Новости
27.01.2023 27.01.2023 27.01.2023 |
Стратегия развития пищевой отрасли до 2020 года![]()
Предприятие в своей деятельности нуждается в постоянном развитии. Развитие предприятия - это путь достижения поставленных перед ним целей с учетом начального состояния предприятия. Несмотря на то, что российская обрабатывающая промышленность в целом вышла на докризисный уровень 2008 г., лишь немногие продовольственные компании могут выйти на докризисные объемы продаж своей продукции. Это связанно и с вялостью потребителя, чей жизненный уровень значительно снизился, и с утраченной многими компаниями дилерской сетью. Многим компаниям приходится восстанавливать, а некоторым даже выстраивать все заново. Отметим, что неустойчивый характер динамики экономического роста опять же связан с низким уровнем конкурентоспособности и сохранением тенденций опережающего роста импорта относительно отечественного производства. Несмотря на значительную инвестиционную активность, действительный потенциал отрасли раскрыт еще не полностью. Ограничения развития производства пищевых продуктов связаны с: 1. несовершенством механизма государственного и таможенно-тарифного регулирования рынка продовольствия; 2. неразвитостью инфраструктуры производства продукции, основной целью которой является обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования производственного процесса; 3. зависимостью от импортных поставок сырья и колебаний мировых цен; 4. незавершенностью работы по разработке технических регламентов; 5. низким уровнем рентабельности производства большей части пищевой продукции; 6. рост импорта продовольствия и недостаточная конкурентоспособность отечественных товаров; 7. моральное и физическое старение основных производственных фондов, особенно их активной части; 8. неблагоприятные условия для инвестирования. К конкурентным преимуществам пищевой отрасли относятся: 1. быстрый и устойчивый рост рынков и их большие масштабы, как существенные факторы инвестиционной привлекательности отрасли; 2. обновление в среднем по отрасли свыше половины производственных мощностей (несмотря на это, проблема усовершенствования технологического процесса производства является актуальной для многих предприятий). Это связано с постоянно увеличивающимися требованиями к качеству продукции. Инерционный вариант характеризуется ростом потребительского спроса на продукты продовольственного рынка, низким уровнем конкурентоспособности продукции Российского производства, средним уровнем активности инвесторов и сравнительно максимальной степенью зависимости продовольственного рынка России от импорта. Инновационный сценарий — ориентируется на стабильный потребительский спрос на продовольственные товары, формирование достойной культуры потребления, глобальный объем привлечения денежных средств(инвестиций), направленный на модернизацию технологического производства. Россия уже составила план стратегического развития перерабатывающей и пищевой промышленности на 2014-2020 гг. Аграрный комитет ГД рассмотрел проект стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ до 2020 г. (март 2013 года). Предусматривается, что инвестиции в социально значимые отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности возрастут на 16,5 % к 2020 году почти до 103 млрд. руб. по отношению к 2011 году (88 млрд. руб.). Суммарно инвестиции в эту сферу в 2014-2020 годах составят 777,8 млрд. руб. Из них предприятиями будет потрачено 262 млрд. руб. собственных средств, заемных - 515 млрд. руб. Самые большие инвестиции запланированы в сахарную отрасль, так как она одна из ключевых в России - 107,7 млрд. рублей. За ней по суммарному объему инвестирования следует молочная отрасль - 99,7 млрд. рублей. Немногим менее запланировано инвестировать в мясную промышленность -99,15 млрд. рублей, в развитие хлебопекарной отрасли инвестируют 98,2 млрд. рублей. На развитие кондитерской отрасли будет затрачено 79,9 млрд. рублей, на консервную отрасль пойдет 27,1 млрд. рублей. Также в созданном плане более детально прописаны размеры инвестиций в эти и другие отрасли промышленности. Как видно из цифр, правительство России всерьез намерено заняться развитием отечественной пищевой промышленности. Составители плана учли, что далеко не все предприятия этих отраслей имеют необходимое техническое оснащение для развития, и в запланированные инвестиции вложены возможные риски. ![]() Следовательно, одной из основных задач для пищевой промышленности является создание эффективного взаимодействия производителей технологического оборудования и представителей предприятий, производящих пищевую продукцию, с целью формирования современной базы для развития отечественной пищевой промышленности. Следует учитывать «социальный риск», который связанный с ростом цен на продовольствие, отставанием от них роста среднедушевых доходов населения РФ, снижением его покупательной способности. Снижение должно заключаться в возможности оказании помощи отечественным производителям по росту и стабильности производства сельскохозяйственной продукции.
|