Киноляп

09.06.2021

Рекомендации по описанию киноляпов в Википедии см. в ВП:ЛЯПЫ.

Ляп в кинематографе (или киноляп) — техническая, логическая, текстовая или сюжетная ошибка при съёмках, монтаже фильма или мультфильма, которая, будучи замеченной, нарушает естественность происходящего на экране, сбивает с основного ритма повествования. Ляпы могут быть допущены как случайно, так и намеренно.

Особенности

Как признают режиссёры, в большинстве случаев ляпы — это технические проблемы, которых невозможно избежать при столь сложном процессе, как производство фильма. Впрочем, есть немало случаев, когда неверное отображение реальности, трактуемое зрителями как ляп, допускается намеренно, скажем, в идеологических целях или оправдывается художественным замыслом. Так, например, в фильме «Баллада о солдате», действие которого протекает в 1942 году, герои носят погоны, в реальности введённые в РККА в 1943 году. Режиссёр фильма Григорий Чухрай утверждал, что сделал это специально, поскольку в Европе, где потенциально могли увидеть этот фильм, уже сформировался образ советского солдата в погонах, и режиссёр не хотел его портить. К тому же в контексте сюжета фильма было важно показать преемственность поколений среди простых солдат — от Русской императорской армии к РККА.

Некоторые кинематографические условности стали настолько привычными, что на них уже не обращают внимание, и они переходят в кинематографические штампы. Например, то, что в боевиках герои укрываются от пуль за дверцей автомобиля, телом другого человека или даже за деревянной мебелью. Есть ляпы, которые стали классикой и своеобразной визитной карточкой фильмов, без которых их уже нельзя представить. Так, известно высказывание Джорджа Лукаса, комментировавшего эффектные взрывы в серии фильмов «Звёздные войны»:

Количество ошибок в фильме длительностью менее двух часов может достигать сотен, и то, какая их часть будет выявлена, напрямую зависит лишь от того, насколько фильм популярен. Поиск ляпов превращается в своеобразный вид спорта. Фильмы без обнаруженных ошибок являются редким исключением.

Подсчётом кинопляпов в фильмах занимается американский видеоканал CinemaSins.

Классификация

На профильных сайтах сложилась определённая классификация ляпов:

К киноляпам можно отнести несоответствия при повторном показе одних и тех же событий. Например, во флешбеках или в видеоряде, сопровождающем «краткое содержание предыдущих серий», могут встречаться кадры, которые на самом деле в предыдущих сериях либо отсутствовали, либо присутствовали в другом виде (разные дубли).

Киноляпы следует отличать от условностей кинематографа, неизбежных в любых художественных фильмах. К таковым относятся, прежде всего, съёмки реального объекта в павильоне киностудии (классический пример: герой переходит из одной комнаты в другую, а камера, следуя за ним, «проходит сквозь стену»), или географические условности, когда эпизод, действие которого происходит в конкретном, реально существующем месте, снимают в другом и т. п. Также многое зависит от того, реалистичен ли сюжет фильма. Если сюжет не претендует на воспроизведение реальных событий, например, основан на мистике или сновидениях, в которых соблюдение логики не требуется по определению, то логические, исторические и т. п. несообразности в таких ситуациях не должны считаться ляпами.

Значение

Ляпы сами по себе стали объектом внимания при создании фильмов. Есть целый ряд картин, которые обыгрывают киноляпы и киноштампы, такие, как: «Голый пистолет», «Горячие головы!», «Молчание ветчины»; советские мультфильмы «Ограбление по…», «Шпионские страсти». Существуют ресурсы в Интернете и форумы, полностью посвящённые киноляпам и их поиску. Сборники выявленных при монтаже киноляпов и неудачных дублей могут быть добавлены в качестве бонуса на медианоситель или включены в сам фильм в качестве «сцен после титров».



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: