Московская улица (Саратов)

05.07.2021

Московская улица (с 1924 по 1959 — Ленинская улица, с 1959 по 1991 — проспект Ленина) — центральная улица Саратова, проходящая от Волги через всю центральную часть города, прерываясь в районе Саратовского железнодорожного вокзала. Длина улицы от начала до железной дороги 4 км 327 м, от железной дороги до конца 462 м, в общей сложности 4 км 789 м без учёта прерываний и с учётом прерывания около 5 км; в центре города ширина проезжей части 12 м, ширина тротуаров 5 м, общая ширина — 22 м; за железнодорожным вокзалом ширина проезжей части 7 м, ширина тротуаров 4 м, общая ширина — 15 м.

История

Московская была наряду с Часовенной, Царицынской и Покровской (ныне улицы Кутякова, Чернышевского и Лермонтова) одной из первых улиц перенесённого в 1674 году на правый берег Саратова. Своё название улица получила по Большой Московской дороге или, как её ещё называли, тракту, ведущего на Пензу, и далее к Москве. Эта дорога начиналась от Московских ворот городского вала в районе нынешнего пересечения улиц Октябрьской и Московской. Городской вал шёл от Казанских ворот на берегу Волги, вдоль Глебучева оврага, по нынешней Валовой улице, далее вдоль Северной улицы поворачивал к Московской, пересекал её и по Октябрьской улице вновь спускался к Волге. Эти оборонительные сооружения не остановили Емельяна Пугачёва. В 1774 году, после непродолжительного сопротивления он вошёл в город по Московской дороге.

Московская всегда была центральной, самой престижной улицей города. По плану 1774 года на Московской от въезда в город до Троицкого собора должны были располагаться дворянские дома, но в XIX веке улица была застроена в основном купеческими домами. Купеческое сословие предпочитало селиться здесь, так как Московская соединила между собой главные торговые места города — Гостиный Двор на Старо-Соборной (ныне — Музейной) площади и Верхний базар (Театральная площадь).

Главная и самая старинная улица — Московская, идёт от берега Волги до городского выезда на так называемый Московский тракт — дорогу, идущую на Пензу. Почти на половине её длины — обширная площадь — Хлебная, или Театральная: по одну сторону — торговые ряды и хлебные магазины, по другую — новый Гостиный двор, а левее его, на средине площади, построен театр. При выездном конце улицы — прекрасное здание саратовского гарнизонного батальона и арестантские роты гражданского ведомства. При начале Московской улицы, неподалеку от берега, старый Гостиный двор, одним своим фасадом выходящий на площадь

На Московской в 1807 году аптекарем Линдегреном была открыта первая частная аптека Саратова, а в 1830 году купцом Д. М. Вакуровым в доме № 9 по улице Московской была открыта первая книжная лавка города. Московская была первой улицей, вымощенной в 1840 году известняком, а в 1882 — асфальтом.

1 апреля 1887 года по Московской улице впервые в Саратове было проведено пробное движение «конки». В 1908 году Бельгийским обществом трамваев и электроосвещения на углу улицы Астраханской была построена дизельная электростанция постоянного тока и трамвайное депо. 9 ноября 1908 года по Московской улице был пущен трамвай. Это был третий трамвайный маршрут после тех, что прошли по Ильинской и Немецкой (ныне улица Чапаева и проспект Кирова). В 1952 году трамвайная линия была перенесена на параллельные улицы Кутякова и Челюскинцев и по Ленинской улице пошёл первый Саратовский троллейбус.

В 1911 году по адресу Московская, 63 (ныне дом № 116) было открыто первое в Саратове автомобильное депо (позднее там была открыта первая в Саратове автошкола).

Московская улица росла вместе с городом до начала XX века, когда город достиг своих естественных границ на западе — склонов Лысой горы.

В январе 1924 года Московская улица была переименована в Ленинскую, а в 1959 — в проспект Ленина, но в 1991 году по указу мэра Саратова ей, наряду с другими улицами и площадями города, вернули историческое название.

На Московской улице были построены в середине 1980-x одни из первых в Саратове 14-этажных домов. Ранее в них были расположены магазины «Зенит», «Руслан» и «Людмила», а ныне в них находятся крупные торговые центры, центральный офис МТС и др.

В наши дни Московская — одна из основных магистралей города, соединяющая берег Волги с центром города, с вокзалом и другими основными магистралями — Астраханской улицей, а также через некоторые другие улицы с проспектом 50-летия Октября и др. Также это центр города, где сосредоточены важнейшие учреждения.

Расположение

Московская улица начинается от Волги, от набережной Космонавтов в районе речного вокзала и идёт сначала практически перпендикулярно Волге. Затем, около пересечения с Вознесенской, поворачивается на 20° на запад. Примерно посередине улицу разделяет Театральная площадь. После Привокзальной площади Московская прерывается, но начинается вновь за железнодорожными путями. Около пересечения с Большой Садовой улицей поворачивается на 10° на север и доходит до Краевой улицы, где упирается в старообрядческое кладбище.

Застройка

На Московской улице можно выделить четыре ярко выраженные зоны.

От Волги до улицы Соборной — это т. н. «образцовая» застройка 1820-50-х годов. С начала XIX века для упорядочивания застройки русских городов и придания ей более представительного вида было создано большое число «образцовых» (типовых) проектов жилых, административных и хозяйственных зданий. Фасады и даже дозволенные цвета таких домов строго регламентировались и были выдержаны в едином классицистическом стиле. Практически все здания на этом отрезке улицы выстроены по таким «образцовым» проектам. Основной тип здания — купеческий жилой дом, городская усадьба.

От Соборной до Чапаева улица застроена домами постройки 1870—1900-х годов — времени бурного развития Саратова как торгового и промышленного центра. Основной тип здания — это 2-3-х этажный доходный дом в стиле «кирпичной» эклектики.

Отрезок улицы от Чапаева до Пугачевской стал объектом для «творчества» советских архитекторов. Здесь в начале 1980-х выросли пять типовых 9- и 14-этажных коробок со встроено-пристроенными магазинами. Строительство последних лет ознаменовалось появлением пары офисных зданий, торгового центра и гостиницы.

Последний участок улицы отражает застройку городской окраины на рубеже XIX—XX веков. Трамвайное депо, электростанция, тюремные здания и гарнизонные казармы занимают целые кварталы от улицы Пугачевской до вокзала. Огромный пустырь Московской площади был отведен под строительство последнего (десятого) университета Российской империи. 4 корпуса университетского городка успели построить к 1913 году на южной стороне площади. Молодое государство рабочих и крестьян имело другие потребности. Поэтому на северной стороне площади в 1932 году появились здания Школы пограничной охраны и войск ОГПУ (ныне — Саратовский военный институт внутренних войск МВД России).

от Набережной Космонавтов до улицы Соборной

от улицы Соборной до улицы Чапаева

от улицы Чапаева до улицы Пугачёвской

от улицы Пугачёвской до Привокзальной площади

Важнейшие учреждения

Сегодня на Московской улице расположены:

  • Саратовский вокзал
  • Саратовский Государственный Университет
  • Саратовский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
  • Крупные торговые центры «Архипелаг», «Мария», «МИР» и др.
  • Правительство Саратовской области
  • Речной вокзал.

Памятники и достопримечательности

  • Памятник Дзержинскому на Привокзальной площади.
  • Памятник Чернышевскому в сквере Саратовского Государственного университета.
  • Памятник Кириллу и Мефодию на пересечении с ул. Астраханской.
  • Памятник Кирову на пересечении с ул. Рахова.
  • Памятник Ленину на Театральной площади.
  • Памятник сотрудникам МВД, погибшим при исполнении служебного долга, на Театральной площади.
  • Скульптура Сердце губернии у дома правительства.
  • «Памятник первой учительнице» на пересечении с Соляной. Ранее одна из скульптурных групп, окружавших памятник Александру II.
  • Фонтан Три рыбы (как на гербе Саратова) в сквере на пересечении с ул. Соляная.
  • Памятник Чернышевскому Н.Г. в сквере СГУ

  • Памятник св. Кириллу и Мефодию в Саратове

  • Памятник Кирову С.М.

  • Памятник Ленину на Театральной площади

  • Памятник сотрудникам МВД, погибшим при исполнении служебного долга

  • Скульптура Сердце губернии

  • Памятник первой учительнице

  • Фонтан Три рыбы в сквере на Соляной ул.

Утраченные здания

Транспорт

Движение одностороннее в три полосы от вокзала к Волге. Плюс выделенная полоса для встречного движения общественного транспорта. Количество парковочных мест ограничено, платных стоянок нет. Из 17 пересечений с другими улицами на отрезке до вокзала, 12 регулируются светофорами. Улица является практически единственным проездом в центральной части города в направлении вокзал-Волга, потому что дублирующие улицы либо не обеспечивают прямой выезд на улицу Чернышевского (такова ул. Советская), либо имеют ограниченную пропускную способность (таковы ул. Кутякова и Челюскинцев). В связи с этим на улице не редки заторы.

На отдельных участках полоса общественного транспорта чрезвычайно перегружена (например, на участке от ул. Чапаева до ул. Рахова), или же графики движения позволяют транспорту идти с чрезвычайно низкой скоростью. Так, ранее троллейбус маршрута № 1 проходил 4,3 км от Волги до вокзала за 15 минут (20 км/ч), то сейчас за 40 минут (7—8 км/ч).

Троллейбус

  • № 1 от Привокзальной до Музейной площади (берег Волги), далее до Предмостовой площади.
  • № 3 конечная на пересечении с улицей М. Горького (Театральная площадь).
  • № 5 от площади Музейной (берег Волги) до улицы Астраханской, далее в пос. Техстекло.
  • № 10 от Привокзальной площади до Университетской, далее в район 6-го квартала.
  • № 15 от Привокзальной площади до Чапаева, далее до площади Орджоникидзе (Авиационный завод).

Автобус

  • 2 от Чапаева до Радищева по направлению к Волге (ОАО «Саратоворгсинтез» — пос. Юбилейный)
  • 6 от Чапаева до Астраханской в обе стороны (пос. Комсомольский — Техстекло)
  • 11 от площади Музейной (берег Волги) до улицы Астраханской в обе стороны (пл. Музейная — пос. Солнечный).
  • 33 от Музейной площади до ул. Радищева в направлении от Волги и от Астраханской улицы до Музейной площади в направлении к Волге (пл. Музейная — ул. Техническая)
  • 53 от ул. Астраханской до ул. Чапаева в направлении к Волге (ТЦ «Реал» — пос. Солнечный)
  • 90 от Чапаева до Астраханской в обе стороны (Крекинг — пос. Юбилейный)
  • 246 (Ж/Д вокзал — Дачи Урицкого (Энгельс))
  • 247 (Ж/Д вокзал — Ярмарка (Энгельс))
  • 247а (Пос. Солнечный — Ярмарка (Энгельс))
  • 248 (Главпочтамт — Авторемзавод (Энгельс))
  • 274б (Ж/Д вокзал — Пос. Коминтерн (Энгельс))
  • 282б (Ж/Д вокзал — Пос. Новопушкинский (Энгельс))
  • 284 (Ж/Д вокзал — Пос. Мелиораторов (Энгельс))
  • 284а (Ж/Д вокзал — Пос. Химволокно (Энгельс))
  • 284б (Ж/Д вокзал — Пос. Химволокно (Энгельс))
  • 284к (Ж/Д вокзал — Ж/Д вокзал Энгельса (Энгельс))

Ближайшие улицы и площади

Московская улица граничит или пересекается со следующими улицами и площадями:

Московская улица лежит на расстоянии одного квартала от следующих улиц:

Примечание. Все улицы указываются по порядку следования от Волги, во второй таблице в левом столбце указываются улицы, находящиеся слева, если подниматься от Волги, в правом — находящиеся справа



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: