Иркутский трамвай


Иркутский трамвай — часть общественного транспорта в Иркутске, связывающая несколько округов города: Свердловский, Правобережный, Октябрьский. Трамвайное движение открыто 3 августа 1947 года.

История

Первые планы создания трамвайной системы в Иркутске появились в конце XIX века. Тогда было предложено создать пять линий конно-железной дороги. Городским властям проект показался слишком дорогим и ненадежным, его отклонили. Следующим проектом был уже электрический трамвай. Городская управа утвердила маршруты двух линий: 1) Понтонный мост — Набережная ул. — Дегтярёвская ул. — Амурская ул. — Большая ул. — Знаменское предместье; 2) Семинарская ул. — Ивановская ул.— Пестеревская ул. — Преображенская ул. — Кадетский корпус. Постройка должна была завершиться в течение трёх лет, но их осуществлению помешала революция 1917 года.

Строительство первой линии было начато 5 июля 1945 года. По первоначальным подсчетам проектировщиков трамвайная система города должна была ежегодно перевозить 44 млн пассажиров (средний иркутянин совершает 133 поездки). Планировались три маршрута: 1) от вокзала до трамвайного депо на Красноярской ул., длиной 9,5 км, планируемое время окончания строительства — 1947 год; 2) в Ленинский район через Иркутный мост, длиной 9 км, планируемое время окончания строительства — 1948 год; 3) через р. Ушаковка к ул. Баррикад и ул. Рабочего Штаба, планируемое время окончания строительства — 1950 год. Существовали планы прокладки трамвайной трассы на Кругобайкальской ул. В 1950—1951 годах проводились работы по строительству трамвайных путей. В 1952 году решение пересмотрели и был проведён демонтаж путей.

Строительство велось методом «народной стройки» — ежедневно 24 городских предприятия выделяли на строительство 300—800 человек. В строительстве принимали участие японские военнопленные. Сдача в эксплуатацию первой очереди трамвайной трассы планировалась 7 ноября 1946 года, однако из-за срыва сроков открытие было перенесено на 31 декабря, а затем и на 1947 год.

3 августа 1947 года был запущен маршрут № 1 «Вокзал — Центральный рынок» (4-х километровая однопутка). 12 сентября 1948 года на городскую трассу вышло шесть новых трамвайных вагонов, поступивших из Ленинграда. За год эксплуатации трамвай перевёз 2,5 млн пассажиров.

В конце мая 1949 года началась прокладка вторых путей: от железнодорожного вокзала до ул. Степана Разина, от Советской ул. до Центрального рынка. До конца года было уложено 5 км путей. Общая протяженность маршрута составила 10 км. В парке насчитывалось 14 трамваев (большинство из Ленинграда). Поступило 8 вагонов: по четыре из Ленинграда и Челябинска. Ленинградские трамваи были украшены надписями: «Трудящимся Иркутска от ленинградцев». За всё время эксплуатации трамвайной линии (1947—1949 гг.) было перевезено 11 млн человек. Начат собственный капитальный ремонт вагонов — 1 августа на маршрут вышел трамвай, отремонтированный в иркутском депо.

В 1950 году был запущен маршрут № 2 «Вокзал — Трампарк». Начата прокладка пути от вокзала до Свердловского рынка. В 1952 году пассажирооборот иркутского трамвая составил 17 млн пассажиров в год.

В 1961 году маршрут № 1 был продлён от вокзала до Студгородка.

В 1964 году был запущен маршрут № 3 «Волжская улица — Центральный рынок», в 1968 — маршрут № 4 «Центральный рынок — предместье Рабочее», в 1983 году — маршрут № 5 «Центральный рынок — Солнечный».

В 1990 году иркутский трамвай перевёз максимальное количество пассажиров — 51,6 млн человек.

С декабря 2002 года стоимость проезда составила 5 рублей, с 1 января 2004 года поднялась до 7 рублей.

29 марта 2003 года в трамвайном депо произошёл сильный пожар.

В 2006 году после длительного перерыва (с 1992 года) началось обновление трамвайного парка — было приобретено 2 вагона КТМ-19.

В 2007 году маршрут № 2 был продлён на несколько месяцев от железнодорожного вокзала до Студгородка — этот вариант не прижился. Изменилось направление движения 4-го маршрута по кольцу ост. Центральный рынок — ранее трамвай двигался против часовой стрелки, при этом этом по ул. Байкальской двигался в направлении противоположном движению транспорта.

В 2008 году было приобретено 6 трамвайных вагонов КТМ-19. С 1 января стоимость проезда выросла до 10 рублей. В течение года из парка было списано 8 трамвайных вагонов. В месяц пассажирооборот трамвайной системы Иркутска составляет примерно 1,5 миллиона пассажиров.

В июле 2010 года из организованного в трамвайном депо цеха капитального ремонта вышел первый отремонтированный вагон. В декабре появились новые маршруты «4а»: Братская ул. — ж.-д. вокзал и «3а»: Волжская ул. — Центральный рынок (против часовой стрелки). Маршрут «3а» работал до 31.12.2010.

В 2011 году в Иркутске было 58 трамвайных вагонов, работавших на 6 маршрутах. Из них ежедневно на улицы города выходили 37 (в выходные дни — 33), перевозя ежедневно более 70 тыс. человек. Износ подвижного состава, по состоянию на январь 2011 года, составил 86,2 % (50 трамваям требуется капитальный ремонт).

В 2013 году с целью изучения пассажиропотока и для улучшения качества обслуживания населения Иркутска был открыт маршрут № 6 (мкр. Солнечный — Волжская ул. — Партизанская ул. — Центральный рынок — Депутатская ул. — мкр. Солнечный).

За 2015 и 2016 год в депо провели КВР[неизвестный термин] модернизацию 2 вагонов.

5 ноября 2016 года из Москвы в Иркутск прибыли первые 4 б/у вагонов моделей 71-608КМ и 71-617. В декабре поступила вторая партия из 6 б/у вагонов. В 2018 году в Иркутск прибыла очередная партия московских трамваев. В декабре 2020 года поступили ещё 10 б/у трамваев 71-619А из Москвы.

Пассажироперевозки

Динамика объёмов перевозок

Действующие маршруты

  • 1 — Студгородок — Волжская ул. (Описание маршрута: Студгородок — ж.-д. вокзал — ул. Ленина — Центральный рынок — далее кольцевой участок: Партизанская ул. — Волжская ул. — Депутатская ул. — Советская ул. — Центральный рынок и далее до Студгородка)
  • 2 — ж.-д. вокзал — Трампарк (Описание маршрута: ж.-д. вокзал — ул. Ленина — Центральный рынок — Советская ул. — ул. Пискунова — Трампарк)
  • 3 — Волжская ул. — Центральный рынок (по часовой стрелке) (описание маршрута: движение по кольцу по часовой стрелке Центральный рынок — Советская ул. — ул. Пискунова — Депутатская ул. — Волжская ул. — Партизанская ул. — Центральный рынок)
  • 4 — Центральный рынок — Братская ул. (предм. Рабочее) (описание маршрута: Центральный рынок — Автовокзал — ул. Фучика — стадион «Динамо» — Братская ул.)
  • 4а — Братская ул. (предм. Рабочее) — ж.-д. вокзал (Описание маршрута: Братская ул. — стадион «Динамо» — ул. Фучика — Автовокзал — Центральный рынок — ул. Ленина — ж.-д. вокзал)
  • 5 —мкр. Солнечный — Центральный рынок — Волжская ул. — мкр. Солнечный (описание маршрута: мкр. Солнечный — Центральный рынок — Волжская ул. — и далее до мкр. Солнечный)
  • 6 — мкр. Солнечный — Волжская — Центральный рынок (с 2 сентября 2013 года) (описание маршрута: мкр. Солнечный — Волжская ул. — Партизанская ул. — Центральный рынок — Депутатская ул. — мкр. Солнечный).

Подвижной состав

Крупные аварии

  • При продлении маршрута № 1 до Студгородка, в день открытия линии 1 мая 1953 года, произошёл отказ тормозов трамвайного вагона. При этом трамвай не вписался в поворот (перекресток ул. Пушкина (Пушкинской) и ул. Терешковой (Кругобайкальской)), сошёл с рельсов, перевернулся и ударился о каменную стену напротив. После этого метров пятьдесят его проволокло вниз. Очевидцы добавляют, что опрокинувшийся трамвай передавил людей, собравшихся на остановке. Сильно пострадали и те, кто был в салоне. Официально об аварии, количестве жертв и пострадавших не сообщалось. В рамках проведенного расследования техническая экспертиза дала заключение: авария произошла из-за обрыва тормозной тяги. Подозрение пало на инженера-электрика Брюханова — специалиста, отвечавшего за электрическую часть и контактные устройства.
  • 4 ноября 2003 года в 15:34 трамвай, следовавший по маршруту № 2, развернуло поперёк старого ангарского моста, и он, едва не упав в реку, полностью блокировал движение на несколько часов.
  • 5 марта 2021 года утром у трамвая, следовавшего в депо после обнаружения неисправности, во время спуска по ул. Терешковой полностью отказали тормоза, в результате чего он протаранил 9 автомобилей и остановился. Пострадали два человека в автомобиле который в числе первых попал под удар.

Перспективы

В 2012 году предполагалось изменить схему движения маршрута № 5 на следующую: мкр. Солнечный — Депутатская ул. — Центральный рынок (следование по ул. Ширямова, Депутатской ул., ул. Декабрьских Событий, ул. Тимирязева, Партизанской ул., ул. Софьи Перовской, ул. Тимирязева). Однако от данных планов было решено отказаться и 5 маршрут продолжил работу в прежнем режиме.

Разработанным в 2006 году генеральным планом развития Иркутска предусматривалось строительство трамвайных линий в Ленинском районе города (от железнодорожного вокзала до пос. Боково), развитие трамвая в Свердловском районе (от железнодорожного вокзала до мкр. Университетский и мкр. Первомайский).



Имя:*
E-Mail:
Комментарий: