Берлинский дворец


Берлинский дворец (нем. Berliner Schloss, официально — Королевский дворец (нем. Königliches Schloss), иногда ошибочно — Берлинский городской дворец (нем. Berliner Stadtschloss)) — главная (зимняя) резиденция бранденбургских маркграфов и курфюрстов, а позднее прусских королей и германских императоров на острове Шпрееинзель на реке Шпрее в центре Берлина.

После Ноябрьской революции 1918 года дворец использовался в качестве музея и штаб-квартиры различных учреждений: Общества кайзера Вильгельма, Института психологии берлинского университета имени Фридриха Вильгельма и Общества взаимопомощи немецкой науки. Дворец значительно пострадал во Вторую мировую войну, однако его состояние тем не менее позволяло проводить в нём некоторые общественные мероприятия. Однако от планов по его восстановлению было решено отказаться, и развалины дворца в 1950 году были снесены. На его месте был построен дворец Республики.

Совместным решением федеральных и земельных властей принят проект «Гумбольдт-форум» (Humboldtforum) по строительству на старом месте, в кубатуре старого дворца, нового здания в пропорциях старого дворца, с восстановлением трёх его исторических фасадов. Строительство началось в 2013 году.

История строительства

А. Бегейм изобразил ренессансную резиденцию курфюрстов до перестройки в стиле барокко

Курфюрст Фридрих II по прозвищу «Железный зуб» начал строительство дворца в 1443 году. На месте, где позднее возникнет шлютеровский шедевр, находилась крепость, контролировавшая пересекающиеся на Шпрееинзель торговые пути. В 1465 году была построена позднеготическая часовня Эразма. По приказу курфюрста Йоахима II на месте крепости архитекторами Каспаром Тайссом и Кунцем Бунтшу по образцу замка в Торгау была построена роскошная резиденция в стиле ренессанса.

При курфюрсте Иоганне Георге в конце XVI века по проекту графа Линара было возведено западное крыло дворца и прилегающая придворная аптека. После Тридцатилетней войны благоустройством обветшавшего дворца занялся «великий курфюрст» Фридрих Вильгельм. Позднее во времена его правления были оформлены внутренние помещения дворца как, например, «Кугелькаммер» и «Брауншвейгская галерея».

В великолепную королевскую резиденцию дворец превратил курфюрст Фридрих III, ставший в 1701 году королём Пруссии Фридрихом I. Под руководством архитектора Андреаса Шлютера начиная с 1699 года началось масштабное превращение дворца в грандиозный образец архитектуры протестантского барокко. Построенную архитектором Монетную башню в северо-западной части дворца пришлось снести из-за допущенных ошибок, за что в 1706 году Шлютер поплатился должностью придворного архитектора, оставшись при этом придворным скульптором. На место Шлютера был назначен его конкурент Иоганн фон Гёте, выступивший с новыми архитектурными идеями.

Проект дворца подлежал пересмотру, чего, однако, не произошло из-за смерти Фридриха I. Его преемник, король Фридрих Вильгельм I, король-солдат, уволил большинство работавших при дворе художников из соображений экономии и при опустевшей государственной казне поручил завершить строительство дворца малоизвестному ученику Шлютера — Мартину Генриху Бёме. В 1760 году во время берлинского рейда во дворце побывали российские войска, однако оставили его почти нетронутым, довольствовавшись присвоением всех найденных в сокровищнице ценностей.

За исключением купольного здания, возведённого в 1845—1853 годах по проекту Карла Фридриха Шинкеля архитекторами Фридрихом Августом Штюлером и Альбертом Дитрихом Шадовом, внешний облик дворца сохранился практически без изменений. Во внутреннем убранстве дворца напротив происходили многочисленные и иногда значительные изменения. Над интерьерами резиденции трудились крупнейшие немецкие архитекторы соответствующих периодов, включая Кнобельсдорфа, Гонтарда, Лангганса, Эрдмансдорфа и Шинкеля.

Дворец был свидетелем многих исторических событий Первой мировой войны. С балкона Городского дворца 31 июля и 1 августа 1914 года кайзер Вильгельм II обратился с речами к жителям Берлина, призывая к национальному единству в преддверии начинавшейся войны. С того же балкона 9 ноября 1918 года после поражения кайзеровской империи и бегства монарха лидер социалистов Карл Либкнехт провозгласил в Германии социалистическую республику.

В результате масштабных бомбардировок Берлина 3 и 24 февраля 1945 года здание Городского дворца пострадало от разрушений и пожара. Дворец, у которого сохранились лишь внешние и несущие стены, лестничные марши и отдельные помещения крыла с Белым залом, представлял собой живописную и драматическую картину грандиозных руин. С 1945 по 1950 годы некоторые помещения дворца, в том числе Белый зал, были кое-как восстановлены для проведения выставок. Во время съёмок фильма «Падение Берлина» развалины дворца использовались как декорации, по которым стреляли боевыми снарядами для создания большего кинематографического реализма. Для социалистических властей дворец был символом прусского империализма, и руководство ГДР отказалось от идей дорогостоящего восстановления разрушенного здания и приняло решение о его сносе. В конце 1950 года по приказу Вальтера Ульбрихта Городской дворец был взорван.

После сноса дворца площадь Маркса и Энгельса (нем. Marx-Engels-Platz) с 1 мая 1951 года стала местом проведения демонстраций и парадов с трибуной для руководства страны. В 1973—1976 годах на месте трибуны был выстроен Дворец Республики. С южной стороны площади в 1964 году было возведено здание Государственного Совета ГДР, в которое был встроен портал Городского дворца, с балкона которого в 1918 году Карл Либкнехт провозгласил в Германии социалистическую республику.

  • Двор Шлютера на картине Гертнера (1830)

  • Картинная галерея в 1900 г.

  • Рабочий кабинет Фридриха II в стиле барокко

  • Дворцовый фонтан в 1905 г.

  • Портал Городского дворца, встроенный в здание Государственного совета ГДР

  • Дворец Республики на месте дворца в 1990 году

Художественное значение

Королевский дворец и окружавшие его здания представляли собой уникальный архитектурный ансамбль в центре Берлина. Несмотря на то, что дворец постоянно находился в незаконченном виде, он стал одним из выдающихся произведений архитектуры протестантского барокко и занял заметное место в истории искусства. В первую очередь заслуживают внимания творения Андреаса Шлютера, крупного мастера германского барокко. Вклад Эозандера, в частности, его так и нереализованный проект, имеет также большое художественное значение, но по своему стилистическому исполнению значительно уступает таланту Шлютера.

Классицистское убранство помещений дворца, возникшее спустя век после Шлютера, также считалось шедевром своего времени.

Берлинский дворец являлся одним из лучших образцов королевских резиденций Европы.

Восстановление дворца

После воссоединения Германии началась дискуссия о восстановлении дворца. В 2007 году Бундестаг принял решение о воссоздании здания. На проектирование и строительство было потрачено более 500 миллионов евро из федерального бюджета. Кроме того, в проекте участвуют частные инвесторы.

Реконструкция должна была начаться в 2010 году, после разборки здания Дворца республики, закончившейся в конце 2008 года. Однако закладной камень в присутствии германского президента Йоахима Гаука был установлен в фундамент только 12 июня 2013 года.

К 2015 году построена первая очередь сооружения будущего комплекса «Гумбольдт-форум». В 2017 году велось обсуждение вопроса, где установить крест на куполе дворца, чтобы соблюсти историческую точность или секуляризм. В итоге, статую Антиноя установили фасаде во дворе Шлютерхоф. Крест был установлен на куполе 29 мая 2020 года. На конец 2020 года в здании размещены музей с выставленными африканскими и неевропейскими предметами искусства, а также два ресторана, театр, кинотеатр и выставочный зал.

Восстановление Королевского дворца в Берлине вдохновило энтузиастов на восстановление замка Кёнигсберг в Калининграде.

Проект восстановления дворца

Курьёзы

  • По легенде, в «Берлинском городском дворце» обитало известное привидение династии Гогенцоллернов — «Белая женщина», которая своим появлением за три дня до смерти члена монаршей семьи извещала об этом трагическом событии. Впервые привидение появилось в 1628 году, позднее в 1840 и 1850 годах. Смотритель дворца, а позднее его директор Маргарете Кюн заявляла, что последний раз видела привидение 31 января 1945 года — за три дня до бомбардировки дворца.
  • По другой легенде, взгляд Нептуна в Дворцовом фонтане (ныне известный берлинский фонтан «Нептун»), подаренном кайзеру Вильгельму II городом, был направлен на окна королевской спальни, что чрезвычайно нервировало императрицу Августу Викторию, которая приказала даже развернуть фонтан на 180 градусов.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: