак, сигнал) — неиконический знак, изображение, не имеющее видимого сходства с обозначаемым предметом. Условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. В семиотике — коннотат (обозначающее), не имеющее денотата (обозначаемого предмета). Либо знак, обладающий смыслом, но лишённый значения. Примеры: фантастические образы, мифологические существа, у которых нет соответствий в реальном мире. Классический пример символизма дал Платон в своём «символе пещеры» (Государство. VII. 514—515).

Дионисий Ареопагит (конец I в. н. э.) пояснял, что символы есть предметы, которые передают «истину Божественной сущности», не отображая её непосредственно, но представляют собой «несходные подобия» («О небесной иерархии»; III, гл. II, 4). Понятие символа тесно связано с такими категориями, как художественный образ, аллегория, художественный троп, но отличается от них всеобъемлющим значением;

И. Кант утверждал, что искусство, будучи интуитивным способом создания представлений, в целом носит символический характер. А. Ф. Лосев определял символ как «субстанциальное тождество идеи и вещи».

«Всякий символ заключает в себе образ, но не сводится к нему, поскольку подразумевает присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. Образ и смысл образуют два элемента символа, немыслимые друг без друга. Посему символы существуют как символы (а не как вещи) только внутри интерпретаций».

В XX веке неокантианец Э. Кассирер обобщил понятие символа и отнёс к «символическим формам» широкий класс культурных явлений, таких как язык, миф, религия, искусство и наука, посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос. В художественном творчестве (литературном тексте или изобразительном искусстве) символ «опредмечивается» посредством художественных тропов (метафор, сравнений, метонимий). Подобное явление в Средневековье именовали «символической связью» (лат. symbolic nexus). Именно так Исидор Севильский обосновывал символичность христианской иконографии в своём труде «Этимологии» (VII в.; Книга VII).

«В религиозной, эстетической и художественной практике символические образы используют для того, чтобы прояснять связь видимого и невидимого, конкретного и абстрактного, материального и трансцендентного. Представления, возникающие в результате слияния трансцендентного смысла и его значения и есть символ в эстетическом и художественном смыслах». В ином определении символ — это "знак, посредством которого узнаётся явление в его глубокой иррациональной сущности.

История

В древнегреческих мистериях символом называли тайное слово, пароль, какую-либо вещь, например половинку разломанной монеты, по которым Посвящённые в таинства узнавали друг друга. Позднее символами стали называть предметы, представляющие собой залог какого-либо договора или долгового обязательства либо имеющие тайное значение для определённой группы лиц, корпораций, ремесленных цехов и гильдий, тайных обществ. Символы могут быть абстрактными (конвенциональными знаками, о значении которых люди специально договариваются), например цифровые обозначения, или индексальными (указующими), ассоциирующимися с формой предметов, которые они обозначают. Таковы многие древнейшие символы изобразительного искусства. Круг — символ Солнца (солярный знак), волна (меандр) — знак воды, зигзаг — знак молнии и живительного дождя, крест, свастика — знаки огня. При этом значения одних и тех же символов исторически изменчивы. Содержание меняется, формы остаются. Примеры: символика креста, свастики. Такие знаки, как треугольник, круг, квадрат одновременно являются изобразительными и символическими архетипами, например в архитектуре. В изобразительном искусстве символ возникает в момент слияния плана содержания и плана выражения — представления, сложившегося в сознании человека благодаря знаку и его иконической (изобразительной) форме. В результате такого слияния знак, не изображающий конкретный предмет, становится его «представителем». Художественное течение, возникшее в результате обострения такого иконографического процесса, называют символизмом.

В русской религиозной философии понятие символа трактовали особенным образом, хотя и в русле неокантианской традиции: «Символ есть трансцендентно-имманентное действие некоей сущности, выражение энергии… Он имеет корни в той же глубине, из которой проистекает и реальность».

В культуре ХХ века различия понятий знака и символа постепенно стирались. В обыденной жизни при желании любой предмет можно воспринимать символически. Символами часто называют образы и персонажи античной мифологии, элементы орнамента, аллегории, эмблемы. Поэтому необходимо разделять общие понятия символизма и символического мышления и специально создаваемые символы в качестве индексальных знаков.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: