Джен

26.06.2021

Джен (также джанджо, дженджо, дза, гвомо, каренджо; англ. jen, janjo, jenjo, dza, gwomo, karenjo; самоназвание: èédzá, ídzà) — адамава-убангийский народ, населяющий восточную часть Нигерии, область в среднем течении реки Бенуэ к северу от города Джалинго (районы Карим Ламидо, Лау, Джалинго, Гассол, Иби и Ардо-Кола штата Тараба, районы Нуман и Ламурде штата Адамава, и район Баланга штата Гомбе). Центр этнической территории народа джен — селение Дза (Джен).

По оценкам, опубликованным на сайте организации Joshua Project, численность народа джен составляет около 33 000 человек.

Выделяются четыре субэтнических общности джен, напрямую не связанные с диалектным членением их языка: йе (саредоу, кайгама), дзака (кахала), нгвабанг (саретунде) и е’жи (джауле).

Язык

Народ джен говорит на языке джен адамава-убангийской семьи нигеро-конголезской макросемьи. Данный язык распадается на диалекты джауле, кайгама и ларедо. Язык джен известен также под названиями «дза», «ээдза», «идза», «э идза», «джанджо», «дженджо», «джа» (самоназвание — nnwa’ dzâ). В классификациях языков адамава, представленных в справочнике языков мира Ethnologue и в «Большой российской энциклопедии», язык джен вместе с языками бурак, кьяк, лелау (мунга-лелау), ло (лоо), махди, мак, досо (мунга-досо, минганг-досо), моо и тха входит в состав группы джен ветви ваджа-джен. С недавнего времени создана письменность на базе латинского алфавита. Как второй язык джен распространён среди носителей джукуноидного языка шоо-минда-нье. Численность говорящих на языке джен, согласно данным, опубликованным в справочнике Ethnologue, составляет около 100 000 человек (2014). Помимо родного языка представители народа джен также владеют языком хауса и нигерийским пиджином.

Религия

Подавляющее большинство представителей народа джен исповедует христианство (80 %), имеются группы мусульман (10 %) и приверженцев традиционных верований (10 %).

Культура

Для народов региона среднего и верхнего течения реки Бенуэ характерен ряд культурно-бытовых особенностей, отличающих население этого региона от населения остальной части долины Бенуэ. В частности, народы этого региона (джен, чам-мона, лонгуда, га’анда, юнгур и другие) сохранили местные ритуальные практики, заключающиеся в обращении к предкам и духам с целью лечения больных, для удачной охоты, для защиты воинов в сражении и т. п. Наиболее характерной чертой таких ритуальных обрядов было использование керамических сосудов (чаще всего имевших антропоморфную форму), что резко контрастировало с обрядами других регионов, в которых преобладало использование деревянных статуэток и масок. Изготовлением сосудов и других гончарных изделий у народов верховьев Бенуэ занимались только женщины. Считается, что своеобразие культурных черт народов верховьев Бенуэ сложилось в условиях относительной изоляции, вызванной удалённостью региона и его холмистым ландшафтом, который защищал местные народы от частых вторжений завоевателей, прежде всего, от фульбе.

  • Гончарное изделие (Государственные музеи Берлина)

  • Гончарное изделие (Государственные музеи Берлина)

  • Гончарное изделие (Государственные музеи Берлина)

  • Гончарное изделие (Государственные музеи Берлина)

  • Скульптура (Государственные музеи Берлина)



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: