Новости

Распадаемость протеина сои в рубце

11.02.2014

Нормирование рационов по сырому и переваримому протеину без учета распадаемости протеина и ферментативных синтетических процессов в преджелудках приводит к перерасходу кормового белка, недополучению и удорожанию продукции, нарушениям обмена веществ. Особенно это касается кормления высокопродуктивных лактирующих коров. Содержание расщепляемого кормового протеина необходимо знать для нормирования азота, доступного микроорганизмам, а количество нераспавшегося в рубце протеина — как источника аминокислот корма, поступающего в тонкий отдел кишечника. Аминокислотная потребность организма жвачных удовлетворяется за счет микробного и нераспавшегося в рубце протеина — обменного протеина.
Синтез микробного белка в преджелудках коров ограничен в пределах 30—60 % от аминокислотной потребности коров, остальное количество аминокислот животные должны получать с нерасщепленным в рубце протеином. С ростом продуктивности значение нерасщепляемого в рубце белка возрастает, так как образование молока тесно связано с качеством и уровнем протеинового питания животных.
Необходимое соотношение расщепляемого и нерасщепляемого в рубце протеина зависит от уровня продуктивности и физиологического состояния животного. Для лактирующих коров оно, прежде всего, зависит от уровня молочной продуктивности, а следовательно, и от уровня необходимого микробного синтеза. Во ВНИИ физиологии, биохимии и питания сельскохозяйственных животных доказано, что в рационе коров с продуктивностью за лактацию свыше 5,0 тыс. кг молока оптимальным считается уровень распавшегося в рубце протеина 55—65 %.
В.В. Щегловым, одним из авторов новой системы протеинового питания дойных коров в стране, предложена простая формула по расчету необходимого количества распадаемого протеина в рационе коров от общей потребности их в сыром протеине, зная, что потребность в сыром протеине складывается из суммы распадаемого и нераспадаемого в рубце протеина:
1. СП = РП + НРП.
2. РП = (7,68 * ОЭ) : 0,8,
где РП — суточная потребность коровы в распадаемом протеине, г;
ОЭ — суточная потребность коровы в обменной энергии, МДж;
7,68 — микробный синтез на 1 МДж обменной энергии, г;
0,8—80 % распадаемого протеина используется на микробный синтез.
3. НРП = СП - РП,
где НРП — суточная потребность коровы в нерасщепляемом протеине, г;
СП — суточная потребность коровы в сыром протеине, г.
На количественные показатели распада кормового белка в рубце влияют физическое состояние корма, его структура и величина частиц, которые обусловливают скорость прохождения через преджелудки, частота и уровень потребления корма и воды, определяющие степень заполнения рубца и скорость эвакуации содержимого в последующие отделы пищеварительного тракта. На все вышеперечисленные факторы, обусловливающие скорость распада протеина в рубце, можно влиять искусственно. Специалистами в настоящее время разработаны и применяются четыре основных метода (принципа) в отдельности или в комбинации, позволяющих регулировать в рационе соотношение легко- и труднорасщепляемого протеина:
1. Подбор ингредиентов с разными показателями распадаемости.
2. Техника скармливания кормов.
3. Физическая обработка кормов.
4. Химическая защита протеина кормов.
Реально, в условиях хозяйств Ставропольского края, наиболее приемлемым, хотя и не легким, является метод подбора ингредиентов. Этот метод сводится к подбору в рационе натуральных кормов, протеин которых устойчив к расщеплению в рубце. Для его использования необходимо хорошо знать весь спектр данных по распадаемости протеина кормов Северного Кавказа, как имеющихся, так и перспективных, а также все факторы, которые могут на него повлиять. Главным вопросом здесь по-прежнему остается качество и уровень протеина в кормах. Решить его возможно благодаря заготовке качественных кормов, составлению, приготовлению и использованию специальных комбикормов и высококачественных белковых добавок.
Масличные и бобовые культуры, а также продукты их переработки являются важнейшими источниками растительного белка, необходимого компонента в комбикормах. За последние 10 лет в Ставропольском крае значительно возрос интерес к сое. Так, только за последний год валовой сбор соевых бобов в нашем крае увеличился более чем на 25 %. Повышенный интерес к сое объясняется ее высокими кормовыми достоинствами. По содержанию энергии, протеина, макро-, микроэлементов и витаминов соя превосходит все бобовые и злаковые культуры.
По причине слабого развития в крае маслоэкстракционной переработки сои, одним из путей стабилизации рациона жвачных по полноценному кормовому протеину в хозяйствах нашего региона является выращивание и использование сои на корм. Негативным фактором, снижающим ее питательную ценность, является содержание антипитательных веществ: ингибиторов трипсина и химотрипсина, гемагглютинина, соланина, уреазы и липооксидазы. Данные вещества имеют белковую природу, поэтому всякое воздействие (температура, химические вещества) на бобы приводит к их инактивации. При этом также снижается распадаемость протеина.
Техника кормления относится к тому числу факторов, которые могут быть применены для повышения степени использования азотистых веществ рациона без существенных изменений условий производства и включает в себя режим кормления, способы приготовления и скармливания кормов. При этом техника кормления очень тесно связана с физической (механической) обработкой корма, позволяющей регулировать распадаемость сырого протеина в рационе.
Для защиты протеина от излишней распадаемости в рубце и инактивации антипитательных веществ в бобах рекомендуется проводить обработку под действием тепла, давления, микроволн. К таким методам относятся:
1. Тепловая обработка (прожаривание, варка, обработка паром).
2. Баротермическая (экструдирование, гранулирование, брикетирование).
3. Автоклавирование.
4. Микронизация (ИК — излучение).
Оптимальный температурный режим при прожаривании составляет +95...+ 110 °С, позволяющий наиболее эффективно использовать протеин на рост, развитие и продуктивность всеми половозрастными группами животных. Считается, что при данной температуре инактивация уреазы начинается через 10 мин, а спад активности ингибиторов трипсина — через 15 мин. Почти полная инактивация этих факторов при + 100 °С и атмосферном давлении происходит через 30 мин (табл. 13.17).

Распадаемость протеина сои в рубце

Составление рационов с учетом расщепляемости, защита протеина от излишнего распада в рубце, разработка, поиск и внедрение эффективных и безвредных методов, способствующих этому, являются основными путями улучшения качества протеина корма для жвачных.
Соевые бобы по транспортеру поступают в сушильный барабан. Заслонку закрывают. После заполнения барабана они прожариваются в нем при температуре +100...+ 105 °С в течение 1 ч. Через каждые 5 мин барабан останавливают на 5 мин в течение всего часа. Далее соя подается в большой циклон, из которого направляется в молотковую дробилку. Дробилка измельчает обработанные соевые бобы — диаметр ячеек сита 1,5—4,0 мм, которые затем отсасываются в шнек-мешкователь, где затариваются в мешки.
Схема технологического процесса тепловой обработки соевых бобов представлена на рисунке 13.2.
Распадаемость протеина сои в рубце

Затраты энергоносителей на прожаривание сои показаны в таблице 13.18.
Распадаемость протеина сои в рубце

Термическая обработка не повлияла на химический состав сои, но качество протеина улучшилось за счет понижения его расщепляемости в рубце на 10,2 % (табл. 13.19).
Распадаемость протеина сои в рубце

Исследования, проведенные в колхозе-племзаводе им. Чапаева Кочубеевского района Ставропольского края, показали, что корма, используемые в молочном скотоводстве региона, значительно варьируют по распадаемости сырого протеина в рубце. Эти данные позволяют практикам-животноводам комбинировать разные по распадаемости протеина корма, для создания оптимального уровня обеспеченности животного нераспадаемым в рубце протеином, что положительно сказывается на продуктивности коров. Опыт по скармливанию дойным коровам концентратных смесей с различной распадаемостью протеина в рубце является наглядным примером подтверждения этому. Введение вместо нативной сои в концентратную смесь жареной сои (25 % по массе) позволило снизить количество распадаемого в рубце протеина на 9,7 г (в расчете на 1 кг сухого вещества), а в целом распадаемость сырого протеина всей концентратной смеси понизить на 4,8 % (с 73,0 до 68,2 % соответственно). По остальным показателям питательности они были практически одинаковые (табл. 13.20).
Введение в рацион дойных коров жареной сои увеличило содержание в нем нераспадаемого протеина с 678,5 г до 719,2 г, что соответствует норме (707,2 г). Благодаря этому, распадаемость сырого протеина в целом всего рациона снизилась соответственно с 71,5 до 69,7 %.
Распадаемость протеина сои в рубце

Важным показателем достоинств питательных веществ корма сои для жвачных животных является динамика их распада в рубце, которая характеризует степень их доступности рубцовой микрофлоре. Величина распадаемости и ее скорость определяют эффективность биосинтеза микробного белка, количество высвобождающейся энергии и общую переваримость веществ корма. Сырая клетчатка в большинстве случаев предопределяет ход и процесс поступления энергии в микробный синтез желудочно-кишечного тракта жвачных. Ее количество имеет прямую связь с рубцовыми показателями, которые количественно и качественно влияют на продуктивность животных. В свою очередь, оптимальный рост и развитие микроорганизмов в рубце зависит от достаточного содержания и доступности в кормах фосфора.
Динамика распада в рубце этих важных показателей питательности у сои до и после прожаривания нами изучены и представлены в таблице 13.21. В первые два часа инкубации в рубце прожаривание сои позволило понизить распад сырого протеина на 5,32 % (Р < 0,02), сырой клетчатки — на 11,59 % (Р 0,1). В последующие два часа инкубации наблюдается высокая интенсивность распада сырой клетчатки (11—15 %).
Распадаемость протеина сои в рубце

Контрольным отрезком времени для концентратов и протеиновых добавок согласно новой системе протеиновой оценки качества кормов является распадаемость (растворимость) сырого протеина в рубце в течение 8 ч, так как, по данным авторов, после этого промежутка времени эти корма покидают преджелудки. В этот промежуток времени термически обработанная соя имеет ниже распадаемость сырого протеина на 10,23 % (Р < 0,001), сырой клетчатки — 5,16 % (Р < 0,05), фосфора — 6,99 % (Р < 0,05), чем нативная соя.
В период инкубации с 8 до 16 ч идет интенсивный распад изучаемых питательных веществ сои, как жареной, так и нежареной, разница по сырому протеину увеличивается до 11,66 % (Р 0,05), сырого протеина — на 3,63 % (Р < 0,05), переваримость остальных питательных органических веществ повысилась на 0,5—1,5 % (со статистически достоверной и недостоверной разницей), за исключением сырой клетчатки, которая усваивалась в рационе коров одинаково. Увеличение молочной продуктивности коров опытной группы статистически достоверно (табл. 13.23).
Распадаемость протеина сои в рубце

Удой был выше по сравнению с животными контрольной группы на 2,7 %, или на 0,4 кг. Опытные животные также превосходили контрольных по удою молока базисной жирности на 7,4 %, или на 1,3 кг. Количество жира в молоке увеличивалась на 0,17 %, а содержание белка и жира в суточном удое — на 5,7 %. Затраты корма, выраженные в кормовых единицах, на 1 кг молока базисной жирности в опытной группе составили 0,78 к. е., а в контрольной — 0,81, или меньше на 3,9 %.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: