Новости

Оценка качества образования как показатель развития социальной инфраструктуры сельских территорий

20.05.2015

Наряду со здоровьем образование населения является важнейшей составляющей социального капитала, трудового и оборонного потенциала нации, важнейшей составной частью совокупности качественных характеристик населения. Система показателей сферы образования содержит показатели, характеризующие количественные и качественные изменения, происходящие в данной сфере, позволяет получать по каждому уровню образования информацию о числе учебных заведений, количественные характеристики контингента обучающихся, количественные характеристики приема и выпуска специалистов, характеристики внутренней эффективности процесса обучения, количественные и качественные характеристики преподавательского персонала, материально-технической базы учебных заведений.
В сельской местности КБР располагаются в основном дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные учреждения.
Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
Общеобразовательное учреждение реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы непрерывного образования и предоставляет всем гражданам РФ возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных стандартов.
Основные расчетные показатели, характеризующие деятельность образовательных учреждений:
- обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей);
- обеспеченность (охват) детей дошкольными учреждениями;
- обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (на 1 000 детей приходится мест);
- численность студентов высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10 000 населения;
- выпуск специалистов высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10 000 населения.

Оценка качества образования как показатель развития социальной инфраструктуры сельских территорий

Анализ данных показателей по КБР и районам позволил выявить ряд негативных тенденций, особенно в сельской местности. Число дошкольных учреждений в республике за период 1990-2009 гг. сократилось па 84 %, при этом в городской местности всего на 76 % (128 учреждений), а в сельской местности - на 94 % (115 учреждений). При этом, численность воспитанников в дошкольных учреждениях в целом по республике за рассматриваемый период увеличилась на 7 %, в том числе в городской местности - на 8 % (1,5 тыс. человек). Показательным является также и то, что в 2009 году на 100 мест в дошкольных учреждениях в городской местности приходится 78 детей, в сельской местности - 38 ребенка (табл. 10.4).
Охват детей дошкольными учреждениями по районам республики значительно варьируется - от 18,4 % в Черекском районе до 58 % в Баксанском районе.
Сокращение малокомплектных сельских школ повлекло за собой значительное сокращение численности учащихся в сельской местности - всего за рассматриваемый период на 45 %. Численность учащихся в 1-9 классах в сельской местности за 2000-2010 гг сократилась в 2 раза, в 10-11 классах - на 27 %. В городах республики не было масштабного сокращения школ, как в сельской местности, однако численность учащихся в них также значительно сократилась в целом по республике за рассматриваемый период на 30 %. Такая негативная тенденция напрямую связана с крайне неблагоприятной демографической ситуацией в республике и в стране в целом в 1991-1999 гг
Учитывая вышеизложенное, а именно сокращение коечного фонда, сельских амбулаторий, фельдшерских пунктов, детских садов и малокомплектных сельских школ можно говорить о масштабном свертывании социальной сферы на селе. Крайне низкая плотность сельского населения в республике при отсутствии объектов социальной сферы на этих территориях, в конечном итоге, может привести к их полному обезлюдиванию.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: