Новости

Рабочие качества и рабочее использование лошадей

25.01.2014

Рабоче-пользовательное коневодство — одно из направлений в коневодческой отрасли, цель которого — выращивание и использование лошадей на различных работах в сельскохозяйственном производстве в крупных государственных, кооперативных и акционерных сельскохозяйственных предприятиях, а также личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Рабоче-пользовательное коневодство являлось и является в настоящее время превалирующим (определяющим) направлением конеиспользования. По данным BHИИ коневодства в структуре товарной продукции отрасли, включая оценку работы лошадей, на долю рабоче-пользовательного коневодства приходится 92%, хотя за двадцатипятилетний период она несколько снизилась — на 2,8%.
Из 1618 тыс. лошадей по состоянию на начало 2000 г. численность рабочих лошадей, включая молодняк, составила около 1000 тыс. голов — 61,8%.
К рабочим качествам упряжных лошадей относятся: сила тяги (тяговое усилие), мощность, скорость движения, величина выполненной работы и выносливость.
Сила тяги (тяговое усилие) — суммарная активная деятельность мышц животного, которую через упряжь передает лошадь при передвижении сельскохозяйственного орудия или повозки, преодолевая их тяговое сопротивление, или проще — это та сила, с которой лошадь тянет повозку или сельскохозяйственное орудие, преодолевая их сопротивление передвижению. Тяговое усилие — активная сила лошади, а тяговое сопротивление — пассивная сила противодействия движению со стороны прицепа, иначе — это сопротивление движению, создаваемое массой и трением перемещаемых повозок и орудий. При движении они равны, но полностью их отождествлять не следует. Наиболее точно силу тяги лошади, как и тяговое сопротивление при работе в упряжи, можно измерить динамометром, действующим подобно пружинным весам и прикрепляемым к вальку или крюку, за который тянет лошадь, кроме того, силу тяги рассчитывают по специальным формулам и выражают в килограмм-силах.
Для определения силы тяги лошади при работе в повозке на ровной дороге пользуются формулой

P = Qf,

где P — сила тяги; Q — масса воза с грузом; f — коэффициент сопротивления дороги (от 0,01 до 10).
При работе на дороге с изменяющимся профилем по вертикали необходимо учитывать силу тяжести повозки с грузом, действующую в обратном подъему направлении. Эта сила тем больше, чем больше угол подъема (а); в этом случае силу тяги на подъёме измеряют по формуле
P = Qf + Q sinα,

где P — сила тяги; Q — масса воза с грузом; f — коэффициент сопротивления дороги (от 0,01 до 10); α — угол подъёма пути (от 0 до 10°).
Наибольшая сила тяги, с которой лошадь может работать шагом без переутомления в течение рабочего дня и проявлять нормальную работоспособность, не теряя упитанности в течение многих дней, называется нормальной силой тяги. Величина её зависит от массы лошади. Крупные лошади развивают, как правило, большую силу тяги. Однако относительная величина нормальной силы тяги (в процентах к живой массе) у крупных лошадей меньше, чем у мелких. У лошадей с живой массой 600 кг и более она составляет около 13% их массы, у лошадей с живой массой 500 кг — 14% и у лошадей с живой массой 400 кг и меньше — 15% их массы. На практике же абсолютная величина нормальной силы тяги лошади бывает важнее относительной её величины.
Для определения нормальной силы тяги лошадей предложены эмпирические формулы:
- формула В.П. Горячкина: P = (1/9)Q;
- формула Вюста (для лошадей массой 500 кг и выше): P = Q/9 + 12;
- формула А.А. Малигонова (для лошадей массой ниже 500 кг): P = Q/8 + 9;
- формула В.П. Селезнева: P = (1/20 h)2;
- формула Крэве: P = 30 - C2/H,
где P — нормальная сила тяги; Q — живая масса лошади, кг; h, H — высота в холке, см; С — обхват груди, см; 8, 9, 12, 20, 30 — эмпирические величины.
К основным факторам, определяющим силу тяги лошадей при работе в упрямей, относят:
Прочность опоры конечностями, или сила сцепления ног лошади с почвой, зависит от её массы, качества подков, плотности или топкости грунта и скольжения по жесткой дороге или льду. Лучшее сцепление копыт лошади со скользкой поверхностью обеспечивают специальные подковы со стальными шипами или резиновыми прокладками.
Движение только шагом при трех- или двухкопытном опирании без фазы безопорного движения. При работе рысью с большой скоростью лошади могут проявлять лишь небольшую силу тяги.
Прямолинейность движения по ровной дороге без подъёма в гору. При движении по кругу ноги лошади разных её сторон проходят неодинаковый путь, а это требует дополнительного усилия на повороте сё туловища.
Съезженность лошадей в парных и многолошадных запряжках. В такие запряжки лошадей подбирают по росту, длине и частоте шага, скорости движения, силе, выносливости и темпераменту. В парной запряжке лошади быстро привыкают друг к другу, и их обычно не разъединяют. При большом числе лошадей в запряжке вследствие несогласованности их движений невозможно полностью использовать их силу тяги. Суммарное тяговое усилие многолошадной запряжки или среднее тяговое усилие одной лошади в такой запряжке рассчитывают по формуле Боккельберга:
Pn = 1,075 (1 - 0,07л) Р,

где P — нормальная сила тяги лошади при одиночной запряжке; Pn — величина тягового усилия всей запряжки на крюку; n — число лошадей в запряжке.
Килограмм-сила тяги, умноженная на пройденное расстояние, характеризует величину внешней механической работы в килограмм метрах (кг*м). Последняя зависит от массы лошади и в расчете на 100 кг может быть легкой — 2,25-2,0 тыс. кг*м, средней — 3,75-3,6 и тяжелой — 5,25-4,6 тыс. кг*м, при этом меньшая цифра относится к лошади с большей массой, так как такая лошадь тратит больше энергии на самопередвижение, отчего внешней работы производится относительно меньше.
Величина силы тяги, развиваемой лошадью, зависит от длины её туловища; она повышается при низком расположении центра тяжести. При перевозке больших грузов рабочие лошади для облегчения своей работы часто приседают на передние ноги, вытягивают голову и шею вперед и маятникообразно ими покачивают, соответственно ритму своего движения. При выборе рабочих лошадей всегда предпочитают животных широкотелых с длинным туловищем на коротких ногах, с просторными движениями и спокойным темпераментом.
Максимальную силу тяги, иногда превышающую её массу, лошадь проявляет на специальных испытаниях в полозном приборе. Сила отталкивания лошади задними ногами при прыжке через препятствие также превышает её собственную массу, массу всадника и снаряжения. На сельскохозяйственных работах в упряжи максимальная сила тяги лошади обычно меньше, чем во время специальных испытаний, все же она может в 3 раза и больше превышать нормальную силу тяги и достигать 60-90% массы лошади против 14-15% нормальной силы тяги.
Мощность — количество работы, выполненной за единицу времени. Её выражают в килограмм-метрах в секунду (кг*м/с) и рассчитывают по формуле
N = R/t, или PS/t, или Pv,

где N — мощность, к*-м/с; R — работа; t — время; P — сила тяги, кг*м; S — путь; v — скорость движения, м/с.
Для лошади массой 500 кг она равна 75 кг*м/с. Эту величину называют лошадиной силой (л.с.). В системе СИ 1 л.с. = 735,5 Вт (ватт). Мощность мелких лошадей составляет 0,6-0,7 л.с. На коротких расстояниях лошади способны форсировать свою мощность, превышая нормальную в 2,7-5 раз. Способность лошадей кратковременно увеличивать свою мощность представляет их ценное рабочее качество.
Мощность лошади изменяется в значительных пределах; она тесно связана с её типом, породой, калибром, массой, типом высшей нервной деятельности, тренированностью, физиологическим состоянием, продолжительностью работы и другими факторами. Большая мощность тяжеловозов достигается проявлением большой силы тяги при малой скорости движения. Рысаки, наоборот, большую мощность развивают при высокой резвости и малой силе тяги.
Следует помнить, что лошади не могут работать с постоянной мощностью. По мере их утомления мощность падает, что и выражается в уменьшении силы тяги и скорости движения лошадей. Переутомившаяся лошадь движется неправильно, часто останавливается и наконец совсем отказывается от работы. Таким образом, в результате переутомления лошади её мощность может снизиться до нуля.
Скорость движения лошади наряду с силой тяги и мощностью является одним из её основных индивидуальных рабочих качеств. Скорость движения рассчитывают по формуле:
v = S/t,

где v — скорость движения, м/с; S — пройденный путь за время t, м.
Скорость движения лошади зависит от её аллюра. Обычно скорость движения лошади шагом — 4-7 км/ч, рысью — 10-12, галопом — 20-25 км/ч.
Непрерывное движение рысью на транспортных работах в зависимости от качества дороги допустимо не более 10-20 минут. После этого лошадей надо переводить на шаг, продолжительностью не менее 5-10 минут. Нормальной для большинства лошадей является час-юта 60 шагов в 1 минуту. Лошади могут делать 70-80 и даже 100 шагов в в 1 минуту, но от этого увеличивается их утомляемость и снижается работоспособность. При движении резвой рысью оптимальной считается частота 120 шагов в 1 минуту. Рысаки могут бежать, делая по 130-140 шагов в 1 минуту, но это ведет к значительному повышению энергетических затрат и к перевозбуждению их нервной системы. Каждой лошади свойственен индивидуальный ритм и темп движения, обусловленный характером её высшей нервной деятельности и степенью тренированности.
Сила тяги, скорость движения и продолжительность работы характеризуют режим или величину выполненной работы:
R = Pvt = PS,

где R — работа, P — сила тяги, v — скорость движения и t — продолжительность работы, S— пройденный путь.
Величина выполненной работы складывается из внешней механической работы по передвижению повозки или орудия и работы по перемещению собственного тела. За единицу работы принят килограмм-сила-метр, равный 9,8 Дж. В практике внешнюю механическую работу измеряют в гектарах, тоннах, тонно-километрах.
Однако точной математической пропорциональности в изменениях силы тяги, скорости движения и продолжительности работы не бывает, так как лошадям свойственна разная утомляемость. Лошади утомляются меньше при увеличении продолжительности их работы, больше — при увеличении их силы тяги и сильнее всего — при увеличении скорости их движения. Поэтому правильно установленный режим работы с оптимальным соотношением силы тяги, скорости движения и продолжительности работы лошадей обеспечивает максимальную дневную выработку и сохраняет их работоспособность.
Производительность лошадей практически определяется временем их полезной работы при движении с возом или орудием. Задача рационального использования лошадей на работах заключается в том, чтобы, учитывая их качество и состояние, а также условия кормления, увеличить продолжительность их полезной работы, доведя её не менее чем до 6 часов в течение 8-часового рабочего дня. В летнее время, при большей продолжительности светового дня время полезной работы может быть увеличено до 9-10 часов.
Выносливость — способность животного организма продолжительно сохранять работоспособность в течение возможно длительного времени, проявлять свойственную ему мощность, а также быстро восстанавливать свои силы после короткого отдыха с кормлением. Внешними признаками утомления лошади служат потливость, учащение дыхания и сердечных сокращений (пульса), дрожание ног и мускулов, вялость, понурый вид, отказ от корма, пониженная реакция на средства понуждения и управления (голос, повод, вожжи, хлыст, шенкель, шпора) и т.п. Об утомлении и выносливости лошадей чаще судят по клиническим показателям — дыханию, пульсу и температуре тела, так как использовать на практике такие внутренние показатели утомляемости лошади, как концентрация в крови углекислоты и молочной кислоты, продуктов распада белка и водородных ионов, трудно, в связи с тем что для их определения требуются специальные лабораторные исследования. Учащение дыхательных движений до 40-60 и пульса до 70-90 ударов в минуту, повышение температуры до 39,0-39,5°С во время работы — нормальное физиологическое явление. Учащение дыхания до 70 и выше, пульса до 100 ударов в минуту и более, повышение температуры тела до 40°С и выше и сохранение этих показателей на том же уровне в течение 10 минут после работы указывают на весьма значительное напряжение лошади. Если такие клинические показатели сохраняются и после 30-минутного отдыха, то это свидетельствует о сильном переутомлении лошади.
К важным факторам, влияющим на работоспособность и выносливость лошадей, относятся их состояние здоровья, породная принадлежность, возраст, рост, живая масса, упитанность, тип телосложения, темперамент, условия кормления и содержания, техническое оснащение и подготовленность к работе. Важным является и такой фактор, как степень загрузки повозок или телег. Перегрузка их будет сопровождаться переутомлением лошади, а недогрузка снижает производительность и повышает себестоимость работ. Поэтому в каждом хозяйстве целесообразно утвердить нормативы нагрузки на одно-и пароконную повозки и точно их соблюдать. При работах с использованием живой тяги необходимо соблюдать режим работы и распорядок дня, чтобы привести в соответствие физиологические возможности организма с требованиями выполняемой работы. Следует учитывать, что рабочий день лошади может продолжаться 8-10 часов. Он складывается из двух периодов по 4-5 часов с перерывом на 2-3 часа для отдыха и кормления. При тяжелой работе (пахота, трелевка леса и др.) лошади дают отдыхать 10-15 минут после каждого часа работы. Истощенных лошадей во время отдыха подкармливают небольшими порциями концентратов или травой.
Организация использования рабочих лошадей. Молодняк рабочих лошадей поступает в заездку в возрасте 2-2½ лет. В возрасте 3-х лет его можно использовать на легких, умеренных сельскохозяйственных работах, что будет способствовать лучшему развитию и укреплению организма. Однако выполнение тяжелых работ не закончившими рост молодыми лошадьми приводит к заболеванию их дыхательной и сердечно-сосудистой систем, растяжению связок и сухожилий, деформации суставов.
Наибольшей производительностью на сельскохозяйственных работах отличаются лошади 6-12 лет. В хороших условиях кормления и содержания, при умеренной эксплуатации срок использования рабочих лошадей увеличивается до 18-20 лет и более.
По способу использования рабочих лошадей разделяют на следующие хозяйственные типы: верховые, легко- и тяжелоупряжные, вьючные. Все они различаются по промерам, индексам телосложения, живой массе и работоспособности.
Важным условием использования легко- и тяжелоупряжных лошадей является подбор их для работы в паре. Парную запряжку формируют с учетом породы, возраста и пола, живой массы и калибра, величины тягового усилия, длины и частоты шага, типа высшей нервной деятельности и нрава. Продолжительность рабочего дня лошади дифференцируют в зависимости от необходимости её использования по сезонам года.
Практика передовых хозяйств показывает, что лучшей формой организации использования рабочих лошадей является закрепление их за ездовыми, которые обязаны отвечать не только за выполнение норм выработки, но и за состояние лошади, упряжи и повозок.
Производительность труда на конных работах зависит от качества самих лошадей, условий работы, технической оснащенности, квалификации ездового. На сельскохозяйственных работах, выполняемых на лошадях, производительность труда пока не достигла высоких показателей из-за потерь рабочего времени (до 50-70%) на погрузочно-разгрузочные работы, а также малоэффективного использования транспорта во встречных направлениях, обычно в одну стороны подводы следуют с грузом, а в противоположную — порожняком. Для перевозки сельскохозяйственных грузов лучше использовать пароконные повозки, это дает возможность сократить число ездовых и уменьшить фонд заработной платы. Немаловажное значение в увеличении числа перевозки грузов имеет ковка лошадей, особенно в период весенней распутицы и зимой. В каждом хозяйстве необходимо дифференцировать нормы выработки с учетом трудности или тяжести работ, возраста и состояния лошадей, условий работы и других факторов. Наиболее целесообразно использовать рабочих лошадей на мелкоконтурных земельных участках с неровной поверхностью, имеющих большие склоны, на участках, расположенных в поймах рек, на лесных полянах, в садах и огородах, т.е. там, где использование мощной техники невыгодно или невозможно.
Число лошадей в хозяйстве определяют по методике ВНИИ коневодства. Для этого необходимо учесть: объем работ по периодам в растениеводстве и животноводстве и уровень их механизации, объем перевозок и степень их обеспеченности механическим транспортом, потребность в конном транспорте, потребность в живой тяге для удовлетворения личных нужд жителей данного хозяйства. Вначале определяют потребность в рабочих лошадях по отдельным показателям. При расчетах руководствуются существующими примерными нормами выработки на конно-ручных работах.
В растениеводстве сначала определяют объем и оптимальные сроки полевых работ по основным периодам, затем — какая часть планируемых работ может быть сделана на механической тяге. Оставшийся объем планируют выполнить, если это можно, на лошадях. Потребность в рабочих лошадях определяют по формуле
ч = (О-T)/НС,

где ч — число рабочих лошадей, необходимых для данного вида работ; О — общий объём работ; T — объем работ, выполняемых на механической тяге; H — дневная норма выработки на одну лошадь; С — оптимальный срок проведения работ, дней.
Для каждого периода берут максимальную потребность в лошадях, рассчитанную по видам работ, включая вспомогательные.
Потребность в лошадях для обслуживания животноводства по периодам определяют по основным видам работ. Расчет ведут в коне-днях, сумму которых делят на число рабочих дней, вырабатываемых в среднем одной лошадью.
Транспортные работы, проводимые в течение одного года, планируют в общем объеме в тонно-километрах. Из общего объема вычитают работы, которые будут выполнены на механических видах транспорта.
Заключительная часть расчетов — баланс живого тягла по периодам. Исходя из количества рабочих лошадей, рассчитанного по наиболее напряженному периоду, определяют выработку коне-дней за год и за каждый период. Транспортные работы, не связанные со сжатыми сроками, распределяются по периодам года в зависимости от наличия резерва живой тягловой силы. Процент использования живого тягла определяют по каждому сезону года. Расчет считается удовлетворительным, если использование коне-дней составляет 85-90%. Остальные 10-15% — резерв для выполнения неучтенной работы. По рассчитанному поголовью лошадей в принятой в хозяйстве структуре табуна определяют общее поголовье лошадей, которое необходимо иметь в данном хозяйстве.
Верховые лошади широко используются для пастьбы разного по полу и возрасту конского поголовья, а также других видов сельскохозяйственных животных. За последние годы возросла их роль в классических видах конного спорта — в выездке, преодолении препятствий (конкур), троеборье; в стипль-чезах, пятиборье, национальных конноспортивных играх и пробегах. Требования к верховым лошадям во всех этих видах спорта неодинаковы. Работу упряжных и верховых лошадей нельзя отождествлять. Верховая лошадь перенося всадника или вьюк, не проявляет тягового усилия, которое всегда сопровождает работу упряжной лошади. Поэтому использование показателей рабочих качеств упряжной лошади для характеристики работоспособности верховых лошадей под седлом и вьюком невозможно. Представление о работоспособности верховой лошади может дать величина энергетических затрат на передвижение её живой массы и массы всадника или вьюка при движении по разным дорогам и на разных аллюрах. Установлено, что верховая лошадь живой массой 450-500 кг расходует на 1 км пути следующее количество энергии (ккал): при движении шагом — 300-400, обыкновенной рысью — 410-450, полевым галопом — 500-550, резвым галопом — 720-800. О работоспособности пользовательных верховых лошадей судят по клиническим показателям — частота дыхания и сердечных сокращений, температура тела; по качеству движений, состоянию здоровья и упитанности. Известно, что на резвом галопе легочная вентиляция достигает 2000 литров в 1 минуту, расход энергии и потребление кислорода возрастают в 60 раз и более.
Вьючных лошадей используют в горах, в таежных и пустынных местностях, недоступных для технических видов транспорта. Вьючные лошади — это некрупные животные высотой в холке не более 150 см, с длинным туловищем, глубокой грудью, крепкой спиной и поясницей, на сухих ногах с хорошими копытами. При использовании в горах их куют на все четыре ноги, причем, как правило, передние подковы с шипами. Максимальная масса вьюка составляет обычно 1/3 живой массы лошади. Нагрузка на ослов и мулов относительно выше — на ослов до 1/2, мулов — до 2/3 их массы. Работоспособность вьючных лошадей зависит от их возраста, состояния здоровья, живой массы, массы вьюка, его объема и жесткости, а также от способа его навьючивания на специальное вьючное седло, обязательное для жестких грузов, крутизны спусков и подъёмов. Следует помнить, что лошадям труднее переносить вьюк, чем всадника, приспосабливающегося к их движениям. Размещать груз во вьюке следует равномерно, чтобы 75% его находилось по бокам, а 25% — на спине лошади. Все грузы надо хорошо фиксировать, чтобы они не перемещались. Heцентрированное расположение вьюка сильно утомляет лошадь, вызывает травматические повреждения и может закончиться аварией, что очень опасно в горных переходах. При нормальной массе вьюка скорость движения лошади составляет 2-4,5 км/ч, а общий пройденный за день путь — от 16 до 36 км, в зависимости от угла подъёма или спуска. На привалах лошадей развьючивают, с целью обеспечения им лучшего отдыха.
Конные повозки, прицепной инвентарь, седла. По своему назначению конные повозки бывают грузовые и легковые; по типу запряжек — одноконные, пароконные, троечные и многолошадные; по сезону использования — зимние, полозные (сани) и летние, колесные. Летние повозки подразделяются на четырехколесные и двухколесные (двуколки), с шинами железными, резиновыми и пневматическими, а по устройству осей — на деревянном и железном ходу, с втулками из чугуна, с шариковыми и роликовыми подшипниками. Хорошая повозка должна отличаться достаточной грузоподъемностью, прочностью, простотой устройства, небольшим весом, легким ходом, устойчивостью. проходимостью и поворотливостью. Наиболее совершенны повозки конструкции ВНИИ коневодства, которые имеют колеса на пневмошинах и приспособления, облегчающие труд ездового (различные самосвалы) и улучшающие условия труда (тент, тормоза). Промышленное изготовление конных повозок и легкового конного транспорта освоено в основном на предприятиях местной промышленности и на Опытном заводе конно-спортивного инвентаря в г. Москве. Значительную часть легковых экипажей делают местные умельцы.
В настоящее время применяют почвообрабатывающие орудия: плуг ПГ-25 и борону. В части хозяйств сохранились конные культиваторы. Наиболее широко распространены конные косилки K-1,4 и конные грабли КГ-1,0.
Седла, используемые для выполнения работы на лошадях, делятся на: кавалерийские для народного хозяйства, предназначенные для удобства передвижения всадника верхом на лошади; казачьего типа без вьючных приспособлений, служащие для удобства передвижения всадника на лошади и предназначенные для использования в народном хозяйстве; вьючные, для перевозки хозяйственных грузов в труднопроходимой местности.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: