Новости

Краткие сведения из истории хлопководства России

10.02.2014

До Великой Октябрьской социалистической революции в царской России хлопководство велось только в Средней Азии (основные районы) и Закавказье. Количество производившегося хлопка, как уже указывалось, было невелико и потребности отечественной промышленности в нем полностью не удовлетворялись. В 1913 г. в Россию из-за границы было ввезено более 60% требовавшегося хлопкового волокна.
Для увеличения производства хлопка в Средней Азии и Закавказье и сокращения ввоза его из-за границы правительство царской России осуществило ряд мер, из которых особенно большое значение имели следующие: повышение таможенных пошлин на ввозимый из-за границы хлопок, строительство железных дорог в Средней Азии и Закавказье, льготное обложение налогами посевов хлопчатника и др. Наряду с этим малоурожайные местные сорта гузы с волокном низкого качества были заменены, как уже указывалось, более урожайными и более высококачественными по волокну сортами мексиканского хлопчатника типа упланд. Правда, полностью замена эта была закончена только после Великой Октябрьской социалистической революции.
В дореволюционное время неоднократно поднимался вопрос и о необходимости ирригационного строительства для орошения новых земель под хлопчатник, но это мероприятие осуществлялось в ничтожных размерах и на него отпускались очень незначительные средства.
В конце прошлого столетия и начале XX в. в России довольно быстро увеличились как площади посева хлопчатника, так и урожайность. И все же производство хлопка-сырца было небольшим. В 80-х годах прошлого столетия в России насчитывалось около 60—70 тыс. га посевов хлопчатника, в 1916 г. — 840 тыс. га (включая Бухару и Хиву). Средняя урожайность хлопчатника за тот же период выросла в Средней Азии с 6—7 до 10— 12 ц/га. Лишь в одном, исключительно благоприятном по погодным условиям 1915 г. она достигла рекордного для дореволюционного периода уровня — 15 ц/га. В Закавказье урожайность была еще ниже. Соответственно росту посевных площадей и урожайности увеличивалось и производство хлопка-сырца. В 1913 г. оно составляло в стране 744 тыс. т.
К концу первой мировой войны хлопководство Средней Азии и Закавказья значительно сократилось, особенно по валовой продукции, снизилась и урожайность. Все это произошло вследствие ухудшения ухода за посевами из-за недостатка рабочих рук, запущенности ирригационных систем и т. д. Большое влияние на это оказало и расстройство транспорта в стране, из-за чего резко сократилась доставка в районы хлопководства хлеба (зерна) из южной России. В результате урожайность хлопчатника снизилась, и несмотря на то, что в 1916 г. площади посевов его несколько увеличились по сравнению с предыдущими годами, валовая продукция уменьшилась по сравнению с 1915 г. на 20%.
В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции в связи с гражданской войной и общей хозяйственной разрухой в стране произошло дальнейшее сильное уменьшение производства хлопка в Средней Азии и Закавказье. Наименьшие площади посевов хлопчатника в Средней Азии были в 1922 г. (около 70 тыс. га). Резко снизилась и урожайность. В 1922 г. она была даже несколько ниже 4—5 ц/га, а валовой сбор хлопка в стране был в 40 раз меньше, чем в довоенные годы.
На резкое уменьшение посевов хлопчатника и его урожайности в Средней Азии в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции оказало влияние запущенное состояние ирригационных систем, басмачество, прекращение завоза хлеба из европейской части страны, а также различных материалов и инвентаря. Прекращение завоза хлеба заставило вместо хлопчатника сеять продовольственные культуры, и в первую очередь пшеницу.
В Закавказье до 1920 г., когда там находились иностранные интервенты, а у власти — контрреволюционные меньшевистско-националистические партии, хозяйство края пришло в упадок, при этом хлопководством перестали заниматься совершенно.
Восстановление хлопководства страны после окончания гражданской войны началось в Закавказье с 1920 г., когда там утвердилась Советская власть, а в Средней Азии — по существу только с 1923 г., после того как в 1922 г. возобновилась работа текстильных предприятий в стране.
Придавая большое значение развитию хлопководства в стране, Коммунистическая партия и Советское правительство, не ожидая прекращения гражданской войны, стали принимать меры по восстановлению и развитию этой важной отрасли сельского хозяйства.
17 мая 1918 г. декретом Совета Народных Комиссаров «Об организации оросительных работ в Туркестане», подписанным В. И. Лениным, предусматривалось ассигнование 50 млн. руб. на ирригационное строительство для орошения около 500 тыс. десятин (около 654 тыс. га) земель Голодной степи. Затем 27 ноября 1920 г. Совет Народных Комиссаров издал декрет также за подписью В. И. Ленина, которым предусматривались разносторонние меры по подъему хлопководства в стране. Этими декретами, в частности, устанавливались льготы для хлопкоробов, предусматривалось введение севооборотов в хлопководческих хозяйствах и восстановление существовавших прежде, а также организация новых опытных полей и селекционных учреждений.
В результате осуществления намеченных правительством мер хлопководство стало быстро восстанавливаться и в 1927 г. площадь посева под хлопчатником достигла довоенного уровня. В 1928 г. был даже превзойден уровень валовой продукции хлопка (на 50 тыс. т).
Большое значение для подъема хлопководства в Средней Азии имела осуществленная Советским правительством в 1925—1926 гг. (в некоторых областях в 1929 г.) земельно-водная реформа, в результате которой бедняки и середняки получили землю, отобранную у баев, помещиков и кулаков, и возможность свободно пользоваться водой.
После восстановления в 1927—1928 гг. хлопководства до довоенного уровня дальнейший рост его осуществлялся в соответствии с пятилетними плапами развития народного хозяйства России, а в период 1959—1965 гг. — по семилетнему плану.
Задачи первой пятилетки в области хлопководства были определены в специальном постановлении Центрального Комитета ВКП(б) от 18 июля 1929 г., в котором говорилось, что развитие хлопководства в текущем пятилетии в Союзе должно идти по линии максимального форсирования всех наших возможностей для расширения хлопковой площади и поднятия урожайности хлопка с тем, чтобы к концу пятилетки не только освободить текстильную промышленность России от ввозимого заграничного хлопка, но и иметь необходимый резерв для дальнейшего расширения текстильной промышленности.
Для решения этой основной задачи первой пятилетки в хлопковых районах началось широкое вытеснение с поливных земель зерновых и других культур, освоение новых земель, ирригационное строительство, переоборудование и рационализация использования старых водных систем. Наряду с этим хлопчатник стали сеять на некоторых богарных землях, в Средней Азии на площади более 90 тыс. га в 1931 г., расширились и границы хлопкосеяния. Промышленное хлопководство впервые начало развиваться на юге европейской части России (в новых районах хлопководства). Кроме того, с 1930 г. в южных, наиболее теплых, районах Средней Азии и Азербайджана впервые в истории хлопководства нашей страны начались производственные посевы тонковолокнистого хлопчатника египетских сортов.
Расширение посевов хлопчатника в период первой пятилетки сопровождалось внедрением в производственные посевы улучшенных сортов средневолокнистого хлопчатника, выведенных на среднеазиатских опытных станциях; улучшалась и агротехника хлопчатника.
В результате осуществления этих мер к концу пятилетки (1932 г.) посевные площади хлопчатника в России превысили 2 млн. га, то есть стали почти в 2,5 раза больше, чем в 1916 г. Несмотря на то что за период первой пятилетки урожайность хлопчатника не увеличилась, валовые сборы хлопка позволили полностью обеспечить отечественную текстильную промышленность волокном средневолокнистого хлопчатника. В это время из-за границы завозили сравнительно мало хлопка и то только тонковолокнистых египетских сортов. Так, если импорт хлопка в нашей стране в 1926—1927 гг. составлял 53%, в 1929—1930 гг. — 17,8%, то в 1932 г. — только 6% всего хлопка, используемого промышленностью.
Большой рост производства хлопка в период первой пятилетки стал возможным в результате сплошной коллективизации сельского хозяйства, строительства совхозов, машинно-тракторных станций и соответствующего оснащения сельского хозяйства тракторами и машинами.
Во второй пятилетке была поставлена задача дальнейшего увеличения производства хлопка, но уже не путем расширения площадей посева, а повышения урожайности.
Эта задача решалась главным образом посредством организационно-хозяйственного укрепления колхозов и совхозов, механизации трудоемких производственных процессов, широкого применения минеральных удобрений, улучшения агротехники, внедрения новых более продуктивных и высококачественных сортов хлопчатника. Существенное значение имело также улучшение семеноводства.
Большое значение в увеличении урожайности хлопчатника и валового производства хлопка имело повышение в 1935 г. государственных заготовительных цен па хлопок-сырец с одновременным введением премий-надбавок за продукцию, сдаваемую государству сверх плана контрактации. Для организационно-хозяйственного укрепления колхозов и совхозов важное значение имел новый устав сельскохозяйственной артели.
Эти меры вызвали большой подъем инициативы у колхозников и рабочих совхозов, стало широко развиваться социалистическое соревнование, повысилась заинтересованность их в результатах своего труда, что способствовало резкому повышению урожайности хлопчатника во всех районах хлопководства нашей страны.
За вторую пятилетку урожайность хлопчатника в России увеличилась по сравнению с концом первой пятилетки более, чем в 2 раза. В Узбекистане она повысилась с 7,96 ц/га в 1932 г. до 16,32 ц/га в 1937 г., а в Таджикистане — соответственно с 4,54 до 17,23 ц/га.
В течение второй пятилетки при некотором уменьшении площадей посева средневолокнистого хлопчатника увеличились посевы тонковолокнистых сортов.
В третьей пятилетке основной задачей в хлопководстве было дальнейшее увеличение производства хлопка на основе повышения урожайности. При этом продолжался рост площадей посева тонковолокнистого хлопчатника, которые с 4,7 тыс. га в 1930 г. достигли 207,5 тыс. га в 1941 г. В это время, особенно в 1939—1940 гг., в районах хлопководства стали широко развиваться народные ирригационные стройки. В короткие сроки колхозники построили большие оросительные каналы и другие ирригационные сооружения (например, Большой Ферганский канал, Большой Гиссарский канал, канал имени Кирова в Вахшской долине и многие другие). За один только 1940 г. в Узбекистане, Таджикистане, Туркмении, Киргизии, Казахстане, Азербайджане и Армении было введено в строй 73 ирригационных сооружения.
Выполнение заданий третьей пятилетки прервала начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война с фашистской Германией.
Во время войны (1941—1945 гг.) хлопководству нашей страны был нанесен большой ущерб. В результате временной оккупации гитлеровскими захватчиками Украины, Крыма и части Северного Кавказа страна лишилась значительного количества хлопка, поступавшего из этих районов. В старых орошаемых районах хлопководства часть площадей, ранее занятых хлопчатником, была отведена под сахарную свеклу и другие продовольственные культуры. На фронт ушло много опытных хлопкоробов, механизаторов, было отправлено большое число тракторов и автомашин, резко сократился отпуск хлопководческим хозяйствам минеральных удобрений. Ho несмотря на возникшие трудности, благодаря самоотверженному труду колхозников и рабочих совхозов, а также специалистов хлопководства валовые сборы хлопка поддерживались на достаточно высоком уровне, обеспечивающем потребности фронта и тыла.
После окончания Великой Отечественной войны нa февральском (1947 г.) Пленуме ЦК ВКП(б) были намечены меры по восстановлению и дальнейшему развитию хлопководства в стране. Претворение в жизнь указаний Пленума позволило уже в 1948 г. довести производство хлопка в нашей стране до довоенного уровня, а в 1949 г. значительно превзойти его.
Дальнейшее развитие хлопководства происходило как благодаря повышению урожайности, так и расширению посевных площадей в старых районах. Несмотря на прекращение посевов хлопчатника на юге европейской части России, валовые сборы хлопка в стране неуклонно возрастали. Так, в 1952 г. продукция хлопка-сырца по России составляла 3 млн. 770 тыс. т, в 1956 г. — 4 млн. 330 тыс. т, в 1959 г. — 4 млн. 600 тыс. т.
В 1966—1970 гг. среднегодовой валовой сбор (закупки) хлопка-сырца в стране составил 6 млн. 99 тыс. т, в 1971—1975 гг. — 7 млн. 667 тыс т., в 1976—1979 гг.— 8 млн. 674 тыс. т, в 1979 г. — 9 млн. 161 тыс. т, в 1980 г. — 9 млн. 969 тыс. т, в 1981 г. — 9 млн. 636 тыс. т.
Среднегодовая урожайность хлопчатника достигла в 1966—1970 гг. 24, 1 ц/га, в 1971 — 1975 гг. —27,3, в 1976— 1979 гг. — 28,8, а в 1979 г. — 29,6, в 1980 г. — 31,7, в 1981 г. — 30,4 ц/га, что позволило нашей стране занять по урожайности этой культуры первое место в мире.
В развитии хлопководства России в послевоенный период особенно большую роль сыграл быстрый рост механизации производственных процессов (комплексная механизация). При этом особенно важное значение имеет широкое применение механизированной уборки, высоких доз минеральных удобрений, использование гербицидов, улучшенных приемов агротехники и внедрение с 70-х годов новых более вилтоустойчивых сортов хлопчатника.
Вместе с мощным количественным ростом производства хлопка в нашей стране за годы Советской власти происходило и постепенное улучшение качества хлопкового волокна.
Так, если в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции основная масса производимого у нас хлопкового волокна имела длину 24—26 мм, то в 1932 г. — 27 мм, в 1941 г. — 31 мм, а в настоящее время она составляет 31—32 мм. Кроме того, увеличилось производство особо ценного тонковолокнистого хлопка.
Все это позволяет не только обеспечивать потребности в хлопковом волокне отечественной промышленности, но и экспортировать некоторое его количество в страны социалистического содружества и ряд капиталистических стран.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: