Zemag Zeitz

18.07.2021

«Zemag Zeitz» (ZEMAG является сокращением от Zeitzer Eisengießerei und Maschinenbau AG) — немецкая компания, производившая грузоподъёмную технику, саморазгружающиеся вагоны, а также оборудование для соляной и угольной отраслей. Существовала в период с 1860-х годов до 31 декабря 2004 года.

История

1855—1945. Появление и становление

В 1855 году (по другим источникам, в 1857 году) появилась небольшая машиностроительная компания, именовавшаяся Schäde & Co., чугунолитейный и механический цех (позже эти два цеха стали «чугунолитейным, двигательным и котельным заводом»). Первоначально в штате созданной компании числились десять работников. Основателем и техническим директором фирмы был инженер Герман Шаде. Его советником и спонсором выступал Людвиг Ланге.

В связи с ростом индустриализации в регионах Германии, окружавших центральные месторождения бурого угля, быстро росла и молодая компания, создававшая оборудование для заводов соответствующих областей. 31 декабря 1871 года Schäde & Co. была переименована в Zeitzer Eisengießerei- und Maschinenbau-Actiengesellschaft (ZEMAG).

В 1870-х годах ZEMAG становится ведущим поставщиком оборудования для брикетирования, особенно угольных мельниц, сушилок, а также фабрик и прессов буроугольного брикета. В компании получили патенты изобретатели Роберт Якоби (прессы) и Август Шульц (трубки сушилки), сыгравшие немаловажную роль в разработке своих продуктов.

В 1899 году у ZEMAG появился филиал в городе Кёльн-Эренфельд. Большая часть оборудования буроугольных брикетов (из этого филиала) отправляется в соседнюю угледобывающую Рейнскую область.

Начало XX века. Общая численность сотрудников ZEMAG превышает 1200 человек. В 1911 году, с целью обеспечения рынков и защиты от конкурентов, компания объединилась в картель с Maschinenfabrik Buckau. Соглашение возобновлялось в 1922 году и 1932 году.

Вплоть до Второй мировой войны портфель продуктов компании постепенно увеличивается. В этот период ZEMAG поставляет комплекты для брикетирования, машины и оборудование для угледобывающей и перерабатывающей отраслей, а также технику и оборудование для других добывающих отраслей. Поставки осуществляются как внутри страны, так и за рубеж. Кроме того, компания выпускала и продукцию для строительства — например, металлоконструкции для восстановления Zeitz Auebrücke, повреждённого войной.

1945—1986. ZEMAG в ФРГ

После экспроприации в июне 1946 года активов компании на Востоке, работа западного филиала ZEMAG, располагавшегося в городе Кёльн-Эренфельд, была продолжена в 1950 году, уже в качестве отдельной компании. В 1968 году компания переезжает в Нойс, а с 1975 года — располагается в Гревенброхе. В связи с закрытием в 1970-х годах многих угольных шахт и проблем со связанными с ним брикетным оборудованием, компания в те времена начала испытывать большие экономические трудности. В 1983 году компания была распущена. А в 1986 году, после полного исполнения своих обязательств, компания была окончательно закрыта.

1945—1990. ZEMAG в Восточной Германии

Советское акционерное общество

Ситуация для ZEMAG меняется в 1945 году. Заканчивается Вторая мировая война, Красная Армия оккупирует Восточную Германию. А в июне 1946 года главный завод компании в Цайце был экспроприирован Советской военной администрацией в Германии (СВАГ) без выделения компенсации — как часть репараций, подлежащих выплате в пользу Советского Союза за понесённый ущерб. Завод стал собственностью СССР и работал (вплоть по 1954 год) в качестве советского акционерного общества (Sowjetische Aktiengesellschaft, SAG-Betrieb).

Эпоха ГДР

В 1954 году в связи с образованием государства ГДР руководством советской военной администрации завод был передан Народному предприятию (VEB) Zemag Zeitz. В начале 1950-х и до 1960-х годов предприятие Zemag Zeitz, в основном, занималось производством фабрик готового угольного брикета под маркой BF. Также выпускались соледробильные фабрики. Выпущенное Zemag Zeitz оборудование, согласно плану СЭВ, поставлялось не только на предприятия ГДР, но и в другие социалистические страны: Чехословакия, СССР, Венгрия, Болгария.

В 1960-х годах завод входит в Объединение Народных Предприятий (VVB) TAKRAF. В эти годы появилось второе важное направление — выпуск строительных машин. В составе комбината TAKRAF предприятие начало выпускать в большом количестве экскаваторы и грузоподъёмные краны (гусеничные краны, автокраны и башенные краны). Первые строительные машины были чужие (например, VEB Nobas Nordhausen), однако затем появились и машины собственной разработки.

Первая модель экскаваторов, UB-162, серийно выпускавшаяся с 1962 года, была разработана в начале 1960-х годов. В 1966 году завод совместно с ВКТИ Минмонтажспецстроя СССР проводит совместную разработку первой модели дизель-электрического крана на гусеничном ходу RDK 25, унифицированного узлами с советским гусеничным краном МКГ 25. Новый кран существенно отличался от отечественного МКГ 25 собственным ходовым многомоторным устройством. Проводятся испытания первых 12 штук, серийное производство начинается в том же году с крана под № 0013 и ведётся вплоть до 1972 года. С 1972 года выпуск базового RDK 25 прекращён, начат серийный выпуск первой его модификации — RDK 250-1. Первый кран этой серии имеет заводской номер № 1390.

В 1989 году появилась очередная модель крана RDK 400 (грузоподъёмностью 40 тонн) — из серии «RDK».

Всего за свою историю в составе VVB TAKRAF Zemag Zeitz было произведено более 15000 гусеничных кранов RDK и 3900 экскаваторов UB.

1990—1996. Приватизация Zemag

  • После смены власти в ГДР и последовавшего затем объединения Германии (c 3.10.1990), «Опекунский Совет ФРГ по собственности бывшей ГДР» в 1990 году передал завод в руки новой частной фирме ZEMAG GmbH.
  • Произведённые краны марки RDK после разделения TAKRAF и Zemag Zeitz стали называться Zemag RDK, произведённые до раздела — TAKRAF RDK.
  • Производством экскаваторов марки UB в объединённой Германии стала заниматься компания Nobas Nordhausen (под маркой Nobas).
  • К 1996 году все краны RDK, заказанные компании, были изготовлены и доставлены заказчикам.

Банкротство

Несмотря на ряд мер по рационализации и массовые увольнения, это не удалось сделать. В начале 2001 года ZEMAG GmbH становится банкротом. В тот же год, при значительном сокращении численности персонала, на предприятии была открыта компания ZEMAG-01 GmbH. Этот эксперимент доказал её неустойчивость — в 2004 году эта компания стала неплатежеспособной.

31 декабря 2004 года бывший индустриальный гигант, имевший во времена ГДР несколько тысяч рабочих мест, с более чем 100-летней историей, оказался в глубоком кризисе и после многочисленных неудачных попыток выйти из него и после смены десятка владельцев объявил о своём закрытии. На улице оказались остававшиеся на тот момент 85 человек.

Преемники

С 4 августа 2008 года существует компания под названием ZEMAG Maschinenbau GmbH — механическая инжиниринговая компания, основанная в Цайце (индустриальный парк Цайц в коммуне Эльстерауэ). Эта новая компания намеревается продолжать более чем 150-летние традиции ZEMAG.

Деятельность

  • В 1980 году число сотрудников предприятия достигло 2500 человек; Zemag стал вторым по величине работодателем в промышленном городе Цайц.

Продукция

Краны ADK

  • Автомобильные краны под маркой «ADK» (нем. Automobile Dreh Krane — автомобильный поворотный кран) грузоподъёмностью от 8т до 12,5тн, и от 12,5тн до 100тн.

Автокраны ADK в основном использовались в ГДР, некоторые модели в небольших количествах поставлялись в страны СЭВ.

Базовые модели кранов «ADK»
  • серия ADK 125;
  • серия ADK 70-0;
  • серия ADK 170-0;
  • серия ADK 250;
  • серия ADK 200T;
  • серия ADK 1000 (в рамках сотрудничества TAKRAF и польского завода тяжёлого машиностроения BUMAR).
Модификации кранов «ADK»
  • серия ADK 250-1;
  • серия ADK 200T-1.

Краны ML

Башенные краны линейки MoviLift (сокр. ML) серий 100—400 грузоподъёмностью от 1 т до 3,5 т.

Краны RDK

  • Краны на гусеничном ходу под маркой «RDK» (нем. Raupen Dreh Krane — гусеничный поворотный кран) грузоподъёмностью от 25 до 63 т;

Фабрики BF

Предприятием выпускались следующие фабрики:

Помимо вышеуказанных, также выпускались фабрики брикетирования: «Größzössen», «Regis», «Böhlen», «Stedten», «Thräna», «Witznitz», «Deutzen», «Meurostolln», «Fortschritt Senftenberg», «Meuro», «Deuben», «Kausche Knappenrode», «Zeißholz», «Phönix», «Rositz», «Bitterfeld».

Экскаваторы UB

  • Экскаваторы класса 2,5 м³ (на гусеничном и пневмоколёсном ходу) и краны на их базе (на гусеничном ходу) под маркой UB (нем. Universal Bagger — универсальный экскаватор):
  • серии: UB 162 и UB 162-1;
  • серия UB 266;
  • серии: UB 1412 и UB 1412-1;
  • серия UB 1413.

Оборудование для угольной отрасли

  • Мельницы, прессы, дробилки, а также другое оборудование для бурого угля.

Оборудование для «соляной» отрасли

  • Соледробильные фабрики.

Саморазгружающиеся вагоны

  • Саморазгружающиеся вагоны.

Экспорт кранов

Movilift

Помимо поставок внутри страны, башенные краны ML также поставлялись ещё в 9 стран: Россия, Белоруссия, Хорватия, Венгрия, Нидерланды, Франция, Бельгия, Испания, Габон. Всего в период с 1991 года по 1998 год было выпущено 455 кранов.

«RDK»

Кроме ГДР, краны RDK специально производились и поставлялись ещё для 16 стран: СССР, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Польша, Марокко, КНР, Демократическая Республика Афганистан, Мозамбик, Колумбия, Заир, Сирия, СФРЮ, Австрия, Вьетнам, Гайана.

Служба Импорта-Экспорта TAKRAF (подразделение TAKRAF Export-Import Außenhandel Berlin) для поставок своей продукции на территорию СССР использовала критерий — «для рынка СССР» (согласно действовавшим в те поры положениям регулирующих органов СССР — Госгортехнадзор СССР; соответствия принятым в стране требованиям по грузоподъёмности; потребности в тех или иных механизмах; а также использование некоторых узлов, сделанных в СССР — к примеру, двигателей и дизель-электростанций), в противном случае использовался другой критерий — «для рынков, кроме СССР» (с использованием требований и/или узлов, производившихся в других странах — например, Чехословацких двигателей).

Со стороны СССР, принимавшей организацией выступало Всесоюзное Объединение Машиноимпорт, г. Москва. Термину «для рынка СССР» соответствовали краны (и их модификации):

  • грузоподъёмностью 25 т: RDK 25, RDK 250-1, RDK 250-2, RDK 250-3, RDK 250-4 Polar;
  • грузоподъёмностью 40 т: RDK 400
  • грузоподъёмностью 58 т: RDK 580 (адаптированный «для рынка СССР» кран RDK 630).

Все остальные краны (грузоподъёмностью 28, 30, 50 и 63 т) были предназначены «для рынков, кроме СССР».



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: