Васильев, Михаил Петрович (капитан 2-го ранга)

10.09.2021

Михаил Петрович Васильев (17 октября 1857, Петрокове, (Царство Польское) — 31 марта 1904, Порт-Артур) — российский военный моряк, капитан 2-го ранга. Первый капитан первого в мире ледокола океанского класса «Ермак», ученик и соратник вице-адмирала Степана Осиповича Макарова.

Биография

Родился в г. Петрокове (Царство Польское) в семье отставного полковника. В 1873 г., после окончания гимназии, поступил на службу вольноопределяющимся в Крепостное инженерное управление Варшавской крепости. Через год, 11.09.1874 г. по просьбе отца, в виде исключения был зачислен в Морское училище (в соответствии с положением, статус отца не позволял его сыну учиться в привилегированном корпусе) с предупреждением немедленного отчислении при возникновении обстоятельств.

16.04.1878 г., как успешно сдавший экзамены, был выпущен гардемарином с зачислением в 4-й флотский экипаж Балтийского флота, где ещё до производства в офицеры исполнял обязанности командира 5-й роты монитора «Стрелец» (примечательно, что полусгнивший корпус этого боевого корабля и сегодня можно увидеть у стен Морского завода в Кронштадте).

К осени 1878 г. в Кронштадт из Петербурга был переведён только недавно вступивший в строй фрегат «Минин». Почти сразу в состав экипажа фрегата был зачислен и гардемарин Васильев. Служба на «Минине» началась с плавания по Финскому заливу, в ходе которого проводились ходовые испытания корабля. «Минин» показал себя очень хорошо, и той же осенью Васильеву посчастливилось отправиться на нём в своё первое заграничное плавание. По пути в Средиземное море, полностью проявились отличные мореходные качества фрегата, который вскоре справедливо был признан одним из сильнейших кораблей своего класса в мире.

С возвращением из плавания, 8 октября 1879 года, Васильев узнал о присвоении ему первого офицерского звания — мичмана. Последующие 2,5 года, на различных кораблях он находился во внутренних плаваниях по Балтийскому морю, пока 1 февраля 1882 года не был переведён в Сибирский флотский экипаж. На Дальний Восток России Васильев отправился по суше. Сибирская военная флотилия в те годы ещё не располагала необходимым числом боевых кораблей, поэтому первые годы Васильев служил в экипаже, иногда плавая на различных кораблях флотилии. Только 12 февраля 1985 года, уже лейтенантом (звание присвоено 1.01.1884 г.), он получил должность ревизора на клипере «Абрек». На нём, под командованием капитана 2-го ранга В. М. Лаврова, Васильев впервые участвовал в гидрографических и лоцмейстерских экспедициях в Охотском и Японском морях.

В 1886 году из состава Сибирской военной флотилии «Абрек» вместе с судном «Клипер», винтовыми лодками «Горностай» и «Нерпа» был выделен для осуществления морского надзора и охраны рыбных и морских промыслов Приамурского края. В тот год на «Абреке», до самого своего отъезда в Петербург, держал флаг контр-адмирала Д. В. Фельдгаузен. Более года, неся службу по охране побережья Дальнего Востока, «Абрек» крейсировал в Японском, Охотском и Беринговом морях, у Шантарских островов и острова Сахалин.

В 1887 г. Васильев был переведен на пароход Добровольного флота «Москва», на котором с командой уволенных в запас нижних чинов совершил плавание из Владивостока в Одессу. Вскоре, после прибытия на Черное море 9.01.1888 г. он получил назначение на Балтийский флот с зачислением в 1-й флотский Его Императорского Величества генерал-адмирала экипаж. В том же году на клипере «Пластун» плавал в составе Практической эскадры Балтийского моря. По окончании кампании Васильев был зачислен в Минный офицерский класс, где свел близкое знакомство с будущим изобретателем радио, профессором А. С. Поповым. Через 1,5 мес. после окончания 15.09.1889 г. Минного офицерского класса и получения звания минного офицера 2 разряда, Васильев получил назначение минным офицером на корвет «Витязь», который только в мае вернулся после 3-х летнего кругосветного плавания под командованием капитана 1-го ранга С. О. Макарова.

Корвет «Витязь» на камнях в районе порта Лазарева. 1893 г.

Осенью 1891 г. на «Витязе», уже с новым командиром — капитаном 1-го ранга С. А. Зариным, Васильев вновь отправился в долгое заграничное плавание на Дальний Восток. У Зарина были намерения приумножить славу корвета. До весны 1893 г. его экипаж успешно занималась гидрологическими и картографическими исследованиями в Охотском и преимущественно в Японском морях. За год работы офицерам корвета (недавно переквалифицированного в крейсер) удалось сделать очень многое. Были подробно описаны бухты, заливы, мысы, банки, промерены глубины, нанесены фарватеры. На карте морей появилось множество новых названий. Завершить экспедицию не удалось; в мае 1893 г. корабль погиб. Это произошло в узком проливе у корейских берегов рядом с портом Лазарева. В течение почти месяца руководил спасательными работами вновь назначенный старшим офицером «Витязя» лейтенант Васильев. Спасти корабль так и не удалось.

Через год после неудачи с «Витязем» Васильев выехал по суше с Дальнего Востока на Средиземное море, где в Пирее принял под своё командование аварийный миноносец «Котка». Только недавно вступивший в состав флота, в августе 1894 г. миноносец следовал из Балтийского моря во Владивосток, но из-за выхода из строя котлов, вынужден был остаться в Греции. Обездвиженный корабль вошел в состав Средиземноморской эскадры контр-адмирала С. О. Макарова, который, не сильно веря в успех, поручил Васильеву подготовить «Котку» к самостоятельному походу. В апреле 1895 г. Васильеву всё же удалось своим ходом перевести миноносец в Севастополь и поставить его там на ремонт. Как он это сделал, уже не установить. Возможно, винтовое судно на время превратилось в парусник. Завершив всю операцию, Васильев сдал «Котку» новому командиру, а сам выехал в Петербург.

В составе Балтийского флота Васильев коротко командовал миноносцем «Сокол», однако, вскоре был назначен старшим минным офицером на строящийся броненосец «Сисой Великий». Поскольку, вступление в строй броненосца непрерывно откладывалось, вернувшийся с Дальнего Востока контр-адмирал С. О. Макаров, заняв в январе 1896 г. должность командующего Практической эскадрой Балтийского моря, привлек Васильева в свой штаб. Возможно, Макаров не забыл, как Васильев выручил миноносец «Котка».

С этого момента и до конца жизни Васильев стал ближайшим учеником и помощником С. О. Макарова. Надо отметить, что очень многие офицеры флота не без основания считали себя учениками Макарова, но сам Степан Осипович накануне Русско-японской войны называл лишь двоих капитанов 2-го ранга — Михаила Петровича Васильева и Константина Федоровича Шульца.

Именно в 1896 г. на флагмане Практической эскадры броненосце «Пётр Великий» С. О. Макаров с двумя своими помощниками обосновал и детально разработал план покорения Арктики судами совершенно нового типа — тяжелыми океанскими ледоколами. Более того, втроем они, по существу разработали проект такого ледокола водоизмещением более 6000 т.

Закладка ледокола «Ермак» на верфи в Ньюкасле (Великобритания) 1897 г.

Для проверки своих идей летом 1897 г. Макаров с Шульцем на пароходе «Иоанн Кронштадтский» предприняли рекогносцировочное плавание из Норвегии в Карское море до Енисея. Васильев не смог принять участие в этой экспедиции. Как раз весной он был назначен старшим офицером броненосца «Император Николай I», который в составе Средиземноморской эскадры адмирала П. П. Андреева до конца года участвовал в миротворческой операции на острове Крит.

Итогами плавания Макарова и Шульца в том же 1897 г. стало Высочайшее согласие на строительство в Великобритании фирмой «Армстронг и Витворт» первого в мире ледокола океанского класса проекта Макарова, который нарекли «Ермаком». Именно Васильев, назначенный первым командиром «Ермака», по настойчивому требованию Макарова был направлен Морским ведомством в Ньюкасл наблюдать за созданием ледокола. Строительство продолжалось чуть больше года, и все это время Васильев неотлучно находился рядом со своим будущим кораблем. Уже 20 февраля 1899 г. он вывел «Ермак» в своё первое плавание в Кронштадт.

В том же 1899 г. под флагом Макарова состоялось первая экспедиция «Ермака» в Арктику. Командовал кораблем капитан 2-го ранга (звание присвоено 14.05.1896 г.) М. П. Васильев. Старшим офицером был лейтенант К. Ф. Шульц. Это путешествие не достигло всех поставленных целей, но впервые в истории корабль не избегал льда а наоборот, смело шел ему навстречу. Прежде всего, надо было экспериментально разработать технологию преодоления толстого пакового льда, структура которого существенно отличалась от привычного. Не обошлось и без аварий. Пришлось для ремонта и небольших переделок на несколько дней даже вернуться в Ньюкасл. Тем не менее, первая арктическая экспедиция на ледоколе безусловно удалась. В тот год на Шпицбергене морякам «Ермака» даже удалось установить Вековую метку.

Вековая марка на Шпицбергене. Репродукция из книги С. О. Макарова «„Ермак“ во льдах»

После завершения экспедиции, уже на Балтике, зимой 1899—1900 гг., под командованием Васильева «Ермак» в течение нескольких месяцев участвовал в уникальной операции по спасению броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на камни у острова Гогланд. Эта эпопея связана ещё и с именем профессора Попова, который именно тогда, в 1900 г., впервые в истории осуществил радиообмен между островом Гогланд и Коткой. Неоценимую помощь А. С. Попову и его ассистенту П. Н. Рыбкину оказали тогда Васильев с Шульцем.

В 1901 г. «Ермак», ведомый Васильевым, и вновь под руководством Макарова осуществил попытку экспедиции в Карское море. Ледовая обстановка в тот год оказалась на редкость тяжелой. Пытаясь обойти Новую Землю с севера «Ермак» оказался затертым льдами. Кода же обстановка улучшилась, запаса угля уже было недостаточно. «Ермак» сумел лишь дойти до Земли Франца-Иосифа и вынужден был вернуться назад.

В Петербурге недруги Макарова воспользовались ситуацией. В результате, адмирала лишили возможности плавать на «Ермаке». Вынуждены были оставить ледокол и Васильев с Шульцем.

6.12.1901 г. Васильев получил назначение на Дальний Восток командиром канонерской лодки «Отважный», затем там же временно командовал эскадренным броненосцем «Полтава» В конце 1902 г. он вернулся в Петербург заведующим миноносцами 20-го флотского экипажа в Кронштадте.

Памятная доска в Морском Никольском соборе (Кронштадт) морякам, погибшим при взрыве «Петропавловска». Восстановлена в 2013 г.

С началом 27.01.1904 г. Русско-японской войны и назначением С. О. Макарова командующим Тихоокеанской эскадрой, Васильев по настоянию адмирала получил назначение на должность флаг-капитана его штаба. Уже 5.02.1904 г. весь штаб выехал поездом в Порт-Артур. В течение 1,5 мес., до самой гибели, Васильев оставался правой рукой С. О. Макарова. Он ещё успел получить своё последнее назначение — командиром броненосца «Цесаревич», но в должность так и не вступил. 31.04.1904 г. вместе со всем штабом Васильев погиб во время взрыва на рейде Порт-Артура флагмана флота — броненосца «Петропавловск». В отличие от С. О. Макарова и К. Ф. Шульца, тела которых, как подавляющего большинства жертв взрыва, оказались скрыты под водой, Васильева нашли среди обломков корабля и подобрали ещё живым. Он скончался уже на берегу. Тело Васильева было доставлено в Петербург, где нашли своё упокоение всего несколько героев Порт-Артура. Вероятно, его везли тем же поездом, на котором сразу после взрыва из Порт-Артура в Петербург возвращался великий князь Кирилл Владимирович. Он оказался одним из немногих, кто спасся с «Петропавловска». В присутствии членов царской фамилии похоронили Михаила Петровича, а в его лице и всех оставшихся на дне залива Люйшунь, включая самого адмирала С. О. Макарова, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Могила М. П. Васильева оказалась утраченной.

Семья

  • жена: Мария Николаевна Васильева (после смерти мужа проживала в Санкт-Петербурге на Пушкинской ул. д.10);
    • сын: имя не установлено.

Память

  • По имени М. П. Васильева назван остров: «остров Васильева» в группе островов Цивольки в Карском море;
  • По имени М. П. Васильева назван мыс: «мыс Васильева» на острове Винер-Нойштадт архипелага «Земля Франца-Иосифа».

Награды

  • Орден Почетного Легиона офицерского креста (Франция) (1891)
  • Серебряная медаль в память царствования императора Александра Третьего (1896)
  • Орден Святого Станислава 2-й степени (1898)
  • Серебряная медаль в память Святого коронования (1899)
  • Знак в память окончания градусных измерений на острове Шпицберген (1902)
  • Орден Святого Владимира 4-й степени с бантом (1903)


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: