Киноуроки в школах России

30.08.2021

Киноуроки в школах России — проект по созданию детских короткометражных художественных фильмов воспитательного назначения и методических пособий к ним для проведения педагогами внеклассных занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, распространению традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей в школах России. Автор проекта — автономная некоммерческая организация «Центр развития интеллектуальных и творческих способностей „Интелрост“».

О проекте

Проект «Киноуроки в школах России» направлен на развитие системы воспитания в школьных образовательных учреждениях России посредством создания детского игрового воспитательного кино. Воспитательный процесс в школах при этом осуществляется в интерактивной форме. Социально-творческая работа вокруг каждого фильма, акции поддержки создания кинокартины, просмотры, обсуждения, написание сочинений представляют собой систему, которая позволяет школьникам глубже осмыслить суть духовно-нравственных вопросов и приобрести опыт социально-полезной деятельности.

История проекта

Первый детский художественный короткометражный фильм в рамках проекта — «За руку с Богом» — был создан в 2015 году. В 2016 году в Санкт-Петербурге проект представили общественности, представителям педагогического сообщества, СМИ. Фильм был распространён по школам России. В отдельных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, Севастополя и Симферополя (республика Крым), Губахи (Пермский край), Ижевска (Удмуртская республика), села Бичура (республика Бурятия) педагоги провели внеклассные занятия на тему «бескорыстие». Авторы фильма получили положительные отзывы, в которых говорилось о желании продолжить заниматься воспитательной работой с использованием подобных фильмов. Этот опыт послужил толчком к созданию проекта «Киноуроки в школах России».

Этапы реализации проекта

В адрес главы региона / главы администрации города направляется предложение принять участие в проекте «Киноуроки в школах России». В случае положительного ответа назначается время рабочей встречи для обсуждения деталей презентации проекта в городе / регионе. Затем представители администрации и школы-участницы выбирают тему и проблематику киноурока, региональные культурные и исторические особенности, которые могут и должны быть упомянуты при создании фильма.

С учётом этих сведений пишется рассказ, на основе которого создаётся сценарий будущего киноурока. Съёмочный процесс — начиная от кастинга, выбора локаций и заканчивая постпродакшн — осуществляют специалисты профессиональной киностудии, которая выезжает в регион.

На создание одного фильма уходит около полугода:

  • 3 месяца требуется на подготовку;
  • в регионе съёмочная группа пребывает неделю, непосредственно на съёмки уходит 3-4 дня;
  • постпродакшн (монтаж, озвучивание, музыкальное сопровождение, цветокоррекция) длится ещё 3 месяца.

Готовый фильм направляется в Роскомнадзор для получения допуска по возрасту и в Санкт-Петербургскую академию постдипломного педагогического образования для получения экспертного отзыва. В среднем это занимает до 1 месяца.

Когда фильм готов, администрация региона организует премьерный показ нового фильма и церемонию награждения школ-участниц проекта.

Финансирование проекта

Созданию каждого фильма предшествует акция «Киноэкология». Школы собирают макулатуру на сумму в размере одного миллиона рублей. Все деньги идут на создание киноурока. Акция проводится при поддержке правительства субъекта или администрации города. Школы, принявшие участие в акции «Киноэкология», бесплатно получают все ранее созданные киноуроки, дипломы участников и сертификат на получение нового фильма и впоследствии — доступ ко всем будущим киноурокам, созданным в рамках реализации проекта в других регионах. Методические рекомендации к киноурокам позволяют организовать их просмотр и обсуждение, проводить школьные и общегородские акции, закрепляющие на практике рассмотренные в фильмах понятия.

Принципы создания фильмов к киноурокам

  • Девиз: «Фильмы для детей должны сниматься как для взрослых, только лучше».
  • Продолжительность фильма: от 6 до 25 минут.
  • Темы. Каждый фильм направлен на решение конкретных задач в воспитании определённых качеств человеческого характера, формирование традиционных духовно-нравственных, культурных и семейных ценностей, идеалов добра и красоты.
  • Сценарий. Правительство субъекта или администрация города задают рамки, исходя из региональных особенностей (истории, политики, культуры, географии и т. п.), а также выбирают одно морально-нравственное качество из таблицы понятий, включающей 100 пунктов. По готовому фильму создаётся методическое пособие, которое отправляется на экспертизу.
  • Съёмки. Фильмы снимают специалисты профессиональной киностудии с участием операторов и кинорежиссёров.
  • Актёры. В рамках проекта проводится благотворительная акция «Звезды кино — детям», в которой принимают участие известные и популярные российские актёры. К созданию фильмов приглашают известных музыкантов, композиторов, музыкальные группы, эстрадных исполнителей.
  • Стандарты. Киноуроки разрабатывают на основе федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям внеурочной воспитательной деятельности.
  • Специалисты. В создании методических пособий задействованы российские специалисты в области кинопедагогики и медиаобразования.
  • Экспертиза. Все киноуроки получают экспертную оценку в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и Роскомнадзоре, имеют все необходимые регистрационные документы.
  • Экспериментальная площадка. Каждый киноурок проходит апробацию на базе Медновской санаторной школы-интерната Тверской области, которая является официальной экспериментальной площадкой проекта «Киноуроки в школах России».

Используется сквозная система проведения киноуроков, которая включает в себя принципы:

  • Проект является системой воспитательного сопровождения школьника в процессе всего периода школьного обучения.
  • Киноуроки создаются отдельно для каждой возрастной категории школьников: младшей (1-4 классы), средней (5-8 классы) и старшей (9-11 классы).
  • В один учебный месяц проводится один киноурок, в рамках которого рассматривается одно понятие, одна ценность или одно качество человека. За 9 учебных месяцев (то есть за один учебный год) проводится 9 киноуроков.

Методика проведения и применения киноуроков

Структура киноурока

  • Детский игровой фильм профессионального уровня.
  • Методическое пособие от ведущих специалистов в области кинопедагогики, медиаобразования, педагогики, психологии, истории, смежных областей.

Киноуроки проводятся в рамках классных часов и состоят из блоков:

  • Просмотр детского игрового фильма на определённую тематику.
  • Обсуждение фильма по материалам методического пособия, во время которого школьники решают поставленные педагогом задачи.
  • Проведение внеурочной практической деятельности класса по теме киноурока.

Этапы восприятия киноурока

  • Впечатление — через просмотр фильма.
  • Осмысление — через обсуждение в классе и дома.
  • Применение — через участие школьников в организованной созидательной деятельности, социальной практике/акции по теме киноурока.

Отталкиваясь от темы просмотренного фильма, дети вместе с педагогами, родителями, одноклассниками разрабатывают социально-полезную практику для дальнейшей реализации. Это важная составляющая проекта, которая позволяет школьникам закрепить изученные понятия, ценности, вовлечь в проект общественные организации, развивать и поддерживать на местах добровольческие движения и группы.

Таблица качеств

Таблица духовно-нравственных и моральных понятий (принципов, ценностей), состоящая из 100 пунктов, получила положительную экспертную оценку в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и рекомендована для использования в процессе создания сценариев фильмов, проведения внеклассной воспитательной работы в рамках проекта «Киноуроки в школах России». Таблица научно обосновывает тот факт, что используемые в ней понятия, принципы и ценности являются базовыми, традиционными для современного российского общества, соответствуют государственным регулирующим документам в сфере образования, культуры, молодёжной и семейной политики, являются актуальными для планирования, организации и ведения воспитательного процесса в школах.

Итоги проекта

К 2021 году планируется создать 99 детских кинокартин (один фильм — одно моральное понятие), формирующих нравственный, культурный, интеллектуальный потенциал учащихся младшей, средней и старшей школ. Педагоги более 43 000 школ страны смогут воспитывать детей и подростков на фильмах, формирующих созидательные ценности.

К ноябрю 2019 года создано 27 фильмов. Данные киноуроки были сняты при поддержке глав регионов и субъектов России: Великий Новгород, Красногорск, Санкт-Петербург, Ярославль, Астраханская, Костромская, Московская, Псковская, Тульская области, республики Удмуртия, Башкортостан, Мордовия. В 2017—2018 учебном году участниками благотворительной акции «Киноэкология» стали 1200 школ. Более 500 тысяч школьников приняли участие в сборе макулатуры.

Достигнуто соглашение с Российским движением школьников о включении 18 киноуроков в их программу по организации воспитательной работы в образовательных учреждениях. Контент проекта «Киноуроки в школах России» размещён на портале «Российской электронной школы» в разделе «Образовательные проекты» наряду с другими предметами школьной программы.

Дополнительная литература

Бондаренко Е. А. Диалог с экраном. М. Аргус, 1995. — 65 с.

Бондаренко, Е. А., Дубровская, Е. В. Методическое пособие "Киноуроки в современной школе: роль, значение, перспективы / М.: Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова, 2018.

Бондаренко Е. А. Путешествие в мир кино. М.: Олма-пресс гранд, 2003. — 265 с.

Бондаренко Е. А. Экскурсия в мир экрана. М., Аргус, 1995. — 42 с.

Казначеева Н. Н. Экспертное заключение на материалы всероссийского проекта «Киноуроки в школах России», подготовленные АНО «Центр развития интеллектуальных и творческих способностей „Интелрост“» / М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2019

Левшина И. С. Подросток и экран. М.: Педагогика, 1939. 176 с. Методическое пособие по кинообразованию: Пер. с англ. М.: Ассоциация деятелей кинообразования СССР, 1990. — 124 с.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: